информ-религия

информ-религия

информ-религияинформ-религия

  АГЕНTСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "INFORM-RELIGION"
  Мониторинг СМИ ПРАВОСЛАВИЕ / ЭКУМЕНИЗМ   << НА ГЛАВНУЮ 5 марта, 2010  
   

ПРАВОСЛАВНОЕ ПОНЯТИЕ "ОТЕЦ ЦЕРКВИ" И ЕГО ЭКУМЕНИЧЕСКИЕ ПОДМЕНЫ

СТОРОНА "А" -
зарегистрированы как зеленые:

Родоначальник отечественной патрологии архиепископ Филарет (Гумилевский) дает следующее определение данного термина: "святой отец это канонизированный Церковью святой угодник Божий, который оставил после себя писания, согласные с учением Церкви и способные возрождать новых чад к духовной жизни" . Тот же автор пишет, что пределом эпохи святых отцов протестанты признают V век, католики VIII , а согласно православному учению во все времена Святой Дух будет воздвигать отцов Церкви, которые получат высшее для своего времени образование и решат вопросы, которые поставит перед Церковью дух времени. ("Историческое учение об отцах Церкви". Простите, цитирую по памяти). Это наиболее точное и верное определение святого отца. Ни один последующий православный патролог не сумел лучше владыки Филарета дать определение этого понятия

СТОРОНА "Б" -
зарегистрированы как черные:

Если брать определение из учебника о. Иоанна Мейендорфа "Введение в святоотеческое богословие", "Святым отцом почитается тот, кто в правильных понятиях толкует апостольскую веру для своих современников". Он так же отвергает хронологические рамки для существования святых отцов.

Вполне согласен с ним митрополит Диоклийский Каллист (Уэр) который считает, что эпоха святых отцов не завершилась в V или VIII веке; святоотеческая эпоха в Православной Церкви продолжается и поныне: "Очень опасно смотреть на "отцов" как на законченный корпус писаний, целиком относящихся к прошлому. Разве наш век не может произвести на свет нового Василия или Афанасия? Говорить, что святых отцов больше уже не может быть, значит утверждать, что Святой Дух покинул Церковь". Исходя из этого такие современные авторы, как Паисий Святогорец, и Антоний Сурожский так же могут быть признаны со временем святыми отцами.
 

СТОРОНА "А" -
зарегистрированы как зеленые:

Старец Паисий может быть признан святым отцом, а Антоний Сурожский - нет.
   

СТОРОНА "Б" -
зарегистрированы как черные:

Почему? Мне известно множество случаев, когда люди, читая писания митрополита Антония, становились глубоко верующими.
 

СТОРОНА "А" -
зарегистрированы как зеленые:

Митрополиту Антонию не хватает нескольких существенных составляющих, чтобы быть признанным святым отцом. Главная из них та, что он не имеет святости жизни.
   

СТОРОНА "Б"
зарегистрированы как черные:

Позвольте с вами не согласиться. Митрополит Антоний великий подвижник благочестия. В годы Великой Отечественной Войны он воевал в рядах французского сопротивления. И он является практически одним из основателей Православия в Англии.
 

СТОРОНА "А"
зарегистрированы как зеленые:

Нельзя оспорить тот факт, что митрополит Антоний был подвижником, но при этом обязательно следует прибавлять: прельщенным подвижником. В своей книге "Школа молитвы" он в качестве образца молитвенного подвига приводит французского крестьянина, проводившего целые дни в деревенском костеле. Когда его спросил Арский Кюре о том, что он делает, сидя там целыми днями, то крестьянин отвечал: "Я гляжу на Него, а Он глядит на меня, и нам хорошо вместе".

Из сказанных католиком слов, любой, хотя бы немного знакомый с учением Церкви, непременно поймет, что этот крестьянин находится в состоянии прелести, которое особенно свойственно западным "молитвенникам". Ибо его слова свидетельствуют о явной гордыне. Особенно кощунственно звучит вторая половина его фразы "нам хорошо вместе". Какой благоразумный человек может сказать, что он пребывает вместе с Богом? Последствия такого состояния могут оказаться весьма плачевны. Если человек, пребывающий в прелести, вовремя не осознает, что с ним происходит, то в лучшем случае скоро становится пациентом психиатрической больницы, а в худшем - самочинно лишает себя жизни. В психиатрии такое состояние называется обсессией. Подобное "молитвенное" воображение способствует развитию болезни.

Такие примеры католического моления святыми отцами расценивались как явная бесовская прелесть. "Большая часть подвижников Западной церкви, провозглашаемых ею за величайших святых, - пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), - по отпадении ея от Восточной Церкви и по отступлении Святаго Духа от нея, молились и достигали видений, разумеется, ложных… Эти мнимые святые были в ужаснейшей бесовской прелести. Прелесть уже естественно воздвигается на основании богохульства, которым у еретиков извращена догматическая вера. Поведение подвижников латинства, объятых прелестью, было всегда исступленное, по причине необыкновенного вещественного, страстного разгорячения". (Свт. Игнатий (Брянчанинов). Т. 1. С. 243).

Пример французского крестьнина можно дополнить примерами из жизнеописаний католических "святых", таких как Франциск, Тереза, Мехтильда, Гертруда, Анджела… Так, последняя, сгорая от любви, просит Христа показать ей хоть одну часть тела, распятого на кресте. "И тогда явил Он мне Свою шею…", - говорит "святая", - "Он же не явил мне ничего, кроме шеи этой, прекраснейшей и сладчайшей…". Нет никакого смысла повторять эти кощунственные страстные описания, исполненные мерзкого блудного начала. "Это сильные галлюцинации на почве истерии, т.е. прелесть…, - пишет А. Ф. Лосев, - Весь этот бедлам эротомании, бесовской гордости и сатанизма - можно, конечно, только анафематствовать". (Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М: "Мысль". 1993. С. 884-885).

Митрополит же Антоний предлагает читателю этих и подобных им католических "молитвенников" в образец для подражания. Данный факт убеждает нас, что владыка Антоний находился в состоянии бесовской прелести. В целом же от данного труда владыки Антония веет ересью экуменизма.
 

СТОРОНА "Б" -
зарегистрированы как черные:
 

Даже у святых отцов можно найти ересь. Протоиерей Иоанн Мейндорф пишет: "Если мы считаем писания святых отцов Церкви свидетелями истины, нам следует пребывать с ними в духовной преемственности. Это… предполагает усвоение некоей внутренней логики, интуиции, последовательности развития святоотеческой мысли. На этом свободном пути всегда существует опасность впадения в ересь, однако не следует забывать, что никакой человек, просто в силу своей человеческой ограниченности, не свободен от такой опасности и что, с другой стороны, вполне еретиком является один лишь диавол, раз и навсегда сказавший Богу "нет"". (Введение в святоотеческое богословие).

А чуть ниже он же пишет: "По поводу ереси повторим еще раз: в нашем падшем мире полной свободы от заблуждений не существует, и в каком-то смысле люди даже "имеют право" на заблуждения. Еретические утверждения можно отыскать у любого св. отца. Но не существует и такого явления, как полный абсолютный еретик….". Потому владыку Антония, если даже у него и встречаются еретические мысли, еще нельзя назвать еретиком.

СТОРОНА "А" -
зарегистрированы как зеленые:

Святые отцы не разделяют учения протоиерея Мейндорфа о ереси и еретиках. Например, святитель Марк Эфесский, называет католиков еретиками и приводит основания для этого. ""Никогда", - говорят они (т.е. униаты) - "мы не считали латинян еретиками, но только схизматиками". - Но это-то они взяли от тех самих (т.е. латинян), ибо те, не имея в чем обвинить нас за наше догматическое учение, называют нас схизматиками за то, что мы уклонились от покорности им, которую должны иметь, как тем думается. Но пусть будет рассмотрено: будет ли справедливым и нам оказать тем любезность и ничего не ставить им в вину относительно Веры. - Причину для раскола они дали, открыто сделав прибавление (Filioque), которое до того говорили в тайне; мы же откололись от них первые, лучше же сказать, отделили их и отсекли от общего Тела Церкви. Почему? - скажи мне. - Потому ли, что они имеют правую Веру или православно сделали прибавление (в Символе)? - Но кто бы так стал говорить, разве уж весьма поврежденный в голове. - Но потому (мы откололись от них), что они имеют нелепое и нечестивое суждение и нежданно-негаданно сделали прибавление. Итак, мы отвратились от них, как от еретиков, и поэтому отмежевались от них. Что же еще нужно? - Ведь блогочестивые законы говорят так: "Является еретиком и подлежит законам против еретиков, тот, кто хотя бы и немногим отклоняется от Православной Веры". Если же латиняне ничем не отклоняются от правой Веры, то, повидимому, мы напрасно их отсекаем; но если они совершенно отклонились, и то в отношении богословия о Святом Духе, хула в отношении Которого - величайшая из всех опасностей, то ясно - что они еретики, и мы отсекаем их как еретиков…. Что же и мудрейший Патриарх Антиохийский Феодор Вальсамон в ответах Марку, Святейшему Патриарху Александрийскому, пишет о сем? - "Пленные латиняне и иные, приходя в Кафолические наши церкви, просят причастия Божественных Святынь. Мы желаем знать: допустимо ли это? - (Ответ:) "Иже несть со Мною, на Мя есть: и иже не собирает со Мною, расточает". Поскольку много лет тому назад знаменитый удел Западной Церкви, именно - Римский, был отделен от общения с прочими четырьмя Святейшими Патриархами, отступив в обычаи и догматы чуждые Кафолической Церкви и православным (по этой-то причине Папа не был удостоен общего возношения имен Патриархов в Божественных священнодействиях), то не должно латинский род освящать чрез Божественные и пречистые Дары (подаемые) из руки священнической, если сначала он (латинянин) не положит отступить от латинских догматов и обычаев, и будет оглашен и причислен к православным". Слышал ли, что они уклонились не только в обычаи, но и в догматы, чуждые православным (а то, что чуждо православным, конечно, - еретическое учение), и что, по канонам, они должны быть оглашены и присоединены к Православию?". (Из Окружного Послания против греколатинян и постановлений Флорентийского Собора).

СТОРОНА "Б"-
зарегистрированы как черные:
 

А вы не допускаете мысли, что Марк Ефесский мог ошибаться?
 

СТОРОНА "А" -
зарегистрированы как зеленые:

Святитель Марк ясно пишет, что еретик это тот, кто искажает Православную Веру. В то же время ни один здравомыслящий православный человек не может найти в писаниях святителя Марка ереси, так же, как и в писаниях святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Тут отец Иоанн дал маху. Учение Мейндорфа о "праве" на заблуждение это письменно зафиксированное устное предание парижских "богословов", которое является базой для их еретических дерзостей в области православной догматики. К чему такой подход привел, например Уэра, видно из того, что он открыто отстаивает безумную идею установления женского священства в Православной Церкви. А его ученик епископ Венский и Австрийский Илларион призывает к заключению унии с Ватиканом. "Нам необходимо, - говорит он, - заключить стратегический альянс с Католической Церковью с тем, чтобы вместе противостоять вызовам, которые ставит перед нами воинствующий секуляризм".

По поводу женского "священства" святой Апостол Павел пишет: Женываши в церквах дамолчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. (1 Кор. 14, 34). А по поводу унии с Ватиканом святой Иоанн Кронштадский учит: "Кто бы ни желал соединиться из православных с католиками или лютеранами и быть с ними одно - во Христе, одною Церковию, одним обществом верующих! Но кто из членов этих глаголемых церквей, особенно предстоятелей, именуемых папами, патриархами, митрополитами, архиепископами и епископами или же ксендзами, патерами, - согласится отречься от своих заблуждений? Никто. А мы согласиться с их еретическим учением не можем без вреда своему душевному спасению... Разве можно соединить несоединимое - ложь с истиной?" (Живой Колос. Выписки из дневника за 1907-1908 гг. СПб, 1909. Стр. 31).

Итак, мы видим, что ум Уэра и Алфеева далек от ума святых отцов и апостолов. Явно, что они приобрели не "святоотеческий ум", а "духа лестча", родственного с тем, который имел в себе митрополит Антоний (Блюм).

СТОРОНА "Б" -
зарегистрированы как черные:

Что же и преподобный Исаак Сирин имел в себе духа лестча? Ведь известно, что он был несторианином, одно время даже несторианским епископом?

СТОРОНА "А" -
зарегистрированы как зеленые:

Это фантастическая мистификация епископа Илариона (Алфеева). Достаточно ознакомиться с историей появления на свет его еретического "перевода".

"Книгу о преподобном Исааке Сирине, - говорит Алфеев в интервью журналу "Нескучный Сад", - я начал в Оксфорде, а закончил по возвращении в Москву. В Оксфорде мне посчастливилось работать под руководством замечательного сиролога - Себастиана Брока. Вместе с ним мы прочли изданные им Беседы 4-41 из так называемого "второго тома" творений Исаака Сирина: он терпеливо разъяснял мне все темные места, которых там оказалось не меньше, чем в известном "первом томе". Впоследствии я перевел беседы 1-2 и 4-41 из "второго тома" на русский язык (беседы 1 и 2 я переводил по рукописи, так как их текст до сих пор не издан)".

Но это неправда. Сначала Себастьян Брок (католик) издал книгу найденных им текстов псевдо Исаака на серийском языке с подстрочником на английском. Затем Иларион (Алфеев) перевел с английского подстрочник на русский язык и издал в России. Надо отметить, что найденные рукописи С. Броком частично, возможно, и принадлежат руке преп. Исаака, но абсолютно ясно, что далеко не все.

В подтверждение тому, что превод сделан не с сирийского а с английского является полное незнание Алфеевым сирийского языка. Когда это каким-то образом всплыло на поверхность, то Алфеев судорожно искал учителя по сирийскому, чтобы доказать обманутой общественности, что якобы перевод сделан Алфеевым с сирийского, а не с английского.

Но когда разговоры поутихли, Алфеев, не найдя знатоков древне-сирийского, так и остался неучем. Сирийского он не знает.

Теперь: кто такой Себастьян Брок? Католик, то есть еретик. Для сравнения скажем, что перевод первого тома Исаака Сирина делал преподобный Паисий Величковский.

Уже начиная с апостольского века, появились апокрифические евангелия, которые святые апостолы и святые отцы признали подложными. На Западе известны Лжеисидоровы декреталии. Святитель Марк Эфесский во время работы Флорентийского собора не раз указывал католикам на подложность писаний, которыми они пользовались для доказательства своей ереси. Подлог апостольских, соборных и святоотеческих писаний, выдавание писаний еретиков за писания святых отцов это древняя еретическая практика.

Из истории появления перевода "второго тома" абсолютно ясно, что это писания не преподобного Исаака, а неизвестного несторианского автора, почерк которого якобы похож на почерк преп. Исаака. Однако проведенная экспертиза показала, что автор первого тома и автор второго - абсолютно разые люди. Здесь не только разница в почерках, но так же разница в годах написания, которая указывает на более позднее письмо - лет так на 400.

Зачем Алфееву понадобилось публиковать труд С. Брока? Все очень просто - Алфеев разделят ересь Оригена о всеобщем спасении людей и бесов, осужденную святыми отцами V Вселенского Собора. Для ее то обоснования и понадобился 2-й том бесед псевдо-Исаака Сирина.

Чтобы как-то утвердить в душах невежд, что С. Брок сделал великое открытие нашел рукописи второго тома, Алфеев написал книгу "Об основных темах богословия прп. Исаака Сирина / [Псевдо-]Исаак Сирин", в которой он пишет: "Наиболее характерной особенностью эсхатологии прп. Исаака является его вера во всеобщее спасение... Эта вера имеет мало общего с осужденным в VI в. Церковью учением Оригена, так как исходит из принципиально иных предпосылок. Исходным пунктом всех эсхатологических построений прп. Исаака является не логическая необходимость восстановления всего тварного бытия в его первоначальном состоянии, но любовь Божия, которая превосходит всякую идею воздаяния и возмездия".

В этих словах Илариона Алфеева заключается лукавство. Действительно, предпослылки Оригена и того еретического автора, которого он называет преп. Исааком Сирином, разные. Но на V Вселенском Соборе осуждена была как раз именно сама идея всеобщего спасения, а не ее неверные предпослылки. Таким образом, Алфеев навлекает на себя и свои "писания" анафему святых отцов, участвовавших в работе Собора, которые постановили: "Кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей временно и что после некоторого времени оно будет иметь конец, или что будет после восстановление демонов и нечестивых людей, - да будет анафема".

Вместе с подложными переводами необходимо затронуть проблему подложных святых. В настоящее время канонизируется много лиц, которых трудно отнести к лику святых. Характерным примером является канонизация Константинопольским патриархатом парижской монахини Марии (Скобцовой). Эта "монахиня" ходила в брюках, курила сигареты. Такие либеральные нравы ее были отражением не менее либерального духа. Она активно сотрудничала с католиками и была по мировоззрению экуменстка. Наверняка у этой особы были какие-то письма, а то и богословские работы. Но, разумеется, она не может быть признана ни святым отцом, ни хотя бы святой матерью. Тем более, что в истории не было примеров, чтобы женщины занимались богословием.

Другой пример из этой же области - убиенный священник Павел Флоренский. В свое время было известно, что он увлекался каббалой. Его держали в Духовной академии лишь потому, что другие преподаватели вообще были неверующие. Конечно же, он не святой отец, хотя и отбывал заключение на Соловках.

Тут уместно привести заявление Синодальной Богословской комиссии, зделанное ей в связи с канонизацией сотен и тысяч новых мучеников и исповедников Российских XX века, многие из которых были авторами богословских статей и книг. Согласно этому заявлению канонизация того или иного лица в качестве мученика, исповедника, преподобного или святителя вовсе не означает, что его писания автоматически возводятся в разряд святоотеческих творений. Церковь прославила новомучеников за их страдания и смерть, но не канонизировала тем самым все, что выходило из-под их пера.
 

СТОРОНА "Б"-
зарегистрированы как черные:

Обоснуйте ваше мнение, почему старец Паисий может со временем быть признан святым отцом.
 

СТОРОНА "А" -
зарегистрированы как зеленые:

Схимонах Паисий (Эзнепидис) может со временем может быть признан святым отцом по трем причинам:

1. Он отличался святой жизнью.

2. Хотя он не имел высшего светского и богословского образования, но этот недостаток обильно восполнила благодать Духа Святого, почивавшая на старце. Данное обстоятельство поставило его в центр духовной борьбы, которую ведет Мировое Православие с антихристовым "новым мировым порядком". Единственная проблема заключается в том, что сам старец написал всего три книги: "Житие иеромонаха Арсения Каппадокийского", "Знамение времен 666" и "Отцы святогорцы". Остальные книги представляют записи его учеников со слов старца. Они, к сожалению, не всегда отличаются достоверностью. Иногда встречается откровенный подлог. Например, там, где старец ругает "зилотов" и оправдывает новостильников. Старец был ревнителем святых канонов и никогда бы не стал делать столь опрометчивые заявления.

3. Его наставления вполне гармонируют с учением святых апостолов и святых отцов.

Еще можно назвать имя митрополита Иоанна Петербургского. Владыка Иоанн так же со временем может быть признан святым отцом. Он отличался святостью жизни. Получил высшее богословское образование - доктор церковной истории. Его книги многим нашим современникам открыли глаза на то, что происходит с нами и нашей Родиной. Через это многие люди различных убеждений и общественного положения обрели дорогу к Церкви и Православной Вере.

Форум "Добрые вести", интернет-дискуссия преподавателей духовных школ

Фото: 1 - митрополит Антоний Сурожский (Блюм); 2 - монахиня Мария (Скобцова); 3- схимонах Паисий (Эзнепидис); 4 - место погребения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) на Никольском кладбище Александро-Невской лавры (Санкт-Петербург)

 

Электронный адрес редакции
 

НОВОСТИ   |   СТАТИСТИКА   |   АНАЛИТИКА  |   КОММЕНТАРИИ   |   МОНИТОРИНГ СМИ   |   ВИДЕО

Copyright © Международное агентство религиозной информации "INFORM-RELIGION"