Библиотека
Скорбь – учительница любомудрия, мать благочестия. (…) Ты потерпел какое-нибудь зло? Но если хочешь, оно вовсе не будет злом. Возблагодари Бога, и зло обратится в добро. Божие домостроительство таково, что чем нам вредят, то самое служит к нашей пользе. Чем тягостнее становятся гонения, тем более должна в нас умножаться добрая надежда, потому что тем более открывается и средств к нашему спасению, и случаев к утешению.
Гонения и скорби, и тесные обстоятельства не только не должны смущать нас, но еще радовать, так как чрез них мы сообразуемся смерти Иисуса Христа, так сказать, изображаем (Его в себе).
Когда брат твой борется за веру Евангельскую – внутри себя или вокруг себя, со страстями ли своими или с демонами, с людьми ли неверующими, с еретиками ли, с маловерными ли, ты не имеешь права оставаться равнодушным, ты обязан прийти ему на помощь. С тобой вместе тысячи и миллионы православных. Борьбу одного принимают все, и из всеобщей борьбы никто не имеет права отступать. Апостол Веры повелевает бороться единодушно, всем вместе. В давние времена, когда сонмы мучеников страдали за веру Православную, все остальные христиане приходили к ним на помощь.
...Хорошо думал Пасхалов, только он позабыл, что есть враг, которому неприятна такая перемена в нем, и что нужно подготовиться к борьбе, – все это он упустил из вида. Однажды поздно вечером он приехал домой и велел горничной расплатиться с извозчиком; та вышла на улицу, но вместо извозчика увидела на облучке какое-то чудовище. Вид его был так ужасен, что горничная упала в обморок. Куда враг возил Пасхалова, неизвестно, только на другой день он скоропостижно скончался. И погибла душа навеки. Сердечно мне его жаль. Враг всюду расставляет свои сети, желая погубить человека, и губит неосторожных.
Если кто из неправославного сборища придет к тебе и станет внушать: у нас Христос, – не имей веры. Апостолами основанная Церковь пребывает на земле; это есть Православная Церковь, и здесь Христос. Если кого услышишь говорящим: во мне Христос, – а между тем он Церкви чуждается, пастырей ее знать не хочет и таинствами не освящается – не верь ему: в нем не Христос, а лукавый дух, присвояющий себе имя Христа, чтоб отвлекать от Христа Господа и от святой Церкви Его.
Минин ходил по всем улицам своего города и взывал к народу: «Станем, братцы, за Святую Русь! Не пожалеем ничего, продадим все, – дома, если нужно, жен и детей, и выкупим Отечество! Сносите, православные, все, кто что может». Подобные воззвания он рассылал и по другим городам. Сообщили и в Казань о готовящейся на поляков рати и просили помощи. Казанцы пошли к Москве и подняли с собою чудотворную Казанскую икону Божией Матери, недавно прославленную.
Невозможно пламени происходить от снега; еще более невозможно быть смиренномудрию в иноверном, или еретике. Исправление это принадлежит одним православным, благочестивым, и уже очищенным.
Священная двоица – любовь и смирение; первая возносит, а последнее вознесенных поддерживает и не дает им падать. Смирение есть духовное учение Христово, мысленно приемлемое достойными в душевную клеть. Словами чувственными его невозможно изъяснить. Святое смирение имеет дарование от Бога к восхождению на тридесять, на шестьдесят и на сто. На последнюю степень восходят одни безстрастные, на среднюю – мужественные, на первую же степень все могут взойти.
Конечно, в экуменическом вопросе мы не должны упускать из вида, что в самом последнем истоке экуменического движения перед нами стоят не только исконные враги нашей Православной Церкви, но стоит отец всякой лжи и пагубы - диавол. В прежние века, возбуждая в Церкви всякие ереси, он хотел погубить Святую Церковь через смешение православных с еретиками. Это делает он и ныне через то же самое смешение посредством экуменизма с его неисчерпаемыми масонскими капиталами. Однако раньше это дело смешения имело больше препятствий, чем ныне. Тогда у христиан была огненная ревность о православной вере, ибо последняя защищалась ими до мученической крови. Ныне православные объяты небывалым равнодушием к своей вере, что так ненавидит Господь
Итак, если наша Православная Церковь от организаторов экуменических конференций не имеет никаких заявлений о готовности инославных церквей воссоединиться с нею, и если на этих конференциях даже не обсуждается вопрос о сем воссоединении, то спрашивается, зачем же нашей Русской церкви посылать туда своих представителей? Какие плоды даст нашей Церкви ее участие в экуменических конференциях? Конечно, плоды только недобрые. Одним из этих плодов является, то, о чем мы уже говорили, - отступление православных от своей веры через попрание ими св. канонов и догмата о Церкви, который мы исповедуем в девятом члене Символа веры.
Члены Православной Церкви, будучи грешниками, как бы ни были велики их грехи, всегда могут через таинство Покаяния и при помощи действенной и спасительной благодати стать святыми - достигнуть истинной и совершенной благодатной святости. Но еретикам в отдельности или в группах, организациях эта святость никогда не будет присуща, ибо у них не действует благодать таинства Миропомазания и благодать таинства Покаяния. Еретики могут быть святыми только после покаяния или отречения от всех своих ересей и после воссоединения с Православною Церковью. Только тогда инославных христиан можно включить в состав Святой Христовой Церкви.
«Вот христианское сложение креста! Так молитесь, и прочим скажите. Сие сложение предано от св. апостолов; а сложение двуперстное противно святым уставам. Прошу и молю вас, ходите в Церковь Греко-российскую: она во всей славе и силе Божией! Как корабль, имеющий многие снасти, паруса и великое кормило, она управляется Святым Духом. Добрые кормчие ее - учителя Церкви, архипастыри суть приемники Апостольские. Ваша часовня подобна маленькой лодке, не имеющей кормила и весел; она причалена вервием к кораблю нашей Церкви, плывет за нею, заливаемая волнами и непременно потонула бы, если бы не была привязана к кораблю».
Напрасно некоторые из православных удивляются существующей пропаганде Римской Церкви, мнимому самоотвержению и деятельности ее миссионеров и усердию латинских сестер милосердия, и неправильно приписывают Латинской Церкви такую важность, что будто бы, по отпадении оной от Православной Церкви, сия последняя не пребыла такою же, а имеет необходимость искать соединения с нею. По строгом исследовании мнение сие оказывается ложным; а энергическая латинская деятельность не только не возбуждает удивления, но напротив возбуждает глубокое сожаление в сердцах людей благомыслящих и разумеющих истину.
конечно, не смогли привести это в конечное исполнение, сразу же увидев, что на это мало шансов, да и просто – невозможно, но где-то остановившись на середине, как сами, так и те, которые последовали за ними, они – ни тем, чем были, уже не остались, ни иными не стали: ибо, покинув Иерусалим – который, воистину, был как бы Видением мира (Ис. 28:16; 1 Петр. 2:6) и Гору Сион – утвержденную и непоколебимую веру, но (с другой стороны) не в состоянии и не желая стать и наименоваться Вавилонянами, они назвали себя посему, как будто бы и справедливо, «греко-латинянами», а в народе называются «латинствующими». Итак, эти половинчатые люди, подобные мифическим центаврам,
Христианство есть Божие учение, есть Откровение Божие. Оно, как познание, дарованное человекам Богом, должно быть принято и содержимо с величайшим благоговением и покорностию, подобающими этой величайшей святыне. Оно может быть принято и содержимо одною смиренною верою, как вполне превысшее человеческого разума. Это - та духовная, таинственная книга (см.: Апок. 22, 18, 19), книга ведения Божия, начертанная и изданная Богом, к которой невозможно приложить ничего, из которой невозможно исключить ничего. Отсюда явствует, какой тяжелый грех - ересь.
Дело в том, что те демоны и осужденные на вечное наказание люди, которым нравится пустое и нелепое учение о «восстановлении», зная, что [Григорий] - муж, высокий в учении и великий в словесах и благочестие его славится среди всех людей, замыслили вставить в его просвещающие и спасительные сочинения мрачные и гибельные порождения оригенова мечтания. Решили тайно подмешать к многославной добродетели и познанию этого мужа еретическое безумие. С этой целью где-то добавив лишних слов, а где-то нарушив верный ход умозаключений, они попытались многое извратить в его безупречных сочинениях.
Чтоб хранить Истину, надо ее возыметь, чтобы иметь, надо ее узнать. Таким образом всякий, ведущий Христианскую Истину, становится хранителем, блюстителем и защитником ее. Чем более ведующих Истину, тем сильнее защита ее, тем безопаснее сама она, – не сама в себе, а в среде людей. Напротив, чем менее ведущих Истину, тем менее оплотов против лжи, тем опаснее положение Истины среди нас. Ибо в этом случае, явись какое ложное учение, неведущий Истины пропустит ее, потому что нечем ему распознать и обличить ее. От него она перейдет к другому – неведущему, от другого к третьему, и так далее. Ложь войдет и вытеснит Истину. Прав ли тот, кто пропустил ее?!
...Мы были ныне в не менее тяжелых обстоятельствах военных, но не получили небесной, всесильной помощи по грехам нашим тяжким, превзошедшим всякую меру, всякое описание. И мы всюду потерпели поражение или сами добровольно отдались в плен со своими кораблями, людьми и запасами на море и на суше оттого, что не достало у нас веры, мужества, верности долгу, но за то достаточно было уверенности в безнаказанности и оправдании на суде! Некоторыми командующими господами на море руководило еще при этом принятое убеждение известного писателя Льва Толстого непротивления злу. Эти предатели изменили и Вере, и Царю и Отечеству, и если бы только в их руках была наша судьба, мы преданы были бы все со всем нашим дорогим достоянием.
Страница 541 - 560 из 603
Начало | Пред. | 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 | След. | Конец
Гонения и скорби, и тесные обстоятельства не только не должны смущать нас, но еще радовать, так как чрез них мы сообразуемся смерти Иисуса Христа, так сказать, изображаем (Его в себе).
Когда брат твой борется за веру Евангельскую – внутри себя или вокруг себя, со страстями ли своими или с демонами, с людьми ли неверующими, с еретиками ли, с маловерными ли, ты не имеешь права оставаться равнодушным, ты обязан прийти ему на помощь. С тобой вместе тысячи и миллионы православных. Борьбу одного принимают все, и из всеобщей борьбы никто не имеет права отступать. Апостол Веры повелевает бороться единодушно, всем вместе. В давние времена, когда сонмы мучеников страдали за веру Православную, все остальные христиане приходили к ним на помощь.
...Хорошо думал Пасхалов, только он позабыл, что есть враг, которому неприятна такая перемена в нем, и что нужно подготовиться к борьбе, – все это он упустил из вида. Однажды поздно вечером он приехал домой и велел горничной расплатиться с извозчиком; та вышла на улицу, но вместо извозчика увидела на облучке какое-то чудовище. Вид его был так ужасен, что горничная упала в обморок. Куда враг возил Пасхалова, неизвестно, только на другой день он скоропостижно скончался. И погибла душа навеки. Сердечно мне его жаль. Враг всюду расставляет свои сети, желая погубить человека, и губит неосторожных.
Если кто из неправославного сборища придет к тебе и станет внушать: у нас Христос, – не имей веры. Апостолами основанная Церковь пребывает на земле; это есть Православная Церковь, и здесь Христос. Если кого услышишь говорящим: во мне Христос, – а между тем он Церкви чуждается, пастырей ее знать не хочет и таинствами не освящается – не верь ему: в нем не Христос, а лукавый дух, присвояющий себе имя Христа, чтоб отвлекать от Христа Господа и от святой Церкви Его.
Минин ходил по всем улицам своего города и взывал к народу: «Станем, братцы, за Святую Русь! Не пожалеем ничего, продадим все, – дома, если нужно, жен и детей, и выкупим Отечество! Сносите, православные, все, кто что может». Подобные воззвания он рассылал и по другим городам. Сообщили и в Казань о готовящейся на поляков рати и просили помощи. Казанцы пошли к Москве и подняли с собою чудотворную Казанскую икону Божией Матери, недавно прославленную.
Невозможно пламени происходить от снега; еще более невозможно быть смиренномудрию в иноверном, или еретике. Исправление это принадлежит одним православным, благочестивым, и уже очищенным.
Священная двоица – любовь и смирение; первая возносит, а последнее вознесенных поддерживает и не дает им падать. Смирение есть духовное учение Христово, мысленно приемлемое достойными в душевную клеть. Словами чувственными его невозможно изъяснить. Святое смирение имеет дарование от Бога к восхождению на тридесять, на шестьдесят и на сто. На последнюю степень восходят одни безстрастные, на среднюю – мужественные, на первую же степень все могут взойти.
31.10.2010
НАТЕЛЬНЫЙ КРЕСТ И КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ
Христианин должен всегда носить на себе крест и не снимать его никогда и нигде до самой смерти. Крест «всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства невидимых врагов», - пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. Нательный крест потому так и называется, что его носят на теле, под одеждой, никогда не выставляя наружу (снаружи крест носят только священники). Это не означает, что нательный крест необходимо скрывать и прятать при любых обстоятельствах, но все же нарочито выставлять его на всеобщее обозрение не принято.
Конечно, в экуменическом вопросе мы не должны упускать из вида, что в самом последнем истоке экуменического движения перед нами стоят не только исконные враги нашей Православной Церкви, но стоит отец всякой лжи и пагубы - диавол. В прежние века, возбуждая в Церкви всякие ереси, он хотел погубить Святую Церковь через смешение православных с еретиками. Это делает он и ныне через то же самое смешение посредством экуменизма с его неисчерпаемыми масонскими капиталами. Однако раньше это дело смешения имело больше препятствий, чем ныне. Тогда у христиан была огненная ревность о православной вере, ибо последняя защищалась ими до мученической крови. Ныне православные объяты небывалым равнодушием к своей вере, что так ненавидит Господь
Итак, если наша Православная Церковь от организаторов экуменических конференций не имеет никаких заявлений о готовности инославных церквей воссоединиться с нею, и если на этих конференциях даже не обсуждается вопрос о сем воссоединении, то спрашивается, зачем же нашей Русской церкви посылать туда своих представителей? Какие плоды даст нашей Церкви ее участие в экуменических конференциях? Конечно, плоды только недобрые. Одним из этих плодов является, то, о чем мы уже говорили, - отступление православных от своей веры через попрание ими св. канонов и догмата о Церкви, который мы исповедуем в девятом члене Символа веры.
Члены Православной Церкви, будучи грешниками, как бы ни были велики их грехи, всегда могут через таинство Покаяния и при помощи действенной и спасительной благодати стать святыми - достигнуть истинной и совершенной благодатной святости. Но еретикам в отдельности или в группах, организациях эта святость никогда не будет присуща, ибо у них не действует благодать таинства Миропомазания и благодать таинства Покаяния. Еретики могут быть святыми только после покаяния или отречения от всех своих ересей и после воссоединения с Православною Церковью. Только тогда инославных христиан можно включить в состав Святой Христовой Церкви.
26.10.2010
НАДО ЛИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ УЧАСТВОВАТЬ В ЭКУМЕНИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ: архиеп. Серафим (Соболев)
Русскую Православную Церковь приглашают участвовать в экуменической конференции, как одну из множества церковных организаций, каждой из коих прилагается понятие Церкви. Но мы, православные христиане, исповедуем, что Церковью, как учрежденною Самим Богом для нашего спасения, можно называть в строгом смысле только одно общество истинно верующих христиан. Называть же Церковью каждое из еретических обществ - это значит не иметь правильного понятия о Церкви и попирать нашу веру в догмат о Церкви, изложенный в девятом члене Символа веры. Очевидно экуменисты, указывая на огромную численность так называемых христианских церквей, входящих в состав экуменического движения, представители коих примут участие на Амстердамской конференции, придают этому количеству положительное значение. Но оттого, что ложь будет проявляться не в малом, а в большом количестве ее видов, она не станет истиной; напротив, она еще более будет ее искажать и отрицать.
«Вот христианское сложение креста! Так молитесь, и прочим скажите. Сие сложение предано от св. апостолов; а сложение двуперстное противно святым уставам. Прошу и молю вас, ходите в Церковь Греко-российскую: она во всей славе и силе Божией! Как корабль, имеющий многие снасти, паруса и великое кормило, она управляется Святым Духом. Добрые кормчие ее - учителя Церкви, архипастыри суть приемники Апостольские. Ваша часовня подобна маленькой лодке, не имеющей кормила и весел; она причалена вервием к кораблю нашей Церкви, плывет за нею, заливаемая волнами и непременно потонула бы, если бы не была привязана к кораблю».
Напрасно некоторые из православных удивляются существующей пропаганде Римской Церкви, мнимому самоотвержению и деятельности ее миссионеров и усердию латинских сестер милосердия, и неправильно приписывают Латинской Церкви такую важность, что будто бы, по отпадении оной от Православной Церкви, сия последняя не пребыла такою же, а имеет необходимость искать соединения с нею. По строгом исследовании мнение сие оказывается ложным; а энергическая латинская деятельность не только не возбуждает удивления, но напротив возбуждает глубокое сожаление в сердцах людей благомыслящих и разумеющих истину.
21.10.2010
ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНИЕ ПРОТИВ ГРЕКОЛАТИНЯН И ПОСТАНОВЛЕНИЙ ФЛОРЕНТИЙСКОГО СОБОРА: свт. Марк Ефесский
Пленившие нас злым пленением и пожелавшие отвести в Вавилон латинских обрядов и догматов,конечно, не смогли привести это в конечное исполнение, сразу же увидев, что на это мало шансов, да и просто – невозможно, но где-то остановившись на середине, как сами, так и те, которые последовали за ними, они – ни тем, чем были, уже не остались, ни иными не стали: ибо, покинув Иерусалим – который, воистину, был как бы Видением мира (Ис. 28:16; 1 Петр. 2:6) и Гору Сион – утвержденную и непоколебимую веру, но (с другой стороны) не в состоянии и не желая стать и наименоваться Вавилонянами, они назвали себя посему, как будто бы и справедливо, «греко-латинянами», а в народе называются «латинствующими». Итак, эти половинчатые люди, подобные мифическим центаврам,
Ты спрашиваешь о причине настоящего кризиса, или суда Божиего? Причина всегда одна. Причина всех засух, наводнений, эпидемий и других бед та же, что и нынешнего кризиса, - богоотступничество. Грех богоотступничества вызвал и этот кризис, и Господь попустил его, чтобы пробудить, отрезвить людей, чтобы они опомнились и вернулись к Нему. По грехам и кризис.
19.10.2010
СЛОВО НА ПРИШЕСТВИЕ ГОСПОДНЕ, НА СКОНЧАНИЕ МИРА И ПРИШЕСТВИЕ АНТИХРИСТОВО: св. Ефрем Сирин
Тогда сильно восплачет и воздохнет всякая душа; тогда все увидят, что несказанная скорбь гнетет их день и ночь, и нигде не найдут пищи, чтобы утолить голод. Ибо жестокие надзиратели будут поставлены на место, и кто только имеет у себя на челе или на правой руке печать мучителя, тому позволено будет купить немного пищи, какая найдется. Тогда младенцы будут умирать на лоне матерей, умрет и матерь над своим детищем, умрет также и отец с женою и детьми среди торжища, и некому похоронить и положить их во гроб. От множества трупов, поверженных на улицах, везде зловоние, сильно поражающее живых. С болезнию и воздыханиями скажет всякий поутру: «когда наступит вечер, чтобы иметь нам отдых?» Когда настигнет вечер, с самыми горькими слезами будут говорить сами в себе: «скоро ли рассвет, чтобы избежать нам постигшей скорби?» Но некуда бежать или скрыться, потому что все в смятении, и море и суша. Посему-то сказал нам Господь: бодрствуйте, неотступно молясь о том, чтоб избежать скорби.
Христианство есть Божие учение, есть Откровение Божие. Оно, как познание, дарованное человекам Богом, должно быть принято и содержимо с величайшим благоговением и покорностию, подобающими этой величайшей святыне. Оно может быть принято и содержимо одною смиренною верою, как вполне превысшее человеческого разума. Это - та духовная, таинственная книга (см.: Апок. 22, 18, 19), книга ведения Божия, начертанная и изданная Богом, к которой невозможно приложить ничего, из которой невозможно исключить ничего. Отсюда явствует, какой тяжелый грех - ересь.
Дело в том, что те демоны и осужденные на вечное наказание люди, которым нравится пустое и нелепое учение о «восстановлении», зная, что [Григорий] - муж, высокий в учении и великий в словесах и благочестие его славится среди всех людей, замыслили вставить в его просвещающие и спасительные сочинения мрачные и гибельные порождения оригенова мечтания. Решили тайно подмешать к многославной добродетели и познанию этого мужа еретическое безумие. С этой целью где-то добавив лишних слов, а где-то нарушив верный ход умозаключений, они попытались многое извратить в его безупречных сочинениях.
Чтоб хранить Истину, надо ее возыметь, чтобы иметь, надо ее узнать. Таким образом всякий, ведущий Христианскую Истину, становится хранителем, блюстителем и защитником ее. Чем более ведующих Истину, тем сильнее защита ее, тем безопаснее сама она, – не сама в себе, а в среде людей. Напротив, чем менее ведущих Истину, тем менее оплотов против лжи, тем опаснее положение Истины среди нас. Ибо в этом случае, явись какое ложное учение, неведущий Истины пропустит ее, потому что нечем ему распознать и обличить ее. От него она перейдет к другому – неведущему, от другого к третьему, и так далее. Ложь войдет и вытеснит Истину. Прав ли тот, кто пропустил ее?!
...Мы были ныне в не менее тяжелых обстоятельствах военных, но не получили небесной, всесильной помощи по грехам нашим тяжким, превзошедшим всякую меру, всякое описание. И мы всюду потерпели поражение или сами добровольно отдались в плен со своими кораблями, людьми и запасами на море и на суше оттого, что не достало у нас веры, мужества, верности долгу, но за то достаточно было уверенности в безнаказанности и оправдании на суде! Некоторыми командующими господами на море руководило еще при этом принятое убеждение известного писателя Льва Толстого непротивления злу. Эти предатели изменили и Вере, и Царю и Отечеству, и если бы только в их руках была наша судьба, мы преданы были бы все со всем нашим дорогим достоянием.
Страница 541 - 560 из 603
Начало | Пред. | 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 | След. | Конец