Религия

- это вера в Бога.

Религия

- всесовершенное учение, которое даровано людям Самим Господом.

Религия

является главной движущейся силой человеческой души к добру и любви.

Религия

- это знание с Небес. Оно не нуждается в дополнении или эволюции.
Религия
- совершенное понимание всего сущего с точки зрения не творения, но Творца.
Среда, 13 Декабря 2017 г.
Духовная мудрость

Прп. Паисий о сионистах

Сионисты хотят управлять миром. Для того чтобы достигнуть своей цели, они используют колдовство и сатанизм.

Прп. Паисий Святогорец

Прп.Паисий о "неведении"+

Наступают тяжелые времена, нас ждут большие испытания. Христиане перенесут великое гонение. Между тем, очевидно, что люди даже не понимают того, что мы уже переживаем знамения последних времен, что печать антихриста становится реальностью. Словно ничего не происходит. Поэтому Священное Писание говорит, что прельстятся и избранные.

Прп. Паисий Святогорец

прп. Анатолий Оптинский о модернистах
Когда увидишь разрушение Божественного чина Церкви, отеческого Предания и установленного Богом порядка, знай, что еретики уже появились, хотя, может быть, и будут по временам скрывать свое нечестие, и будут искажать веру незаметно, чтобы еще более успеть, прельщая и завлекая неопытных в сети.
Оптинский старец Анатолий Младший о модернистах

Свт.Феофан о власти
Всякое послушание и покорность властям, которые правят не по Богу, есть подготовка нашей души к приходу антихриста и непротивление ему, вольное или невольное. Это ложные небогоугодные послушание и покорность, которые ведут в погибель.
Свт. Феофан об отношении к власти

Прп. Иустин о соборе
Если такой собор, не дай Бог, состоится, от него можно ожидать только одного: расколов, ересей и гибели многих душ.
Прп. Иустин (Попович) о «восьмом вселенском соборе»

В кулуарах

Возрождение России: Необходим возврат к идеалам трехсоставной уваровской формулы – «Православие, Самодержавие, Народность»
Разговор об обетованной Святой Руси не может и не должен идти лишь в прошедшем времени, но – в настоящем и будущем. Ибо для всех нас, великороссов, белорусов и малороссов, Русь – не просто некое государственное образование, а именно «широколиственное русское дерево»...

Безследно не проходит!: Людям с детства под «невинными предлогами» прививают оккультное мировоззрение
Дети (особенно некрещеные) весьма подвержены воздействию падших духов, их вывести на контакт с разумными существами параллельного мира можно очень легко... Слово имеет бытийную силу, поэтому даже если люди не сознают этого, а воспринимают как экзотические игры, безобидным это дело не является. Магическое слово привлекает демонов, если даже человек этого не желал...

Господь, кого любит, того наказывает: Объяснение Церкви о недоумениях относительно посылаемых Благим Богом скорбей и болезней
Сегодня после десятилетий господства безбожной идеологии и гонений на веру многие люди в России только начинают обретать дорогу в храм. К сожалению, будучи крещеными по традиции, в младенческом возрасте, они пока еще чужды духу церковного учения. Именно поэтому вопрос о страданиях приобретает особую...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Наука Жизни: Свт. Николай Сербский о настоящих и придуманных законах, а также экономическом кризисе и Суде Божьем 13.06.2017
Наука Жизни: Свт. Николай Сербский о настоящих и придуманных законах, а также экономическом кризисе и Суде Божьем

Слово «закон» постоянно фигурирует в жизни любого человека. Мы порой не задумываемся над смыслом этого слова, применяя его к совершенно разным ситуациям и обстоятельствам.

Включая телевизор, мы только и слышим из него: депутаты обсуждают проект закона, Государственная Дума приняла закон, чиновник что-то украл и нарушил закон, бандит кого-то убил и тоже нарушил закон и т.п. Речь идет о юридических законах, определяющих нормы поведения людей и предусматривающие наказание за нарушение этих норм.

В мире науки постоянно говорят о законах природы. Под ними понимаются устойчивые причинно-следственные связи в физическом (материальном) мире. Такие связи не зависят от людей и могут быть проверены (верифицированы) экспериментально. Память физиков, химиков, биологов и представителей других наук обременена знанием разных законов природы, открытых на протяжении многих веков. А современные ученые поглощены тем, что либо уточняют, либо опровергают открытые до них законы и мечтают открыть новые.

В этот процесс научного законотворчества сегодня вовлечены и представители так называемых общественных наук. Они уверены, что общество развивается по своим, социальным законам. Правда, открываемые социальные законы подобны бабочкам-однодневкам. Они не успевают появиться, а их уже опровергают либо оппоненты, либо сама жизнь. Есть и такие оппоненты, которые утверждают, что самостоятельных социальных законов нет. Общество, мол, часть природы. Следовательно, описывать и объяснять развитие общества можно и нужно исключительно с помощью естественных законов.

Наконец, есть Закон (с большой буквы), который содержится в Священном Писании. Это заповеди (предписания), которые Бог дал людям, и исполнение которых обязательно. В случае их нарушения следуют наказания - как в этой, земной жизни, так и в другой, которая следует после телесной смерти человека. Святитель Николай Сербский называет это Высшим нравственным законом. Этот Высший закон известен верующим людям, христианам. Имеется книга-учебник, которая называется «Закон Божий» и которая до революции изучалась во всех школах Российской империи (а сейчас изучается в воскресных школах или в кругу семьи).

Таким образом, мы можем насчитать следующие виды законов: 1) юридические; 2) природные (естественные); 3) социальные; 4) Божий.

Возникают вопросы. Как между собой соотносятся эти виды законов? Какова их субординация? Все ли из них действительно можно назвать «законами»? Обязательно ли их исполнять или достаточно только знать (познавать)? Святитель Николай Сербский размышлял над этими вопросами многие годы. Свои размышления он оформил в небольшую книжицу под названием «Наука закона (номология)».

Тезисы и выводы святителя, содержащиеся в этой работе, могут оказаться парадоксальными и даже шокирующими для некоторых христиан нашего века. Видимо, по той причине, что они не задумывались над поднимаемыми вопросами или уверены, что все вышеобозначенные виды законов равноправны, равноценны и могут мирно сосуществовать и дополнять друг друга.

Вот с какого интересного тезиса начинает свою книгу святитель:

«Обо всех важных предметах, о которых повседневно говорят по всему миру на всех языках, говорится и в Библии, за одним исключением - в ней не говорится о законе природы. В Библии даже не упоминаются такие слова - "закон природы". И ни о чем ученые сыны человечества в наше время не рассуждают так много, как о законе природы, или о законах природы, естественных законах. Но именно об этом в Библии нет ни слова. То ли ученые сыны человечества не понимают, о чем говорят, то ли всеобъемлющая Книга жизни всё же не знает ничего о том предмете, о котором ученые сыны человечества толкуют больше всего. Трудно предположить как одно, так и другое».

У нас в России на протяжении четверти века ведутся постоянные дискуссии на тему «Религия и наука». Краем глаза я слежу за ними. Но такой постановки, как у Николая Сербского, я не встречал на этих дискуссиях. Действительно, в Священном Писании сравнительно подробно написано о творении мира Богом (прежде всего в Книге «Бытие»). Также говорится о первых заповедях, которые получил Адам еще в раю. Но вот о том, что Бог какие-то законы устанавливал для того, чтобы было сотворено до человека (космос, земля, животный мир и т.д.), мы не находим ничего. Мы знаем, что в эпоху Реформации популярной стала концепция деизма: мол, Бог сотворил этот мир вместе с человеком и удалился, ушел на покой. Мол, сотворенный мир развивается по законам, которые Бог определил для материи, природы. Но концепция деизма - продукт творчества реформаторов, который не находит подтверждения в Библии. О более поздних концепциях, что, мол, природа сама себе определяет законы (природа не как исполнитель, а как одновременно и законодатель) мы вообще не будем говорить. Это уже пантеизм, переходящий в чистый материализм и атеизм.

Святитель Николай Сербский специально «заостряет» вопрос об отсутствии даже намеков на законы природы в Священном Писании. Он мог бы остановиться на этом тезисе (мол, в Библии нет упоминания законов природы и точка), но он идет дальше. Он смело заявляет: НИКАКИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ ПРИРОДЫ (на открытие которых претендует наука) НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Напомню, что работа «Наука закона» построена в виде диалогов между путником и проводником (в слова проводника святитель вкладывает свои мысли). Вот интересующий нас момент из главы 2 «Почему Библия не говорит о "естественном законе"?»:

   Путник. Столько раз читал Святую Книгу, но никогда ранее не замечал и даже не догадывался, что в ней не говорится о законах природы, о которых без конца кипят споры на двух континентах. Так объясни мне, отчего в Библии даже не упоминается о том, о чем наши ученые-современники спорят больше всего?

   Проводник. Оттого, что законов природы не существует…

Библия не говорит о законах природы потому, что никаких законов природы даже и не существует…

…не весь мир признает законы природы, но лишь некая часть человечества…

Не сокрушайся более ни о школе, ни об учителях твоих, ни о теориях и понятиях, что придумали люди. Всё это или прошло, или пройдет, и только истина, объявленная в Священной Книге Божией, останется на веки вечные. И в той вечной Книге не упоминаются законы природы. А не упоминаются они потому, что не существуют. Ибо невозможно представить, что в Библии, где упомянуты гораздо более незначительные вещи, не были бы упомянуты законы природы, если бы эти законы существовали…

…Во всей великой Книге Божией говорится о законе - и ни о чем так много не говорится, как о законе, - но нигде и никогда не подразумевается закон природы
.

Итак, позиция «проводника» (т.е. самого святителя) очень ясная и, думаю, шокирующая для современного читателя (даже считающего себя верующим христианином): законы природы не только не упоминаются в Библии, но они даже не существуют.

А, как пишет святитель в других местах книги, придуманные людьми науки законы природы - лишь тени того Высшего нравственного закона, который был дан Богом человеку. Идя навстречу современному человеку, который с младых ногтей привык к тому, что в мире есть «законы природы», святитель говорит: «Если всё же говорить о неком законе природы, то о нем следует говорить лишь как об отблеске нравственного закона в ней. Этот отблеск то менее ясен, то более». В других местах он говорит о «проекции» нравственного закона на материальный мир. Также использует понятия «символы» и «сигналы» нравственного закона, отражающиеся в материальном (физическом) мире. Об этом подробно святитель пишет в своей другой известной книге «Символы и сигналы» (по сути, квинтэссенция христианской философии).

А современный европеец, очарованный наукой, весь поглощен этими тенями, не понимая их символического смысла, и забыв о Высшем законе Того, Кто является единственным Законодателем.

А что же такое «природа», по мнению святителя? В главе 20 «Как народ понимает нравственный закон Бога» святитель пишет:
   «Природа - орудие Закона Бога, а не законодатель. Природа и не самобытна, и не самостоятельна. Не она себя сотворила, не она собой управляет, не она поставила себе цель, не она прописала законы себе и человеку. Природа - раб, слуга, но не хозяин. Природа не знает законов, но служит закону Бога, ведомая и нацеленная на это невидимой и всесильной рукой Творца своего».

Еще в первых главах Книги «Бытие» мы читаем, что Бог поставил человека над природой. А сегодня человек оказался всецело во власти природы. Хотя он и провозглашал и продолжает провозглашать лозунг покорения природы, однако он, по сути, оказывается ее рабом (примеры этого мы черпаем из СМИ каждый день - тайфуны, цунами, извержения вулканов и разные другие стихийные бедствия). А все потому, что человек забыл свое место в мире, забыл о Боге, забыл о Высшем законе.

Надо ли человеку следить за природой и изучать ее? Конечно, надо. Только не так, как это делают современные ученые. Они тужатся открывать новые законы природы. А им надо следить за тем, сохраняется ли в природе порядок или нет. И если нет, то это серьезный сигнал того, что человек перестает следовать Высшему закону. Мы являемся свидетелями глобального экологического кризиса, частота и разрушительность природных катаклизмов растут с каждым годом. «Задышал» вулкан в Йеллоустонском заповеднике. Говорят, что если начнется его извержение, то «снесет» пол-Америки, а в мире наступит похолодание, поскольку над планетой образуется почти непроницаемая завеса. Теме природного порядка в книге посвящена глава 25 «Вселенский порядок и... безпорядок».

Вот что мы читаем в этой главе: «О законе можно говорить только в отношении людей в этом мире или в отношении Ангелов на небесах. Но в отношении животного или растительного мира, неживой природы, природных стихий, звездной системы можно говорить только о порядке, но никак не о законе». Там же: «Хотя законов природы не существует, во вселенной все упорядочено. Священная Книга Божия, в которой ни слова не говорится о каких бы то ни было естественных законах, богата словами, воспевающими божественный порядок существования всего тварного мира».

Святитель заключает эту главу словами: «…Можно сделать вывод, что вся безкрайняя вселенная - на службе у нравственного закона Бога. Ни сознательно, ни безсознательно, но по промыслу Того, Который не спускает Своего всевидящего ока ни с нее, ни с человека».

+ + +

Продолжу тему законов, поднятую святителем Николаем Сербским в его известной работе «Наука закона» (другое название «Слово о законе»). Мысль святителя предельно проста — в мире имеется лишь один закон, источником которого является Бог. Святитель называет его высшим, нравственным законом. Других законов нет.

Это очень смелое заявление, особенно учитывая, что последние два столетия естественная наука только и твердит, что природа управляется своими «железными» законами. Более того, что эти законы имманентно (органично) заложены в материю, являются внутренней «программой» природы. Кажется, человек поверил, что действительно миром правят природные законы. Не только миром мертвой и живой природы, но также самим человеком и обществом. Законы, управляемые обществом, называются социальными, политическими, экономическими, но по сути они все те же универсальные природные законы, поскольку общество — всего лишь часть природы. Это своеобразная идеология, или религия, которую святитель называл «натурализмом».  

В предыдущей статье я уже рассматривал (с учетом высказываний Николая Сербского), что представляют собой так называемые исторические законы. Святитель помог нам избавиться от гипнотических чар исторической науки и увидеть, что «королева голая». Под «королевой» я имею в виду историческую науку, а «голой» ее можно назвать потому, что никаких специфических исторических законов не существует. Пышные наряды «королевы», называемые законами, — блеф, оптический обман. Общество и историческая траектория его развития определяется исключительно высшим нравственным законом, данным человеку, племени, народу Богом.

Особое внимание святитель уделяет теме так называемых экономических законов. Это не удивительно, учитывая, что Николай Сербский жил и творил в первой половине ХХ века, когда на большей части планеты царил дух «экономического материализма». О нем писали, между прочим, русские мыслители конца ХIХ — начала ХХ веков: Федор Достоевский, Константин Леонтьев, Владимир Соловьев, Лев Тихомиров и другие.

Суть этого духа в том, что экономика — превыше всего в жизни человека и общества. Культура, мораль, образование и даже политика подчинены экономике, вернее, стремлению человека и общества к непрерывному наращиванию богатства. Наиболее рельефно мировоззрение экономического материализма выступает в марксизме с его учением об «общественно-экономической формации». Марксизм представляет общество в виде такой формации, которая состоит из двух основных частей: «экономического базиса» и «политической надстройки». Как следует из самого названия, первая часть — фундамент общества, экономика определяет все остальные институты и отношения, которые объединены понятием «надстройка» (не только политика, но также культура, образование, государство, право, идеология и даже религия).

Очевидно, что при таком мировоззрении общественная наука обращает особое внимание на законы функционирования и развития экономики, от которых зависят все другие элементы общества. С учетом сказанного социологи и экономисты в XIX—XX веках бросились «открывать» экономические законы.

Во-первых, часть «открытых» экономических законов представляют собой проецирование природных законов на хозяйственную жизнь. Наиболее очевидно это в отношении так называемого закона конкуренции. Конкуренцию смело возвели в ранг закона после того, как Чарльз Дарвин в 1859 году опубликовал «Происхождение видов» и родился дарвинизм с идеями межвидовой борьбы, естественного отбора и эволюции.

Во-вторых, некоторые законы даже формально нельзя отнести к экономическим. Например, так называемый закон возвышения потребностей. Этот «закон» лишь пытается легализовать гедонизм и разные плотские страсти, которые до этого в христианской Европе считались грехом и слабостью человеческой натуры. Этот так называемый экономический закон — не более как сознательная попытка расшатать и уничтожить принцип разумной достаточности, который проповедовался Церковью.

Точно также к разряду внеэкономических можно отнести «основной экономический закон капитализма» и «основной экономический закон социализма», которые изучались в курсе марксистско-ленинской политической экономии в советских вузах. Эти два закона определяли цели экономической деятельности (соответственно, получение максимальной прибыли и максимальное удовлетворение потребностей всех членов общества в необходимых благах). Любому здравомыслящему человеку понятно, что цели формируются за пределами экономики — в сфере образования, культуры, религии.

В-третьих, некоторые так называемые законы являются откровенной банальностью, известной людям с незапамятных времен. Например, «закон спроса и предложения», определяющий уровень цен на товары.

В «твердом остатке» остается лишь «закон стоимости». Говорят, что «открыл» его какой-то малоизвестный экономист. Но Маркс включил его в свой «Капитал». Благодаря «раскрутке» марксистской политэкономии закон стоимости стал известен всем. А политэкономия Маркса получила статус полноценной «экономической науки».

Привожу формулировку указанного закона: «…объективный экономический закон товарного производства, регулирующий обмен товаров в соответствии с количеством затраченного на их производство общественно необходимого труда, то есть по их общественной стоимости» (Большая советская энциклопедия, том 24 // Статья «Стоимости закон»).

Выглядит очень солидно и «научно». Не хочу «грузить» читателя, но формулировка закона порождает массу трудно разрешимых или неразрешимых вопросов. Я в советское время преподавал политэкономию капитализма, поэтому помню эти безконечные схоластические дискуссии по поводу то, как понимать закон стоимости, и что такое вообще «стоимость».

Сегодня становится понятным, что «королева» (экономическая наука) была и остается «голой», поскольку «нарядов» в виде законов у нее нет. Впрочем, если бы ученые мужи понимали, что в мире есть лишь один высший закон, данный Богом, то они не тратили бы свои жизни на ненужную схоластику и не морочили бы головы ложными экономическими законами студентам.

Именно об этом и говорит святитель Николай Сербский в своей работе «Наука закона». Он совершенно правильно подчеркивает, что экономика — сфера отношений между людьми (в сфере производства, обмена, распределения, потребления). Развитие экономики всецело зависит от людей, которые определяют характер отношений между собой. Стабильная экономика и всеобщее благосостояние — результат соблюдения людьми высшего закона. Попрание этого закона неизбежно порождает экономические кризисы, безработицу, имущественную поляризацию общества, массовую бедность и нищету, падение производительности труда и т.д.

Напомню, что упомянутая выше работа построена на диалогах между путником (задающим вопросы) и проводником (отвечающим на вопросы). В главе XVIII «Общественные интересы и проблемы» мы находим следующий разговор:

   Путник. Из твоего рассказа я понял, что нравственный закон Бога обладает всеохватывающей силой и властью над человеческим обществом. Правильно?

   Проводник. Правильно.

   Путник. Если это правильно, то почему же тогда главы государств и вожди народов нашего времени говорят исключительно об экономических и политических интересах своих стран и народов, а нравственный закон замалчивают, словно его и не существует?

   Проводник. Да, действительно, они говорят больше всего именно об этом, причем не со вчерашнего дня, но уже более сотни лет. Однако они не могут похвалиться, что решили все эти экономические и политические вопросы. Они лишь вскрыли их, словно две живые раны, на которые непрестанно ставят примочки и льют бальзам, но раны эти никак не заживают, не затягиваются, ибо настоящее лекарство для этих ран — соблюдение и почитание нравственного закона Бога.

   Путник. Но разве вопрос, например, взаимоотношений капитала и труда есть чисто научный вопрос? Стоящий вне сферы и власти морали?

   Проводник. Именно потому и возник антагонизм между капиталом, с одной стороны, и рабочей силой, с другой, что пренебрегли властью морали в отношениях человека к человеку. Вопрос этот прежде всего поставлен неверно — как вопрос взаимоотношений безличного капитала и безличного труда, противопоставленных друг другу как две враждебные безсловесные силы. В сущности, отношения капитала и труда есть вопрос отношения человека к человеку. А любой вопрос отношения человека к человеку имеет нравственную природу и, как таковой, должен подлежать нравственному закону и регулироваться только им.

   Путник. Я попросил бы тебя остановиться на этом подробнее.

   Проводник. Апостол Христа говорил: Блаженнее давать, нежели принимать (Деян. 20:35). И в Ветхом Завете сказано: Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет (Притч. 11:24). Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать это (Притч. 3:27). Между тем многие и многие люди отмахнулись и от благословения Божия, и от проклятия Господня как от чего-то несуществующего и начали безоглядно соревноваться друг с другом в стяжании ненужных им богатств — так, что действительно навлекли на себя, и детей своих, и на богатство свое проклятие Божие. Вместо того, чтобы милосердием и человеколюбием стать сеятелями радости и доброй воли среди ближних своих, они превратились в мрачных сеятелей озлобления и раздражения. Вместо того, чтобы жить в соответствии с нравственным законом Бога, они начали изобретать безчисленные экономические, политические и другие свои законы, основанные на своих собственных интересах, эгоистичных и материальных. Между тем всё великое множество этих законов вместе взятых не может и никогда не могло заменить собою Декалогий — десять заповедей Господних.

  Путник. От чего зависит экономическое положение любой страны?

   Проводник. От дождя.

   Путник. А еще от чего?

   Проводник. От здоровья.

   Путник. А еще от чего?

   Проводник. От согласия и единодушия людей. Если засуха погубит урожай, эпидемии унесут жизни людей, а мор — скот, и если к тому же меж людьми не будет мира и согласия, то к чему тогда горы теорий на темы хозяйствования? Для чего тогда все хозяйственные законы и регулирующие хозяйственную деятельность людей уложения? Но дождь и здоровье дарует Бог в соответствии с верой, почитанием, послушанием и милосердием народа, как уже не раз было сказано.

   Путник. Но ты все же не отрицаешь необходимости заботиться о ведении хозяйства, об урожае и товарообмене?

   Проводник. Я не отрицаю забот о хозяйстве при том условии, что превыше всего стоит забота о соблюдении нравственного закона Бога, о суверенности и важности этого закона. Иначе весь опыт людей в сфере хозяйствования и товарообмена, но без соблюдения нравственных норм, можно уподобить искусно выстроенному кораблю, не имеющему компаса. Подобно тому как корабль без компаса непременно заблудится в океане, так и человеческое общество, пусть даже самым искусным образом организованное, непременно будет плутать по океану жизни, если не будет руководствоваться нравственным законом Бога….

   Путник. Если всё так просто и ясно, почему же возникло нынешнее сомнение во всём, путаница во всём, боязнь всего и недоверие ко всему?

   Проводник. Так разве тебе еще не ясно? Потому что высокомерные и маловерные люди выбросили с корабля жизни компас — нравственный закон Бога — и начали править этим кораблем всяк по своему разумению, как того страстно пожелает собственное сердце. Малый ум, словно слабая искорка, раздувает пожар желаний, а страстные желания в свою очередь заглушают голос разума и совсем гасят малый разум человеческий.

Размышляя об экономике, нам нельзя пройти мимо важной мысли святителя, изложенной в главе XXV «Вселенский порядок и… безпорядок»: «О законе можно говорить только в отношении людей в этом мире или в отношении Ангелов на небесах. Но в отношении животного или растительного мира, неживой природы, природных стихий, звездной системы можно говорить только о порядке, но никак не о законе».

Мне кажется, что и применительно к экономике также уместно говорить не о «законах», а о «порядке». В этой же главе мы читаем: «Закон — это одно, но порядок — другое. Если войти в красивый, прекрасно обставленный дом, нелепо говорить о законе мебели, можно говорить лишь о порядке ее размещения. То же самое касается и торговых рядов, и цветочных лавок, и пасеки — словом, любого другого ухоженного хозяйства, где прежде всего виден порядок, а не закон».

Тут святитель прямо говорит о хозяйстве. Участникам хозяйственной жизни совсем не нужны схоластические законы стоимости или возвышения потребностей. Они должны иметь представление о порядке, гармонии и красоте экономики и иметь наметанный глаз для того, чтобы замечать нарушения в этом порядке. Любое нестроение в экономике, а тем более кризис — явное свидетельство того, что люди нарушили нравственный закон Бога.

Примечательно замечание святителя по поводу экономического кризиса, который разразился на Западе в начале 1930-х гг. и свидетелем которого он был. В «Миссионерских письмах» мы читаем:
   «Прежде европейцы, если постигало их какое-то несчастье, употребляли слово "суд" вместо слова "кризис". Сейчас слово "суд" заменили словом "кризис", понятное слово менее понятным… И на теперешнюю финансово-экономическую катастрофу народ смотрит как на суд Божий, но называет ее не "судом", а "кризисом". Дабы умножилась беда от неразумия! Ибо пока произносилось понятное слово "суд", была понятна и причина, которая привела к беде, был известен и Судия, попустивший беду, и цель, ради которой беда была попущена. После подмены слова "суд" словом "кризис", малопонятным для большинства, никто не может объяснить, ни от чего он, ни от кого, ни для чего. Только этим и отличается теперешний кризис от кризиса, происходящего из-за засухи и наводнения, войны или эпидемии, саранчи или другой напасти.
   Ты спрашиваешь о причине настоящего кризиса, или суда Божьего? Причина всегда одна. Причина всех засух, наводнений, эпидемий и других бед та же, что и нынешнего кризиса — богоотступничество. Грех богоотступничества вызвал и этот кризис, и Господь попустил его, чтобы пробудить, отрезвить людей, чтобы они опомнились и вернулись к Нему. По грехам и кризис. В самом деле, Господь использовал современные средства, чтобы вразумить современных людей: Он нанес удар по банкам, биржам, по всей финансовой системе. Опрокинул столы менял всего мира, как когда-то Он сделал это в Иерусалимском храме. Произвел небывалую панику среди торговцев и менял. Возмутил, низверг, смешал, смутил, вселил страх. И все для того, чтобы надменные европейские и американские мудрецы пробудились, опомнились, вспомнили Бога. Для того, чтобы они, утвердившиеся в гавани материального благополучия, вспомнили о душах, признали свои беззакония и поклонились Богу Вышнему, Богу живому.
   Как долго продлится кризис? До тех пор пока надменные виновники не признают победу Всесильного. До тех пор пока люди не догадаются непонятное слово "кризис" перевести на свой родной язык и с покаянным вздохом не воскликнут: "Суд Божий!"
». (Миссионерские письма. Письмо 8, священнику К., о мировом кризисе).

Мы в России уже четверть века стенаем по поводу непрерывного экономического кризиса и задаем вопрос: Когда же он закончится? Отвечу словами святителя: лишь тогда, когда русские люди догадаются перевести непонятное слово «кризис» на русский язык и не воскликнут: «Суд Божий!»

Катасонов Валентин Юрьевич,
профессор экономики, преподаватель МГИМО,
публицист, общественный деятель, председатель РЭОШ


Источник: Русское экономическое общество им. С.Ф. Шарапова,
https://tsargrad.tv/articles/o-tak-nazyvaemyh-jekonomicheskih-zakonah-i-sude-bozhem_67812

___________________
См. также:
Божий домострой и экономика от лукавого: Беседа с профессором МГИМО Катасоновым В.Ю. о глобальных процессах в обществе

О «едином мире» и «единой мировой религии»: Размышления святителя Николая Сербского


Дарвин, Ницше и Маркс – три призрака европейской цивилизации: Мысли свт. Николая Сербского о духовной гибели Запада

Преступление и наказание Мартиники: 115 лет назад человечеству было явлено грозное напоминание о Божьем Законе

Закон перестает быть обязательным, если противоречит нравственности: Речь патриарха Кирилла в Бишкеке, применительная к антиглобалистам (+ВИДЕО)


<-назад в раздел

Видео



Документы

На Россию ополчилось все мировое зло: Малоизвестные факты о революциях начала и конца XX века, их вдохновителях и финансистах

Много лет я посвятил изучению русской истории ХХ века. На эти изыскания меня благословил митрополит Иоанн (Снычёв). Его мнение о революции 1917 года было таково: в 1917 году на Россию ополчилось все мировое зло. Главная цель – опрокинуть страну, которая оставалась оплотом Христианства во всем...


«Творчества и чудотворства» обновленцев: О чудом несостоявшейся реформации Русской Церкви в начале XX века

На удивление мало внимания уделено описанию попытки церковной реформации в первой четверти XX столетия. Сам факт проведения богослужебной языковой реформы в Русской Церкви многими исследователями обходится глухим молчанием, в то время как реформация была практически подготовлена и лишь чудом Божиим не...


Не желаем замалчивать Истину: 3 обращения Почаевской лавры и архиеп. Лонгина (Жара) к Архиерескому Собору – против «ВСЦ», «Всеправославного собора» и нового Катехизиса

...Являясь верными чадами Православной Церкви, обращаемся к Вам, членам Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви и просим рассмотреть вышеупомянутые документы в свете православного вероучения. Направляем Вам данное письмо, не желая замалчивать Истину, ибо молчанием предается Бог...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Фотогалерея
Полезно почитать

Ступени к Царской России: Беседа с О.В. Черновой, автором книги «Верные до смерти» – о тех, кто не предал Царственных Мучеников

У каждого Русского человека рано или поздно пробуждается интерес к Императорской России и ее Государям... Непереносимо тяжело углубляться в историю последних месяцев жизни святой Царской Семьи. Вокруг Государя – трусость, измена, ложь. Тех, кто предал – много. Тех, кто мучил, издевался и убивал – много....


Истинные духовность и нравственность только в Православии: Письмо батюшки против экуменической «защиты общих ценностей»

Экуменическое движение с каждым годом набирает все большие обороты. СМИ регулярно показывают межрелигиозные встречи, освещают значимые события в жизни различных конфессий; духовные лидеры разных вероисповеданий совместно высказываются на злободневные темы. Очевидно, что процесс глобализации затрагивает не только политический мир, но и религиозный...


Царь воистину православный: Монархия в России была и должная быть удерживающей новый мировой порядок силой

В дни столетия постигшей Россию трагедии мы неизменно возвращаемся мыслью и сердцем к самой светлой и одновременно самой болевой точке прошедшего века – образу Царя Мученика Николая Александровича. Так же, как Россия у нас на всех одна, общая, так и Православный Царь – один, объединяющий всех Русских....



Rambler's Top100