Вторник, 31 Марта 2020 г.
Духовная мудрость

Прп. Амвросий об экуменизме
Свет истины Христовой с тьмой еретичества никогда совмещаться не может. Католики же своей ереси остановить не хотят и упорствуют... Благосклонные к католикам должны рассуждать о сказанном в псалмах: «возненавидех церковь лукавнующих».
Оптинский старец Амвросий об экуменизме

Свт. Серафим о предках
Вера предков сияла Православной, Апостольской чистотой. Они тщательно хранили ее от всяких еретических искажений и настолько, что старались избегать даже чисто житейского общения с иностранцами, почему все ереси, бывшие в России в течение первых семи веков после крещения Русского народа, не могли в ней укорениться и скоро исчезали.
Свт. Серафим (Соболев) о ревнителях Православия

сщмч.Владимир о монархии
Священник не монархист не достоин стоять у Святого Престола, священник республиканец – всегда маловер. Монарх посвящается на власть Богом – президент получает власть от гордыни народной.
Сщмч. Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский

Прп. Паисий Величковский о католиках
Латинство откололось от Церкви и пало в бездну ересей и заблуждений, и лежит в них без всякой надежды восстания.
Прп. Паисий Величковский о католиках

Свт.Киприан Карфагенский об экуменическом диалоге
Еретики никогда не возвратятся в Церковь, если мы будем укреплять их в убеждении, что у них тоже есть Церковь и Святые Таинства.
Сщмч. Киприан Карфагенский об экуменическом диалоге

В кулуарах

Тайные молитвы да не звучат вслух
В наше непростое время все чаще и чаще в некоторых храмах священники читают вслух тайные священнические молитвы за Литургией. Это веяние получило распространение в обновленческой среде еще в конце XIX – начале XX века. Представители так называемой «живой церкви» стали сокращать службы, переводить на...

«Из русского народа еще выйдут герои»
О плодотворном художественном творчестве Максима Фаюстова мы уже не раз писали на страницах нашей газеты. В этом году исполняется 10 лет, как он впервые выставил самую известную свою картину «Русский герой Евгений Родионов». За эти годы в постерах и репродукциях она разошлась далеко по России.

Россия, тревога!: «Мир вокруг нас ещё продолжает выглядеть привычно», но это уже не так
Председатель Правительства Мишустин выступил в Казахстане на пленарной сессии форума Евразийского экономического союза «Цифровое будущее глобальной экономики». Тема выступления: «Построение устойчивого региона на основе данных и искусственного интеллекта».

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Польза Церкви, а не вмешательство извне, должна быть главным условием предоставления автономии 25.03.2015
Польза Церкви, а не вмешательство извне, должна быть главным условием предоставления автономии

Как уже не раз сообщалось на страницах нашего издания, на следующий год намечено проведение т. н. «Всеправославного собора», процесс подготовки к которому длится уже около века и вызывал справедливые опасения еще у преподобного Иустина (Поповича) и многих афонских подвижников 20 столетия. Волнует он и нас, современных православных христиан, – особенно в связи с приближением указанного срока и отсутствием объективной информации о содержании составленных для этого мероприятия документов, которые подвергаются редактированию на различных предсоборных встречах.

Так, в официальных церковных СМИ была размещена новость о завершении 20 февраля с. г. в Православном центре Константинопольского Патриархата в Шамбези (Швейцария) второго заседания Специальной межправославной комиссии по подготовке «Святого и Великого Собора Православной Церкви». Сообщалось, что комиссия осуществила «редактирование большей части проекта документа Всеправославного Собора „Вклад Православной Церкви в торжество мира, справедливости, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой и прочих дискриминаций“. Был также определен порядок дальнейшей работы по пересмотру данного документа и по редактированию остальных проектов соборных определений». Никаких более конкретных сведений не обнародовали.

В связи с таким явным дефицитом информации мы считаем необходимым всесторонне и подробно освещать вынесенные на повестку собора вопросы и предлагаем рассмотреть составленный еще в 1968 году Комиссией при Священном Синоде Русской Православной Церкви по разработке каталога тем Всеправославного предсобора документ по теме «Процедура признания статуса церковной автономии».

 

Разработанный нашими иерархами проект носит название «Автокефалия и автономия в Православной Церкви». Непосредственно вопросу автономии посвящен пункт «б» – «Определение условий признания Церкви автономной». Ниже мы проанализируем все положения данного пункта, но для начала поясним читателям, не знакомым с историей Поместных Православных Церквей и каноническим правом, что такое церковная автономия.

В тексте проекта сказано: «Основное различие между автокефалией и автономией заключается в том, что избрание первого епископа автономной Церкви утверждает автокефальная Церковь».

Это очень скупое и потому неточное определение. Более полно и канонически выверенно поясняет данный термин выдающийся русский канонист, профессор канонического права Московской духовной академии С.В. Троицкий: «Автономная Церковь не имеет своего самостоятельного источника власти, ибо ее первый епископ или все ее епископы посвящаются епископами кириархальной Церкви (т. е. Матери-Церкви – примеч. свящ. М.Н.), но имеет право на самоуправление в границах, определенных ей Церковью кириархальной, каковые могут быть различны, и потому автономия имеет свои степени – она может быть и полной, может быть и более или менее ограниченной. Термин „автономия“ составлен из двух греческих слов – „αυτος“ – сам и „νομος“ – закон, и означает несамостоятельную, подчиненную другой организации организацию, но имеющую свои правила. Однако основной закон относительно автономной организации, определяющий границы ее компетенции, издает не она сама, а центральная законодательная власть, и автономная организация в этих границах управляется самостоятельно, не подчиняясь распоряжениям центральной административной власти и издавая для себя правила, называемые статутами, другими словами, пользуясь статутарным правом, разумеется, опять-таки, в границах основного положения о своем устройстве».

Уже из самого определения видно, что автономная Церковь – это неотъемлемая часть Матери-Церкви, которая имеет более широкие права самоуправления по сравнению с другими митрополиями или епархиями. А ее глава действительно утверждается Предстоятелем той Поместной Церкви, частью которой она является.

Далее в проекте указывается: «Тогда как для автокефалии необходимо наличие не менее четырех епархиальных епископов, для автономии Церкви это число не является необходимым».

И это утверждение верно, но не позволяет увидеть всего разнообразия, заложенного в данном статусе. Профессор Троицкий в этом отношении дает более полную картину: «Тогда как автокефальной может быть только Церковь, имеющая известное число епископов, автономной может быть и Церковь, и епархия, и церковная община, и даже монастырь, пользующийся так называемым ктиторским правом».

Наибольшие вопросы вызывают условия предоставления автономии. Авторы проекта предлагают следующее: «Условиями предоставления церковной автономии для части автокефальной Церкви могут служить: отдаленность от центра кириархальной Церкви, этническое различие и нахождение на территории другого государства».

Здесь упущено самое главное – польза Церкви, состоящая в создании благоприятных условий, необходимых для выполнения ее ключевой миссии – спасения душ людей от греха, смерти и диавола. Указанные в проекте причины – второстепенны и уже во многом неактуальны.

Например, удаленность от центра в настоящее время легко преодолевается при помощи современных транспортных средств, а также средств связи, которые позволяют проводить даже конференции участников, находящихся в разных уголках планеты (т. н. интернет-конференции).

Этническое различие, выдвигаемое как одно из условий предоставления автономии, тоже не является достаточной причиной. В императорской России, благодаря таким чертам русского государствообразующего этноса как кротость, миролюбие, доброжелательность, малые этносы не чувствовали себя ущемленными, а мирно и благополучно развивались, в том числе и в духовном отношении. Этнические различия вышли на первый план уже в секуляризованном XX веке, после падения уровня духовности в обществе.

Нахождение на территории другого государства тоже нельзя считать непременным условием для предоставления автономии. Это совершенно посторонний признак, навязанный Церкви внешним миром. Если польза Церкви допускает сделать уступку государству в этом вопросе – тогда пожалуйста. Если же предоставление автономии ведет к созданию препятствий для спасения душ паствы той или иной Церкви (как это случилось с Финляндской автономной Церковью, скатившейся в крайний либерализм и обсуждающей возможность рукоположения женщин и венчания извращенцев-содомитов), тогда ни в коем случае на это нельзя соглашаться.

Таким образом, получается, что единственное непререкаемое условие для предоставления церковной автономии – польза Церкви.

«Инициатива установления автономии Церкви может принадлежать епископату той части Церкви, которая желает получить автономию. Автономия, как и автокефалия, даруется собором епископов кириархальной Церкви», – пишут авторы проекта.

А где же духовенство? А где главный хранитель веры – народ Божий? Предложенная авторским коллективом под руководством митрополита Никодима (Ротова) процедура предоставления автономии упраздняет соборность, что мы и наблюдаем в настоящее время в жизни Русской Православной Церкви и других Поместных Церквей. Полноценный Поместный Собор Церкви – вот та инстанция, которая может дать автономию той или иной ее части.

Наконец, в проекте ничего не сказано об условиях отозвания церковной автономии. Между тем это очень существенный момент. Автономия может и должна быть отозвана, если она была получена с нарушениями канонического порядка или если автономная Церковь, находясь под давлением враждебных ей государственных органов или иных структур, подвергается опасности отпадения от чистоты Православия, а также при соединении двух различных государств, в которых находится кириархальная Церковь и ее автономная часть.

В ХХ веке в России самодержавная царская власть была уничтожена. В результате революции, гражданской войны и гонений на Православие Предстоятели Константинопольского Патриархата без воли Патриарха Московского и всея Руси произвели вмешательство в дела Русской Церкви на ее канонической территории, самовольно предоставив нескольким ее частям автономию по просьбе местной гражданской власти. В частности, таким противозаконным способом была дана автономия Эстонской Православной Церкви (которую до сих пор не признает Московский Патриархат), а также Финляндской Православной Церкви (признанная лишь в 50-е годы XX в.). Эти деяния Константинополя нарушили канонический запрет на вмешательство одной Церкви в дела другой без приглашения последней (35 пр. Св. Ап., 2 пр. II Вс. С. и 8 пр. III Вс. С.).

Поэтому в документе о процедуре предоставления церковной автономии необходимо указать и органы, делавшие попытки даровать этот статус, но не имеющие на это права, как то:

1. Государственная власть;

2. Часть автокефальной Церкви, епископы этой части – или по собственным побуждениям, или под давлением государственной власти;

3. Церковь Константинопольская или какая-либо другая Поместная Церковь вне пределов автокефальной Матери-Церкви (35 пр. Св. Ап., 2 пр. II Вс. С. и 8 пр. III Вс. С.).

Подводя итог нашему исследованию, необходимо отметить, что вопрос предоставления церковной автономии и автокефалии возник из-за проблемы т. н. восточного папизма – ни на чем кроме гордыни не основанном стремлении Константинопольских Патриархов увеличить свои властные полномочия за счет других Поместных Церквей. И эти папистские поползновения должны получить со стороны Христовой Церкви решительный отпор.

Священник
Михаил НОВИКОВ

   Литература:
   1. Правила Святой Православной Церкви с толкованиями епископа Никодима (Милаша). Электронная версия.
   2. Проект резолютивного документа по автокефалии и автономии, разработанный Комиссией при Священном Синоде Русской Православной Церкви по разработке каталога тем Всеправославного предсобора в 1968 году и одобренный Священным Синодом РПЦ в 1969 году // Сорокин В., прот. Митрополит Никодим и всеправославное единство. К 30-летию со дня кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). СПб., 2008. С. 196.
   3. Троицкий С., проф. О церковной автокефалии // ЖМП. 1948. № 8.


Источник: Газета Православный Крест

№: (126) от 15 марта 2015 г.


Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

После совершения в марте 2019 г. митрополитом Тверским и Кашинским Саввой акта церковного вандализма – обновленческой литургии на русском языке совместно с представителями кочетковского братства, а также скандала и церковной смуты, связанной с допуском 2 февраля 2020 г. митрополитом Саввой последователей...


«Роль Православия и Русских – государствообразующая»: Наказ священнослужителей по поправкам в Конституцию

Поправки к преамбуле российской Конституции, предложенные заместителем главы Всемирного Русского Народного Собора Константином Малофеевым, поддержали и дополнили своими предложениями многие клирики Русской Православной Церкви.


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
24 25 26 27 28 29 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Император Николай II: отречение, которого не было

История знает множество мифов. Эти мифы бывают, иногда настолько живучи, что их воспринимают как истину. Мифы эти, конечно, создаются конкретными людьми ради конкретных целей, но затем они начинают жить сами по себе, и бороться с ними бывает крайне нелегко. К числу таковых лживых мифов принадлежит утверждение,...


Откровения глобалиста об эпидемии цифрового аутизма

На Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария) 23 января с.г. состоялся бизнес-завтрак Сбербанка «Личностная трансформация в цифровую эпоху». Глобалисты признались, что перешли к цифровизации человека. О значении и результатах этого эксперимента мы узнаем из слов скандально известного и принципиально безбожного Андрея Курпатова...


Народ не готов к приходу Царя?: О единственном пути возрождения и спасения России

В наше время часто приходится слышать о том, что сейчас народ не готов к приходу Царя. И слышать это приходится от людей духовного звания. Дорогие мои, такие слова – не есть слова любви к Царю. Сердце истинно любящих нашего Русского Православного Царя-Батюшку и Великомученика Царя Николая II с его святой Семьей, и грядущего Царя, предсказанного нам многими святыми, никогда не сможет произнести такие слова.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100