Статьи | ПРАВОСЛАВИЕ / КАТОЛИЦИЗМ | << НА ГЛАВНУЮ | 28 июля, 2010 | |||
"ДОГМАТИЧЕСКОЕ НОВОВВЕДЕНИЕ ЗЛОСЛАВИЯ" Святитель Григорий Палама о римо-католицизме (латинянах)
Решительно никогда никто из вас мы не примем в общение, покуда вы будете говорить, что и от Сына Дух [исходит] 1. Введение Вопрос об отношении к римо-католицизму, то есть к Западной церкви одного из видных столпов Православной Церкви свт. Григория Паламы представляет большой интерес для православного богословия, и в особенности для православной экклезиологии (учения о Церкви). Интерес он представляет и для церковно-исторической науки, поскольку он дает возможность изучить культурно-исторический подтекст, на котором выстраивались понятия о Западной церкви и Западе в Восточно-Римской империи, на византийском Востоке в XIV столетии. А так как это время было своего рода некоторой передышкой Восточной империи и периодом ее культурного расцвета после крушения Латинской империи (1262г.), созданной на обломках империи ромеев, и перед ее окончательным закатом (1453г.), то этот исторический промежуток времени вызывает особый интерес. На последнюю восточно-римский император Михаил VIII Палеолог смотрел как на средство не столько для достижения церковного "единства" между Востоком и Западом, сколько как на политическую игру с помощью которой можно было бы осуществить идею восстановления Великой Восточно-Римской империи, судии Вселенной. Однако провал унии и активное сопротивлений ей епископата и афонского монашества доказал ошибочность тактики удачного решения политических проблем с помощью церковной "унии". 4 Бог подобные действия не только не благословляет, но и разрушает всякие намерения, которые строятся на измене истинной веры. Так что в XIV столетии не могли не знать и не помнить о провале Лионской унии и униональной деятельности патриарха Иоанна Векка. 5 Прекрасным уроком для византийцев стал и разгром Афона посланцами унии. Мы не можем не упомянуть и об очень важном факте, который связан с историей сожжения Зографского монастыря посланниками Рима. Именно перед приходом латинян Богоматерь известила старца, имевшего обыкновение читать по несколько раз в день акафист Богоматери перед Ее иконой о приближении к Зографу римо-католиков с целью установления унии.6 Ее слова преподобному отшельнику о латинянах представляют собой богооткровенное обличение современного богословия диалога-любви, отрицающего всякое различие между ересью и Церковью: "..Не бойся, но иди поскорее в монастырь и объяви братии и игумену, что враги Мои и Сына Моего уже близко". 7
Византийцы, несмотря на природную хитрость и дипломатическую изворотливость, унаследованную от античных времен и греческой софистики, все же умели выносить уроки из истории. И, несмотря на то, что в XIV Запад, и прежде всего Италия, стал постепенно входить в период Ренессанса, Восточно-Римская империя имела свои классические представления о гуманизме. Она имела и своих представителей греческого гуманизма, которые, как оказалось, повлияли и на видных представителей западного итальянского гуманизма. Варлаам Калабриец Появление в Византии, сначала в Этолии, а затем в Фессалониках и Константинополе греческого униатского монаха Варлаама ордена свт. Василия Великого, в истории Православной Церкви стало еще одной важной страницей напряженной борьбы византийского богословия и науки с западным рационализмом. Обладавший широкими познаниями в античной философии, Варлаам отличался острым умом и способностью к учительской деятельности. Он занимался помимо философии математикой, астрономией и всей "внешней" мудростью. На Западе он пользовался большим уважением предшественников итальянского Возрождения Петрарки и Бокаччо. Варалаам, по некоторым сведениям, был приверженцем униональной партии со стороны латинян, которая считала достаточным для соединения церквей лишь признание греками первенства Римского папы. Монах Варлаам по прибытии в Византию взял на себя именно миссию исполнения вышеупомянутой задачи униональной партии. Интересно то, что его попытка превознести свои знания над византийским научным и богословским миром привела лишь к печальным для него же последствиям. В диспуте с византийским ученым Никифором Григорой Варлаам потерпел полное поражение. 9 Он был вынужден с позором покинуть Константинополь и удалиться в Фессалоники. Свт. Афанасий, патриарх Константинопольский, будучи еще монахом на горе Галисий, писал о латинянах: "Поэтому я вас, братий, предостерегаю, побуждаю, советую и умоляю с терпением пребывать в чистом житии и верных догматах. От всей души отвергайте общение с италийцами, пусть даже если его и постигнет какая-либо беда ради чести и славы Отца и Сына и Святого Духа". 12 Чем дальше время уходило от начальной точки отсчета церковной схизмы 1054, тем более ярко и четко прослеживалось отпадение Римской церкви от Вселенской Православной Церкви. В одном из своих посланий свт. Марк Эфесский писал, что латинян вначале не называли еретиками явно, поскольку старались выждать время и попытаться залечить возникшую рану. 13 Однако укоренение с течением времени римской церкви в своих догматических заблуждениях давало право уже свт. Григорию Паламе высказываться в отношении Западной церкви вполне определенно и в категоричных тонах. Св. Григорий Палама и его критика латинского учения о Filioque Впервые мы находим у свт. Григория Паламы высказывания о Римо-Католической церкви в его антирритиках об исхождении Святого Духа. Они были написаны, как считают некоторые исследователи богословия свт. Григория Паламы, в опровержения метода и способа ведения богословской полемики с латинянами монаха Варлаама. 14 Он использовал методы античной софистики вне всякой связи со святоотеческим учением и апофатическим богословием. Другие исследователи считают, что эти антиррики были написаны вне всякой связи с антилатинскими трактатами Варлаама, и являлись непосредственным ответом на учение латинян. 15 Причиной этой богословской полемики послужило знаменательное событие в истории диалога между Восточной Православной Церковью и Западной церковью. В 1334г. по приглашению императора Адроника Палеолога III в Константинополь прибыли представители Римского папы Бенедикта XII: итальянец епископ Херсонский Франциск и англичанин Рихард, епископ Боспорский. 16 Профессор П. Христу следующим образом описывает обстоятельства, которые привели к вмешательству свт. Григория Паламы, тогда еще монаха пустыньки прп. Саввы при Лавре прп. Афанасия: "В отличие от традиционного учения Восточных об исхождении Святого Духа от единого начала, то есть от Отца, латиняне выдвинули их собственное учение об исхождении от Отца и от Сына, как имевшее своим истоком учение ряда конкретных богословов начиная от бл. Августина и до Ансельма Кентерберийского и Фомы Кемпийского. Но и они, признавая опасность введения двуначалия в троичное богословие, тем не менее в сущности изгнали этим двойным исхождением учение о единоначалии, tanquam ab umo principio согласно определению Лионского собора, не боясь тем самым опасности постижения учения об изначальной монархии. Варлаам, поскольку он счел невозможным постичь и принять того, что является истинным в богословии, представил в качестве решения вышеуказанной догматической проблемы западных христиан некое средство - построение некоего связующего моста (μιᾶς γεφύρας) между двумя догматами веры, и, следовательно, создание предпосылок для желанного соединения церквей. То есть, отстаивая это средство, он подчеркнул, что вовсе не является абсурдным и неуместным принимать кому-либо два начала, Отца и Сына, но не разделенные и противоположные, а как одно от другого, при этом прибегая к свидетельству свт. Григория Богослова, который говорит о Сыне "как начале из начала" (ἡ ἐκ τῆς ἀρχῆς ἀρχή). Византийские богословские круги сочли благим найти истинного защитника православного учения. Свт. Григорий Палама в то время пребывал в пустыньке прп. Саввы возле лавры на Святой Горе Афон. Случилось так, что его друг из Фессалоник призвал его принять участие в дискуссии для того, чтобы разъяснить православную позицию. Он, проявляя свое сочувствие, составил данные два труда. Ими он не давал ответа Варлааму, в которых он даже не упоминает имени Варлаама, но отвечал латинянам. И это в действительности так, поскольку он не давал исчерпывающего суждения на ответ Варлаама латинянам". 17 И несколько позже он также дает важное указание: "И когда говорящий, что Дух имеет свое бытие через Сына, приемля это в смысле, что имеет бытие "от" (ἐκ)(Сына), то он ошибается. Поскольку согласно слову Дух говорится (происходит) чрез (διά) Него, а не от Него, но вместе с Ним, рожденным от Отца, и Дух исходит". 19 <...> главная предпосылка св. Григория Паламы основывалась на традиционном доводе о первичности ипостасей по отношению к сущности. По мнению св. Григория, латинское учение о двойном исхождении необходимо влечет за собой нарушение свойств ипостасей. “Латиняне не могут ничего отвечать тем, кто обвиняет их во введение двух начал Духа, потому что Отец и Сын, в качестве ипостасей. суть два, а не одно”, а исхождение является ипостасным действием Отца. Корень зла св. Григорий Палама видел в эссенциализме (то есть примате сущности) в учении Латинян: они доказывали Filioquе на основе тезиса о природном единстве Отца и Сына. На это св. Григорий отвечал следующее. Да, действительно Отец и Сын одной природы, но и Дух равным образом обладает этой единственной природой, и если исхождение, акт не ипостаси, а природы, то Он должен был бы исходить Сам из Себя. Если божественная природа является источником рождения и исхождения, то тогда “Сын должен рождаться от Духа”. Но тогда в учении о Троице вообще наступает хаос. Единственный выход из него - учение о ипостасном характере и рождении и исхождении. Ипостась Отца является активным началом Божественного единства. “Бог един не только потому, что Его природа едина, но и потому, что к единственному лицу восходят те Лица, что из Него” (Св. Григорий Палама. Слово о исхождении Святого Духа). Здесь он опирается на св. Григория Богослова, который в своем 42 слове говорит: “Природа едина в Трех, и это - Бог, но их единство - Отец” 20. В Боге “происхождение ипостатично”, и если латиняне принимают, что Отец и Сын составляют один и тот же источник Духа Духа, они должны также признать, что Сын “единоипостасен” Отцу (2 слово о исхождени Святого Духа). Учение латинян о Filioquе свт. Григорий именует "догматическим нововведением злославия" (καινοφωνία τοῦ δόγματος τῆς κακοδοξίας) 21. Свт. Григорий будучи последовательным преемником святых и богоносных Отцов Православной церкви, ставил чистоту догматического вероучения во главу спасения. Любое, даже малейшее, искажение веры рассматривалось как губительное злочестие и ересь. В своей 7 Омилии свт. Григорий о ереси говорит следующее: "Так мы веруем в единого Бога, в Одном Триипостасном и Всесильном Божестве и пребывающих в таковой вере угодившими Богу восхваляем, не так верующих, но или собственную ересь составивших...отвергаемся. Вам же братия, известно, что лукавые страсти и нечестивые догматы взаимно связаны, имея место по праведному попущению". 22 Он также говорит, что ошибочное представление о Божестве есть "душевная пагуба" (ψυχῆς ὄλεθρος) Такое чуткое отношение к вере, ее глубокое и верное постижение воспитывалось особой аскетической культурой монашеского жития, включающей в себя и внешний подвиг и внутренний, ведущие к безстрастию и чистоте ума, зрению божественных тайн и подлинному богословию. 23 Прп. Иоанн Лествичник, этот величайший столп восточного монашества и зритель божественных тайн, пишет, что, усердно и правильно подвизающийся в ангельском житии достигает "духовного разума" и непременно облекается "в духовное чувство". 24 То есть монашеский подвиг приводит инока к благодатному ощущению и пониманию и различению зла от добра, ереси от Православия. То есть монашеское житие одним из главных своих даров Божиих имеет благодатное догматическое сознание. И мерилом православности предлагаемых взглядов является не рациональное логическое суждение, которое чаще всего заводит в пропасть тончайших философских ересей, а "умное чувство". Безусловно, оно не является достаточным для серьезного церковного служения, в особенности когда это касается защиты Церкви от ереси. Свое достоинство в полной мере оно являет в сочетании с внешним богословием. Поэтому те суждения, которые высказывались свт. Григорием, воспринимались церковной полнотой в качестве выражения голоса Церкви. В последствии это было подтверждено на Константинопольском соборе 1351г. 25 Но Святые Отцы Церкви всякое церковное общество, которое принимало в качестве официальной доктрины неправосмыслие, неправославное учение, считало отпавшим от Церкви. 26 Именно так, то есть как отпавшей от Церкви Христовой, относился свт. Григорий Палама к Римской церкви. В рамках богословия свт. Григория Паламы, и прежде всего его экклезиологии, которая представляет собой строгое следование святоотеческому богословию совершенно неприемлемым является современная богословская идея о "церквах сестрах", которая представляет собой всего лишь разновидность протестантской теории ветвей. 27 Во втором слове "Об исхождении Святого Духа" свт. Григорий говорит о том, что латиняне всякий раз извращают и подделывают божественное слово. "Хуже всего то, - говорит свт. Григорий Палама, - что они (латиняне) вовсе не желают вернуться к тому, от чего они отпали и его содержать, но как люди в действительности необразованные негодуют и весьма противоречат тем, которые подают им руку для исправления, то есть слово истины, которое ведет к истине". 28 То есть свт. Григорий упоминает о присущем латинянам упорстве в своих догматических измышлениях и ведении ими войны с теми, которые пытаются приоткрыть или "указать им на имеющиеся у них заблуждения". 29 Эта гордость не дает им возможности здраво оценить еретичность их учения об "исхождении святого Духа не только от Отца, но и от Сына". Свт. Григорий пишет об этом в словах не столько упрека, сколько глубокого сожаления, ибо эта церковь хотя и "является величайшей и корифеем и удерживает преимущественное положение среди патриарших престолов, но она может вновь восстать после падения и является одной Латинской Церковью". 31 И некогда Позднее в своем знаменитом трактате "В защиту священно-безмолвствующих" (Ὑπὲρ τῶν ἱερῶν ἡσυχαζόντων), который был адресован непосредственно Варламу в 1337г. 32, напавшему на умное молитвенное делание святогорских монахов, свт. Григорий опять коснется отношения к Римской церкви. Критикуя мнение Варлаама о тварности божественной и боготворящей благодати Божией, которое непосредственно связано и с латинским еретическим учением об исхождении и Святого Духа не только от одного Отца, но и от Сына, он пишет: "И разве это не прямо то мнение латинян, за которое они были изгнаны из пределов нашей Церкви (δι᾽ὃ τῶν τῆς καθ᾽ἡμᾶς ἐκκλησίας ἀπεληλανται περιβόλων), - что не благодать, а Сам Дух Святой и посылается (πέμπται) от Сына и изливается через (διά τοῦ υἱοῦ προχεῖται) Сына?" 33 Источник: "Православный Апологет" 1 Περλ ἐκπορεύσεωςτοῦ ἉγίουΠνεύματος1, ΕΠΕ1, 74 (Об исхождении Святого Духа)
[2] Σπυριδώνος Σπ. Μπιλάλη Αρχιμανδρίτου. Η αίρεσις του Filioque, τόμος Α. Ιστορική καί κριτική θεώρησις του Filioque. Έκδ. Ορθόδοξος Τύπος. Αθήναι. 1972, σ. 263 [3] См. В. Г. Ченцова. Венецианские купцы в Романии. //Византия между Востоком и Западом. СПб. Алитейя. 2001,, стр. 239 и далее. [4] Интересный документальный очерк о Лиоской унии содержится в недавноизданном труде монаха Каллиста Властос. Свт. Марк Эфесский и Флорентийский собор. М. Смирние. 2009., Ἀνδρονίκου Δημητρακόπουλου. Ἡ Ἱστορία τοῦ Σχίσματος. Ἔκδ. Τῆνος. Ἀθῆναι. 1996 [5] Иоанн Век вначале был сильным противником унии с Римом за что был посажен в тюрьму императором Иоанном VIII Палеологом. Но после знакомства с латинскими отцами и под давлением императора он совершал измену Православию, был назначен патриархом Константинопольским. Он считал, что в богословии об исхождении Святого Духа разница лишь заключается в терминологии, и языковых особенностях латинского и греческого языков, что не влияет существенным образом на православность западного богословия. (Θρησκευτική και Ηθική Εγκυκλοπαιδεία.) Именно опровержением его латинофильского богословия занимался и свт. Григорий Палама, который посвятил целый антирритик против Иоанна Векка. Ἀντεπιγραφαὶ εἰς ἐπιγραφάς Βέκκου. [6] См. сказание о чудотворной иконе Божией Матери, именуемой Акафистной, находящейся в Зографском монастыре.//Вышний покров над Афоном. Репринт СТСЛ. 1997, стр. 83-87 [7] Необходимо заметить, что именно с таким отношением в римо-католицизму, Западной церкви мы встречаемся уже в полемических антилатинских трактатах прп. Никиты Стифата, ученика прп. Симеона Нового Богослова. [8] См. Е. М. Ломидзе. Варлаамизм и византийское латиномыслие: просопографические наблюдения.//Византия между Востоком и Западом. СПб. Алитейя. 2001, с. 263 Дан обширный библиографический материал, которым доказывается достаточо хорошее знакосмтво византийцев с западной богословско-философской литературой [9] И. И. Соколов. Свт. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, его труды и учение об исихии. По поводу исследования Г. Х. Папамихаила. СПб. Изд-во Олега Абышко. 2004, с. 63. [10] См. обзорную статью π. Αναστάσιος Γκοτσόπουλος. εφιμέριος Ι. Ν. Αγ. Νικολάου Πατρών. Παπισμός είναι αίρεση. Ομόφωνη η γνώμη των Αγών. (Папство – это ересь. Единогласное мнение Святых) ooderg.com/oode/papismos/airesi1.htm [11] См. Οἱ Ἀγώνες τῶν μοναχῶν ὑπέρ τῆς Ὀρθοδοξίας. Ἔκδ. Ἱερᾶς Μονῆς Ὁσίου Γρηγορίου. Ἅγιον Ὄρος. 2003, σελ. 205-251 [12] Там же, с. 251 [13] См. Каноническое послание свт. Марка Ефесского "о Флоренитийской унии православным и повсюду и на островах". [14] И. И.Соколов. Указ. сочин. [15] Такого мнения придерживается проф. П. Христу [16] См. Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ. Συγγράμματα. Θεσσαλονίκη 1988, τόμος Α. Λόγοι ἀποδεικκτικοί... Εἰσαγωγή. Περιστατικά συγγραφῆς., σ. 9 [17] Там же, σελ. 9-10 [18] ΕΠΕ 51, Γρηγορίου Παλαμᾶ, Ἄπαντα τα ἔργα, τόμ. 1, σ. 172 [19] Там же, с. 175 [20] P.G. t. 36, 476 B [21] Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ. Συγγράμματα. Θεσσαλονίκη 1988, τόμος Α. Λόγος Α, σ. 24, 13 [22] Γρηγορίου Παλαμᾶ Ἔργα, ΕΠΕ, Θεσ/νίκη 1985, τόμ. 9, σελ.224 & 10 [23] См. Ἀρχιμ. Γεωργίου.Ἱερᾶς Μονῆς Ὁσίου Γριγορίου. Ὁ ᾍγιος Γρηγόριος ὁ Παλαμᾶς διδάσκαλος τῆς θεώσεως.Έκδ. Ι. Μ. Οσίου Γρηγορίου Άγιον Όρος. 2000 [24] Слово 26, 22 [25] См. Текст Деяний Константинопольского собора 1351г. Τά Πρακτικά τῶν Ἀγἰῶν καί Οικουμενικῶ Συνόδων. κδ. Καλύβης Τιμίου Προδρόμου Ιεράς Σκήτης Αγίας Άννης.Ἅγιον Ὄρος. σελ.572, & 52 [26] См. свмч. Киприана Карфагенского "О единстве Церкви", свт. Василия Великого 1 каноническое правило и др. [27] Согласно этой теории ни одна из церквей не может претендовать на право обладанием полнотой спасительной истины. Таковой обладают все конфессии вместе взятые. [28] ΕΠΕ 51,Περί εκπορεύσεως του Αγίου Πνεύματος, Λόγος Β., σ. 182. [29] Там же, σ. 182. [30] Там же, σ. 184. [31] Там же, σ. 182. [32] Согласно мнению профессора П. Л. Христу данное произведение было написано свт. Григорием Паламой за четыре года до собора 1341, т .е. в 1337г. Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ. Συγγράμματα. Θεσσαλονίκη 1988, τόμος В. Εἰσαγογή, σ, 313 [33] Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ. Συγγράμματα. Θεσσαλονίκη 1988, τόμος В. Ὑπὲρ τῶν ἱερῶν ἡσυχαζόντων 3, 1 9-10 [34] Свт. Василий Великий. Первое каноническое послание... Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. Репринт. СТСЛ. 1996, т. 2, с. 368 [35] Πηδάλιον, σελ. 91, σημείωσις β στόν ξη αποστολικό κανόνα. [36] См. прп. Никодим Святогорецю Пидалион, заметка на 46 апостольское правило. Прп. Никодим латинское крещение именует "ложноназываемое крещение". А в коммментарии на 95 правило VIВселенского собора прп. Никодим замечает о крещении еретиков следующее: "Крещене же всех еретиков является просто лишь нечестивым и хульным и никогда они не имели общения с православными". Πηδάλιον, σελ. 305. См. А также текст Заявления Кинота Святой Горы Афон в связи с посещением Римского папы Бенедикта Константинополя и архиепископа Афинского Хризостомоса Рима в 2006.// Архимандрит Георгий. Православие и римо-католицизм (папизм). Каменец-Подольский-Пермь. 2007г |
||||||
|