Мониторинг СМИ ЭКУМЕНИЗМ   << НА ГЛАВНУЮ 26 мая, 2010  
   

ХОЧЕТ ЛИ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ СОЕДИНЕНИЯ С РИМО-КАТОЛИЧЕСКОЙ?

Комментарий на вызывающие высказывания митрополита Минского и Слуцкого Филарета

Недавно, во время своего интервью СМИ Италии митрополит Минский и Слуцкий Филарет, патриарший экзарх Белоруссии высказал весьма смелое и опасное для Православия мнение: "для католиков и православных наступило время сделать решительные шаги по направлению к полному единству. Обе Церкви хотят этого единства". [1]

Мы, как православные верующие, считаем своим долгом выразить свое полное несогласие и даже протест в отношении этих слов видного иерарха Русской Православной Церкви, который кроме всего прочего является председателем Богословской Комиссии РПЦ МП. Эти слова, напечатанные в римо-католичских газетах, представляют собой огромный соблазн, как для православных, так и для римо-католиков. Такие высказывания перечеркивают для римо-католиков возможность для обретения спасения, которое невозможно без отвержения многочисленных вероучительных отступлений Римо-Католической церкви и воссоединения с Православной Церковью. И чтобы понять и осознать недопустимость таких высказываний иерархом и еще от имени Православной Церкви, мы предлагаем наш богословский комментарий.

Прежде всего, каждый православный христианин: иерарх, клирик или мирянин, должен отчетливо себе представлять:

  • Церковь Христова это не только иерархия, Священный Синод или патриарх, а все верующие православные христиане,

  • мнение высокопоставленного иерарха, даже члена Священного Синода, патриарха или даже Архиерейского собора не является решением Церкви, или поместной Церкви, не выражает мнения и голоса Церкви, если они противоречат учению и сознанию Церкви, изложенному святыми Вселенскими и поместными соборами, а также посланиями восточных патриархов, согласных с воззрениями Святых Отцов, которое прежде были приняты и рассматривались в качестве символических книг и канонических посланий Православной Церкви,

  • lхранителем веры в Православной Церкви является по долгу служения всякий православный епископ,  но история недвусмысленно доказывает, что многие епископы, патриархи были еретиками. Поэтому Восточные Патриархи, учитывая все исторические факты, не стесняясь возможного умаления их иерархического достоинства пишут, что "хранитель благочестия у нас есть самое тело Церкви, т.е. самый народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласную с верою отцов его". [2]

В связи с этим высказывания Высокопреосвященнейшего митрополита Филарета о том, что "обе Церкви хотят" единства ни в коем случае нельзя рассматривать как действительное желание всей Православной Церкви. Этого соединения, притом на основании серьезных уступок Православной Церкви Римо-Католической церкви, желают лишь некоторые высокопоставленные иерархи Православной Церкви, в вступающие в активные контакты с представителями Ватикана.

Но это вовсе не желание самой Церкви, которую составляют и епископы, и священники, и дияконы и весь народ Божий. Но это желание некоторых иерархов, как, например митрополита Филарета, митрополита Илариона (Алфеева) имеет своей причиной совершенно ни чем  не обоснованное внутренне личностное стремление. И подобные желания является следствием активного политиканства, отсутствия личностного опыта глубокой духовной жизни, а значит и опыта яркого переживания благодати Божией.

История знает имена многих иерархов прошлого, которые при особых политических обстоятельствах меняли свои православные убеждения и предавали Православие: Виссарион, митрополит Никейский, Иоанн Векк, патриарх Константинопольский, Исидор митрополит Киевский и ряд других. Однако причиной такой измены всегда являлось отсутствия опыта в  подвижническом образе жизни. Однако это вовсе не означало также, что Православная Церковь желала унии с Римо-Католической церковью. Как раз наоборот, именно Церковь в лице своего иночества, видных иерархов боролась с унией, которая, порой, овладевала всей Церковью. К таковым относятся, прежде всего, иноки святой Горы Афон, которые отвергли Лионскую унию 1272 г. и большинство из них стали мучениками за Православную веру. Во времена споров о природе Фаворского света в 14 в. римо-католицизма порицался и обличался как ересь свт. Григорий Паламой, архиепископом Фессалоникийским. [3] А в 15в. обличителем позорной Ферраро-Флорентиской унии стал свт. Марк, митрополит Ефесский. Свт. Марк, который хотя и желал соединения Восточной Церкви с Римской, указывал на то, что это соединение невозможно, если в основу его не полагается православная, неискаженная вера. [4]

То, как относится Православная Церковь к Римо-Католической церкви, было хорошо изложено в Окружном Синодальном Послании Константинопольской церкви от 1895 г.: "А нынешняя римская церковь есть церковь нововведений, подделывания писаний отцов Церкви и извращенного толкования св. Писания и определений соборов. Поэтому благомысленно и справедливо она отвергнута и отвергается, пока упорствует в своём заблуждении". [5]

Это упорство Римской церкви в своих заблуждениях мы наблюдаем и сегодня, несмотря на то, что и продолжается богословский Диалог обеих церквей в рамках Международной Комиссии по диалогу. Ход этого диалога недвусмысленно свидетельствует об уступках только с православной стороны (в особенности в Баламанд, где признаны действительными таинства латинян, а также в Равенне, где был незаконным образом заложен некий фундамент для признания примата Римского папы). Со стороны Римо-Католической же церкви, невзирая на диалог, ведется в православной среде активное обращение в свою веру, так называемый прозелетизм. [6]

Что значит при современном состоянии  римо-католицизма сделать "обеим церквам решительные шаги по направлению к полному единству"? Это означает ничто иное как - закрыть глаза на ту существующую между обеими церквами пропасть в области вероучения, которая возникла в 1054г. и разрослась до нашего времени. Кроме того, II Ватиканский собор, который сегодня так расхваливает папа Бенедикт XVI, эту пропасть увеличил благодаря многим литургическим нововведениям, отражающим глубочайший духовный кризис Западной церкви. Современный римо-католицизм, в особенности в лице служений Римского папы, больше напоминает не богослужение, а театральное представление. И сегодня желаемое соединение делается еще более невозможным.

До сих пор в Римской церкви удерживаются два изначальных заблуждения:

  1. учение об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына (filioque);
  2. учение о примате Римского папы, его административно-юридическом главенстве в Церкви к которому I Ватиканский собор добавил учение о непогрешимости Римского первосвященника, когда он проповедует с кафедры.

Последнее положение является откровенным богохульством, которым совершается дерзкое посягательство на то, что принадлежит исключительно Христу, как истинной и единственной главе Церкви Христовой. Но II Ватиканский собор развил это учение Римской церкви и далее: "Религиозное подчинение воли и ума должно проявляться особым способом по отношению к учительной власти Римского понтифика даже в том случае, когда он не говорит с кафедры (ex catedra)". [7]

Этим решение римский епископ незаконно поставляется выше Вселенского собора, им упраздняется принцип соборного устройства Церкви, который ей присущ изначала, со дня Святой Пятидесятницы.

И сегодня, когда иерарх Православной Церкви призывает к принятию "решительных шагов для восстановления полного единства", это означает остановить и прекратить всякий богословский диалог, признать имеющиеся догматические заблуждения Римской церкви как несуществующие и совершить насильственное соединение двух церквей. Но все это, в конечном итоге является откровенным планом уничтожения Церкви, Православной Церкви, планом коварным и даже сатанинским. Римская церковь как еретическое собрание, а вместе с ней и иные Западные церкви, "которые во многом извратили евангельскую веру, веру Апостолов и Святых Отцов, - подчеркивается в Заявлении Священного Кинота Святой Горы Афон от 17/30/12/2006, - лишены освящающей благодати, истинных таинств и апостольского преемства..."

Примечания:

[1] sibcatholic.ru

сообщение Ватикана от 6. 05.2010г.

[2] Окружное Послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам. СПб. 1859, п. 17, с. 233//Догматические послания православных иерархов 17-19 вв. о Православной вере. Репринт. СТСЛ. 1995

[3] См. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М. Канон. 1995, Триада 3, 1, 3, с. 270 "И разве это не прямо то мнение латинян (речь идет о filioque) , за которое они были изнаны из пределов нашей Церкви..."

[4] См., например, "Речь свт. Марка Ефесского на соборе в Ферраре перед папой Евгением IV"//Архим. Амвросий (Погодин). Свт. Марк Эфесский и Флорентийская Уния., с. 43

[5] Окружное Патриаршее и Синодальное послание 1895.//Догматические послания православных иерархов... Репринт. СТСЛ. 1995.. с. 263

[6] Достаточно взглянуть на сообщения Католической газеты, издаваемой католической епископией в Новосибирске, в которой приводятся факты активного прозелитизма в Сибири. При этом используется обман людей: открываются католические приходы восточного обряда.

[7] The Documents of Vatican. New York. 1966, p. 48

Источник: "Православный Апологет"

Фото: 1, 2 - митрополит Филарет и католические кардиналы

Электронный адрес редакции
 

НОВОСТИ   |   СТАТИСТИКА   |   АНАЛИТИКА  |   КОММЕНТАРИИ   |   МОНИТОРИНГ СМИ   |   ВИДЕО

Copyright © Международное агентство религиозной информации "INFORM-RELIGION"