Вторник, 19 Марта 2024 г.
Духовная мудрость

Свт. Серафим о страстях
Три главные греха, в которых лежит теперь все человечество: 1) блуд, 2) гордость, 3) жестокость. Эти грехи влекут человечество к погибели. Господь не выносит блуда.
Свт. Серафим (Соболев) о современных страстях

Прп. Паисий Святогорец о гностиках
Снова определенные «гностики» станут пеленать своих духовных чад как младенцев, как бы для того, чтобы не унывали: «Не имеет значения, это ничего, достаточно внутренне веровать», – в то время, как видим апостола Петра, который внешне отрекся от Христа.
Прп. Паисий Святогорец о печати антихриста

свт. Афанасий о католиках
Умоляю с терпением пребывать в чистом житии и верных догматах. От всей души отвергайте общение с италийцами, пусть даже если его и постигнет какая-либо беда ради чести и славы Отца и Сына и Святого Духа.
Свт. Афанасий Константинопольский о католиках

Прп. Паисий Величковский о католиках
Латинство откололось от Церкви и пало в бездну ересей и заблуждений, и лежит в них без всякой надежды восстания.
Прп. Паисий Величковский о католиках

Прп. Иустин о соборе
Если такой собор, не дай Бог, состоится, от него можно ожидать только одного: расколов, ересей и гибели многих душ.
Прп. Иустин (Попович) о «восьмом вселенском соборе»

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
18.09.2010
ЕЩЕ РАЗ О ПОЗИЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПО ПРОБЛЕМЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ (с приложением отказа от электронной карты)
6 июля 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла даны Разъяснения Председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества относительно позиции Церкви по вопросу использования новых документов и технологий идентификации граждан (далее – Разъяснения).

Разъяснения еще раз подтвердили неизменность и твердость позиции РПЦ по вопросам новых технологий и необходимости соблюдения права граждан жить в обществе в соответствии со своими религиозными убеждениями.

Этот документ адресован широкой православной общественности и священству и будет способствовать восстановлению взаимопонимания, миролюбия и объединению усилий в защите веры и интересов всех православных граждан.

Обращаясь к православным гражданам, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин пишет:


«На имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла поступают коллективные и индивидуальные обращения. В связи со сложившейся ситуацией Его Святейшество поручил мне напомнить всем верным чадам нашей Матери Церкви ее позицию, основанную на православном вероучении и выраженную в церковных документах».

Далее сказано, что отказываясь от использования новых технологий, граждане вынужденно не получают медицинскую помощь, пенсию по возрасту и другие выплаты, не могут устроиться на работу, совершать нотариальные действия с имуществом, оплачивать коммунальные услуги, приобретать проездные документы и так далее. В Разъяснениях говорится о реальной угрозе здоровью и благополучию граждан, а также указывается на то, что некоторые священники и миряне, действуя в разрез с официальной позицией Церкви, лишь усугубляют и так тяжелое положение граждан:
«Создается реальная угроза здоровью и благополучию тысяч граждан, среди которых – немало чад Русской Православной Церкви. Данное положение усугубляется действиями и призывами некоторых пастырей и мирян, расходящимися с позицией церковного Священноначалия».

В связи со сложившейся ситуацией Глава Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл напоминает позицию РПЦ по вопросу новых технологий при идентификации личности человека, выраженную в церковных документах.
Еще раз подчеркнуто, что эти документы являются обязательными для всех чад РПЦ и священнослужителей:

«Таким образом, соответствующие решения Поместных и Архиерейских Соборов, Священного Синода и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси являются нормативными для всех пастырей и чад Русской Православной Церкви».

 

Исходя из важности проблемы и тяжелого положения граждан, отказывающихся от использования новых технологий, НАПОМИНАЕТСЯ, что действия священнослужителей должны соответствовать Апостольским правилам:

«39-е Апостольское правило гласит: «Пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают. Ибо ему вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их».

О верховенстве Апостольских правил напоминается и Епископам

Епископы призываются к почитанию и послушанию Главе Русской Православной Церкви, строгому следованию его указаниям. Говорится и о недопустимости действий, превышающих власть Епископа, выходящих за пределы его полномочий:

«В соответствии с 34-м Апостольским правилом, епископам всякого народа подобает знать первого у них и признавать его, как главу, и ничего, превышающего их власть, не творить без его рассуждения: творить же каждому только то, что касается до его епархии и до мест, к ней принадлежащих».

 

Не отрицая необходимость учета населения, использование электронных технологий, выдачи документов при взаимодействии граждан и власти, Разъяснения четко определяют критерии и ориентиры для верующих в вопросе использования новых технологий.

Еще раз подтверждены положения Обращения к органам власти стран Содружества Независимых Государств и Балтии, направленном Священным Синодом Русской Православной Церкви 6 октября 2005 года. В нем говорится:

«Таким образом, нет ничего греховного в участии людей в мероприятиях, связанных с учетом граждан и подтверждением их личности при контактах с государством. Такое участие может выражаться в получении и предъявлении соответствующих документов, в том числе использующих новые технологии, при условии, что человек знает всю информацию и символику, хранимую и передаваемую при помощи этих технологий, и она не вступает в противоречие с его убеждениями и волеизъявлением».

Таким образом, в соответствии с Разъяснением от 6 июля 2010 г. и Обращением к органам власти Священного Синода от 6 октября 2005 года участие в электронных системах возможно при определенных условиях: полной осведомленности человека об информации, символике документа, а также соответствия документа его религиозным убеждениям и волеизъявлению.

Руководствуясь этими критериями, приводимыми в официальных документах, человек понимает, что при отсутствии указанных условий участие в электронных системах и получение документов может рассматриваться человеком как греховное деяние и дает ему право отказываться от их использования.

Опираясь на положения последних по времени официальных решений Церкви (Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» – п. 54), в Разъяснениях еще раз подчеркнута опасность новых технологий, которые создают угрозу правам и свободе личности, делают возможным тотальный контроль за жизнью человека, в том числе за его мировоззрением.

В разъяснениях делается ссылка на «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», где особое значение уделяется проблеме защиты прав верующих в связи с развитием новых технологий. В них говорится о том, что частная жизнь, мировоззрение и воля людей не должны быть предметом тотального контроля. Указывается на опасность для общества манипуляций выбором людей и их сознанием со стороны властных структур, политических сил, экономических и информационных элит. Этот концептуальный документ предупреждает об опасности для свободы человека внедрения технических средств, постоянно сопровождающих человека или неотделимых от его тела, если их можно будет использовать для контроля над личностью и управления ею (п. IV.7).

В п. V.2 Основ «недопущение тотального контроля над человеческой личностью, над ее мировоззренческим выбором и частной жизнью через использование современных технологий и политических манипуляций» выделено в качестве особой области правозащитных трудов Церкви.

Очень важно, что для умиротворения и вселения уверенности в завтрашнем дне в Разъяснениях четко и однозначно выражена позиция Церкви по отношению к православным гражданам, отказывающимся использовать новые технологии при учете их данных:

«Русская Православная Церковь признает право людей не принимать определенных символов и технологий, разделяет серьезные опасения, возникающие в обществе по этому вопросу.

Святейший Патриарх Кирилл и уполномоченные представители Церкви регулярно и небезуспешно поднимают данную тему на встречах с должностными лицами, ответственными за принятие решений в этой сфере, и доводят до них озабоченность чад нашей Церкви данными вопросами. При этом Церковь настаивает на исключительной добровольности участия людей в новых формах идентификации личности, что обычно находит понимание со стороны государства».

То есть Русская Православная Церковь не только не отказывается от своих чад, но признает за ними право жить и действовать в соответствии со своими убеждениями и разделяет их опасения в связи с использованием новых технологий, позволяющих не только контролировать человека, но и управлять им.

Перед властями Русская Православная Церковь настаивает на принципе добровольности в использовании новых способов идентификации личности.

В сотрудничестве с православными и общественными организациями Церковь добивается видимых результатов, одним из которых является положение недавно принятого Федерального закона от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В статье 26 закона предусмотрено право гражданина отказаться от использования универсальной электронной карты, которая не выдается или аннулируется по заявлению гражданина.

Это не окончательный результат, ведь все мы помним, как все активно пытались не допустить самого принятия этого антиконституционного закона. Однако и в принятой редакции закон дает право человеку отказаться от документа, противоречащего его религиозным убеждениям. Тотальная электронизация всей деятельности органов власти при взаимодействии с гражданами ставит все более сложные задачи. Православная общественность совместно с РПЦ ведет постоянную работу со всеми ветвями власти по законодательному закреплению права человека пользоваться традиционной системой сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации без применения автоматизированных (электронных, наноэлектронных) средств цифровой, буквенно-цифровой идентификации, штрихового кодирования, радиочастотной, биометрической и других средств автоматической идентификации человека.

 

Позиция Святейшего Патриарха РПЦ по проблемам новых технологий

Православным гражданам и обществу в целом необходимо четко знать позицию Святейшего Патриарха РПЦ по проблемам новых технологий.

Еще будучи Митрополитом Смоленским и Калининградским, Святейший Патриарх Кирилл на конференции «Развитие биотехнологий: вызовы христианской этике» Москва, 2 марта 2006 года, выражая принципиальную позицию Русской Православной Церкви, заявил в своем докладе, что человек имеет право сказать "нет" электронной идентификации своей личности. Для этих людей необходимо сохранить традиционный учет и контроль.

28 июля 2009 г. Патриарх Кирилл, отвечая на многочисленные обращения граждан, подвергающихся дискриминации за отказ от документов и систем учета с использованием новых технологий, направил Уполномоченному по правам человека в РФ В.П. Лукину обращение, в котором говорится о фактах нарушения прав граждан: лишении возможности получать медицинскую помощь, пенсию по возрасту и другие выплаты, устроиться на работу, совершать нотариальные действия с имуществом, оплачивать коммунальные услуги, приобретать проездные документы и так далее. Он констатировал, что определенная часть общества, которая включает пенсионеров, людей трудоспособного возраста и молодежь, оказывается выброшенной на обочину жизни. Большую часть этих людей составляют православные христиане, которые опасаются, что использование новых технологий может привести к тотальному идеологическому и иному контролю над личностью. Разделяя опасения верующих, Патриарх пишет: «Такое развитие событий может быть вероятным, так как технические возможности позволяют уже сегодня отслеживать личные контакты, перемещение, покупки, совершаемые с помощью карточек для расчетов. Собранные в результате тотального отслеживания данные о человеке могут накапливаться в одной базе. Учитывая несовершенство правовой базы и используемых технологий, их уязвимость для преступного воздействия, повсеместные утечки информации, что создает реальную угрозу не только жизни и безопасности отдельных граждан, но и государства в целом, – все преимущества данных технологий, включая удобство использования и экономичность, могут быть моментально перечеркнуты по простой неосторожности обслуживающего персонала».

В обращении говорится и о символике в документах, которая вызывает протест у верующих христиан: «Негативную реакцию вызывают также документы, носящие определенные символы, целесообразность и предназначение которых вызывает сомнения».

В качестве решения проблемы, Патриарх считает целесообразным использование для этой категории граждан альтернативной системы сбора данных (без личных идентификационных номеров, а также устройств, которые позволили бы идентифицировать человека без его ведома в общественных местах, при совершении покупок и так далее).

Невозможно правильно и объективно оценить проблемы новых технологий и официальную позицию Церкви и Патриарха без изучения документов, которые сам Патриарх рассматривает как выражение позиции Русской Православной Церкви.

К своему обращению к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации Патриарх приложил выдержки из ряда документов Архиерейских Соборов, Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода, посвященных новым технологиям.

При прочтении документов видно, что они подобраны и приведены с учетом самых основных острых вопросов и показывают последовательность и твердость позиции РПЦ на протяжении 10 лет.

 

Приложения к обращению Патриарха от 28 июля 2009 г.

Предупреждение 2000 г. о дискриминации.

Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 марта 2000 года было одним из первых предостережений о ситуации, сложившейся в настоящее время: «Беспокойство, порождаемое у вас (верующих) действиями власти, разделяется церковным Священноначалием, ибо, в конце концов, речь идет о защите права верующих жить в соответствии со своими религиозными убеждениями... Вскоре люди, не имеющие налогового кода или пластиковой карточки, могут оказаться практически лишены возможности получать социальную и даже медицинскую помощь. Если подобное произойдет, возникнут все основания усомниться в принципах равноправия граждан и свободы совести – принципах, которые так активно пропагандирует современная цивилизация. Именно поэтому мы настаиваем на необходимости иметь альтернативную систему учета граждан и предоставления им социальных, медицинских, страховых и прочих услуг. Церковь не может не возвысить свой голос в защиту человеческой свободы. Ведь для духовного единства общества крайне важно, чтобы верующие не ощущали себя гражданами второго сорта, вновь видя в государстве гонителя и оскорбителя веры...».

 

Проблема ИНН

Священный Синод Русской Православной Церкви в заседании от 27 декабря 2001 года постановил: «С пониманием отнестись к мнению тех, кто не принимает ИНН как число, могущее восприниматься в качестве альтернативы христианскому имени, особенно в случаях, когда это число присваивается по принуждению, что нарушает гражданские права личности... Принимая во внимание, что Министерство РФ по налогам и сборам и Сбербанк РФ дали разъяснения, устраняющие на данный момент опасность принудительного присвоения ИНН, считать крайне важным скорейшее окончательное решение данного вопроса на законодательном уровне, для чего активизировать консультации с соответствующими органами законодательной и исполнительной власти, дабы всем гражданам, не желающим принимать ИНН, в случае их соответствующего волеизъявления была предоставлена такая возможность...».

 

Сходство с ограничениями апокалиптических времен

В Послании Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата от 29 декабря 2003 года сказано: «Нынешний процесс кодификации гражданского населения непосредственно касается политической и хозяйственной деятельности граждан. Он внедряется в формах, которые имеют типологическое сходство с ограничениями апокалиптических времен... В религиозном контексте указанные действия власти приобретают апокалиптическую составляющую, что может расцениваться как сознательное или невольное содействие созданию технической базы, способствующей воцарению антихриста...»

 

Об ошибочности утверждения, что принятие внешних знаков, символов не может нам повредить.

В Докладе на VIII Всемирном Русском Народном Соборе в феврале 2004 года митрополит Одесский и Измаильский Агафангел констатировал: «Величайшей ошибкой является утверждение, что принятие внешних знаков, символов, правил поведения, навязываемых новым временем, не может нам повредить. Они как раз и созданы по внушению диавола, для того, чтобы посредством их повредить и "прельстить, если возможно, и избранных" (Мф. 24, 24). Не повредить все предлагаемое глобализацией может только тогда, когда оно вовсе не принимается, или, после опрометчивого принятия, тотчас отвергается. Сейчас происходит всемирная компьютеризация, стремительное развитие глобальной сети Интернет – "мировой паутины". Создаются мощнейшие биотехнологии, способные управлять человеческой психикой и манипулировать сознанием огромных масс людей. Во всем мире вводится цифровой учет населения через присвоение идентификационных кодов. В этой системе создается возможность контролировать и управлять каждым человеком».

На Архиерейском Соборе 2004 года владыка Агафангел подтвердил эту позицию: «Мне неоднократно приходилось повторять, повторю это и вновь: утверждение о том, что принятие внешних знаков, символов, правил поведения, навязываемых устроителями «нового мирового порядка», для которых Русская Православная Церковь – враг номер один, не может повредить православному человеку, является величайшей ошибкой и заблуждением. Через введение ИНН, «идентификационных кодов», православных христиан пытаются втянуть в глобализационные процессы, что является недопустимым. Ведь все эти процессы ведут к стиранию свободной личности, к уничтожению независимости государств, особенно традиционно православных, и, в конечном счете, к власти единого мирового правительства, цель которого – воцарение единоличного лидера – то есть предсказанного в Откровении святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, антихриста».

 

Требования к паспорту как основному документу

В Посланиях Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2004 года к Президентам Российской Федерации и Украины заявлено: «Учитывая опасения многих верующих граждан, Собор призывает государственную власть принять во внимание их озабоченность при разработке новых образцов основного документа гражданина России, который, как мы считаем, не должен содержать отметку о личном коде, а также какие-либо данные, неизвестные или непонятные владельцу документа. Необходимо приложить все усилия, чтобы развитие законодательства и административной практики в сфере идентификации граждан не ущемляло их вероисповедной и мировоззренческой свободы... Мы также считаем, что власть должна со вниманием отнестись к просьбам верующих, которые, заботясь о сохранении своей богоданной свободы, выступают против обязательного присвоения им идентификационных номеров».

 

О недопустимости дискриминации

В Заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2005 года говорится: «...Недопустимо, чтобы люди, по разным причинам отказывающиеся от участия в новой идентификационной системе, были оттеснены на обочину жизни, существенно поражены в правах, подвергнуты дискриминации при приеме на работу, распределении социальной помощи и так далее. Для таких граждан должна быть предусмотрена альтернатива, позволяющая полноценно жить в обществе, не препятствующая осуществлению их прав и свобод, пользованию законными льготами независимо от тех или иных форм идентификации личности».

 

О праве отказаться от электронной идентификации личности

Святейший Патриарх Кирилл (тогда митрополит) еще 2 марта 2006 года, на конференции «Развитие биотехнологий: вызовы христианской этике», выражая принципиальную позицию Русской Православной Церкви, заявил в своем докладе: «...Формирующаяся система учета, по нашему мнению, должна предусмотреть альтернативу использованию вообще любых электронных идентификаторов для тех лиц, которые считают, что подобного рода подконтрольность унижает их человеческое достоинство. Мы считаем, пусть в отношении этих лиц будет иметь место какой-то иной, традиционный учет и контроль, но человек имеет право сказать "нет" электронной идентификации своей личности».

Защита права человека от изменения его природы и призыв учитывать религиозную мотивацию

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем выступлении в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) 2 октября 2007 года подчеркнул: «…Технологический прогресс по-новому ставит вопрос о правах человека. И верующим людям есть, что сказать по вопросам биоэтики, электронной идентификации и иным направлениям развития технологий, которые вызывают обеспокоенность многих людей. Человек должен оставаться человеком – не товаром, не подконтрольным элементом электронных систем, не объектом для экспериментов, не полуискусственным организмом. Вот почему науку и технологии также нельзя отделить от нравственной оценки их устремлений и их плодов...Настало время признать, что религиозная мотивация имеет право на существование в том числе и в публичной сфере».

 

Недопустимость тотального контроля и вмешательства в частную жизнь и управление ею

В пункте 54 Определения Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года "О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви" говорится: «Отвечая на обеспокоенность некоторых верующих, Собор считает, что сохранение человеческой свободы должно предполагать знание человека о том, когда он подвергается идентификации, какие данные о нем собираются, хранятся и используются государством. Недопустимы такие средства и методы электронного учета перемещений и действий людей, которые вторгались бы в их частную жизнь и делали бы возможным тотальный контроль над личностью и управление ею».

 

Недопустимость внедрения технических средств, постоянно сопровождающих человека или неотделимых от его тела для контроля над личностью и управления ею

В «Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», принятых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2008 года, четко заявлено: «Частная жизнь, мировоззрение и воля людей не должны быть предметом тотального контроля. Для общества опасны манипуляции выбором людей и их сознанием со стороны властных структур, политических сил, экономических и информационных элит. Недопустимы также сбор, концентрация и использование информации о любых сторонах жизни людей без их согласия. В случаях, когда того требуют защита Отечества, сохранение нравственности, охрана здоровья, прав и законных интересов граждан, а также предотвращение либо раскрытие преступлений и осуществление правосудия, сбор сведений о человеке может совершаться без его согласия. Однако и в этих случаях получение и использование информации должно осуществляться сообразно заявленным целям и с соблюдением законности. Методы сбора и обработки информации о людях не должны принижать человеческое достоинство, ограничивать свободу и превращать человека из субъекта общественных отношений в объект машинного управления. Еще более опасным для свободы человека станет внедрение технических средств, постоянно сопровождающих человека или неотделимых от его тела, если их можно будет использовать для контроля над личностью и управления ею».

 

Необходимость правозащитной деятельности

В этом же документе говорится о том, что в правозащитной деятельности Церкви следует особо выделить: «...недопущение тотального контроля над человеческой личностью, над ее мировоззренческим выбором и частной жизнью через использование современных технологий и политических манипуляций».

Это документы приведены Патриархом и выражают официальную позицию Церкви.

Их содержание и позицию РПЦ должны знать верующие, священство, а также все остальное общество. Эту позицию обязана уважать власть.

 

Нарушение апостольских правил священнослужителями

Примером откровенного игнорирования официальной позиции и документов РПЦ и Патриарха, выхода за пределы полномочий являлись ошибочные действия Архиепископа Орехово-Зуевского Алексия. Он, не зная официальной позиции РПЦ или намеренно ее игнорируя, в своем обращении 2006 года призывал к применению серьезных дисциплинарных санкций и гонениям на священнослужителей и мирян, не принимающих по религиозным убеждениям «ИНН, паспорта»: «Монашеские общины, не принимающие ИНН и отвергающие паспорта, должны быть закрыты как нарушающие церковную иерархию». По его мнению, необходимо «извергать таких монашествующих из Церкви». Так, в намеренно искаженном и упрощенном виде, Архиепископ Алексий преподносит позицию миллионов православных верующих, отказывающихся от использования документов и систем учета с применением цифровых технологий, предполагающих присвоение человеку идентификационного номера, создание баз данных, одновременно содержащих информацию о самых разных сторонах жизни человека.

Много лет являясь Председателем Комиссии по делам монастырей Русской Православной Церкви, Архиепископ Алексий своими ошибочными действиями фактически способствовал расколу внутри паствы и священнослужителей. Православные искусственно превращались в противостоящие друг другу лагеря, одни – со старыми, другие – с новыми документами. По призыву Архиепископа Алексия в монастырях местное священноначалие до настоящего времени преследует священнослужителей, монашествующих и мирян, не поменявших паспорта образца 1974 года на паспорт гражданина РФ из-за наличия в нем антихристианской символики и графы «личный код». В этом же положении находятся верующие, отказывающиеся от социальных карт, медицинских полисов и других документов, в которых используются электронные технологии. По распоряжениям местного священноначалия священники отстраняются от служения, выводятся «на покой», монахи изгоняются, мирян не допускают к исповеди, пока не получат новый паспорт или социальную карту.

Происходящие повсеместно внутри Церкви гонения на священников, монашествующих и мирян, отказывающихся от замены паспорта и получения электронных документов, противоречат официальным документам и позиции Патриарха.

Однако во многих монастырях такая политика проводится со ссылкой на Патриарха, порождая у мирян недоверие к священноначалию.

 

СМИ в силу незнания или по заказу зачастую подменяют официальную позицию РПЦ мнением отдельных священнослужителей, выступающих в СМИ, на ТВ, по радио.

Большинство выступлений не только не базируются на официальных документах, но находятся в прямом противоречии с ними. В публичных выступлениях священнослужителей практически невозможно услышать ссылку на решения Архиерейских Соборов, Священного Синода или на официальное мнение Святейшего Патриарха. Озвучиваются частные мнения. При этом священнослужители понимают, что для людей далеких от Православия мнение конкретного священника сразу же отождествляется с мнением РПЦ. Также думают и православные верующие, т.к. они не допускают мысли о том, что священник, выступая в теле- или радиопрограмме, говорит мнение, противоречащее официальной позиции Церкви. Так или иначе, часто некомпетентные, легковесные суждения отдельных священников, не знающих и не желающих знать официальные документы, формируют общественное мнение по сложнейшей в духовном и социальном значении проблеме.

Не случайно в Докладе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы 23 декабря 2009 г. (http://www.patriarchia.ru/db/print/969773.html) говорится об ответственности священников при взаимодействии с журналистами и СМИ.

«Хотел бы сказать и еще об одном важном аспекте, касающемся информационного взаимодействия Церкви и общества. Внимание к Православию со стороны светских кругов и, в первую очередь журналистов, неуклонно возрастает. Этому вызову времени необходимо соответствовать. Важно помнить, что по каждому священнику судят обо всей Церкви, а благодаря средствам массовой информации любой неприятный инцидент вызывает широчайший резонанс. Важно также помнить, что есть вопросы пастырские, а есть вопросы, связанные с церковно-общественными или церковно-государственными отношениями. Говорить от имени всей Полноты Церкви могут лишь специально уполномоченные лица, это нужно помнить самим и стараться напоминать об этом всем, в том числе и журналистам. Мнение даже известного священника или мирянина-активиста не должно выдаваться за общецерковную позицию…».

 

К большому сожалению, священники не знают официальных документов РПЦ по проблемам новых технологий, однако комментируют их публично. Нередко священнослужители, вместо того, чтобы поднять проблему на более высокий - духовный уровень, озвучить церковные документы, желая угодить аудитории, сами опускаются до обывательских, житейских рассуждений и выводов.

Отсутствие у священнослужителей знания официальных документов Церкви, нежелание изучать «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» привели к тому, что и в храмах, на проповедях миряне слышат лишь толкование священного писания применительно к узким житейским ситуациям, а концептуальные духовные проблемы современной жизни замалчиваются. Результатом является то, что паства, ищущая ответы на насущные вопросы о новых технологиях, получает суррогат, охотно поставляемый около церковными духовными авторитетами, специалистами и консультантами. Молчание священников воспринимается мирянами как «компромисс Церкви с государством», при котором духовные ориентиры и ценности приспосабливаются к «новым условиям». Причем такая позиция приписывается Священному Синоду и Патриарху.

Наше конституционное право на свободу совести и вероисповедания, право иметь религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними нуждается в защите.

Сегодня, как и в самые трудные и трагические годы для православия, нам необходимо единение, активные грамотные действия, предпринимаемые в соответствии с Конституцией РФ, законодательством и «Основами учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека».

В Разъяснениях от 6 июля 2010 г. говорится об этом: «Для православных христиан, верующих нашей Церкви, перенесшей в XX столетии невиданные по масштабу и жестокости гонения за исповедание имени Христова, крайне дорога возможность жить согласно нормам веры. В связи с этим Священноначалие Русской Православной Церкви ведет небезуспешный диалог с власть имущими по данному кругу вопросов, информируя церковный народ о ходе и результатах такого диалога».

Завершая Разъяснения, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин обращается к каждому православному христианину с просьбой о молитвенной поддержке трудов нашего Первосвятителя: «Обращаюсь к каждому православному христианину с просьбой о молитвенной поддержке трудов нашего Первосвятителя. Господь да помогает всем чадам Русской Православной Церкви в добрых делах, совершаемых во славу Божию в духе христианского трезвения и богомудрого рассуждения».

 

 

О.А. Яковлева, член Московской областной коллегии адвокатов,

Почетный адвокат России, Председатель Союза православных юристов





* * *




103132, г. Москва, Кремль

Президенту Российской Федерации

МЕДВЕДЕВУ Д.А.

 

103274, г. Москва, Краснопресненская наб., дом 2

Председателю Правительства РФ

ПУТИНУ В.В.

 

Губернатору _________________________________

 

_____________________________________________

 

_____________________________________________

(указать ФИО, регион, адрес)

 

101000, Москва, Мясницкая ул., дом 47

Уполномоченному по правам человека в РФ

ЛУКИНУ В.П.

КОПИИ:

119034, Москва, Чистый пер., дом 5

Его Святейшеству, Святейшему Патриарху

Московскому и всея Руси Кириллу

 

123242, Москва, Нововаганьковский пер., дом 9

Председателю Синодального отдела

по взаимодействию Церкви и общества,

протоиерею Всеволоду Чаплину

 

От________________________________________

 

___________________________________________

 

 Адрес для ответа: __________________________

 

___________________________________________

 

 

ОБРАЩЕНИЕ

(на основании ст. 2, 3, 7, 13, 15, 18, 19, 23, 24, 28, 29, 32, 33, 71, 72, 80, 82, 114 Конституции РФ,

ФЗ № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»)

 

27 июля 2010 г. принят ФЗ № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Данный закон предусматривает выдачу гражданам универсальной электронной карты, которая представляет собой материальный носитель, содержащий зафиксированную на нем в визуальной (графической) и электронной (машиносчитываемой) формах информацию о пользователе картой и обеспечивающий доступ к информации о пользователе картой, используемой для удостоверения прав пользователя картой на получение государственных и муниципальных услуг, а также иных услуг, в том числе для совершения юридически значимых действий в электронной форме.

Согласно статье 22 закона, в случаях, предусмотренных федеральными законами, универсальная электронная карта является документом, удостоверяющим личность гражданина, права застрахованного лица в системах обязательного страхования, иные права гражданина. Универсальная электронная карта является документом, удостоверяющим право гражданина на получение государственных и муниципальных услуг, а также иных услуг.

В соответствии со статьей 23 универсальная электронная карта имеет электронные приложения, на основании которых человек должен осуществлять: 1) получение государственных услуг в системе обязательного медицинского страхования (полис обязательного медицинского страхования); 2) получение государственных услуг в системе обязательного пенсионного страхования (страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования); 3) получение банковских услуг (электронное банковское приложение); 4) осуществлять другие юридически значимые действия.

Получение и использование универсальной электронной карты, идентифицирующей человека по номеру вместо имени, противоречит моим религиозным и гражданским убеждениям.

В течение ряда лет многие граждане России протестуют против внедрения системы тотального контроля и управления каждым гражданином и обществом в целом с использованием унифицированных средств электронной идентификации личности и сосредоточения всей информации о человеке в единой распределенной базе данных.

Универсальная электронная карта – это идеальное средство автоматической идентификации человека, позволяющее осуществлять тотальную слежку за человеком без его согласия и ограничивать его свободу. Никто не может гарантировать, что электронная система контроля над человеком и полная зависимость человека от нее не будет использоваться для влияния на человека с целью его духовного, идеологического, политического и экономического манипулирования. Тем более, что внедрение универсальных карт предполагает переход на безналичную систему расчетов. При этом человек непременно потеряет свою богоданнную свободу.

В «Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», принятых Архиерейским Собором 2008 года, четко заявлено: «...Методы сбора и обработки информации о людях не должны принижать человеческое достоинство, ограничивать свободу и превращать человека из субъекта общественных отношений в объект машинного управления. Еще более опасным для свободы человека станет внедрение технических средств, постоянно сопровождающих человека или неотделимых от его тела, если их можно будет использовать для контроля над личностью и управления ею...»

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, еще будучи митрополитом Смоленским и Калининградским, выражая принципиальную позицию Русской Православной Церкви, заявил: «...Формирующаяся система учета, по нашему мнению, должна предусмотреть альтернативу использованию вообще любых электронных идентификаторов для тех лиц, которые считают, что подобного рода подконтрольность унижает их человеческое достоинство. Мы считаем, пусть в отношении этих лиц будет иметь место какой-то иной, традиционный учет и контроль, но человек имеет право сказать "нет" электронной идентификации своей личности».

Вследствие вышеизложенного, я требую сохранить традиционные способы учета и традиционные документы. Отказ от получения и использования универсальной электронной карты и автоматической системы идентификации личности не должен лишать меня возможности реализовать свои конституционные права на медицинскую помощь, социальное обеспечение, распоряжения своим имуществом, денежными средствами и осуществления других юридически значимых действий.

Право на свободу совести и вероисповедания, право жить и действовать в обществе в соответствии со своими религиозными и иными убеждениями является одним из фундаментальных прав человека. Это право закреплено в Конституции России (статья 28).

В развитие положений Конституции принят Федеральный закон от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", который гарантирует гражданам равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений.

Конституционное право граждан жить в соответствии со своими религиозными убеждениями нашло отражение в ФЗ № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Статья 26 гарантирует гражданам право отказаться от получения универсальной электронной карты: «5. В течение срока, установленного нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и составляющего не менее шестидесяти дней со дня публикации извещения, указанного в части 4 настоящей статьи, гражданин вправе обратиться в орган (организацию), определенный (определенную) субъектом Российской Федерации, с заявлением об отказе от получения универсальной электронной карты…

10. Гражданин имеет право отказаться от использования универсальной электронной карты в любое время после истечения срока, установленного частью 5 настоящей статьи. В случае отказа гражданина от использования универсальной электронной карты такая карта подлежит аннулированию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти».

Основным законом, регулирующим эти вопросы, является ФЗ «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ. Статья 13 данного закона – «Особенности обработки персональных данных в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных» – говорит, что в РФ используются различные способы учета персональных данных: …«2. Федеральными законами могут быть установлены особенности учета персональных данных в государственных и муниципальных информационных системах персональных данных, в том числе использование различных способов обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в соответствующей государственной или муниципальной информационной системе персональных данных, конкретному субъекту персональных данных»…

Понятие «различные способы учета» включает в себя и традиционный способ учета по фамилии, имени и отчеству человека.

Нет никаких препятствий к тому, чтобы учет моих персональных данных осуществлялся традиционным способом по фамилии, имени, отчеству, месту и дате рождения, адресу места жительства, что гарантировано Гражданским кодексом РФ. Статья 19 ГК РФ устанавливает, что гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающем фамилию, имя, а также отчество.

 

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла 6 июля 2010 года даны Разъяснения Председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества относительно позиции Церкви по вопросу использования новых документов и технологий идентификации граждан:

«Русская Православная Церковь признает право людей не принимать определенных символов и технологий, разделяет серьезные опасения, возникающие в обществе по этому вопросу.

Святейший Патриарх Кирилл и уполномоченные представители Церкви регулярно и небезуспешно поднимают данную тему на встречах с должностными лицами, ответственными за принятие решений в этой сфере, и доводят до них озабоченность чад нашей Церкви данными вопросами. При этом Церковь настаивает на исключительной добровольности участия людей в новых формах идентификации личности, что обычно находит понимание со стороны государства».

На основании изложенного, в соответствии с Конституцией РФ (статьи 2, 3, 7, 15, 18, 28, 29), Гражданским кодексом РФ (статья 19), ФЗ №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», ФЗ «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ, я отказываюсь от получения и использования универсальной электронной карты и требую обеспечить реализацию всех моих конституционных прав и обязанностей (бесплатная медицинская помощь, социальное обеспечение, свободу передвижения, распоряжения своей собственностью и денежными средствами, уплату налогов и других юридически значимых действий) на основании традиционных документов и систем учета.

В случае, если универсальная электронная карта на мое имя оформлена, требую ее аннулировать.

 

Уповая на поддержку и защиту Русской Православной Церкви, направляю копии обращения Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, Председателю Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества, протоиерею Всеволоду Чаплину.

 

 

 

"____" _____________ 20___ г.                                                                               /                                      /

 

(подпись)




Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100