В XX век Россия вошла уже будучи индустриально развитой страной: с развитой инфраструктурой (железными дорогами, шоссе, мостами, тоннелями), с модернизированными городами (имеющими системы бытовых коммуникаций, электроснабжения, телефонной связи) и деревнями (оснащенными сельскохозяйственной техникой), со своей военной техникой (оружием, кораблями, подводными лодками, самолетами), наукой (имеющей более чем 300-летнюю историю), бесплатными и всеобщими образованием и медициной, и мн. др.). Дореволюционная Россия уже прошла многие необходимые этапы индустриализации и продолжала двигаться по пути построения новой социально-экономической системы государства.
Историками доказано, что во время правления Ленина (по 1924 год), Россия во всех ее проявлениях разрушалась (поджоги, грабежи, распродажа культурных, экономических, сырьевых достояний России), обескровилась (убийство высокопоставленных, образованных и простых граждан, массовая эмиграция граждан за рубеж и др.), обезчеловечивалась (уничтожались религиозные святыни, нравственно-моральных принципы). Все это делалось с целью построения на пепелище центра интернационального революционно-социалистического движения (нельзя даже назвать страной то, что хотели создать большевики во главе с Лениным)…, с целью превращение остатков людей в «податливый материал» для проведения эксперимента под названием «коммунизм».
«лейте на головы кислоту и грабьте банки» (1905 год), «осыпайте войско камнями, обливайте кипятком» (1905 год), «расстреливайте интеллигентов на месте…чем разнообразнее, тем лучше, тем богаче будет опыт» (1917 год), «премии 100.000 руб. за повешенного» (1920 год), «нужно пойти на ряд жестокостей… осуществлять их самым энергичным образом и в самый кратчайший срок, ибо длительного применения жестокостей народные массы не вынесут…» (1922 год) и т.п. [Цитаты по книге В.М. Лаврова: См. Ленин В.И. Полн. собр. соч.].
при Царе Николае II в России появляется множество городов как на юге (например, Геленджик, Туапсе, Сочи, Кисловодск и др.), так и на севере (Североморск, Полярный, Мурманск и др.). Это говорит о масштабной стройке в Имперской России и о значительных преобразованиях на местах.
появляются инфраструктура и коммуникации, как в целом по стране, так и на местах. 2/3 современных железных дорог были построены еще в Имперской России [Музафаров 2018]. Было завершено строительство самой длинной в мире дороги Транссибирской магистрали и совершен ее запуск в 1916 году. Причем, на момент строительства ее длина составляла 7 тысяч км. Строилась Транссибирская магистраль в период с 1891 по 1916 год. За время правления Царя Николая II были проложены железная дорога в самую северную точку России (в город Мурманск), а также в самую южную часть страны (на границу с Афганистаном по пустыне Каракумы). Были проложены шоссейные дороги в труднодоступных районах страны (например, автомобильная дорога Новороссийск-Сухуми, дороги по побережью и по горам Кавказа, горная дорога из Ялты в Алушту и др.). В государстве занимались освоением таких трудно покоряемых районов как Восточная Сибирь, Урал, Кузбас, Донбасс и др.. Были созданы коммуникации: сеть электростанций в 279 городах, телефонные станции в 314 городах; трамвайные линии в городах от Архангельска до Ташкента, от Владивостока до Варшавы.
в стране были созданы пригодные для жизни условия в географически отдаленных местах. Например, был создан Романовский канал, целью которого стало снабжение безлюдной пустыни Средней Азии водой из реки Сырдарья. В Центральном регионе страны и в Западной Сибири было проведено осушение болот, позволившее людям селиться и заниматься хозяйством в новых местах. В XVIII и начале XIX века были созданы грандиозные водные системы – Тихвинская, Вышневолоцкая, Мариинская, построены тракты, связавшие страну в единое экономическое пространство [Беседа с Сапрыкиным Д.Л. 2018]. В 1911 году близ города Чарджуя (ныне г. Туркменабад) был проложен самый длинный в Российской империи железнодорожный мост из 26 пролётов, проложенный через реку Аму-Дарью.
столичные города, Москва и Санкт-Петербург, были значительно преобразованы и оснащены современными элементами. Например, уже тогда в столицах впервые появились высотные застройки, 7-10-этажные дома. Все они оснащались лифтами, канализацией, водопроводом, отоплением, телефонной и электрической связью. Появилась транспортная инфраструктура: в Москве и Санкт-Петербурге были проложены трамвайные линии. Уже в 1914 году закладывался проект метрополитена (например, в 1914 году была начата постройка электродепо «Калитники» в Москве, первые три ветки должны были открыться в 1917 году). В дополнение, в том же 1914 году был подготовлен проект пригородных электричек, который в дальнейшем был воплощен в жизнь в Советском Союзе. В целом, следует понять, что облик многих крупнейших городов и их внутреннее устройство (коммуникации, инфраструктура) были во многом сформированы во время правления Царя Николая II. К сожалению, у нас принято хвалить только «сталинки», которые безусловно качественнее хрущевок и многих современных панельных домов…; но о жилых домах, в том числе многоэтажных, эпохи Романовых и конкретно Царя Николая II говорится совсем мало, если их существование совершенно не предается игнорированию и забвению. Наверно отношение такое: «стоят дома, и стоят, какая разница, при ком они созданы». Хорошо бы творческим людям запустить проект об архитектуре периода правления Романовых, о жилых домах досоветского прошлого нашей страны, о парках, прудах, зданиях, местах дореволюционных, пропитанных не только особым русским духом, но и качеством их устройства и строения.
«Россия… (А.П.: времен Царя Николая II) отставала всего только от трех специфических стран «протестантского капитализма», где непрерывный промышленный рост являл собой как бы важнейшую добродетель и цель существования - Великобритания, Германия и США» [Кожинов 1999].
Тысячи километров железных и шоссейных дорог, общественный транспорт (машины, автобусы, троллейбусы), коммуникации (электричество, телефонная связь и т.п.), заводы (металлургические, авиастроительные, машиностроительные и др.), военная техника (конкретнее, серийный бомбардировщик «Илья Муромец», серийные истребители РБВЗ С-16, первый в мире ранцевый парашют, первый в мире подводный минный заградитель «ПЛ-Краб», самый быстрый на тот момент в мире корабль Эсминец серии «Новик») и многое другое уже существовало в Имперской России. К 1915 году в стране уже имелись суды, пароходы, 78 подводных лодок, технологии электросварки, которые затем стали важнейшей технологией в производстве танков Т-34 – все это затем использовались во Вторую мировую войну.
предреволюционная Россия была самой плодородной и богатой «едой» страной в мире. В 1913 году Россия была мировым лидером по экспорту зерна, кормилицей Западной Европы, главным экспортером для Англии [Бразоль 1959]. Причем на экспорт уходило всего лишь 3,5% добытой ржи, 7,6% овса и 24,3% пшеницы [Давыдов 2012]. Следовательно в Имперской России не существовало проблемы «не доедим, но вывезем», характерной для советского периода нашей истории.
в эпоху Николая II даже в критические периоды его правления (период Русско-Японской войны, Первой мировой войны) питание как мирных жителей, так и представителей армии было на высоком уровне. В книге А.А.Борисюка показаны показатели производства и потребления некоторых продуктов в 1913 и 1940 г., 1953 г. [Борисюк 2018, стр. 47]. Видно, что производство зерновых культур и масла в советские времена уменьшилось в 2 раза, молока и мяса осталось примерно на том же уровне, что и в имперские времена. Как вывод, в Имперской России система сельского хозяйства и пищевого производства работала более слажено и продуманно.
именно в Российской Империи был впервые покорен эфир. А именно, в 1895 году А.А. Попов создал радио. В 1904 году в ходе Русско-Японской войны впервые в мировой истории был осуществлен перехват радиосвязи противника. В 1907 году русский физик Борис Розинг запатентовал «Способ электрической передачи изображений на расстояние». В 1911 году он провел первую в мире передачу телевизионных данных.
в Российской Империи, а не в СССР, были проведены первые исследования космоса и проекты по созданию ракет! Первая теория ракетного движения была создана Иваном Вселодовичем Мещерским, ректором Петербургского политехнического института, создателем особой школы инженеров-механиков. На момент революции ему было уже 58 лет и, естественно, он был не советским деятелем, а воспитанником царской системы образования! Другой известный ученый Константин Эдуардович Циолковский в умах многих напрямую связан с СССР, но факты говорят о другом. Он также являлся выходцем Царской России. В 1911 году была опубликована его книга «Исследование мировых пространств реактивными приборами», уже были выведены его формулы по преодолению земного притяжения, разработаны принципы строения реактивных ракет, орбитальных станций и искусственных спутников. На тот момент ученому было уже 54 года (!), а значит всю свою сознательную жизнь он провел в Имперской России, все свои знания он получил в рамках царской системы образования. Далее, в 1915 году выходит книга Якова Перельмана «Межпланетные путешествия. Полёты в мировое пространство и достижение небесных тел.» (на тот момент ученому было 33 года). В 1916 году Юрий Кондратюк (настоящее имя: Александр Шаргей) в возрасте 19 лет высчитал оптимальную траекторию полёта на Луну (т.н. «трассу Кондратюка). Именно эти расчёты были использованы США (NASA) в лунной программе «Апполон» в середине XX века. Безусловно, все эти трое ученых творили и в Советском союзе, но небезосновательно скажем, что база их образования была положена именно в Имперской России и именно в рамках той образовательной и социально-культурной среды. Все достижения этих лет, тот научный потенциал до сих пор используется в мировой космической отрасли.
в Имперской России были разработаны проекты, на столетие опередившие весь мир. Вспомним о проекте, который был создан в начале XX века, а столетием позже был заимствован и успешно испытан американскими учеными. Речь идет о проекте сверхдальнобойного электромагнитного оружия, который был создан русскими инженерами Подольским и Ямпольским в 1915 году, и отправлен на доработку Главному Артиллерийскому Управлению Российской Империи. Проект был остановлен, ему помешала революция, и как мы указали ранее, был использован иностранцами в отложенной перспективе.
*Добавим от себя один частный пример. В 1913 в Геленджике был открыт санаторий для детей, больных костным туберкулезом. В настоящее время он называется ГБУЗ «Детский санаторий для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата им. Октябрьской революции». Старое название — ДКТС (детский костно-туберкулёзный санаторий). Вопрос: почему детский санаторий, открытый при Царе Николае II, назван именем Октябрьской революции?... Это же и нелепость, и ложь в одном флаконе. И это всего лишь один очень частный пример из сферы здравоохранения, где СССР приписывает достижения Имперской России на свой счет.
«…Министр Внутренних Дел сомневался, что все в России сразу и круто изменится в этой отрасли от одного того факта, что в Петрограде появится новое Министерство. В западных странах, где культура идет впереди нашей и врачей имеется гораздо более, чем на Руси, все же самостоятельных Министерств народного здравия нигде не имеется, и хотя в последнее время этот вопрос поднимался и в Англии и во Франции, но нигде он до сего времени, как дорогой и сложный, не прошел…» [Особые журналы Совета министров Российской империи, стр.378-389].
ее фундаментом было активное участие родителей в воспитании своих детей. При Государе уже начинала вводиться система родительских комитетов и учредительных советов, которые непосредственно влияли на содержание и принципы обучения детей, предлагая школе конкретные варианты реализации этих инициатив. Для детей-сирот были организованы школы-интернаты, так называемые Ольгинские приюты, программа образования в которых в точности копировала программу обычных школ. «В основе лежало православное духовно-нравственное воспитание, глубокое изучение родного языка, истории, работа на земельном участке, привитие детям профессиональных навыков на основе русских ремесел, чтобы в жизнь они выходили подготовленными и продолжали наши ремесленные традиции» [Беседа с Трушиной И.А. 2017].
в Имперской России понятия воспитание и образование были неразрывно связаны между собою. Детям прививалась любовь к Родине, к своим соотечественникам, к своей земле. В царское время при школах устраивались пасеки, сады, фермы, приусадебные участки, дети принимали активное участие в земледелии (современными учеными доказано, что дети, имеющие опыт труда на земле и общения с природой при прочих равных более уравновешены и добры).
что также немаловажно, в Имперской России образование на местах имело свою материальную поддержку: были созданы специальные фонды, которые помогали школам и гимназиям выстраивать свою систему обучения, делать ее более качественной. Радостно говорить о том, что в современной России существует аналоги царской системы образования: проект «Царская школа», школа народного искусства имени Императрицы Александры Феодоровны, Ольгинские приюты трудолюбия, о чем рассказывает в своем интервью кандидат философских наук, доцент СЗИУ РАНХ и ГС Трушина Ирина Александровна.
* Далее следовало бы обсудить изменения в трудовом законодательстве, реформы в пенсионной системе; преобразование современных территорий Закавказья, Средней Азии, Прибалтики, Польши, Украины, входивших в состав Российской Империи во времена правления Романовых; реформы в области физической культуры, успехи по строительству храмов и монастырей, а также тему Русско-Японской войны... Но формат статьи не позволяет охватить все темы. С ними можно подробнее ознакомиться в книге А.А.Борисюка и многочисленных источниках, которые он использовал в своей работе. Также для заинтересованного читателя была бы полезна книга Л.П.Решетникова, в которой указано множество интересных фактов об Имперской России. Так, например, автор констатирует, что бюджет России во время правления Царя Николая II составлял 3.5 млрд. золотых рублей и государство продолжало копить резервы. При этом бремя прямых налогов в России было почти в четыре раза меньше, чем во Франции и Германии, и в 8,5 раз меньше, чем в Англии; а косвенных налогов в среднем было в два раза меньше, чем в Австрии, Франции, Германии и Англии [Решетников стр.90]. Все эти факты, безусловно, должны быть проанализированы более глубоко и тщательно. Настоящая статья лишь схематично обрисовывает основные достижения эпохи правления Царя Николая II, опираясь на источники, указанные в списке литературы в конце статьи.
ДВА ПЕРИОДА ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ ЦАРЯ НИКОЛАЯ II: ВИТТЕ И СТОЛЫПИН
Витте делал ставку в основном на тяжелую промышленность: металлургию, машиностроение, военную промышленность. К развитию легкой промышленности, созданию товаров народного потребления и социальной ориентации политики России он был мало причастен.
Столыпин был приверженцем интенсивного и самостоятельного пути развития экономики России. С его приходом была поставлена задача все производить самим, с помощью своих кадров, воспитанных в университетах нашей страны, и на основе их собственных разработок. Так, например, при Столыпине был построен Новый Императорский флот; строился он в 1907-1914 гг. на основе оригинальной научной концепции, разработанной русскими учеными (в т.ч. профессорами А.Н. Крыловым и И.Г. Бубновым).
в отношении иностранного капитала Столыпин придерживался «хозяйского» принципа: безусловно, иностранный капитал в развитии экономики присутствовал, иностранные компании работали на нашем рынке; однако, управлять иностранным капиталом и влиять на развитие стратегических отраслей промышленности могли почти исключительно только граждане страны.
именно в период после 1906 года в стране началось ведение активной социально-экономической политики. Например, указом 1906 года с крестьян списывались задолженности перед государством, в 1906-1907 гг. проводилась реформа Столыпина-Кауфмана по созданию системы всеобщего начального образования; в апреле 1912 года на Особом совещании Совета министров обсуждался вопрос о развитии высшего образования в России; после прихода Столыпина на пост премьер-министра и по волеизъявлению Царя Николая II были проведены реформы сельскохозяйственной науки, сельхозмашиностроения, аграрная реформа («Николай II считал, что нужно готовить больше специалистов для промышленности и сельского хозяйства», усматривая в этом перспективы для развития трудовой деятельности бывших крестьян).
ПЕРЕЛОМНЫЙ МОМЕНТ В ИСТОРИИ РОССИИ: ОТСТРАНЕНИЕ ЦАРЯ ОТ ВЛАСТИ
например, наши выдающиеся писатели Ф.М.Достоевский, И.С.Тургенев, Н.С.Лесков и др. в 60-ых гг. с тревогой предупреждали о наступлении страшного антирусского явления – нигилизма и описывали его последствия.
К.Н.Леонтьев, Л.А.Тихомиров, С.Ф.Шарапов, И.С.Аксаков, К.П.Победоносцев и другие ученые умы говорили об опасностях ухода России от Православия и страшных последствиях распространения утопических, революционных идей в обществе, преимущественно в интеллигенции. Сейчас мы уже говорим постфактум о том, что произошло с Россией в 1917 году, однако глубокого понимания причин краха Империи, а главное работы над исправлением ошибок прошлого в современной РФ, к сожалению, наблюдать не приходится.
это ослабление самодержавия. Процесс, который начался задолго до царствования Царя Николая II. Особенно ощутим он был во времена Царя Александра II, погибшего в 1881 году в результате террористического акта уже тогда существовавшей революционной организации «Народная воля». После этого в истории России покушения на царей стали данностью, и этому уже не удивлялись. Кстати, Царь Николай II тоже подвергался террористическому нападению в Японии, 29 апреля 1891 года, во время его путешествия на Дальний Восток.
важнейшей причиной начала революции в России стало отсутствие патриотизма в высших кругах власти и элит. Патриотизма истинного, не преследующего свои частные интересы, не ведомого мотивами карьеризма, не ориентированного на Запад,… – настоящего русского патриотизма, который радеет за свою страну и безвозмездно отдает свою жизнь на служение родине. Для того, чтобы убедиться в правдивости данного утверждения, можно прочесть книгу Ивана Борисовича Миронова «Аукцион ”Россия”: как продавали Аляску» (2010 год). Эта книга основана на множестве источников и архивных документов. В ней отчетливо показано, как уже во время правления Царя Александра II подрывалась государственная власть, цинично предавались и продавались интересы России.
на руку революционерам сыграло время и общественное устройство. В начале XX века в обществе преобладали крестьяне, которые только-только, в силу своих новых прав и свобод, занимали неопределенное место в государственной системе. Авторы пишут, что стать организованной силой по борьбе за Царя они не могли. Многие ждали призыва сверху, которого, к сожалению, не последовало, так как мнение Царя не придавалось огласке, а вокруг афишировалось лишь его «отречение от престола».
критической причиной победы коммунизма в России стало отсутствие монархического движения, истинно Белой армии, - людей, защищающих Царя и историческую Самодержавную Россию. Данная тема целостно раскрыта в книге Л.П. Решетникова «Вернуться в Россию. Третий путь или тупики безнадежности» [Решетников 2008, стр. 106-186]. В книге последовательно описываются события тех лет и доказывается, что изначального сопротивления буржуазно-демократической революции со стороны армии и народа в целом не было. Уже после прихода к власти Ленина были созданы отдельные отряды по борьбе с распространением большевизма и коммунизма на территории страны. Но фактически ни одна из армий, названных позже для простоты и красоты «белыми», не придерживалась монархических взглядов, взглядов в пользу возвращения России Царя и Самодержавной монархии. То есть наименование «белые» подобным отрядам совершенно не подходило. Как итог, «белые» не одержали победы в борьбе с новой властью.
«…Единственной существовавшей идеей, владевшей, пожалуй, всеми и объединявшей нас против советской власти, являлась одна маленькая несвятая идейка – это жалкая идейка мести, ненависти к большевикам. Но такая отрицательная идейка не могла создать прочного и национального братского или государственного объединения, ибо сама по себе носила в себе, как отрицательная, элементы разрушения».
манифест об отречении – это всего лишь печатный текст на листе простой бумаги с подписью, сделанной карандашом (хотя для всех документов обычно использовались государственные бланки, а та бумага, на которой был напечатан манифест, не соответствовала никаким юридическим и процессуальным процедурам и формам). В целом, исследователи считают, что оригинала документа об «отречении» до сих пор не обнаружено. Документ, который нашли в 1929 году и который лежит в Госархивах РФ – не оригинал. На нем стоит подпись, в точности копирующая подпись Царя Николая II из другого документа, да еще и обведенная пером по карандашу. Криминологической наукой давно доказано, что у одного человека не может быть двух идентичных подписей.
записи очевидцев «отречения» Царя от престола говорят о том, что показания относительно общего вида документа об отречении не сходятся: Данилов пишет о ДВУХ телеграфных бланках, а Шульгин – о трех, в итоге народу представлен лишь один телеграфный бланк «отречения» [Прот. Георгий Вахромеев 2018, стр. 72].
историки констатируют факт насильственного принуждения Царя-Мученика к написанию хоть какой-нибудь бумаги. Царь Николай II во время якобы подписания «отречения» был взят в заложники предателями в его собственном поезде, ехавшем с военного фронта. Но, видимо, большевикам так и не удалось добиться от Государя каких-либо компрометирующих его слов или записей, и пришлось пойти на подлог.
если бы подобный манифест и был создан, то написание его было бы незаконным с самого начала. Согласно законодательству Российской Империи такой нормы права просто не существовало, возможности «отречения» действующего Государя от престола законодательство не предусматривало. В рамках Акта Императора Павла I от 5 апреля 1979 года, действующий Русский Царь не мог самовольно отречься от престола. Власть Царя была дана ему от Бога, он был Помазанником Божьим и брал на себя бремя власти. Следовательно, об отречении от Престола действующего Правителя не могло быть и речи. То, что могло быть – это оставление престола в связи со смутой в обществе.
рекордный прирост населения (2 и более млн. чел. в год),прорывы в медицине по борьбе с заразными болезнями (смертность от них сократилась в 2-3 раза),предоставление всеобщего доступного безплатного образования для населения страны (число учеников младшей школы выросло в 3 раза),государственная поддержка научной деятельности, в том числе экспериментальной (исследования радиоактивных металлов, атомной энергии, проекты по разработке электромагнитного оружия, исследования космоса, становление химической индустрии и мн.др.),значительные преобразования в городе (высокоэтажные застройки, электрификация, внутреннее оснащение домов и т.п.)и деревне (объемы сельскохозяйственной продукции увеличивались в 1,5 - 2 раза, объемы использования сельскохозяйственной техники и машин увеличились в 5 раз, в деревне использовался опыт агрономов и научно-технических лабораторий и т.п.).
железные пути и шоссейные дороги прокладывались в географически отдаленных и труднодоступных местах, строились мосты, тоннели, обустраивались города и т.п..
<-назад в раздел