Вторник, 19 Марта 2024 г.
Духовная мудрость

Преп. Варсонофий Оптинский об общении с еретиками
Не имейте духовного общения с неверующими и еретиками; если бы они были даже ваши близкие родные и тогда оставьте их. Вы можете за них только молиться.
Преп. Варсонофий Оптинский

Прп. Серафим Вырицкий
Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога, и погибнет куда больше душ, чем во время открытого богоборчества.
Прп. Серафим Вырицкий

Свт.Игнатий о растлении
Всеобщий разврат, вместе с породившим его обильнейшим вещественным развитием, будут знамением кончины века и приближающегося Страшного Суда Христова.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Свт.Феофан о евроинтеграции
Нас увлекает просвещенная Европа… Да, там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие; оттуда уже перешли они и переходят к нам. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня… Западом наказывал и накажет нас Господь, а нам в толк не берется…
Свт. Феофан Затворник

Свт. Иоанн Златоуст об «иудейско-христианском диалоге»
Если ты уважаешь все иудейское, то что у тебя общего с нами?.. Если бы кто убил твоего сына, скажи мне, ужели ты мог бы смотреть на такого человека, слушать его разговор?
Свт. Иоанн Златоуст об «иудейско-христианском диалоге»

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
05.07.2018
Русские подвижники последних времен: Памяти блаженного Оптинского исповедника игумена Иоанна (Соколова)

Профессор Небесной Академии

181-16.jpg 
Отец Иоанн (Соколов) в лагере в арестантской робе

Сегодня день памяти замечательного священнослужителя, воспитанника знаменитой Оптиной Пустыни, духовного наследника ее великих Старцев, человека хоть и малоизвестного, но прошедшего скорбный и назидательный жизненный путь – блаженного игумена Иоанна (Соколова). Сведения о приснопамятном подвижнике в свое время благословлял собирать приходившим к нему людям старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин), который был духовным сыном сего «профессора Небесной Академии» и считал его прославление «священным долгом Оптиной Пустыни».

Родился игумен Иоанн (в миру – Иван Александрович Соколов) на праздник Рождества Пресвятой Богородицы 8/21 сентября 1874 года в верующей и состоятельной семье. По некоторым данным, отец его трудился управляющим делами издательства знаменитого до революции книгопечатника Ивана Сытина и имел свой дом на Бутырской улице в Москве, напротив церкви Рождества Богородицы, где был ктитором.

Маленький Иван рано лишился матери; воспитывали его отец и бабушка, которые и привили будущему старцу страх Божий и добрые традиции православного благочестия. Родитель не жалел средств на образование сына – помимо гимназии, мальчик обучался языкам и музыке. Бабушка же часто с любовью принимала в доме странников и монахов-сборщиков, благодаря чему и совершилось однажды знакомство Вани с насельниками прославленной Оптиной Пустыни, которые пригласили его погостить в их обители. Дождавшись лета, юноша поехал монастырь, взяв с собой товарища. Там они пожили некоторое время. А через год, следующим летом 16-летний Иоанн опять поехал в полюбившееся святое место и уже остался там в качестве трудника, избрав тернистый, но благодатный и духовно отрадный монашеский путь.

Однако вскоре произошло несчастье: молодые будущие черноризцы спускались с колокольни, и Ваня заявил товарищам: «Что вы тихо идете, вот смотрите, как я пойду!» Стал прыгать через две ступеньки, но поскользнулся на крутой каменной лестнице, слетел вниз, упал и переломил бедро. Позвали старца отца Анатолия (Потапова), который, покачав головой, сказал: «Зачем теперь его наказывать? Он сам себя наказал…» В обитель вызвали отца юноши, и тот уговаривал сына оставить монастырь и поехать в Швейцарию к лучшим врачам, которые могли бы исправить ногу. Но подвижник твердо ответил: «Я пришел сюда не для красоты, а для убожества, вот и буду убогим!»

После перелома он долго болел и на всю жизнь остался хромым и немного сгорбленным. По причине болезни Ивана Соколова не принимали в братию, и почти 22 года блаженный прожил при монастыре в звании трудника. Но по благословению старцев он принял тайный монашеский постриг с сохранением имени и, окончив Калужскую духовную семинарию, в сентябре 1915 года указом Священного Синода за № 9101 был определен во священника к церкви поселка Дугуненского завода, располагавшегося рядом с родной для него Оптинской обителью.

После закрытия монастыря отец Иоанн был выслан с прихода, некоторое время нелегально жил в Москве. В 1927 году его арестовали и сослали в Тюмень. Старец прошел тяжелейший, исполненный горчайших испытаний путь: на одном из допросов ему выкололи глаз и выбили зубы. Не желая идти на компромиссы с безбожниками, истязуемый подвижник юродствовал – «ничего не помнил», в результате чего в связи с «полной потерей памяти» его помещали на время в психиатрическую больницу, где испытывали на нем новейшие нейролептики. Один из следователей надменно писал о батюшке, что это – «абсолютно невежественный, темный дед», не разумея, что в действительности имел дело с блестяще образованным, владевшим четырьмя европейскими языками человеком.

В ссылке отец Иоанн бывал дважды, а арестованный в третий раз был приговорен к десяти годам тюремного заключения. Но во всех этих страданиях блаженный старец всегда благодарил Бога и радовался, что идет за Христом истинным евангельским и монашеским путем клевет, изгнаний и мук. Видя, что народ тянется к святому, безбожные враги безпощадно его поносили, стремясь через это бросить тень и на всю Православную Церковь. Однако свет благодатной души угодника Божия никакие грязные домыслы и наветы затмить не могли, и люди продолжали обращаться к нему как к доброму служителю Господню, нуждаясь в его духовном окормлении. В 40–50-х годах минувшего века духовными чадами игумена Иоанна были многие священники из разных уголков России, в числе которых – и известный впоследствии всероссийский старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Духовная дочь сначала одного, а впоследствии и второго батюшки Иоанна Галина Черепанова рассказывала о некоторых обстоятельствах их встречи. Однажды прихожане поведали молодому отцу Иоанну, что в Москве появился некий оптинский подвижник, только что освободившийся из тюрьмы. Но тот засомневался: истинный ли это раб Божий или очередной самозванец? В те годы многие духоносные пастыри нашей Церкви томились по лагерям, а за провидцев и чудотворцев нередко выдавали себя различные самозванцы-чернокнижники и завербованные НКВД провокаторы. Тогда отец Иоанн попросил свою духовную дочь Ольгу съездить «на разведку», вручив ей специально составленный «проверочный» список вопросов к игумену, из ответов на которые должно было проясниться подлинное положение дел.

Позже Ольга Алексеевна вспоминала, как буквально тряслась от страха, пробираясь огородами к домику, где скрывался гонимый праведник. Подвижник встретил ее на пороге кельи, назвал по имени и сказал, улыбаясь: «Олюшка приехала, да сомневается. Не бойся, проходи, радость моя. А уж отец-то Иоанн, отец-то Иоанн – какие хитрые вопросы придумал!» Затем он пересказал гостье содержание записки отца Иоанна и добавил: «Передай ему – пусть приезжает, благословляю».

Наплыв посетителей к блаженному пугал власти, и хотя старец уже был предсмертно болен и не вставал с постели, к нему нагрянул однажды сотрудник КГБ с ордером на арест. «Детка моя, я ведь лежачий и никуда не сбегу. А у тебя дома беда, поспеши поскорей», – сказал ему старец и что-то шепнул на ухо. Незваный гость тут же переменился в лице, выбежал из дома и больше там не появлялся. А потом кто-то узнал этого человека на отпевании игумена Иоанна – он со слезами стоял у гроба прозорливого праведника.

Незадолго до смерти батюшка предсказал, что отпевать его будет отец Иоанн (Крестьянкин), а погребение состоится на Армянском участке Ваганьковского кладбища, где у него – «много родных». Старцу не поверили: священник Иоанн служил тогда на дальнем приходе Рязанской епархии, а про Армянское кладбище хожалка подвижника Степанида и слышать не хотела. Она уже твердо решила, что похоронит старца на Преображенском кладбище, возле могилы своей родственницы. Но после его кончины выяснилось, что получить разрешение на захоронение не прописанного и нелегально проживавшего в Москве «зэка» практически невозможно. И тогда другая духовная дочь блаженного, Евпраксия Семеновна, поехала на Армянское кладбище, где у нее покоились родные. Промыслом Божиим столкнувшись в воротах с директором кладбища, она попросила разрешения на погребение «своего дедушки». И случилось невероятное – даже не заглянув в документы, куда-то торопившийся начальник дал положительный ответ. А отпевание действительно проводил отец Иоанн, причем очевидцы вспоминали, что, приподняв воздух (покров) над лицом почившего, он воскликнул: «Видели?! Видели?!» – И присутствовавшие узрели сияющий, светоносный лик угодника Божия.

Приведем также некоторые свидетельства посмертных чудес Батеньки,
как называли игумена Иоанна его духовные чада

Впервые о батюшке отце Иоанне, последнем старце Оптинском, я услышала от своей близкой подруги, которая часто посещает Псково-Печерский монастырь и много знает о Божиих людях настоящего, прошлого и совсем недавнего времени. Позднее Господь удостоил меня побывать на могилке игумена Иоанна, которая находится на Армянском кладбище в Москве.

Верующие люди хорошо знают, что у Бога нет ничего случайного, все промыслительно. Так было и в моем случае, когда я почувствовала любовь и благодать, даримую отцом Иоанном всем и ныне к нему приходящим, часто вовсе не знакомым ему людям.

Это было в 1997 году. Моя подруга (она рано осталась вдовой) пригласила меня на панихиду по ее мужу, похороненному на Армянском кладбище. Стоял душный июньский день. Моя голова просто раскалывалась, каждый шаг отдавался в ней болью. На старом кладбище было прохладнее, панихиду служил знакомый батюшка, а мы, как могли, подпевали. От могилы мы немного отошли, служба продолжалась. Я оказалась напротив черного мраморного креста, на котором была фотография старца. С этой фотографии на меня смотрело лицо – тихое, любящее, родное и как бы с детства знакомое – лицо игумена Иоанна. После панихиды я подошла приложиться к кресту, прижалась к камню головой... Была уверенность, что батюшка меня слышит и любит. После окончания панихиды, притихшие, мы покинули кладбище. Надо было ехать на работу. Мелькнула мысль: как дотяну день... И тут вдруг я поняла, что боли-то нет, и я хорошо себя чувствую!

Мне всегда казалось, что чудес исцеления удостаиваются или особенно хорошие люди, или те, за кого молятся чистые и крепко верующие души. Но в том-то и сила истинной любви Христовой, дающейся святым, что они любят и помогают всем, к ним приходящим – достойным и совсем недостойным. Спасибо тебе, Батюшка, за твое милосердие и помощь, не взирающую на наши недостоинства!

Р. Б. Елена, г. Москва

+   +   +

Когда мне бывало скорбно от жизненных обстоятельств, я шла на могилку к батюшке Иоанну. Приду, все уберу, памятник помою и оградку, цветы посажу, а потом сяду, помяну Батеньку, чем Бог послал. Пройдет два-три часа, и незаметно душа успокоится, да так хорошо становится, что и про все на свете забываешь.

Тихо и благостно рядом с его могилкой. Нигде я так спокойно себя не чувствовала, как здесь. А скорбей как и не бывало. Все сразу становится таким незначительным, что как-то и думается совсем по-другому.

Как раньше, бывало, еще при жизни его, я приду к нему, сяду и молчу. И он молчит. И тихо мы так сидим. Уходя же от него, спрошу, можно ли еще прийти, а он отвечает: «Можно, можно, детка моя, будет нужда – приходи».

Так и теперь как бы слышится его голос: «Можно, можно, детка моя». Как-то особенно благостно Батенька говорил: «Я всегда вам рад. Приходите на холмик мой, постучите – и я отвечу».

Р. Б. Ольга, г. Москва

Подготовила Ксения Миронова

Источник: Газета «Православный Крест»*, № 13 (181) от 1 июля 2017 г.    
http://www.pkrest.ru
   

___________________ 
Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998


См. по теме:  




Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100