Понедельник, 25 Мая 2020 г.
Духовная мудрость

Прп.Паисий об инославных
В обязанности каждого православного входит всеивание доброй обезпокоенности и в инославных, чтобы они поняли, что находятся в заблуждении, и не успокаивали бы ложно своего помысла, лишая себя тем самым богатых благословений Православия.
Прп. Паисий Святогорец

Оптинский старец Амвросий о соборности
Ни одно важное дело нельзя совершать вместе с неверующим человеком. Через него будет действовать темная сила и все доброе дело разрушит.
Оптинский старец Амвросий о соборности

митр.Иоанн о покаянии перед Царем
Основная причина наших бед находится в нас самих, потому что русский народ до сих пор еще не покаялся в содеянном отцами, дедами, прадедами в разгроме Православной России.
Митр. Иоанн (Снычев) о монархии

Свт. Игнатий о «едином всевышнем» с магометанами
Признающий возможность спасения без веры во Христа отрицается Христа и, может быть не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства.
Свт. Игнатий о «едином всевышнем» с магометанами

митр.Иоанн о пагубности экуменизма
Как и всякая ересь, экуменизм лжет, предлагая «братски соединить» Истину с ложью, лукаво делая вид, что не понимает противоестественность такого соединения, надеясь, что люди, завороженные благородством лозунгов, не заметят страшной подмены.
Митр. Иоанн (Снычев)

В кулуарах

Глумление обновленцев-криптокатоликов над таинствами
Митрополит Иларион (Алфеев) обвинил в неразумной ревности тех верующих, кто не желает причащаться новым «коронавирусным» способом с окунанием или протиранием лжицы и отиранием уст одноразовыми салфетками.

Тайные молитвы да не звучат вслух
В наше непростое время все чаще и чаще в некоторых храмах священники читают вслух тайные священнические молитвы за Литургией. Это веяние получило распространение в обновленческой среде еще в конце XIX – начале XX века. Представители так называемой «живой церкви» стали сокращать службы, переводить на...

«Из русского народа еще выйдут герои»
О плодотворном художественном творчестве Максима Фаюстова мы уже не раз писали на страницах нашей газеты. В этом году исполняется 10 лет, как он впервые выставил самую известную свою картину «Русский герой Евгений Родионов». За эти годы в постерах и репродукциях она разошлась далеко по России.

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
05.07.2018
Русские подвижники последних времен: Памяти блаженного Оптинского исповедника игумена Иоанна (Соколова)

Профессор Небесной Академии

181-16.jpg 
Отец Иоанн (Соколов) в лагере в арестантской робе

Сегодня день памяти замечательного священнослужителя, воспитанника знаменитой Оптиной Пустыни, духовного наследника ее великих Старцев, человека хоть и малоизвестного, но прошедшего скорбный и назидательный жизненный путь – блаженного игумена Иоанна (Соколова). Сведения о приснопамятном подвижнике в свое время благословлял собирать приходившим к нему людям старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин), который был духовным сыном сего «профессора Небесной Академии» и считал его прославление «священным долгом Оптиной Пустыни».

Родился игумен Иоанн (в миру – Иван Александрович Соколов) на праздник Рождества Пресвятой Богородицы 8/21 сентября 1874 года в верующей и состоятельной семье. По некоторым данным, отец его трудился управляющим делами издательства знаменитого до революции книгопечатника Ивана Сытина и имел свой дом на Бутырской улице в Москве, напротив церкви Рождества Богородицы, где был ктитором.

Маленький Иван рано лишился матери; воспитывали его отец и бабушка, которые и привили будущему старцу страх Божий и добрые традиции православного благочестия. Родитель не жалел средств на образование сына – помимо гимназии, мальчик обучался языкам и музыке. Бабушка же часто с любовью принимала в доме странников и монахов-сборщиков, благодаря чему и совершилось однажды знакомство Вани с насельниками прославленной Оптиной Пустыни, которые пригласили его погостить в их обители. Дождавшись лета, юноша поехал монастырь, взяв с собой товарища. Там они пожили некоторое время. А через год, следующим летом 16-летний Иоанн опять поехал в полюбившееся святое место и уже остался там в качестве трудника, избрав тернистый, но благодатный и духовно отрадный монашеский путь.

Однако вскоре произошло несчастье: молодые будущие черноризцы спускались с колокольни, и Ваня заявил товарищам: «Что вы тихо идете, вот смотрите, как я пойду!» Стал прыгать через две ступеньки, но поскользнулся на крутой каменной лестнице, слетел вниз, упал и переломил бедро. Позвали старца отца Анатолия (Потапова), который, покачав головой, сказал: «Зачем теперь его наказывать? Он сам себя наказал…» В обитель вызвали отца юноши, и тот уговаривал сына оставить монастырь и поехать в Швейцарию к лучшим врачам, которые могли бы исправить ногу. Но подвижник твердо ответил: «Я пришел сюда не для красоты, а для убожества, вот и буду убогим!»

После перелома он долго болел и на всю жизнь остался хромым и немного сгорбленным. По причине болезни Ивана Соколова не принимали в братию, и почти 22 года блаженный прожил при монастыре в звании трудника. Но по благословению старцев он принял тайный монашеский постриг с сохранением имени и, окончив Калужскую духовную семинарию, в сентябре 1915 года указом Священного Синода за № 9101 был определен во священника к церкви поселка Дугуненского завода, располагавшегося рядом с родной для него Оптинской обителью.

После закрытия монастыря отец Иоанн был выслан с прихода, некоторое время нелегально жил в Москве. В 1927 году его арестовали и сослали в Тюмень. Старец прошел тяжелейший, исполненный горчайших испытаний путь: на одном из допросов ему выкололи глаз и выбили зубы. Не желая идти на компромиссы с безбожниками, истязуемый подвижник юродствовал – «ничего не помнил», в результате чего в связи с «полной потерей памяти» его помещали на время в психиатрическую больницу, где испытывали на нем новейшие нейролептики. Один из следователей надменно писал о батюшке, что это – «абсолютно невежественный, темный дед», не разумея, что в действительности имел дело с блестяще образованным, владевшим четырьмя европейскими языками человеком.

В ссылке отец Иоанн бывал дважды, а арестованный в третий раз был приговорен к десяти годам тюремного заключения. Но во всех этих страданиях блаженный старец всегда благодарил Бога и радовался, что идет за Христом истинным евангельским и монашеским путем клевет, изгнаний и мук. Видя, что народ тянется к святому, безбожные враги безпощадно его поносили, стремясь через это бросить тень и на всю Православную Церковь. Однако свет благодатной души угодника Божия никакие грязные домыслы и наветы затмить не могли, и люди продолжали обращаться к нему как к доброму служителю Господню, нуждаясь в его духовном окормлении. В 40–50-х годах минувшего века духовными чадами игумена Иоанна были многие священники из разных уголков России, в числе которых – и известный впоследствии всероссийский старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Духовная дочь сначала одного, а впоследствии и второго батюшки Иоанна Галина Черепанова рассказывала о некоторых обстоятельствах их встречи. Однажды прихожане поведали молодому отцу Иоанну, что в Москве появился некий оптинский подвижник, только что освободившийся из тюрьмы. Но тот засомневался: истинный ли это раб Божий или очередной самозванец? В те годы многие духоносные пастыри нашей Церкви томились по лагерям, а за провидцев и чудотворцев нередко выдавали себя различные самозванцы-чернокнижники и завербованные НКВД провокаторы. Тогда отец Иоанн попросил свою духовную дочь Ольгу съездить «на разведку», вручив ей специально составленный «проверочный» список вопросов к игумену, из ответов на которые должно было проясниться подлинное положение дел.

Позже Ольга Алексеевна вспоминала, как буквально тряслась от страха, пробираясь огородами к домику, где скрывался гонимый праведник. Подвижник встретил ее на пороге кельи, назвал по имени и сказал, улыбаясь: «Олюшка приехала, да сомневается. Не бойся, проходи, радость моя. А уж отец-то Иоанн, отец-то Иоанн – какие хитрые вопросы придумал!» Затем он пересказал гостье содержание записки отца Иоанна и добавил: «Передай ему – пусть приезжает, благословляю».

Наплыв посетителей к блаженному пугал власти, и хотя старец уже был предсмертно болен и не вставал с постели, к нему нагрянул однажды сотрудник КГБ с ордером на арест. «Детка моя, я ведь лежачий и никуда не сбегу. А у тебя дома беда, поспеши поскорей», – сказал ему старец и что-то шепнул на ухо. Незваный гость тут же переменился в лице, выбежал из дома и больше там не появлялся. А потом кто-то узнал этого человека на отпевании игумена Иоанна – он со слезами стоял у гроба прозорливого праведника.

Незадолго до смерти батюшка предсказал, что отпевать его будет отец Иоанн (Крестьянкин), а погребение состоится на Армянском участке Ваганьковского кладбища, где у него – «много родных». Старцу не поверили: священник Иоанн служил тогда на дальнем приходе Рязанской епархии, а про Армянское кладбище хожалка подвижника Степанида и слышать не хотела. Она уже твердо решила, что похоронит старца на Преображенском кладбище, возле могилы своей родственницы. Но после его кончины выяснилось, что получить разрешение на захоронение не прописанного и нелегально проживавшего в Москве «зэка» практически невозможно. И тогда другая духовная дочь блаженного, Евпраксия Семеновна, поехала на Армянское кладбище, где у нее покоились родные. Промыслом Божиим столкнувшись в воротах с директором кладбища, она попросила разрешения на погребение «своего дедушки». И случилось невероятное – даже не заглянув в документы, куда-то торопившийся начальник дал положительный ответ. А отпевание действительно проводил отец Иоанн, причем очевидцы вспоминали, что, приподняв воздух (покров) над лицом почившего, он воскликнул: «Видели?! Видели?!» – И присутствовавшие узрели сияющий, светоносный лик угодника Божия.

Приведем также некоторые свидетельства посмертных чудес Батеньки,
как называли игумена Иоанна его духовные чада

Впервые о батюшке отце Иоанне, последнем старце Оптинском, я услышала от своей близкой подруги, которая часто посещает Псково-Печерский монастырь и много знает о Божиих людях настоящего, прошлого и совсем недавнего времени. Позднее Господь удостоил меня побывать на могилке игумена Иоанна, которая находится на Армянском кладбище в Москве.

Верующие люди хорошо знают, что у Бога нет ничего случайного, все промыслительно. Так было и в моем случае, когда я почувствовала любовь и благодать, даримую отцом Иоанном всем и ныне к нему приходящим, часто вовсе не знакомым ему людям.

Это было в 1997 году. Моя подруга (она рано осталась вдовой) пригласила меня на панихиду по ее мужу, похороненному на Армянском кладбище. Стоял душный июньский день. Моя голова просто раскалывалась, каждый шаг отдавался в ней болью. На старом кладбище было прохладнее, панихиду служил знакомый батюшка, а мы, как могли, подпевали. От могилы мы немного отошли, служба продолжалась. Я оказалась напротив черного мраморного креста, на котором была фотография старца. С этой фотографии на меня смотрело лицо – тихое, любящее, родное и как бы с детства знакомое – лицо игумена Иоанна. После панихиды я подошла приложиться к кресту, прижалась к камню головой... Была уверенность, что батюшка меня слышит и любит. После окончания панихиды, притихшие, мы покинули кладбище. Надо было ехать на работу. Мелькнула мысль: как дотяну день... И тут вдруг я поняла, что боли-то нет, и я хорошо себя чувствую!

Мне всегда казалось, что чудес исцеления удостаиваются или особенно хорошие люди, или те, за кого молятся чистые и крепко верующие души. Но в том-то и сила истинной любви Христовой, дающейся святым, что они любят и помогают всем, к ним приходящим – достойным и совсем недостойным. Спасибо тебе, Батюшка, за твое милосердие и помощь, не взирающую на наши недостоинства!

Р. Б. Елена, г. Москва

+   +   +

Когда мне бывало скорбно от жизненных обстоятельств, я шла на могилку к батюшке Иоанну. Приду, все уберу, памятник помою и оградку, цветы посажу, а потом сяду, помяну Батеньку, чем Бог послал. Пройдет два-три часа, и незаметно душа успокоится, да так хорошо становится, что и про все на свете забываешь.

Тихо и благостно рядом с его могилкой. Нигде я так спокойно себя не чувствовала, как здесь. А скорбей как и не бывало. Все сразу становится таким незначительным, что как-то и думается совсем по-другому.

Как раньше, бывало, еще при жизни его, я приду к нему, сяду и молчу. И он молчит. И тихо мы так сидим. Уходя же от него, спрошу, можно ли еще прийти, а он отвечает: «Можно, можно, детка моя, будет нужда – приходи».

Так и теперь как бы слышится его голос: «Можно, можно, детка моя». Как-то особенно благостно Батенька говорил: «Я всегда вам рад. Приходите на холмик мой, постучите – и я отвечу».

Р. Б. Ольга, г. Москва

Подготовила Ксения Миронова

Источник: Газета «Православный Крест»*, № 13 (181) от 1 июля 2017 г.    
http://www.pkrest.ru
   

___________________ 
Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998


См. по теме:  




Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Более ста российских ученых подписались под письмом президенту о недопустимости принятия закона о едином регистре учета населения (ЕФИРе)

Законопроект нарушает положения, установленные Конституцией РФ: ст. 24, согласно которой «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются»; ст. 55 - «в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», которые могут быть ограничены лишь...


Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

После совершения в марте 2019 г. митрополитом Тверским и Кашинским Саввой акта церковного вандализма – обновленческой литургии на русском языке совместно с представителями кочетковского братства, а также скандала и церковной смуты, связанной с допуском 2 февраля 2020 г. митрополитом Саввой последователей...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Фотогалерея
Полезно почитать

Эпидемия пройдет. А что дальше?

В связи с паникой, поднятой вокруг коронавируса, появилось множество лжепророчеств. Поклонники Нострадамуса, например, нашли у него предсказание о том, что якобы «большая чума не прекратится». Высказались по этой теме и некий раввин, и иранский прорицатель, и оба напророчили человечеству кошмарное будущее. Но ведь не нужно быть пророком, чтобы догадаться о том, что у нас впереди большие испытания. Достаточно почитать Священное Писание.


Молитва за усопших - спасительный круг для них

Сегодня возобновляются поминальные службы в храмах. Более двух недель, начиная со Страстной Седмицы, Церковь не совершала панихиды по усопшим; даже во время отпевания умерших в эти дни звучит радостный Канон Пасхи. За почивших монахов в монастырях читают не Псалтирь, а Евангелие.  


Император Николай II: отречение, которого не было

История знает множество мифов. Эти мифы бывают, иногда настолько живучи, что их воспринимают как истину. Мифы эти, конечно, создаются конкретными людьми ради конкретных целей, но затем они начинают жить сами по себе, и бороться с ними бывает крайне нелегко. К числу таковых лживых мифов принадлежит утверждение,...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100