Воскресенье, 17 Февраля 2019 г.
Духовная мудрость

Свт.Серафим о масонском экуменизме
В самом последнем истоке экуменического движения перед нами стоят не только исконные враги нашей Православной Церкви, но стоит отец всякой лжи и пагубы – диавол. В прежние века, возбуждая в Церкви всякие ереси, он хотел погубить Святую Церковь через смешение православных с еретиками. Это делает он и ныне через то же самое смешение посредством экуменизма с его неисчерпаемыми масонскими капиталами.
Свт. Серафим (Соболев) об апостасии

свт.Феофан об апостасии
Некому будет сказать властное: «вето», а смиренного заявления веры и слушать не станут. Вот когда заведутся всюду такие порядки, благоприятствующие раскрытию антихристовых стремлений, тогда явится и антихрист.
Свт. Феофан об апостасии

Златоуст о врагах
Живи в мире с врагами, но со своими врагами, а не с врагами Божиими.
Свт. Иоанн Златоуст

Свт.Игнатий об апостасии
К положению Церкви должно мирствовать, хотя вместе должно и понимать его. Это – попущение Свыше, которого мы понять не можем.
Свт. Игнатий об апостасии

Свт.Феофан о Церкви
Вне Православной Церкви нет истины. Она одна есть верная хранительница всего заповеданного Господом через Святых Апостолов и потому есть настоящая Апостольская Церковь.
Свт. Феофан Затворник

В кулуарах

Дипломатия или предательство?: О последствиях замалчивания церковными представителями украинской и других проблем
...Никогда ещё в истории «благоразумное молчание» там, где нужно было ясное и отрезвляющее слово, не приводило к умиротворению вражды. Напротив – это молчание бунтовщиками всегда воспринималось как признак слабости и сигнал к новым атакам, а сомневающимися – как знак согласия Церкви с совершающимися...

Народная песня – источник русскости: Беседа с преподавателем епархиальных курсов С.Ф. Тухленковым о музыке и духовности
...Зачем нам нужен фольклор? Сейчас, в отсутствии традиционного жизненного уклада, главная его функция – это красота, понять и насладиться красотой нашего народа. Это питательная среда той народной силы, которая позволяла и до сих пор позволяет нашему народу преодолевать все трудности. Обогащение красотой...

Москва – Небесный Град или окаянный Вавилон?: Историк-публицист Д. Володихин и поэтесса-экскурсовод И. Воскобойникова о Русской Столице
Нынешняя Москва – это две Москвы, живущие друг с другом в тесном объятии, по необходимости терпящие друг друга, но разные по происхождению своему, по идеалам и устремлениям. Каждая из них воспринимает вторую как раковую опухоль в своем теле. Каждая хотела бы избавиться от второй, вырезать ее… Но где...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Новый год и новый стиль: Как относиться православным? Сщмч. Сергий Мечев 20.12.2015
Новый год и новый стиль: Как относиться православным? Сщмч. Сергий Мечев
Приближающийся гражданский Новый год по новому стилю, к сожалению, отмечается большинством наших соотечественников широкими застольями и разнообразными развлечениями, тогда как Церковь призывает нас усугубить в эти дни подвиг Рождественского поста. Между тем, нередко и в православной среде звучат призывы пересмотреть «календарный вопрос» и вслед за некоторыми Поместными Церквами перейти на новый стиль, чтобы не создавать верующим неудобств в праздновании гражданского Новолетия. Однако, как известно, с канонической точки зрения календарная реформа недопустима, и «как порождение католичества и явление противоцерковное, новый стиль, кроме смуты, ничего не может дать Православной Церкви» (архиеп. Серафим (Соболев)). Ниже публикуется важное свидетельство о борьбе за сохранение в Русской Церкви юлианского календаря священномученика Сергия Мечева († 1942).

…Еще в предреволюционные годы среди интеллигенции и некоторых церковных деятелей существовало мнение, что Церковь, если не умерла, то находится в параличе, и надо принять какие­то решительные меры к ее оживлению, вернуться к первохристианскому строю жизни и богослужения, отменить позже установленные Церковью правила, согласовав вместе с тем новые с требованиями современной науки, культуры и вообще современной жизни. Эти люди не видели подлинной христианской подвижнической жизни, которая в это время протекала в некоторых монастырях, таких как Оптина и Глинская Пустыни, не знали и не чувствовали той животворной струи, которая пришла к нам через старца Паисия (Величковского). Многие искренне заблуждались, искренне по­своему хотели «обновить» Церковь внешними мерами. Они просто не понимали настоящей духовной жизни.

В смутное для Церкви время первых послереволюционных годов нашлись недобросовестные люди, которые лозунги «обновления» сообразовали со своими корыстными целями: воспользовавшись трениями, возникавшими между Патриархом Тихоном и властями, они обманом захватили правление в Церкви в тот момент, когда Предстоятеля арестовали по делу об изъятии церковных ценностей, и организовали свое «Высшее церковное управление» (ВЦУ), стараясь подчинить ему Русскую Церковь.

Многие епископы противостояли этому, но они были разъединены, да к тому же большинство из них арестовывали. Приходское духовенство, привыкшее до революции к послушанию, хотя в большинстве своем не принадлежало к числу идеологов «Единой Церкви» и в глубине души им не сочувствовало, все же не сумело разобраться в создавшейся ситуации, да и боялось запрещений, и потому безпрекословно подчинилось ВЦУ, прекратив поминовение заключенного Патриарха.

В Москве лишь несколько приходов сохранили верность Патриарху. В числе их были Данилов монастырь и «Маросейка». Отец Алексий и отец Сергий Мечевы всей душой чувствовали, что Церковь есть Тело Христово и источник освящения всего мира. Она со всеми своими Таинствами и богослужением – свята вовеки. Они знали, что надо не «обновлять» Церковь, а идти к ней и учиться у нее, пользоваться ее Таинствами для своей духовной жизни, становиться ее членами через Покаяние и Святое Причащение для «обновления в себе зрака Святаго Божия образа» (см. молитву Покаянного канона). Сама же Церковь в существе своем свята и непорочна и не нуждается ни в оживлении, ни в обновлении. Кроме того, батюшки – отец Алексий и отец Сергий – считали канонической необходимостью поминать на ектениях и на Великом входе имя Святейшего Патриарха, хотя бы и заключенного в то время. Без этого нарушилась бы связь с Церковью и совершаемые Таинства стали бы недействительны.

<...> В числе прочих нововведений обновленцев (богослужение на русском разговорном языке, женатый епископат и т. д.) был и новый стиль, утвержденный теперь в государстве. Они считали, что оставаться на старом стиле – отстало и некультурно, т. к. новый календарь более приближен к астрономическим данным. Это было неотъемлемой частью их программы, но в то же время и особенно порочило их в глазах народа.

В 1923 году Патриарх Тихон был освобожден из заключения. Через некоторое время он получил ложную информацию, будто все восточные Патриархи приняли католический григорианский стиль вместо прежнего, употреблявшегося Православной Церковью, юлианского. Он, по настоянию гражданских властей, сделал распоряжение, чтобы и Русская Православная Церковь перешла на новый стиль.

Узнав об этом распоряжении Святейшего, отец Сергий, будучи его преданным сыном, пришел к нему взволнованный:

– Святейший Владыко, не считайте меня бунтовщиком, но моя церковная совесть не позволяет мне принять новый стиль.

И раскрыл перед Патриархом свое, вернее, общецерковное понимание богослужения. Святейший отнесся к отцу Сергию по­отечески:

– Какой же ты бунтовщик, Сережа? Я знаю тебя! Но вот с меня требуют введения нового стиля…

Отец Сергий считал, что события жизни Спасителя и Его Пречистой Матери, хотя и произошли в известный момент времени, но имеют вечное, непреходящее бытие. В православном богослужении, совершающемся и повторяющемся также во времени, они как бы совершаются вновь, открываясь перед молящимися, делая их участниками этих событий. <…> Как часто слышим мы в стихирах и канонах слово «днесь»! «Днесь вод освящается естество», «Дева днесь Пресущественнаго раждает» и т. д. Это «днесь» говорит нам о нашем предстоянии в данный момент времени вечным событиям, «днесь» – не когда­то тогда, а в это время, в эту минуту, когда мы совершаем богослужение. Это дерзновение имеет Церковь потому, что она в самой себе есть не временная, а вечная, она вне мира, выше него, она премирна. Церковь дерзновенна потому, что не только собравшиеся в храме люди, являющиеся частью видимого мира, совершают богослужение. Мы веруем и надеемся, что «Силы Небесные с нами невидимо служат», что мы <…> имеем возможность соприкоснуться в богослужении, в молитвенном озарении с давно бывшими событиями, соприкоснуться и соучаствовать в них, как в вечности. Связь наша с миром горним и есть то величайшее, что объединяет всех и вся: мир видимый и невидимый. Здесь, в Церкви, люди, которые не жили тогда, когда совершались те великие события, могут теперь участвовать в них, приобщаются к ним как к Вечности. Когда мы в богослужении, в своих песнопениях обращаемся не только к верующим, не только к людям, но и ко всей вселенной, это не просто слова. Богослужение имеет величайшее значение для всего мира.

Поскольку отец Сергий не подчинился распоряжению о переходе на новый стиль, его вызвали в епархиальное управление и грозили запрещением <...>. Отец Сергий пытался раскрыть перед присутствовавшими епископами свое отношение к богослужению, но, не встречая понимания, стал говорить, что нет необходимости нарушать строй и порядок богослужения переходом на новый стиль, достаточно лишь считать праздники в другие числа по новому стилю, например, Рождество Христово – не 25 декабря, а 7 января. Он спросил:

– По какому стилю, скажите, празднуют наши власти свои праздники?

Ему ответили:

– Как по какому? Разумеется, по новому.

– А как же тогда день 9 января отмечается 22 января, октябрьская революция празднуется не в октябре, а в ноябре? Также и день свержения самодержавия, и другие дни? (Т. е. берутся дни по старому стилю и просто пересчитываются на новый).

Присутствовавший в епархиальном управлении владыка Иларион улыбался, видя, что отец Сергий привел своих противников в замешательство. Остальные архиереи обозвали его «недоучкой» и отпустили.

Церковный народ, верующие также не приняли нового календаря. Храмы, перешедшие на новый стиль, даже в самые великие дни пустовали, да и вообще почти не посещались.

Святейший Патриарх Тихон, хотя и ответил на запрос властей, что «юлианский календарь не догмат Церкви»*, однако должен был отменить свое распоряжение относительно календаря и Пасхалии, и новый стиль был упразднен. Он сообщил об этом гражданской власти и с некоторой иронией заметил, что не совсем понимает, почему власти заинтересованы в переходе церковного богослужения на новый стиль.

Когда отец Сергий потом приходил к Патриарху, последний часто встречал его словами: «А, „днесь вод освящается естество" пришел».

<…> Календарь наш освящен Церковью, ее Соборами, ее Таинствами, богослужением – творением великих Отцов Церкви, порядком совершения его, изложенным в Уставе, составленном теми же Святыми Отцами.

Из архива Е.В. Апушкиной
Старый стиль лучше новых двух. М., 2004.

* «Юлианское счисление не возведено Церковью в неприкосновенный догмат, – говорил святитель Тихон, – но отказ от него является серьезным нарушением всего церковного строя. Практически это непослушание Священному Преданию Церкви, что канонически не допустимо».


Источник: «Дух христианина»

Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Возможно ли Крещение вне Православия?: Согласие Святых Отцов до Карфагенского Собора 256 года и ересь «крещального богословия»

Серьезный вопрос, которым часто задавались и который стремились изучить с самым пристальным вниманием с первых лет послеапостольского периода, – это вопрос о способе принятия в лоно Кафолической Церкви тех, кто отпал от нее в ересь; о возникших вследствие этого отпадения целых инославных, т. е. еретических,...


Православную культуру – в школу!: Обращение участников Рождественских чтений к министру О.Ю. Васильевой

...Считаем, что изучение духовной культуры своего народа, «оснований своей религии» (К.Д. Ушинский) является неотъемлемой частью обучения и воспитания детей в общеобразовательной школе, исторической традицией российского образования, русской школы, насильственно прерванной после катастрофы 1917...


Взять человечество под контроль с целью его уничтожения: Проф. Катасонов о деятельности Римского клуба и Комитета 300

В 2018 году Римскому клубу исполнилось полвека со времени его учреждения по инициативе и на средства Дэвида Рокфеллера, одного из «хозяев денег», который ушел из жизни на 102-м году в марте 2017 года. Основная задача, которая была поставлена перед клубом, - «научно» обосновать политику депопуляции Земли....


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Фотогалерея
Полезно почитать

Держаться Церкви и противостоять глобализации: Беседа со схиархим. Кенсорином и духовными чадами его и иг. Бориса (Храмцова)

Многие духовные люди отмечают, что наше время – лукавое: посреди различных соблазнов и искушений трудно не уклониться со спасительного пути. Поэтому так ценно простое, но опытное слово современных подвижников. Милостью Божией нам удалось пообщаться с известным духовником, учеником Валаамских старцев...


Царский год – итоги и надежды: Ответы духовенства и мирян о 100-летии Русской Голгофы

Новогодний опрос мы решили сделать традиционным и на сей раз предложили нашим уважаемым респондентам следующие вопросы: «Что ожидалось, на что были надежды в 2018 году в контексте юбилея Царской Голгофы и что произошло в реальности? Какая работа была проведена, какие успехи и/или неудачи Вы можете отметить? Выводы, перспективы, пожелания»…


Преодолеть постсоветский синдром идеи революции: Беседа с М.Б. Смолиным об Имперском возрождении России

...Имперское возрождение для России – это прежде всего выход из современного постсоветского состояния РФ. Это выбор государственного пути для нашего дальнейшего развития, когда мы находимся между либеральным и социалистическим соблазнами западнического развития для нашей Родины...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100