Четверг, 28 Марта 2024 г.
Духовная мудрость

Златоуст об общении с еретиками
Возлюбленные, много раз я говорил вам о безбожных еретиках и теперь умоляю не объединяться с ними ни в пище, ни в питье, ни в дружбе, ни в любви, ибо поступающий так отчуждает себя от Христовой Церкви. Если кто-либо и проводит житие ангельское, но соединяется с еретиками узами дружбы или любви – он чужой для Владыки Христа.
Свт. Иоанн Златоуст о межрелигиозных «братаниях»

Прп. Амвросий об экуменистах
Весьма ошибочно рассуждают к католикам благосклонные, которые думают во-первых, что по отпадении западных от Православия в Соборной Церкви будто бы чего-то недостает. Ущерб сей заменен давно премудрым Промыслом – основанием на Севере Православной Церкви Русской.
Оптинский старец Амвросий об экуменистах

Прп. Паисий Святогорец о 666
Позади «совершенной системы обслуживания», компьютерной гарантии, кроется всемирная диктатура, рабство антихриста… Недоумеваю! Почему люди не задумываются над всеми этими событиями?.. Тогда как признаки видны очень ясно.
Прп. Паисий Святогорец

свт.Игнатий о европе
И сюда проникло европейское просвещение с блудом своим.
Свт. Игнатий (Брянчанинов) о подражании русских французам

Прп. Паисий об отречениях
Тяжелые годы!.. Нас ждет встряска. Знаете, что такое встряска? Если вы не находитесь хоть немножко в духовном состоянии, то вам не устоять. Сохрани нас, Господи, но мы дойдем еще и до того, что станут отрекаться от веры. Постарайтесь братски сплотиться, начать жить духовно, соединиться со Христом,.. чтобы не бояться ни бесов, ни мучений.
Прп. Паисий Святогорец об апостасии

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
23.03.2016
Старец Филофей и «Восьмой собор»: Исповедничество греческого подвижника между модернизмом и расколом

В продолжение публикаций о противостоянии святых отцов и подвижников XX века против модернизма на готовящемся «Всеправославном соборе»: о прп. Иустине Челийском, о свт. Николае Сербском, об архиепископе Феофане Полтавском.



Старец Филофей

 

Мы продолжаем рассказывать о современных святых и подвижниках благочестия, противостоявших реформации Православной Церкви и, в частности, давней и наиболее опасной инициативе модернистов – попытке проведения т. н. «восьмого вселенского собора». Сегодняшняя публикация посвящена известному афонскому старцу архимандриту Филофею (Зервакосу) (1884–1980).

 

ИЗБРАННИК ОТ ЧРЕВА МАТЕРИ

 

Подвижник родился в мае 1884 года в деревне Пакия в Лаконии (юго-восточная часть полуострова Пелопоннеса в Греции, – примеч. ред.), в благочестивой семье Панайотиса и Екатерины Зервакосов и во святом Крещении был назван Константином. С ранних лет он полюбил храм Божий, часто пел псалмы, читал духовные книги.

Еще в детстве Господь дал Константину знамение, указавшее на его жизненное призвание. Однажды, играя с товарищами в «строительство монастыря», он был избран ими на роль настоятеля. Будущий старец вывел друзей за деревню, чтобы «возвести обитель» и «стать подвижниками».

Печать избрания Божия угадывалась на отроке и в других случаях, в частности – в сопровождавших его явлениях духовного мира. Так, по попущению Божию примерно в 10-летнем возрасте он впервые воочию узрел врага нашего спасения, с которым впоследствии боролся всю жизнь, одержав в этой брани победу. Подобные искушения случались затем неоднократно, но всякий раз молитва к Царице Небесной прогоняла бесовские силы.

После школы Константин поступил в колледж и получил педагогическое образование. По распределению он два года преподавал в школе деревни Поиникион, и его воспитанники отличались успехами в учебе и образцовым поведением.

Чтение житий преподобных Антония Великого, Иоанна Дамаскина и других святых воспламенили в юноше высокую жажду подвижнической жизни в монашеском чине. Но родители не одобряли его намерения избрать эту стезю, и Константину пришлось на некоторое время задержаться в миру. Однако он не переставал упражняться делах благочестия. Когда молодой учитель узнавал о каком-либо добродетельном человеке, жившем по соседству, он немедленно знакомился с ним ради возможности получить назидание в духовных беседах. Ум его был постоянно занят мыслями о Боге и монашеском делании.

Наконец в 1902 году он тайно оставил родительский дом и отправился в паломничество по святым местам в поисках опытного духовного руководителя. Такового будущий старец обрел в лице отца Евсевия (Матопулоса) на Патре. Пастырь рекомендовал ему возвратиться домой, отслужить в армии, отдав «кесарю кесарево», и только потом поступать в святую обитель.

Молодой человек смиренно повиновался этому совету к немалому утешению родителей. Он прожил дома год и три месяца, а затем еще в течение двух с половиной лет проходил службу в кавалерийском полку в Афинах. Там в свободное время благочестивый воин посещал богослужения в православных храмах и внимал душеспасительным проповедям местных священников.


МОНАШЕСКИЙ ПУТЬ

 

По окончании срока службы Константин уже твердо решил покинуть мир. О своих планах он поведал великому молитвеннику и чудотворцу митрополиту Нектарию Пентапольскому, ректору Афинской духовной семинарии, ныне прославленному в лике святых. На вопрос юноши, в какой обители ему следует начать монашескую жизнь, отец Нектарий ответил: «Советую тебе поступить в Лонговардский монастырь на Паросе, где братия многочисленна и добродетельна».

 


Монастырь Лонговарда на острове Парос

 

Но желая осуществить свою давнюю мечту подвизаться на Святой Горе, юный ревнитель сделал иначе: 8 мая 1907 года он отправился на Афон. Однако поскольку территория Македонии в то время контролировалась турками, Константин был арестован в Салониках и приговорен к смертной казни – якобы за шпионаж. Он уже готовился принять смерть и призывал святого великомученика Димитрия Солунского, прося укрепить его в последние минуты. Но произошло чудо: по рассказам турецкого паши, вынесшего подвижнику столь суровый приговор, во сне ему явился святой Димитрий, приказав немедленно освободить узника. Господь предвидел будущее благое служение старца Филофея и сохранил Своего избранника.

Получив хороший урок из случившегося, юноша раскаялся в непослушании святому Нектарию и, исполняя совет прозорливого святителя, все-таки поступил в монастырь Лонговарда на острове Парос. Прекрасное местоположение обители и добрые отношения между братиями вскоре так умилили Константина, что он помышлял себя обитающим в земном раю.

Через несколько месяцев он был пострижен в монашество и 29 декабря 1907 года рукоположен в сан диакона. Весной 1910 года с благословения духовника и настоятеля иеродиакон Филофей осуществил паломничество на Святую Гору с целью найти добродетельных и мудрых мужей и получить наставления в монашеском делании. Он обошел все афонские монастыри, почтив их чудотворные иконы и иные святыни. Наибольшую пользу отец Филофей получил от общения со старцами Даниилом и Игнатием Катунакскими, Спиридоном из Великой Лавры, Каллиником из Афин и Матфеем из Каракалла. Особое влияние на него оказал старец Даниил. Десять дней они провели в беседах о духовной жизни и впоследствии еще долгие годы состояли в переписке. Архимандрит Филофей всегда считал отца Даниила одним из своих самых близких духовных наставников.

На обратном пути через Салоники история с арестом повторилась. Старец во второй раз был задержан турками по подозрению в шпионаже и вновь чудесно освобожден святым Димитрием, представшим ему в образе греческого юноши. Двигаясь в Лонговарду, отец Филофей посетил митрополита Нектария, как бы символически стоявшего у начала и при окончании его драматических путешествий, итогом которых стало духовное укрепление и возрастание подвижника.


«СВЕТ МИРУ»

 

22 апреля 1912 года епископом Гавриилом Трифилийским и Олимпийским иеродиакон Филофей был рукоположен во иеромонаха, а через год возведен в сан архимандрита. В 1916 году он получил благословение на посещение епархий в Элладской Церкви для проповеди и исповеди. С тех пор начались его многочисленные миссионерские поездки по Элладе и Ближнему Востоку. В 1923 году старец посетил все святые места Палестины, Синая и Египта. Всюду он служил, проповедовал и исповедовал христиан. В Великую Пятницу угодник Божий сподобился служить на Гробе Господнем и сказать слово, которое произвело на святогробское братство особое впечатление. Слушатели отмечали, что ни один из приезжих богословов еще не произносил столь трогательной и поучительной речи.

Будучи на Синае, отец Филофей с удивительным рвением обошел все ущелья и пещеры, побывал во всех пустынях и жилищах древних отшельников, стараясь проникнуться их благочестивым духом.

 

БОЖИЕ ВРАЗУМЛЕНИЕ

 

Но в это время история Церкви, неотделимая от жизни и подвигов святых, совершала новый драматический поворот – впервые столь отчетливо на ее горизонте появились идолы обновленчества. В том же 1923 году в Константинополе Патриарх-масон Мелетий (Метаксакис) провел т. н. «всеправославный конгресс» с участием небольшой группы модернистов из Константинопольской, Элладской и Сербской Церквей. Реформаторы приняли постановление о всеобщем переходе на преданный анафеме пятью Соборами Восточной Церкви папский григорианский календарь. И уже в следующем 1924 году новый стиль был введен в Константинопольском Патриархате и Элладской Церкви.

Иерархия, духовенство, монашествующие и народ разделились, возникли недоумения, смущения, разногласия. Одни проявили ложное смирение, приняв обновленческую реформу. Другие впали в не менее пагубную крайность – разорвали общение с Церковью.

Незадолго перед этим скончался митрополит Нектарий Пентапольский, духовный отец архимандрита Филофея. Подвижник пребывал в мучительных раздумьях, пытаясь осмыслить все эти нахлынувшие перемены и нововведения, ставшие причиной раздоров и смуты. С молитвой он обращался ко Господу, Его Пречистой Матери и святым и получил чудесное вразумление о необходимости отвергнуть новый стиль, но избегать при этом раскола. С того времени частью своего подвига старец избрал непримиримую борьбу с обновленчеством ради чистоты Православной веры.

 

«ВОСЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР»

 

31 декабря 1925 года документом № 23 Священного Синода Константинопольской Церкви сообщалось о проведении в ближайшем будущем на Святой Горе Афон «вселенского собора». В этом же циркуляре предлагалось множество вопросов для его повестки.

В 1926 году старец Даниил Катунакский, духовный наставник отца Филофея, написал и издал брошюру «Глас со Святой Горы о предстоящем Вселенском Соборе». В этом труде на основе изучения истории Святых Вселенских Соборов сделан вывод, что созыв и проведение каждого из них отмечены четырьмя неизменными особенностями: «Первая из них заключается в том, что Вселенский Собор проводится не по призыву папы или какого-либо Патриарха, но по заповеди Царя; другая особенность та, что дискуссия о вере предшествует вынесению догматического определения; третья – все принятые решения и каноны должны быть православными и находиться в согласии со Священным Писанием и предыдущими Вселенскими Соборами; и четвертая – все решения Вселенского Собора должны быть приняты всеми православными Патриархами и архиереями». Подвижник указал, что грядущий собор, судя по всему, не будет соответствовать этим критериям, но нацелен на пересмотр святоотеческого Предания и реформацию церковного учения.


Парос Изложенные в брошюре мысли аввы, несомненно, еще более укрепили отца Филофея в его стремлении следовать по «царскому» пути Святых Отцов – не впадая ни в новостильную ересь, ни в старостильный раскол; совершая богослужения согласно святоотеческому календарю, но не порывая канонического общения со священноначалием. Он глубоко осознал опасность обновленческого «восьмого вселенского собора» и поддержал духовника, опубликовав собственное послание против набиравшего силу модернизма.

В этой работе, в частности, отец Филофей безкомпромиссно подчеркивал, что «практически все вопросы (за исключением лишь некоторых), указанные Вселенской Патриархией, уже рассмотрены в божественных и священных канонах Святыми Апостолами и Вселенскими и Поместными Соборами Церкви. Современные отцы могут вполне в этом убедиться, тщательно и со вниманием исследовав божественные каноны и священный Пидалион (сборник правил с толкованиями преподобного Никодима Святогорца, авторитетнейший источник по каноническому праву Церкви, – примеч. ред.)». Так он четко доказал безсмысленнось созыва «вселенского собора» «для рассмотрения тех проблем, которые решены священными канонами божественных Апостолов и богомудрых Отцов и Учителей Церкви».

Старец также предупредил реформаторов о неприятных последствиях затеянного ими дела: «Собор, который не будет следовать обычаям и морали, правилам и традиции Православной Церкви, но, напротив, попытается их изменить, не сможет никогда ни иметь авторитета, ни называться Собором законным, или Вселенским. „Истинный и законный Вселенский Собор не попирает никакое из прежних установлений Церкви, не учит против них, не определяет ничего вопреки общепринятому и не принимает ничего ложного“ (Свт. Марк Ефесский)».

Богомудрый подвижник напомнил модернистам факты из истории, когда подобные попытки закончились неудачей. «Квазиавторитет и ложное наименование „Вселенского“ восприяли на себя собор во Влахернах при Константине Копрониме, составленный против икон, и Флорентийский собор, – пишет старец. – То же самое произойдет, вероятно, и с предстоящим собранием на Святой Горе. Созванный при Копрониме собор ныне известен как „нечестивый“, а участвовавшие в нем архиереи были отлучены от Церкви и преданы анафеме Седьмым Вселенским Собором. Также и собор во Флоренции вплоть до сего дня считается лжесобором – его постановления опроверг и отверг святой Марк, митрополит Ефесский».

Отец Филофей моделирует ситуацию, при которой собор состоялся бы, осуществив все задуманное – и определяет такой сценарий как уже изначально внутренне противоречивый: «Предположим, что запланированный Патриархом Василием собор достигнет своих целей и примет намеченные решения, и окажется так, что с ними согласятся все архиереи. Тогда они изменят календарь Православной Церкви и определение Первого Вселенского Собора о Пасхалии (за что Антиохийским Собором предусмотрено извержение из сана), окончательно упразднят или изменят определение Отцов о посте Святых Апостолов... Но будет ли действительным такой собор? Явятся ли его правила непререкаемыми? Станут ли уважать их все христиане? Очевидно, что нет».

И далее старец поясняет: «Если отцы этого собрания не уважат определений, канонов и традиций божественных Апостолов и установлений Отцов Церкви, а, напротив, отвергнут их, – то кто же будет проявлять уважение к ним самим?! Какой православный, имеющий хоть немного веры и благоговения к Святым Отцам, не назовет такой собор лжесобором? Если, по грехам народа, его решения все же обретут силу, то наверняка не замедлит состояться иной Собор, законный, дабы подвергнуть этот нечестивый анафеме – как Седьмой Вселенский Собор осудил иконоборцев, а Собор при святителе Фотии – латинян».

В своем послании подвижник не просто критикует ересь и модернизм – он предлагает и перечень тем, которые могли бы составить повестку истинного православного собора:

«1) об отлучении и снятии сана с архиереев и других клириков, которые, впав в смертные грехи, скрыто или явно содеянные, тем самым сами лишили себя священства, согласно божественным канонам <…>;

2) об извержении из сана и осуждении коснеющих в праздности (если не исправятся) архиереев и священников – бездействующих и не проповедующих слово Божие, не вразумляющих паству, но предающих ее в лапы хищных волков – различных еретиков;

3) об извержении тех архиереев, которые разрешают паству от Великого Поста и постов в среду и пятницу, вопреки 69-му правилу Святых Апостолов <…>;

4) об извержении из сана и отлучении от Церкви тех, которые пренебрегают священными канонами и традициями, в соответствии с решением бывшего при Константине Багрянородном Константинопольского Собора: „Всем, презревшим священные и божественные правила Святых Отцов наших, которые и Церковь назирают и, украшая всехристианское жительство, руководят к божественному благочестию, – анафема“ <…>;

5) об извержении из сана или предании анафеме тех, кто вводит новшества и дерзает устраивать ревизию в Православной Церкви, вопреки постановлению Седьмого Вселенского Собора: „Все, что против церковного Предания, учения и начертания Святых и приснопамятных Отцов установлено, установляемо и впредь установится – анафема“;

6) о возвращении [в новостильных Поместных Церквах] церковного календаря, утвержденного Святыми Отцами.

Вот что необходимо рассмотреть ради пользы Православной Церкви и во славу Божию! – пишет старец. – Введение же новшеств, пересмотр священных канонов и традиций вызовет смятение, смущение, раздоры, ссоры, вражду, ненависть и иные виды зла, на которое грядет гнев Господень. Ибо, как сказал апостол Иаков, „где зависть и сварливость, там неустройство и все худое“ (Иак. 3, 16)».

Кроме того, мужественный миссионер в апостольском духе смело обличает стамбульского Патриарха: «Ныне <…> Патриарх Василий намеревается создать свои собственные каноны в отношении постов. Он говорит „нет“ тому, что установили Cвятые Апостолы и Отцы – под предлогом, что в наши дни это якобы неприемлемо. Богодухновенные мужи учили, что „Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе“ (Рим. 14, 17), что пост, бдение и молитва сподобляют верных небесных даров. Модернисты же чают установить иные правила, дабы сказать всем, что можно есть и пить, не поститься и не подчиняться прежним законам; что следует предпочесть узкому и скорбному пути воздержания широкую и пространную дорогу наслаждений и неги. „Спасибо, Святые Отцы, и до свидания! Мы, – говорит Патриарх Василий, – узаконим свои календарь и Пасхалию, будем праздновать не так, как постановили 318 богоносных мужей Первого Вселенского Собора и как заповедовали Отцы Семи Вселенских и многих Поместных Соборов, но – как захотим сами, как решим вместе с современными астрономами, в соответствии с требованиями науки“».

Старец выразил также убеждение, что «высказать свое мнение по данным проблемам должны не только архиереи, но и рядовые священники, и архимандриты, и иеромонахи, и монахи, и добродетельные богословы из мирян, специалисты в области догматов, ревнители веры, соблюдения священных канонов и традиций. И тогда в единодушии, мире, любви и смирении следует прислушаться к этому соборному гласу народа Божия, который будет созвучен с канонами и обычаями нашей Церкви».

 

ОБЛИЧЕНИЕ
«ВСЕСВЯТЕЙШЕГО» АФИНАГОРА

 

В годы Второй мировой войны монастырь Лонговарда, в котором архимандрит Филофей уже стал настоятелем, обезпечивал пищей не только монахов, но и поддерживал нуждавшихся мирян. Царица Небесная чудесно умножила съестные припасы обители, так что и те, и другие смогли пережить голод.

Когда фашисты собирались расстрелять 150 юношей, старец предложил немецкому генералу казнить и его. Тронутый такой смелостью и сочувствием ближним, высокий чин отменил смертный приговор.

После войны отец Филофей продолжил борьбу за Православие. 7 декабря 1965 года в Риме и Стамбуле папа римский Павел VI и новый Константинопольский Патриарх-масон Афинагор подписали соглашение о «взаимном снятии анафем».

Старец направил Афинагору открытое письмо, в котором говорилось: «Если ты на самом деле любишь папу, пойди и скажи ему всю правду: „Дорогой папа, поскольку я люблю тебя, скажу тебе всю правду. Слушай, если имеешь уши, чтобы слышать. Ты первый по гордыне, а я – сразу за тобой. Ты – потому что именуешь себя непогрешимым, я – потому что называюсь наисвятейшим. Мы оба лгуны. Ни ты не являешься непогрешимым, ни я – наисвятейшим. А если люди, желая нам польстить, называют нас непогрешимыми и наисвятейшими, скажем им правду: ‘Мы не такие, как вы думаете. Мы – грешники’“. Скажите им то, что Богочеловек Господь наш Иисус Христос сказал богатому юноше: „Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только Один Бог“ (Мк. 10, 18)». Реформатор не внял увещаниям и вернул письмо отцу Филофею, чтобы оно не попало в патриарший архив.

 

«В ПАМЯТЬ ВЕЧНУЮ БУДЕТ ПРАВЕДНИК»

 

Господь прославил Своего угодника еще при жизни чудесными знамениями. Так, однажды подвижник ехал с духовными чадами на машине, ведя назидательную беседу. «И вдруг мы увидели ослепительный свет. Можно было подумать, что позади нас восходит солнце. Но свет не был солнечным!», – вспоминала потом участница того разговора. Известен также случай, когда некий господин ночевал в той комнате, где накануне останавливался старец, и свидетельствовал, что всю ночь там раздавалось чудное ангельское пение. По молитвам отца Филофея совершилось и множество исцелений.

Старец почил 8 мая 1980 года. Вся его жизнь была посвящена служению Церкви Христовой: он построил 12 храмов, два монастыря, три школы; в годы апостасии мужественно защищал Православие, «рыкая, как лев», по выражению преподобного Гавриила Тбилисского, на еретиков.

Духовным завещанием звучат следующие слова архимандрита Филофея: «Подражайте святому Нектарию <…> и становитесь святыми. <…> Это – воля Бога: „Святы будьте, ибо Свят Я, Господь, Бог ваш“ (Лев. 19, 2)».



Источник: Газета «Православный Крест» №150 от 15 марта 2016 г.


Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100