Четверг, 28 Марта 2024 г.
Духовная мудрость

Прп.Паисий

Следует проявлять духовное безпокойство и помогать христианам, всевая в них добрую обезпокоенность (происходящим) ради того, чтобы те укрепились в вере и ощутили Божественное утешение.

Прп. Паисий о наших последних временах

Свт. Игнатий о мире
Времена чем далее, тем тяжелее. Христианство, как Дух, неприметным образом для суетящейся и служащей миру толпы, очень приметным образом для внимающих себе, удаляется из среды человечества, предоставляя его (мир) падению его.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) о мiре

Митр. Иоанн о теории ветвей
Никакого разделения церквей никогда не происходило. История Христианства недвусмысленно и ясно свидетельствует о том, что в действительности имело место постепенное отпадение, не разделение, а именно отпадение западных народов и западноевропейских конфессий от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.
Митр. Иоанн (Снычев) об экуменической «теории ветвей»

свт. Николай Сербский о Державе
Не вывози свои деньги из Державы своей в чужую страну. Тем ты оказываешь честь чужой Державе и унижаешь вою собственную. Это кража и проклятие.
Свт. Николай Сербский

Прот. Николай Гурьянов
Россия не поднимется, пока не осознает, кто был наш Русский Царь Николай... Господь не дарует России нового Царя, пока не покаемся искренно за то, что допустили иноверцам очернить и ритуально умучить Царскую Семью... Должно быть духовное осознание.
Старец Николай Гурьянов о монархии и покаянии

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
08.02.2019
Возможно ли Крещение вне Православия?: Согласие Святых Отцов до Карфагенского Собора 256 года и ересь «крещального богословия»

крещение.jpg 
«Крещение» от папы Франциска

ВВЕДЕНИЕ

Серьезный вопрос, которым часто задавались и который стремились изучить с самым пристальным вниманием с первых лет послеапостольского периода, – это вопрос о способе принятия в лоно Кафолической Церкви тех, кто отпал от нее в ересь; о возникших вследствие этого отпадения целых инославных, т. е. еретических, сообществах «христиан»; а также вопрос о действительности или недействительноcти таинств у этих групп. 

Церковь, основываясь на канонических решениях Святых Отцов, Поместных и Вселенских Соборов, которые выражают ее экклезиологию, имеет решение по данному вопросу, применяя в зависимости от ситуации акривию или икономию. Несмотря на все это, в наши дни, под влиянием т. н. экуменического движения, существенно действующего на современное сознание многих православных богословов и иерархов, эти вопросы, которые получили свое окончательное решение и разрешение в предшествующие века, решаются иначе, с помощью новых теорий и концепций. 

Если в первых веках вопрос ограничивался только способом принятия еретиков в лоно Церкви Христовой, то сегодня в экуменическом движении поднимается вопрос даже не о принятии в Церковь Христову – ведь по воззрениям сторонников и участников экуменизма инославные якобы и так относятся к Церкви Христовой[1], – а о признании наличия божественной благодати[2], совершающей Таинства, и, следовательно, – очищающей, просвещающей и обожающей энергии Святаго Духа в еретических сообществах-«церквах». 

Таким образом, для новоявленной экклезиологии экуменического движения границы Церкви определяются не Божественной Евхаристией, а крещением. Т. е., все, кто принял крещение во имя Святой Троицы в любом сообществе, называющем себя христианским, якобы являются полноправными членами Церкви Христовой, независимо от той веры, которую исповедует их религиозное сообщество-«церковь» (т. н. «крещальное богословие»). Это ведет к серьезным экклезиологическим последствиям, самым значительным из которых является то, что Православная Церковь больше не рассматривается последователями этого течения как единственная Церковь Христова («исключительная экклезиология»), а считается, будто все сообщества, называющие себя христианскими, в которых есть «крещение», являются настоящими «церквами», входят в Церковь Христову («всеобъемлющая экклезиология») и несут спасение своим членам, поскольку в них якобы действует благодать, совершающая Таинства. Именно на этой модернистской экклезиологии основывается экуменическое движение. 
Безусловно, данный подход абсолютно чужд и противен богословию и пастырской практике всего нашего экклезиологического предания. 

Карфагенский Собор при сщмч. Киприане (256 г.) утвердил богословский принцип: «Крещение — одно и единственное, и оно существует только в Кафолической Церкви»[3]. Этот Собор и принцип получили вселенский авторитет на Шестом Вселенском Соборе[4]. 

Несмотря на признание вселенского авторитета богословских принципов Карфагенского Собора, в рамках экуменического движения поднимается вопрос об ошибочности решений Собора и необходимости признать «крещальное богословие» в качестве основы для объединения всех сообществ, называющих себя христианскими. В связи с этим представляет значительный интерес отношение Отцов и Соборов Церкви к крещению вне Церкви в докиприанову эпоху с точки зрения принципа согласия Отцов. Ниже свидетельства об отношении Церкви к таинствам еретиков до Карфагенского Собора 256 года.

Отметим, что в церковных канонах дается следующее определение еретиков: «Еретиками же именуем как тех, которые издавна чуждыми Церкви объявлены, так и тех, которые после того нами анафеме преданы; кроме же сего и тех, которые хотя притворяются, будто веру нашу исповедуют здраво, но которые отделились и собирают собрания против наших правильно поставленных епископов» (6-е правило Второго Вселенского Собора)[5]. 
  
ОТЦЫ И СОБОРЫ О КРЕЩЕНИИ ВНЕ ЦЕРКВИ 

Апостольские правила (I в.): 
   «Епископы, или пресвитеры, принявших крещение или жертву еретиков, извергать повелеваем. Какое согласие Христа с велиаром, или какая часть верному с неверным?»[6] 
  
Климент Александрийский (почитается Церковью как христианский философ, учитель веры, свидетель Предания) (IIв.): 
   «Священное Писание восклицает: Ибо поступив так, ты пройдешь мимо воды чуждой (Прит. 6, 18); т. е. Священное Писание на воду еретического крещения смотрит как на нечистую (святости дома Божия не соответствующую) и незаконную (ему чуждую). И ты перейдешь, говорит оно, реку чуждую, течением которой отвращающиеся от учения истинного, единого и неколебимого, бывают увлекаемы и ввергаемы вместе с язычниками в пучину изменчивых и безпорядочных человеческих мнений, пучину, крутящую свои воды, выбивающую их и вновь поглощающую на меже между приливом и отливом»[7]. 
  
Тертуллиан (запечатлен в сознании Церкви как один из выдающихся христианских мыслителей, плодовитый писатель, догматист, мужественный апологет, ревностный обличитель еретиков. В труде «О крещении», написанном в период 198–203 гг., т. е. задолго до приблизительной даты разрыва Тертуллиана с Церковью в 213-м г.): 
   «Еретики же не имеют никакого участия в нашем учении, и что они „внешние", об этом свидетельствует самое прекращение церковного общения с ними. Я не обязан признавать существования у них того, что служит для меня заповедью, ибо не тот же Бог у нас и у них, не один Христос, т. е. не тот же самый. Посему и крещение (у них) не едино, ибо не то же самое. Т. к. они не имеют его по законному обряду, то, без сомнения, вовсе не имеют, а что не имеется, того нельзя считать существующим. И не могут они его принимать, ибо не имеют его. Но об этом уже подробнее вами сказано на греческом языке»[8]. 
  
Карфагенский Собор при блж. Агриппине (около 220 г.): 
   «Должны быть перекрещиваемы те, которые переходят в Церковь от еретиков» (Киприан, ер. 73, 3)[9]. 
  
Собор в Иконии и Синааде (230–235 гг.): 
   «Давно уже мы, сошедшись из Галатии, Киликии и других ближайших областей, на Соборе в Иконии, что в Фригии, постановили твердо держаться такового мнения о еретиках и отстаивать его, когда обнаружится сомнение относительно этого предмета… мы, рассмотрев этот предмет со всем тщанием, на Соборе в Иконии постановили – вовсе отвергать всякое крещение, которое совершается вне Церкви» (еп. Фирмилиан к еп. Киприану Карфагенскому)[10]. 
  
Свидетельство св. Дионисия Александрийского о докиприановой практике приема еретиков в Церковь и о соборах в Иконии, Синааде: 
   «На значительнейших Соборах епископов, как я слышу, действительно постановлены правила, чтобы приходящие в Церковь из ереси по предварительном оглашении были потом омываемы и очищаемы от скверн старой и нечистой закваски» (Дионисий к Сиксту II)[11]; 

   «Узнал я также, что не в одной Африке и не теперь только введено это, но что подобное мнение существовало с давнего времени у прежних епископов, в Церквах многолюднейших и на Соборах братий в Иконии, Синнаде и во многих других странах» (Дионисий к Филимону в «Церковной истории» Евсевия (VIII, 7))[12]. 
  
Свидетельство св. Василия Великого о докиприановой практике приема еретиков в Церковь (вселенский авторитет запечатлен на Шестом Вселенском Соборе): 
   «Ибо древние положили приимати Крещение, ни в чем не отступающее от веры... Почему, от начала бывшим отцам, угодно было крещение еретиков совсем отметати… Ибо не суть крещены крестившиеся в то, что нам не предано»[13]. 
  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Из вышеприведенных свидетельств следует, что Отцы и Соборы в докиприанову эпоху не признавали возможности совершения крещения вне Кафолической Церкви, т. е Православной Церкви. Такое отношение Церкви к «таинствам» еретиков не претерпело изменений и на Карфагенском Соборе при сщмч. Киприане. Принятый Карфагенским Собором богословский принцип – «Крещение  одно и единственное, и оно существует только в Кафолической Церкви» – находится в полном согласии с приведенными свидетельствами Апостолов, Святых Отцов и Соборов. Апостольские правила (I в.), труды Климента Александрийского (II в.) и Тертуллиана (198–203 гг.), древние Соборы в Карфагене (220 г.), Иконии (235 г.) и Синааде (230 г.), свидетельства святых о докиприановой практике приема еретиков в Церковь: «от начала бывшим отцам, угодно было крещение еретиков совсем отметати» (св. Василий Вел.), «не теперь только введено это, но что подобное мнение [никто не может быть крещен вне Кафолической Церкви] существовало с давнего времени у прежних епископов» (св. Дионисий Александрийский), – показывают согласие Святых Отцов и Соборов: «Крещение – одно и единственное, и оно существует только в Кафолической Церкви». 

Принципу согласия Отцов следовал и Карфагенский Собор при св. Киприане, утверждая: «Мы изложим наше мнение [о том, что никто не может быть крещен вне Кафолической Церкви] – не новое и не только теперь установленное, но давно уже нашими предшественниками со всякою точностию и со тщанием испытанное, которое мы соблюдаем, которым мы руководствуемся и которым мы желаем поделиться с вами»[14]. 

Римский папа Стефан, по-видимому, впервые потребовал признать крещение вне Церкви истинным. Желая навязать свое мнение всей Церкви, Стефан отверг древние Соборы о крещении еретиков, отверг Соборы при сщмч. Киприане, заклеймил сщмч. Киприана «лжехристом, лжеапостолом и коварным делателем!»[15] и отлучил святого от общения. Это ошибочное мнение Стефана, вероятно, стало следствием господствовавшей в Римской Церкви широкой икономии в отношении принятия еретиков без повторения обряда крещения, совершенного вне Церкви. Важно отметить, что Карфагенский Собор при сщмч. Киприане также допускает принцип икономии при определенных условиях для обращающихся от ереси к Церкви и не получивших Крещения в Православной Церкви, ибо «Господь, по милосердию своему, силен даровать им прощение и тех, кои, быв приняты в Церковь, в Церкви же и опочили, не лишить даров Церкви Своей» (акты Карфагенского Собора)[16]. Однако из возможности применения икономии к еретикам и раскольникам Карфагенский Собор вовсе не делает вывода о возможности Крещения вне Церкви, подобно тому, как это сделал Римский папа Стефан. 
   

Примечания:   
 
[1] Собственно, именно так решается вопрос о существовании инославного «христианского мира» документом Критского собора «Отношение Православной Церкви к остальному христианскому миру». 

[2] См. Баламандский документ 1993 г. и богословскую критику на него. 

[3] Карфагенский Собор при священномученике Киприане (256 г.). Акты и протокол Собора, правило и толкование. Правило святого Поместного Собора, состоявшегося в Карфагене при священномученике Киприане. Интернет-содружество «Православный Апологет», 2018. Режим доступа: https://apologet.spb.ru/en/?id=3416. 

[4] «Посему и Второй Вселенский Собор в своем 7-м правиле настоящее правило принял частично (он не принял его полностью только потому, что руководствовался принципом икономии и проявил снисхождение, не поступая по всей строгости, как мы писали в примечании к 46-му Апостольскому правилу). Утвердил его и Шестой Вселенский Собор во 2-м своем правиле (хотя этот Собор и говорит, что это правило действовало только в некоторых местах Африки, но раз принявши его, он утвердил его для дальнейшего применения, а не отменил). Принял его и свт. Василий Великий в своем 1-м правиле. См. также примечание к вышеупомянутому 46-му Апостольскому правилу. Далее: Вселенские Соборы приняли и утвердили определения Поместных Соборов и, в частности, приняли правила свт. Василия Великого, что мы видели ранее во 2-м правиле Шестого Вселенского Собора. Следовательно, вместе с тем они приняли и утвердили все, что определили эти Поместные Соборы и свт. Василий Великий ранее» (Пидалион. Агапий иеромонах и Никодим монах (Святогорец). Правило Третьего святого Поместного Собора, состоявшегося в Карфагене при священномученике Киприане с толкованием. Издание 4-е. Афины, 1886. Режим доступа: https://apologet.spb.ru/gr/?id=3308). 

О признании Шестым Вселенским Собором канона Карфагенского Собора при сщмч. Киприане также см. толкование преп. Никодима Святогорца на 46-е Апостольское правило (Там же). 

[5] Правила Святых Апостолов и Святых Отец с толкованиями Алексея Аристина, Иоанна Зонары, Феодора Вальсамона. Режим доступа: http://agioskanon.ru/otci/007.htm#1. 

[6] Там же. 

[7] Cтpоматы. Творение учителя Церкви Климента Александрийского. Пер. с примечаниями Н. Корсунского. Ярославль, 1892. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksandrijskij/stromaty-perevod-n-korsunskogo/1_20#sel=340:260,340:341. 

[8] Тертуллиан. О крещении. Гл. XV. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/o_kreshenii/#0_15. Слова Тертуллиана к адресату труда: «Но об этом уже подробнее вами сказано на греческом языке», – показывают само собой разумеющимся и давно известным мнение о невозможности Крещения вне Церкви для неизвестного писателя на греческом языке, к которому или которым пишет Тертуллиан. 

[9] Поснов М. Э. История христианской Церкви (до разделения Церквей – 1054 г.). Брюссель, 1964. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/istorija-hristianskoj-tserkvi-do-razdelenija-tserkvej-1054-g/1#sel=522:84,522:105. 

[10] Творения св. священномученика Киприана, епископа Карфагенского. Письмо Фирмилиана к Киприану по поводу разногласия с Римским епископом Стефаном относительно крещения еретиков. Киев, 1879. Режим доступа: http://www.odinblago.ru/kiprian_1/62. 

[11] Свящ. А. Дружинин. Жизнь и труды св. Дионисия Великого, епископа Александрийского. СПб., 2007. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleksandrijskij/zhizn-i-trudy-sv-dionisija-velikogo-episkopa-aleksandrijskogo/3#note589. 

[12] Там же. 

[13] Правила Святых Апостолов и Святых Отец с толкованиями Алексея Аристина, Иоанна Зонары, Феодора Вальсамона. Режим доступа: http://agioskanon.ru/otci/007.htm#1. 

[14] Карфагенский Собор при священномученике Киприане (256 г.). Акты и протокол Собора, правило и толкование. Правило святого Поместного Собора, состоявшегося в Карфагене при священномученике Киприане. Интернет-содружество «Православный Апологет», 2018. Режим доступа: https://apologet.spb.ru/en/?id=3416. 

[15] Творения св. священномученика Киприана, епископа Карфагенского. Письмо Фирмилиана к Киприану по поводу разногласия с Римским епископом Стефаном относительно крещения еретиков. Киев, 1879. Режим доступа: http://www.odinblago.ru/kiprian_1/62. 

[16] Карфагенский Собор при священномученике Киприане (256 г.). Акты и протокол Собора, правило и толкование. Акты Карфагенского Собора: письмо к Юбаяну. Интернет-содружество «Православный Апологет», 2018. Режим доступа: https://apologet.spb.ru/en/?id=3416.


Источник: Интернет-содружество «Православный Апологет» 
https://www.apologet.spb.ru
 

___________________
См. также: 



Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100