Суббота, 25 Мая 2019 г.
Духовная мудрость

Прп. Петр Дамаскин о Православии
Все упомянутое нами с начала слова (речь идет о добродетелях) без правой веры не приносит пользы, да и не бывает, как и вера без дел.
Прп. Петр Дамаскин

Свт. Игнатий о «едином всевышнем» с магометанами
Вы хотите, чтоб… магометане, за то что они кажутся вам добренькими, непознавшие и неуверовавшие в Искупителя, получили спасение, доставляемое одним, одним, повторяю вам, средством, – верою в Искупителя? – Христиане! познайте Христа! – Поймите, что вы Его не знаете, что вы отрицались Его, признавая спасение возможным без Него за какие-то добрые дела! Свт. Игнатий о «едином всевышнем» с магометанами

Прп. Феодосий Киево-Печерский о Православии
Если кто хвалит чужую веру, тем самым он свою хулит... Если тебе скажет спорящий: «И ту и другую веру Бог дал», – то отвечай ему так: «Ты, кривоверный, считаешь и Бога за двоеверца. Так не слышал ли ты, окаянный, развращенный злой верой, что говорится в Писании: един Бог, едина вера, едино крещение!»
Прп. Феодосий Киево-Печерский

Прав. Иоанн Кронштадсткий о Монархии и евреях
Не будет Самодержавия — не будет России; заберут власть евреи, которые сильно ненавидят нас
Прав. Иоанн Кронштадтский о Монархии и ее главных врагах

Прп. Паисий о времени
Знамения, знамения времени не видите... Надо быть, извините, бараном, чтобы не понимать, что происходит... Многие из святых отцов молились, дабы пожить в наше время, ибо оно – время исповедническое.
Преподобный Паисий Святогорец

В кулуарах

«Розовый оптимизм» в вопросах глобализации опасен: В.П. Филимонов о преступной лояльности к мировым процессам
...До сих пор многие православные, включая представителей духовенства, не хотят видеть, что на планете Земля вступило в решающую фазу построение новой «цифровой» цивилизации, которое может иметь для человечества самые катастрофические последствия. Причём, это происходит на фоне небывалого нравственного...

О распятой России: Пророческие и целительные для Русских труды свт. Николая Сербского
«Сколько бы сатана ни выглядел умным в своих собственных глазах, он глуп во всех своих кознях против святой Небесной логики. И рука сатаны не коснется души Русского народа: Господь не попустит. И сила иудействующих в России не означает их победы, но только прелюдию к Русской победе. Как и в случае с...

Настольные Русские книги: О значении насущного золотого слова митрополита Иоанна (Снычева)
...Из уст Владыки прозвучало слово, которого заждалась православная Россия, весь народ. Слово правды и напутствия, гнева и боли, обличения и взыскующих вопросов. Слово надежды и горячей уверенности в том, что если заблудившиеся люди вернутся к Богу, Россия возродится и народ Русский не погибнет. На краю...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
09.07.2018
Русские подвижники последних времен: Память Симбирского старца Василия Уреньского

Терпеливец и исповедник Христов

2018-07-09.jpg
  
Православный Симбирск еще и ныне, в ХХI веке, хорошо знает старца Василия Уреньского – несмотря на то, что село Урень находится довольно далеко от города, а подвижник преставился ко Господу более полувека назад, в 1950 году. Так хранит народ память о своих наставниках и молитвенниках!

Сведений о жизни старца сохранилось немного, но почитание его духовных дарований уже долгое время не ослабевает, а, наоборот, крепнет и расширяется. В особенности же – после того, как недалеко от Урени, в селе Прислониха, где жил и трудился другой подвижник земли Русской, известный художник Пластов, открылась в 1990-е годы церковь, построенная в основном на средства живописца. В этот храм до сих пор по воскресеньям и праздникам ходят старушки, лично знавшие старца Василия и сами испытавшие на себе чудесное действие его молитв.

В молодости Василий Дмитриевич Струев был ничем не примечательным, но весьма благочестивым человеком. Жил с женой и детьми в сельце Урень, валял валенки. Но Господь призвал его на особое служение – все произошло как бы само собой, однако, если вдуматься, то для будущей судьбы и служения, по величине предстоящих страданий и подвигов – случилось по особому Божиему Промыслу.

Однажды Василий отлучился из своего села – на заработки в другую губернию. Валять войлочную обувь нужно в специально натопленной бане. В один из дней кто-то из заказчиков облил спину распаренного труженика холодной водой, и его тот час же парализовало. Болел подвижник тяжело, недуг принимал самые разные формы. Сначала все тело покрылось гнойниками, что связанно было, скорее всего, с заболеванием крови. Но затем они исчезли, и болезнь вступила в другую стадию – Василий ослабел настолько, что почти не мог разговаривать и самостоятельно питаться; по свидетельству ближних, некоторые продукты разжевывала для него жена. Пытаясь хоть как-то бороться с парализацией тела, он лежал на трех узких поперечных бревнышках на железной, тоже узкой, кровати и непрестанно молился.

И, если можно так сказать, с этого момента началась настоящая жизнь старца Василия. Жизнь не для себя, а для Господа и ближних. По Божией милости открылся в нем необыкновенный молитвенный дар. По его молитвам многие больные получали исцеление. Почти обездвиженный он лежал на кровати, но, возложив руку на человека и помолившись о нем, испрашивал для того у Господа прощение грехов и телесное здравие. И люди стали приезжать к нему со всего бывшего СССР – и с Украины, и с Кавказа, и из Средней Азии; весть о его духовных дарах распространилась повсюду.

И вот повод задуматься – исцеляя других, разве не мог старец вымолить у Бога здравие и для себя? Мог, но не просил, понимая, что сей суровый недуг – его спасительный крест. Главной добродетелью угодника Божия стало терпение: в этом незавидном положении он пробыл целых 46 лет, до самой смерти!

Матушка Александра, клиросная храма в Прислонихе, рассказывала: «Мне сейчас 77 лет. А когда отец Василий был жив, я была молоденькой, носила белые сапоги. У меня очень сильно болела грудь. Все думали, что на меня навели порчу. Хозяйка, у которой я жила, была знакома с отцом Василием, она решила привести меня к нему. Когда мы пришли в его домик, он велел сесть возле него и возложил мне на голову руку. Стал читать молитву, а я при этом кричала не своим голосом на всю келью. Когда возвращались домой, испытала облегчение и радость: давно на душе не было так хорошо. Как будто камень с души свалился. Отец Василий мне передал потом через хозяйку: „Пусть снимет белые сапоги, ей дорога в черных“». Очевидно, что старец Василий намекал Александре о монашестве, указал правильный для нее духовный путь.

Многие люди отмечали, что подвижник часто исцелял и бесноватых. Бывало, скажет такому человеку: «Полезай под мою кроватку». Страждущий выполнит наказ, а вылезти не может, пока старец не закончит читать молитвы.

Был у страдальца и дар прозорливости. Во время Великой Отечественной войны он рассказывал родственникам о судьбах ушедших на фронт: говорил, как молиться – о здравии или о упокоении. Ныне покойная Ольга Яковлевна Былинина, прихожанка храма Воскресения Христова в Симбирске, вспоминала: «Моя мама, Евдокия Степановна Бердникова, ходила в Урень к отцу Василию. Она благословилась у схимонахини Сергии купить корову. Пришла к отцу Василию, он ее благословил и вдруг, еще не узнав ее просьбы, сказал: „А корову купишь на той улице, в самом конце. Звать Малинкой. Только иди лесом и читай молитвы“. И точно, все получилось очень хорошо. Хозяева даже цену снизили, узнав, что за коровкой пришли с благословения отца Василия. И мама благополучно прошла с коровой до Ульяновска пешком 70 километров».

Профессор одного из ульяновских вузов Денис Владимирович Макаров помнит следующий рассказ своей бабушки: «Раньше ходили на святую Николину гору на майского Николу пешком 120 километров – до села Промзино, где еще в ХV веке явился образ святителя Николая Чудотворца. По дороге заходили в Урень, к отцу Василию. Замечали, что он знал мысли людей, которые к нему приходили, некоторых обличал. Всегда знал, что кого заботит, их семейные проблемы…»

За старцем ухаживали многие его почитательницы. Особенно же – Гликерия («Луша») и ее духовные сподвижницы сестры Рябовы – Антонина, Капитолина и Рахиль, специально приехавшие из Ульяновска и оставившие свою городскую жизнь и квартиру. Называют еще Полину Богданову из близлежащего села Языкова и некую Зинаиду.

Гликерия была ревностной христианкой, готовой на все ради Христа. В трудные времена гонений от безбожных властей она не отступала от подвижника. Когда недвижимого старца бросили в машину и хотели везти в милицию, даже жена побоялась его сопровождать, а Гликерия сказала: «А я поеду». – «Да ты ведь не арестована». – «При чем здесь я? Дело в отце Василии, я поеду с ним!»

Преследование угодника Божия безбожными властями началось еще в 1930-х годах. Тогда его положили в больницу села Теньковка. Страдалец плохо говорил, и чаще всего за него объяснялась Гликерия. В это время из Куйбышева приехала некая медицинская работница, выделявшаяся среди остальных своей «большевистской прямотой» и особой ненавистью к старцу. Эта женщина откровенно называла его врагом народа и объясняла коллегам, испытывавшим совершенно естественные трудности в общении с ним, что она-то при желании быстро найдет с подвижником общий язык (имея в виду, конечно, известные силовые методы). Но, видимо, Сам Бог заступился за праведника: можно ли считать совпадением то, что в эти дни медработнице пришла телеграмма с известием о кончине сына?

Когда старца Василия мучили в больнице, на спинке его кровати, по свидетельству матушки Рахили и других, вдруг появился огненный голубь, и врачи в страхе разбежались. Как и следовало ожидать, официальная медицина «не знала, что с этим делать». Возили подвижника и в больницу села Майна, и в «психушку» под Ульяновск (так называемую «Карамзинку»).

Особую духовную близость избранник Божий имел с причисленным в 2000 году к лику святых преподобноисповедником архимандритом Гавриилом (Игошкиным). Отец Гавриил, служивший в московском храме святителя Николая в Пыжах, был сослан в Ульяновскую область. В 1942 году он оказался в Карсунском районе, а затем поселился в Димитровграде, где сейчас почитается как святой заступник города. Во время войны преподобноисповедник, вышедший из концлагеря, отправился в Ульяновск, чтобы получить место служения (т. к. именно туда, как известно, была эвакуирована Московская Патриархия). По дороге он решил повидаться и со старцем Василием, к тому времени уже известным почти на всю страну. Священнослужитель пошел к прозорливцу за советом и благословением, как и где ему жить. Однако в дороге он занемог, и старец велел ему остановиться в Базарном Урене. Богослужения в то время были запрещены – и Божественную Литургию архимандрит Гавриил совершал в домике подвижника.

Честна пред Господом смерть преподобных Его (Пс. 115, 6) – эти слова святого псалмопевца Давида вполне приложимы и к многоболезненному страдальцу и терпеливцу, исповеднику Христову старцу Василию. Умирая – а происходило это в Петров пост, – он вдруг сказал: «Готовьтесь, покупайте барашка». – «Какого барашка? Зачем? Ведь пост идет». Но старца привыкли слушать, и барашка купили. А в праздник Тихвинской иконы Богоматери угодник Божий преставился, и поминки пришлись на день памяти святых апостолов Петра и Павла. Таким образом, он провидел не только свою кончину, но и трапезу на день погребения. Люди вспоминают, что на похоронах старца и на поминальном обеде собралось не менее 500 человек; столы расставляли на улице. Но самое главное – свидетельства о том, что когда хоронили праведника, мироточили погребальные полотенца, являя знак свыше. С тех пор ежегодно огромное число верующих съезжается на праздник Тихвинской иконы в Урень – помянуть почившего страдальца.

Вслед за старцем Василием отошли ко Господу и ближайшие его духовные друзья, помогавшие и верно служившие ему при жизни: мать Гликерия и сестры Антонина и Капитолина Рябовы покоятся в одной оградке, рядом с праведником. Не так давно почила и матушка Рахиль, которая хранила ключи от дома старца и оградки этой могилы. Вспоминая ее добрые слова, ее безхитростный, но с молитвой приготовленный вкусный обед, будто и сейчас слышишь тот чудный, неповторимый голос: «Отец Василий, человек пришел, хочет тебя навестить. Что скажешь?» Спрашивала она старца, конечно, наперед зная его ответ...

Подготовила Ксения Миронова

Источник: Газета «Православный Крест»*, № 13 (133) от 1 июля 2015 г.
http://www.pkrest.ru


___________________ 
Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998


См. также:  






Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Православные объединились для борьбы с цифрофашизмом: 20 апреля 2019 г. учрежден «Комитет защиты персональных данных» (КПД)

В субботу, 20 апреля 2019 г., в Москве около 1000 православных граждан из более чем 20 регионов России, а также представители Украины и Белоруссии собрались на Всероссийской конференции «Принудительная оцифровка личности или свобода человека». В контексте спешно принимаемых компрадорами во власти законов...


Три шестерки Апокалипсиса: Ответы на вопросы о конце мира, антихристе и его начертании

Что представляет собой православное учение о нашумевших сегодня апокалиптических вопросах? Зачем нам думать об антихристе и о «конце света»?.. Представляем богословский анализ некоторых воззрений на учение о конце мiра, антихристе и его начертании...


Ломка устава: Отзыв на проект документа «Пассия как элемент современного православного богослужения»

Представленный проект документа вызывает впечатление странной нелогичности. Он составлен с явным намерением легализовать пассию «как элемент современного православного богослужения». Эта цель прописана в самом его названии и содержится в итоговом заключении…


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Фотогалерея
Полезно почитать

Церковь не должна молчать о глобализме: О. Никодим (Шматько) о Воскресении Христовом и угрозах трансгуманизма (+ВИДЕО)

В наше время нередко можно встретить какого-нибудь невежду или даже священнослужителя, который критикует верующих людей, не желающих подчиняться тотальному электронному контролю. Говоря множество слов о любви, эти критики извергают неприкрытую злобу в адрес тех, кто держится святоотеческого учения по вопросам глобализации. И даже выступления Святейшего Патриарха Кирилла на эту тему...


Каждый должен быть готов к исповедничеству: Беседа с чадом старца Кирилла (Павлова) игуменом Силуаном (Филипповым)

«Если мы привязаны к этой жизни – мы не христиане»; «Вера – самый надежный наш спутник до гроба. Трудно жить на свете без веры, а еще труднее умирать… Вера же во мрак самого гроба проливает отрадный свет. При всяких бедствиях и невзгодах, постигающих нас, она укажет нам, где найти утешение и как отразить...


Может ли Россия сегодня возродиться в качестве Третьего Рима: Протодиакон Владимир Василик о Византийской Империи и ее Преемнице

Наш собеседник – протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии. Многим православным он известен как автор публикаций в православных...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100