Вторник, 7 Апреля 2020 г.
Духовная мудрость

Свт.Игнатий об апостасии
К положению Церкви должно мирствовать, хотя вместе должно и понимать его. Это – попущение Свыше, которого мы понять не можем.
Свт. Игнатий об апостасии

Свт. Игнатий о последних временах
В попущении Своем Бог правосуден... Пришествие антихриста предварится общим отступлением в большинстве человеков от христианской веры... Антихрист будет логичным, справедливым, естественным последствием общего нравственного и духовного направления человеков.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) о последних временах

свт.Феофан о полноте веры
Всё, несогласное с Православием, отвергайте как зло.
Свт. Феофан о полноте веры

свт.Серафим о Православии
Свято и неукоснительно храните нашу православную веру как в ее канонах, так и в ее догматах. Приспосабливайте не веру к своей жизни, а свою жизнь — к вере. От истинно православной веры черпайте все свое счастье.
Свт. Серафим (Соболев) о христианской жизни

Свт. Серафим о Церкви и лжецерквах
Церковью, как учрежденною Самим Богом для нашего спасения, можно называть в строгом смысле только одно общество истинно верующих христиан. Называть же церковью каждое из еретических обществ – это значит не иметь правильного понятия о Церкви и попирать нашу веру и догмат о Церкви.
Свт. Серафим (Соболев) о Церкви и лжецерквах

В кулуарах

Тайные молитвы да не звучат вслух
В наше непростое время все чаще и чаще в некоторых храмах священники читают вслух тайные священнические молитвы за Литургией. Это веяние получило распространение в обновленческой среде еще в конце XIX – начале XX века. Представители так называемой «живой церкви» стали сокращать службы, переводить на...

«Из русского народа еще выйдут герои»
О плодотворном художественном творчестве Максима Фаюстова мы уже не раз писали на страницах нашей газеты. В этом году исполняется 10 лет, как он впервые выставил самую известную свою картину «Русский герой Евгений Родионов». За эти годы в постерах и репродукциях она разошлась далеко по России.

Россия, тревога!: «Мир вокруг нас ещё продолжает выглядеть привычно», но это уже не так
Председатель Правительства Мишустин выступил в Казахстане на пленарной сессии форума Евразийского экономического союза «Цифровое будущее глобальной экономики». Тема выступления: «Построение устойчивого региона на основе данных и искусственного интеллекта».

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
31.05.2018
Русские подвижники последних времен: Памяти Оптинского cхиигумена Гавриила (Виноградова)

Страдальческий крест батюшки-исповедника

2018-05-31.jpg

В закрытом городе Томск-7, в большой дружной семье инженера-атомщика Юрия Алексеевича Виноградова, 31 мая 1958 года появился на свет младенец, которого нарекли Сергеем, – спустя годы он закончит свой жизненный путь в Оптиной Пустыни, с новым именем – схиигумена Гавриила.

Все пятеро детей Виноградовых не были крещены – в те годы это могло привести к серьезным неприятностям для родителей. Мать работала учительницей в школе, а отец, имевший множество изобретений и снискавший всеобщее уважение, занимал место ведущего инженера на оборонном предприятии.

Когда Сереже едва исполнилось девять месяцев, он тяжело заболел: поднялась высокая температура, он задыхался. В больнице ничем помочь уже не могли, и состояние младенца стремительно ухудшалось. Когда надежды почти не осталось, неожиданно к плачущей матери подошла нянечка и стала уговаривать ее не отчаиваться, но продолжать бороться за жизнь ребенка. По совету старушки мать всю ночь поила Сережу теплым молоком с содой, – и постепенно дыхание его выровнялось, он спокойно заснул. Рассказывая этот случай избавления от смерти, батюшка благодарил Бога, пославшего Свою помощь через нянечку, которая, по-видимому, была верующей.

Господь сохранил жизнь младенцу, однако тяжелая болезнь, перенесенная в столь раннем возрасте, сказалась на его здоровье. Впрочем, частые простуды не слишком омрачали детство живого и любознательного Сережи.

В 1975 году Сергей поступил в Ленинградский институт авиационного приборостроения, на радиотехнический факультет. Учеба давалась ему легко, замечательные способности счастливо сочетались с редким трудолюбием. После защиты диплома его оставили работать на кафедре – для подготовки к поступлению в аспирантуру.

Внешне все в его жизни устроилось на редкость благополучно: блестящее начало интересной творческой работы, высокая оценка научных руководителей, любовь и уважение друзей... Но в душе его совершался напряженный внутренний поиск. Все острее Сергей ощущал ограниченность обычных житейских устремлений и взглядов, его глубокую цельную натуру они уже не удовлетворяли; внутри словно образовалась пустота. Пытаясь разобраться в своей душе, он впервые обратился к духовной литературе, где поднимались вопросы о смысле жизни. В результате он отказался от аспирантуры, и его сразу же призвали в армию.

После окончания срочной службы Сергей не стал возвращаться в институт, к своей работе, а устроился в котельную одного из Ленинградских домов для престарелых. Это дало ему возможность жить вне давления идеологической системы. Его душа искала «единого на потребу», искала Бога.

Новое рождение – рождение в Духе – совершилось в Спасо-Преображенском соборе города Выборга 6 марта 1988 года. Это было время страннической жизни и напряженного самоиспытания. Почувствовав в себе искру любви Христовой, Сергей уже не мог остановиться на полпути, не мог не откликнуться на прозвучавший в его сердце Божественный призыв. Внутренняя цельность, нравственная чистота, глубокий аналитический ум, привыкший добираться во всем до самой сути, укрепили в нем решимость полностью посвятить себя служению Богу. Вскоре произошла встреча, которую батюшка впоследствии называл таинственной, имевшей для него особенное значение. В храме к нему подошел человек, назвавшийся иеродиаконом, и попросился переночевать. Почувствовав к страннику необъяснимое расположение, Сергей привел его к себе домой, и они проговорили всю ночь. Видимо, эта беседа открыла отцу Гавриилу нечто, касающееся его духовного пути. Спустя много лет, он вспоминал о ней: «Кто приходил ко мне тогда? Да и человек ли это был?.. Знаю только, что в исключительных случаях, желая помочь, Бог посылает Своего Ангела под видом человека».

Про Оптину Сергей узнал как бы случайно, из газетной статьи, в которой о ней было всего несколько строк: «В Калужской области возрождается Оптина Пустынь...» Вскоре он впервые приехал туда потрудиться и присмотреться к монашеской жизни. Эконом обители обратил на нового трудника особое внимание, запомнив его усердие к послушанию и ту смиренную решимость, с которой Сергей сказал: «Цель всей моей жизни – стать в Оптиной послушником...» Духовник монастыря направил его в Псковские Печоры к отцу Иоанну (Крестьянкину). Побеседовать подробно со старцем не удалось, но письменно отец Иоанн ответил Сергею, что благословляет его в Оптину, заключив свое письмо словами, ставшими напутствием на всю жизнь: «послушание – труднейший, но и кратчайший путь к Богу».

Однажды батюшке и еще двум трудникам поручили покрасить нитрокраской помещение на подсобном хозяйстве. Немного поработав и более не вынося резкого запаха, его товарищи и вышли на улицу и стали обсуждать невозможность трудиться в таких условиях. Сергей же, словно ничего не замечая, продолжал молча красить.

20 декабря 1990 года послушник Сергий был пострижен в рясофор с наречением имени Мина.

Еще во время работы в котельной Сергею часто нездоровилось: повышалась температура, он чувствовал слабость, постоянно покашливал. Инок Мина старался не обращать внимания на свои недомогания, но вскоре выяснилось, что у него туберкулез, и он вынужден был лечь в больницу, где пробыл восемь месяцев, с небольшими перерывами. Так началось его монашество – с подъятия страдальческого креста болезни.

21 марта 1991 года, в Шамордине, владыка Евлогий рукоположил инока Мину в сан иеродиакона. Его благоговейное служение и истинно монашеское поведение не остались незамеченными, и вскоре на духовном соборе монастыря был поднят вопрос о постриге инока Мины в мантию и рукоположении в сан священника. Постриг состоялся 25 сентября, новопостриженого нарекли Павлом, а 23 февраля 1992 года архиепископ Климент совершил хиротонию иеродиакона Павла во иеромонаха.

Долгое время батюшка исполнял послушание уставщика и помощника благочинного. Его любовь к богослужению, внимательность и строгость в исполнении Церковного Устава были в Оптиной общеизвестны.

Болезнь вынуждала отца Гавриила часто уезжать из монастыря на лечение, и это причиняло ему большую сердечную скорбь, но стало, по его словам, незаменимой школой терпения.

Батюшка любил собирать своих духовных чад вместе. Такие встречи были великим утешением, их с нетерпением ждали – ждали не только духовной беседы, возможности выяснить какие-то вопросы и разрешить свои недоумения, – дорожили самой возможностью побыть с батюшкой, окунуться в атмосферу отеческой любви и тепла, которые он излучал. В воскресные дни и праздники духовные его дети знали: надо быть в Оптиной, батюшка ждет. Не щадя сил и здоровья, трудился отец Гавриил, чтобы в каждом зажечь искру Христовой любви. Так постепенно созидалась большая духовная семья.

Весной 1998 года одна из его духовных дочерей была назначена настоятельницей возрождающегося женского монастыря, и батюшка взял на свои плечи крест сугубого попечения об этой обители, став ее неофициальным духовником и благоустроителем. Созидание, восстановление из руин святой обители приносило его душе великую радость.

В праздник Святой Троицы в 2003 году отец Павел, согласно расписанию, был в числе служащих. Но утром он почувствовал себя особенно плохо и, понимая, что даже выходить из кельи в таком состоянии нельзя, позвонил благочинному, чтобы отпроситься. Услышав в ответ, что из-за недостатка служащих у того могут возникнуть сложности, батюшка счел невозможным отказаться от служения и подвести собрата. В тот день во время Литургии он едва не потерял сознание, и его с трудом довели до кельи. Температура поднялась выше 40°, он задыхался. На следующий день, в праздник Святаго Духа, батюшку увезли в больницу. Тут-то и выяснилось, что задыхаться он начал задолго до этого и давно уже не мог спать лежа, лишь ненадолго задремывал, сидя в кресле.

Все лето отец Павел провел в больнице. Он мучительно страдал: все лимфоузлы увеличились до размера крупных виноградин, сдавили внутренние органы, мешали дышать. Ноги распухли, каждый шаг отзывался болью во всем теле. Дополнительное обследование выявило у него злокачественное заболевание крови.

Когда после курса химиотерапии состояние его несколько улучшилось, батюшка смог вернуться в Оптину, и 21 ноября, в праздник архистратига Михаила и всех Небесных Сил безплотных, совершилось его пострижение в великую схиму. Батюшка получил имя в честь архангела Гавриила.

Незадолго до кончины приступы удушающего кашля, не дающие перевести дух, высокая температура, боли во всем теле до крайности изнурили и иссушили его плоть, так что батюшка часто был не в силах даже говорить. Но его жертвенность поражала. Видя человека с реальной скорбью и проблемами, отец Гавриил, обладавший огромной силой воли, умел сконцентрироваться и «выкладывался» для него полностью. Вечером же, проводив последнего из гостей, он в изнеможении падал на кровать и зачастую уже не мог выйти из палаты даже на несколько минут, чтобы ее проветрить и прокварцевать.

4 августа 2005 года схиигумен Гавриил предал дух свой в руце Отца Небесного.

+ + +

Получив от отца Наместника благословение выразить свое мнение по вопросу всеобщей кодификации населения и введения новых удостоверений личности, батюшка серьезно рассмотрел его в свете Священного Писания. Результатом этих размышлений стала статья «Идентификационный номер», в которой он писал: 
   
   «Ныне в мире все ярче являются возвещенные через пророков в Божественном Писании признаки пришествия светлого и явленного дня Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в который со славою Судия всех приидет каждому воздать по делам его. Но почему у многих из нас на сердце не радость о встрече с Творцом и Богом нашим, а смущение и печаль житейская? Нерадение о славе Божией и грехи наши – причина того, что глубоко смущает нас попущенное Богом великое испытание веры нашей, состоящее в том, что перед Вторым Пришествием Христовым на малое время явится и воцарится антихрист, дышащий злобой на рабов Божиих – православных христиан. Христос Пришествием Своим поразит антихриста, который будет „ввержен в озеро огненное“ (Откр. 19, 20). Такая же участь – вечные мучения в озере огненном – постигнет и самого отца лжи – сатану. Ныне же через людей, которые по сути – орудия сатаны, строится храм-капище антихристу – вводится „новый мировой порядок“ с целью установления политико-экономической и духовной диктатуры мирового правительства во главе с антихристом; устанавливается „новый мировой порядок“ с помощью создающейся электронно-компьютерной системы тотального контроля и управления людьми».

По словам батюшки, таким образом ныне и каждого человека, и всю Россию втягивают в мировую систему зла. Заботясь о том, чтобы не оставить своих духовных чад в неведении, отец Гавриил разъяснял: 
   «Неправильно рассуждают те, кто думает, что процесс глобализации – это естественный ход развития человеческой истории, то есть – нечто неизбежное. Священное Писание ясно говорит о подготовке к воцарению в конце времен единого мирового правителя – антихриста. Стирание государственных границ, национальных особенностей культуры – такое „объединение“ или глобализация ведет именно к этой цели. Мировое правительство уже создано и открыто заявляет о себе». 

Батюшка призывал готовиться к тому, что придется сделать выбор – исповедничество или отступничество.

Подготовила Ксения Миронова

Источник: Газета «Православный Крест»*, № 10 (82) от 15 мая 2013 г.     
http://www.pkrest.ru
   
 

___________________ 
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998


См. по теме: 





Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

После совершения в марте 2019 г. митрополитом Тверским и Кашинским Саввой акта церковного вандализма – обновленческой литургии на русском языке совместно с представителями кочетковского братства, а также скандала и церковной смуты, связанной с допуском 2 февраля 2020 г. митрополитом Саввой последователей...


«Роль Православия и Русских – государствообразующая»: Наказ священнослужителей по поправкам в Конституцию

Поправки к преамбуле российской Конституции, предложенные заместителем главы Всемирного Русского Народного Собора Константином Малофеевым, поддержали и дополнили своими предложениями многие клирики Русской Православной Церкви.


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Фотогалерея
Полезно почитать

Император Николай II: отречение, которого не было

История знает множество мифов. Эти мифы бывают, иногда настолько живучи, что их воспринимают как истину. Мифы эти, конечно, создаются конкретными людьми ради конкретных целей, но затем они начинают жить сами по себе, и бороться с ними бывает крайне нелегко. К числу таковых лживых мифов принадлежит утверждение,...


Откровения глобалиста об эпидемии цифрового аутизма

На Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария) 23 января с.г. состоялся бизнес-завтрак Сбербанка «Личностная трансформация в цифровую эпоху». Глобалисты признались, что перешли к цифровизации человека. О значении и результатах этого эксперимента мы узнаем из слов скандально известного и принципиально безбожного Андрея Курпатова...


Народ не готов к приходу Царя?: О единственном пути возрождения и спасения России

В наше время часто приходится слышать о том, что сейчас народ не готов к приходу Царя. И слышать это приходится от людей духовного звания. Дорогие мои, такие слова – не есть слова любви к Царю. Сердце истинно любящих нашего Русского Православного Царя-Батюшку и Великомученика Царя Николая II с его святой Семьей, и грядущего Царя, предсказанного нам многими святыми, никогда не сможет произнести такие слова.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100