Суббота, 24 Августа 2019 г.
Духовная мудрость

Преп. Исаак Сирин об еретических книгах
Ничто так не располагает душу к богохульству, как чтение книг еретических.
Прп. Исаак Сирин о хранении веры

Свт. Игнатий о мире
Времена чем далее, тем тяжелее. Христианство, как Дух, неприметным образом для суетящейся и служащей миру толпы, очень приметным образом для внимающих себе, удаляется из среды человечества, предоставляя его (мир) падению его.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) о мiре

Прп. Амвросий об экуменистах
Весьма ошибочно рассуждают к католикам благосклонные, которые думают во-первых, что по отпадении западных от Православия в Соборной Церкви будто бы чего-то недостает. Ущерб сей заменен давно премудрым Промыслом – основанием на Севере Православной Церкви Русской.
Оптинский старец Амвросий об экуменистах

Свт. Фотий о модернизме
В вопросах веры даже самое малое отклонение уже является смертным грехом. Знай же, что даже одно малое нарушение Предания позволяет небрежение ко всем догматам.
Свт. Фотий Константинопольский о модернизме

свт.Игнатий о лжезнамениях
Мы приближаемся постепенно к тому времени, в которое должно открыться обширное позорище многочисленных и поразительных ложных чудес, увлечь в погибель тех несчастных питомцев плотского мудрования, которые будут обольщены и обмануты этими чудесами.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

В кулуарах

Где лучше жить в наше апостасийное время?: 5 страхов, которые надо победить. Господь выведет Своих
Уважаемая редакция, хочу через Вас обратиться с вопросом к какому-нибудь авторитетному священнику. Сейчас в интернете, в связи с апостасийным возрастанием и усилением электронного контроля, много пишут о том, что лучше жить вдали от мегаполиса. Мы тоже это понимаем, но хотелось бы услышать церковную...

Апокалипсис в действии: Близ есть, при дверех (+ВИДЕО)
Очевидно, что не можем устраниться от ожидающих нас впереди событий, предваряющих Второе Пришествие Христово и предсказанных Господом в Священном Писании и пророчествах многочисленных святых, близких от нас по времени и далеких. Посмотрим, что для нас готовили и осуществили сильные мира сего в текущем...

Народ уходит от непоминающих: Два случая возвращения из раскола в лоно матери-Церкви
Тема раскола по-прежнему остается одной из актуальных в православной жизни. Уход из Русской Православной Церкви в храмы, где не поминают Патриарха, переход к «истинно-верующим» – катакомбникам, старообрядцам, зарубежникам, и прочие отступления являются кровоточащей раной на теле многострадальной России...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Новый год и новый стиль: Как относиться православным? Сщмч. Сергий Мечев 20.12.2015
Новый год и новый стиль: Как относиться православным? Сщмч. Сергий Мечев
Приближающийся гражданский Новый год по новому стилю, к сожалению, отмечается большинством наших соотечественников широкими застольями и разнообразными развлечениями, тогда как Церковь призывает нас усугубить в эти дни подвиг Рождественского поста. Между тем, нередко и в православной среде звучат призывы пересмотреть «календарный вопрос» и вслед за некоторыми Поместными Церквами перейти на новый стиль, чтобы не создавать верующим неудобств в праздновании гражданского Новолетия. Однако, как известно, с канонической точки зрения календарная реформа недопустима, и «как порождение католичества и явление противоцерковное, новый стиль, кроме смуты, ничего не может дать Православной Церкви» (архиеп. Серафим (Соболев)). Ниже публикуется важное свидетельство о борьбе за сохранение в Русской Церкви юлианского календаря священномученика Сергия Мечева († 1942).

…Еще в предреволюционные годы среди интеллигенции и некоторых церковных деятелей существовало мнение, что Церковь, если не умерла, то находится в параличе, и надо принять какие­то решительные меры к ее оживлению, вернуться к первохристианскому строю жизни и богослужения, отменить позже установленные Церковью правила, согласовав вместе с тем новые с требованиями современной науки, культуры и вообще современной жизни. Эти люди не видели подлинной христианской подвижнической жизни, которая в это время протекала в некоторых монастырях, таких как Оптина и Глинская Пустыни, не знали и не чувствовали той животворной струи, которая пришла к нам через старца Паисия (Величковского). Многие искренне заблуждались, искренне по­своему хотели «обновить» Церковь внешними мерами. Они просто не понимали настоящей духовной жизни.

В смутное для Церкви время первых послереволюционных годов нашлись недобросовестные люди, которые лозунги «обновления» сообразовали со своими корыстными целями: воспользовавшись трениями, возникавшими между Патриархом Тихоном и властями, они обманом захватили правление в Церкви в тот момент, когда Предстоятеля арестовали по делу об изъятии церковных ценностей, и организовали свое «Высшее церковное управление» (ВЦУ), стараясь подчинить ему Русскую Церковь.

Многие епископы противостояли этому, но они были разъединены, да к тому же большинство из них арестовывали. Приходское духовенство, привыкшее до революции к послушанию, хотя в большинстве своем не принадлежало к числу идеологов «Единой Церкви» и в глубине души им не сочувствовало, все же не сумело разобраться в создавшейся ситуации, да и боялось запрещений, и потому безпрекословно подчинилось ВЦУ, прекратив поминовение заключенного Патриарха.

В Москве лишь несколько приходов сохранили верность Патриарху. В числе их были Данилов монастырь и «Маросейка». Отец Алексий и отец Сергий Мечевы всей душой чувствовали, что Церковь есть Тело Христово и источник освящения всего мира. Она со всеми своими Таинствами и богослужением – свята вовеки. Они знали, что надо не «обновлять» Церковь, а идти к ней и учиться у нее, пользоваться ее Таинствами для своей духовной жизни, становиться ее членами через Покаяние и Святое Причащение для «обновления в себе зрака Святаго Божия образа» (см. молитву Покаянного канона). Сама же Церковь в существе своем свята и непорочна и не нуждается ни в оживлении, ни в обновлении. Кроме того, батюшки – отец Алексий и отец Сергий – считали канонической необходимостью поминать на ектениях и на Великом входе имя Святейшего Патриарха, хотя бы и заключенного в то время. Без этого нарушилась бы связь с Церковью и совершаемые Таинства стали бы недействительны.

<...> В числе прочих нововведений обновленцев (богослужение на русском разговорном языке, женатый епископат и т. д.) был и новый стиль, утвержденный теперь в государстве. Они считали, что оставаться на старом стиле – отстало и некультурно, т. к. новый календарь более приближен к астрономическим данным. Это было неотъемлемой частью их программы, но в то же время и особенно порочило их в глазах народа.

В 1923 году Патриарх Тихон был освобожден из заключения. Через некоторое время он получил ложную информацию, будто все восточные Патриархи приняли католический григорианский стиль вместо прежнего, употреблявшегося Православной Церковью, юлианского. Он, по настоянию гражданских властей, сделал распоряжение, чтобы и Русская Православная Церковь перешла на новый стиль.

Узнав об этом распоряжении Святейшего, отец Сергий, будучи его преданным сыном, пришел к нему взволнованный:

– Святейший Владыко, не считайте меня бунтовщиком, но моя церковная совесть не позволяет мне принять новый стиль.

И раскрыл перед Патриархом свое, вернее, общецерковное понимание богослужения. Святейший отнесся к отцу Сергию по­отечески:

– Какой же ты бунтовщик, Сережа? Я знаю тебя! Но вот с меня требуют введения нового стиля…

Отец Сергий считал, что события жизни Спасителя и Его Пречистой Матери, хотя и произошли в известный момент времени, но имеют вечное, непреходящее бытие. В православном богослужении, совершающемся и повторяющемся также во времени, они как бы совершаются вновь, открываясь перед молящимися, делая их участниками этих событий. <…> Как часто слышим мы в стихирах и канонах слово «днесь»! «Днесь вод освящается естество», «Дева днесь Пресущественнаго раждает» и т. д. Это «днесь» говорит нам о нашем предстоянии в данный момент времени вечным событиям, «днесь» – не когда­то тогда, а в это время, в эту минуту, когда мы совершаем богослужение. Это дерзновение имеет Церковь потому, что она в самой себе есть не временная, а вечная, она вне мира, выше него, она премирна. Церковь дерзновенна потому, что не только собравшиеся в храме люди, являющиеся частью видимого мира, совершают богослужение. Мы веруем и надеемся, что «Силы Небесные с нами невидимо служат», что мы <…> имеем возможность соприкоснуться в богослужении, в молитвенном озарении с давно бывшими событиями, соприкоснуться и соучаствовать в них, как в вечности. Связь наша с миром горним и есть то величайшее, что объединяет всех и вся: мир видимый и невидимый. Здесь, в Церкви, люди, которые не жили тогда, когда совершались те великие события, могут теперь участвовать в них, приобщаются к ним как к Вечности. Когда мы в богослужении, в своих песнопениях обращаемся не только к верующим, не только к людям, но и ко всей вселенной, это не просто слова. Богослужение имеет величайшее значение для всего мира.

Поскольку отец Сергий не подчинился распоряжению о переходе на новый стиль, его вызвали в епархиальное управление и грозили запрещением <...>. Отец Сергий пытался раскрыть перед присутствовавшими епископами свое отношение к богослужению, но, не встречая понимания, стал говорить, что нет необходимости нарушать строй и порядок богослужения переходом на новый стиль, достаточно лишь считать праздники в другие числа по новому стилю, например, Рождество Христово – не 25 декабря, а 7 января. Он спросил:

– По какому стилю, скажите, празднуют наши власти свои праздники?

Ему ответили:

– Как по какому? Разумеется, по новому.

– А как же тогда день 9 января отмечается 22 января, октябрьская революция празднуется не в октябре, а в ноябре? Также и день свержения самодержавия, и другие дни? (Т. е. берутся дни по старому стилю и просто пересчитываются на новый).

Присутствовавший в епархиальном управлении владыка Иларион улыбался, видя, что отец Сергий привел своих противников в замешательство. Остальные архиереи обозвали его «недоучкой» и отпустили.

Церковный народ, верующие также не приняли нового календаря. Храмы, перешедшие на новый стиль, даже в самые великие дни пустовали, да и вообще почти не посещались.

Святейший Патриарх Тихон, хотя и ответил на запрос властей, что «юлианский календарь не догмат Церкви»*, однако должен был отменить свое распоряжение относительно календаря и Пасхалии, и новый стиль был упразднен. Он сообщил об этом гражданской власти и с некоторой иронией заметил, что не совсем понимает, почему власти заинтересованы в переходе церковного богослужения на новый стиль.

Когда отец Сергий потом приходил к Патриарху, последний часто встречал его словами: «А, „днесь вод освящается естество" пришел».

<…> Календарь наш освящен Церковью, ее Соборами, ее Таинствами, богослужением – творением великих Отцов Церкви, порядком совершения его, изложенным в Уставе, составленном теми же Святыми Отцами.

Из архива Е.В. Апушкиной
Старый стиль лучше новых двух. М., 2004.

* «Юлианское счисление не возведено Церковью в неприкосновенный догмат, – говорил святитель Тихон, – но отказ от него является серьезным нарушением всего церковного строя. Практически это непослушание Священному Преданию Церкви, что канонически не допустимо».


Источник: «Дух христианина»

Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Сводка с антицифрового фронта: Какие ключевые законы, когда были приняты, кем пролоббированы и что делать?

В последнее время идет очень серьезная атака на все традиционные основы. Условным началом ее можно считать 1 апреля 2019 года, когда был принят 48-ФЗ, который легализовал СНИЛС как универсальный идентификатор личности – по сути как замену паспорта, имени и всего прочего для цели...


Антиэкуменический Катехизис: Труд Оптинского старца Симеона (Ларина) о пагубной всеереси нашего времени

Этот Катехизис составлен Оптинским игуменом Симеоном (Лариным) (1918–2016). Сам старец считал этот труд соборным, потому что при его написании много советовался с оптинскими и афонскими отцами. Вероятно, по этой причине на обложке издания указаны в качестве составителей монахи и Оптиной...


Потребуют ли осознанного отречения от Бога при антихристе?: Доклад с конференции антиглобалистов УПЦ (+ВИДЕО)

...Так следует поступать со всеми веяниями глобализма – отвергать на том этапе, когда от нас требуется добровольное согласие с «новым мировым порядком». Иначе, добровольно согласившись с навязываемой нам системой, мы принимаем ее правила, заключающиеся в поклонении новому «хозяину мира», будет оно совершаться...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Фотогалерея
Полезно почитать

Мы должны остаться Христовыми: Проповедь о вере во всесильную помощь Божию в последние времена (+Рассказ)

Промыслом Божиим в один из недавних праздников мы сподобились побывать в древней обители нашей обширной Матушки-России, где услышали проповедь, которая отогнала от сердца малодушие и укрепила в вере во всесильную помощь Божию. Нам удалось записать эти слова и позже познакомиться с батюшкой, но по смирению...


Пятое Евангелие – живая природа: Состояние Христианства наших времен – солнце на закате

...Закатывающееся солнце живо представляет собою состояние Христианства наших времен. Светит то же солнце правды Христос, Он испущает те же лучи; но они уже не проливают ни того сияния, ни той теплоты, как во времена, нам предшествовавшие. Это оттого, что лучи не падают прямо на нас, но текут к нам лишь...


Последние времена: Для чего живем, куда идем, кому служим?

Мы говорим: последние времена, и только слепой этого не видит. Но почему же большинство из нас слепые? Надо открыто всем решить вопрос: для чего мы живем, куда идем, кому служим? Мы говорим о последних временах, но умалчиваем причины: что их приближает? Боимся сильных мира сего и забываем о вечном. «Кругом...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100