Воскресенье, 17 Ноября 2019 г.
Духовная мудрость

Свт.Игнатий об узком пути
Всегда немногие, весьма немногие, шествовали по узкому пути. В последние дни мира этот путь до крайности опустеет.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

свт.Феофан о мiролюбцах
Церковность есть как бы отпевание и отчитывание от омрачения, производимого дыханием мирского духа.
Свт. Феофан Затворник о пути спасения

Прп. Паисий о радости
Некоторые говорят: «Я христианин и поэтому должен быть радостным и спокойным». Но это не христиане. Вам понятно? Это равнодушие, это радость мирская... Духовный человек – весь сплошная боль, т.е. ему больно за то, что сейчас происходит, ему больно за людей! Но за эту боль ему воздается Божественным утешением.
Прп. Паисий Святогорец о духовности

Прп.Паисий об апостасии
Диавол закинул сети, чтобы поймать в них всё человечество. Богатых он хочет уловить масонством, бедных коммунизмом, а верующих экуменизмом.
Прп. Паисий Святогорец об апостасии

Прав. Иоанн Кронштадсткий о Монархии и евреях
Не будет Самодержавия — не будет России; заберут власть евреи, которые сильно ненавидят нас
Прав. Иоанн Кронштадтский о Монархии и ее главных врагах

В кулуарах

Как я перестал быть эллинистом: История монаха-иконописца об увлечении греческими модернистами
Мое воцерковление происходило в 90-е годы. В нашей приходской книжной лавке продавались различные православные издания, в том числе и о греческих старцах, их поучения и наставления. Через эти книги я познакомился с житием и подвигами святителя Нектария Эгинского, преподобного Паисия Святогорца, старцев...

Женская мода: Вчера, сегодня, завтра
В отличие от наших целомудренных бабушек или прабабушек, многие современные девушки и женщины не находят необходимым, а точнее даже считают постыдным одеваться скромно и носить платок. Кому-то кажется, что ходить в длинной, хотя бы ниже колен юбке, некрасиво, кто-то не любит косу, предпочитая растрепанные...

Как живет наша деревня: Тревожное письмо в редакцию
Здравствуйте! я из Краснодарского края. Хочу поделиться болью о том, что происходит на моей Родине. Наш край – самый плодородный, самый «жирный» в плане еды. Сплошное изобилие. Все растет. Почти нет зимы. Урожай можно два раза в год собирать! Народ испокон веков был трудолюбивым земледельцем. А сейчас...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Лоно Русской Православной цивилизации: Святитель Феодосий Черниговский против киевской автокефалии 20.02.2017
Лоно Русской Православной цивилизации: Святитель Феодосий Черниговский против киевской автокефалии

Феодосий Черниговский, святитель, имевший прямое отношение к окончательному возвращению Малороссии в лоно русской православной цивилизации (см.: Россия – цивилизация Христа: Директор РИСИ о русской истории, русском Царе и русском возрождении), происходил из подольского шляхетского рода Полоницких. Имя, данное мальчику при крещении, неизвестно. Знаем лишь, что родился он в начале 30-х гг. XVII в. на юго-западе нынешней Винницкой области в семье священника Никиты Полоницкого-Углицкого. 

По достижении совершеннолетия юноша поступил в Киево-Братскую коллегию Петра Могилы – «кузницу кадров» в борьбе православия с иезуитским и униатским наступлением на Южную и Западную Русь (в то время Малороссия, Белоруссия и даже юго-западные пределы Великороссии пребывали в составе Речи Посполитой). Кстати, товарищем его по учёбе был выходец из Полоцка Самуил Пиотровский-Ситнянович – будущий видный литератор, философ, наставник детей царя Алексея Михайловича от Марии Милославской, вошедший в историю как Симеон Полоцкий. Будучи на пару лет старше, Пиотровский-Ситнянович успел окончить коллегию, а вот Полоницкий-Углицкий так и не прошёл полный курс обучения, поскольку поляки под конец своего владычества запретили деятельность коллегии (возрождена она была уже при Алексее Михайловиче, а сыновья его Иоанн и Пётр присвоили ей статус академии). 

Будущий святитель избрал путь деятельного богопознания и принял постриг в Киево-Печерском монастыре. Его нарекли Феодосием в честь основателя лавры. 

Первым послушанием новопостриженного монаха с крепким образованием стало архидиаконство в Софийском соборе. Однако Феодосий был, прежде всего, молитвенником и тяготился управленческим трудом. «Влекомый любовью к подвигам благочестия», он уговорил церковноначалие отпустить его в отдалённую, славившуюся строгостью своего устава, Крупицкую обитель, что в 7 километрах от Батурина. Там он был посвящён в сан иеромонаха, но вскоре его возвращают в Киев, чтобы в 1664 году поставить настоятелем Выдубичского монастыря. Обитель нуждалась в восстановлении, полностью разорённая униатами, которые были изгнаны из этих мест только после воссоединения Великой и Малой Руси в 1654 году. Новый игумен возродил древнюю православную обитель и собрал здесь прекрасный хор. Выдубичских певчих желали слушать даже в Москве. Из пожертвований на монастырь его настоятель стал поддерживать и возрождение родной «Могилянки». 

В 1669 г. местоблюстителем Киевской митрополии в третий раз стал выдающийся просветитель Малой и Белой Руси, искоренитель латинской ереси архиепископ Черниговский Лазарь Баранович. Но сам он остался в Чернигове, поставив своим наместником в Киеве игумена Феодосия. Преосвященный Лазарь давно ценил высокие духовные качества отца Феодосия. И как другому своему любимцу – будущему святителю Димитрию Ростовскому – владыка предрёк, что тот «получит митру», так и о Феодосии предсказал, что имя его будет «написано на Небесах». 

В качестве киевского наместника игумен Феодосий в 1685 г. участвовал с правом решающего голоса в избрании епископа Гедеона Четвертинского митрополитом Киевским, который в итоге стал первым киевским митрополитом Московского патриархата. 

Поэтому тем, кто сегодня в Стамбуле и Киеве ставит под сомнение каноничность воссоединения Русской Церкви, следует помнить, что к воссоединению приложил руку святой. И уже в следующем году Архиерейский собор Константинопольского Патриархата подтвердил полномочия Гедеона Четвертинского, утверждённого прежде Патриархом Московским. Тем самым собор соглашался с грамотами своего предстоятеля, направленными гетману Самойловичу и «всем верным чадам Киевской митрополии», в которых Патриарх Константинопольский сообщал, что уступает митрополию Московскому Патриарху и повелевает отныне всех новоизбранных митрополитов отправлять для посвящения в Москву. 

И дико, что в наше время Выдубичский монастырь отдан украинскими властями раскольникам, которые превратили его в ресторан и заявляют, что «церковь-мать для них – Константинополь», а потому «каноническую автокефалию украинской церкви следует испрашивать у Константинополя». 

В 1688 году святитель Феодосий был назначен архимандритом Черниговского Елецкого монастыря, который также нужно было поднимать после разрухи, в которую его ввергли иезуиты и доминиканцы. 

Латинская оккупация предыдущих десятилетий задела и богословие Малой Руси. Поэтому, после того как в Москве были справедливо осуждены некоторые труды Симеона Полоцкого, к выходцам из Могилянской коллегии стали относиться с опасением. Хорошо понимал это и патриарх Иоаким, бывший инок Киево-Межигорского монастыря. В 1688 г. он направил в Киевскую митрополию письмо, в котором спрашивал о её отношении к некоторым богословским вопросам, поднятым на печально известном Флорентийском соборе, который принял унию. Вначале патриарх не удовлетворился соборным ответом митрополии. Тогда в начале 1689 года к нему в Москву были направлены ближайшие помощники архиепископа Лазаря Барановича Батуринский игумен Димитрий Туптало (будущий святитель Димитрий Ростовский) и игумен Елецкий Феодосий, которым было поручено выяснить недоразумение. Судя по тому, что следующий век стал веком преобладания малороссов почти на всех важнейших церковных кафедрах в царстве, а затем и империи, со своей миссией святители справились блестяще. 

В 1692 году, после того как архиепископ Лазарь ушёл на покой, игумен Феодосий был поставлен епископом Черниговским. 11 сентября в Успенском соборе Кремля (заложенном первым московским святителем, Митрополитом Киевским и Владимирским Петром) он был торжественно, в присутствии государей Иоанна V и Петра I возведен в сан архиепископа. Архиепископу Феодосию было дано право совершать богослужение в саккосе (особом архиерейском облачении), принадлежавшее в то время исключительно патриарху и митрополитам. Этим подчёркивалось, что Черниговская кафедра – первая по чести среди других архиепископий России. 

«Он был подобен светильнику, освещавшему своим тихим светом всю Черниговскую епархию и всех согревавшему теплотою своего любвеобильного сердца», – читаем в житии. Однако притом, что святитель был очень снисходителен и глубоко сострадателен ко всем приходившим к нему за духовным советом или с покаянием, как управляющий епархией он был строг (см.: Митр. Иоанн (Снычев): Духовно-нравственный облик архиерея). В знаменитые черниговские духовные школы и издательство, устроенные его предшественником Лазарем, владыка продолжал приглашать самых учёных монахов. Удалось даже «выбить» из соседней Брянской епархии наместника Свенского монастыря, знаменитого уроженца Нежина иеромонаха Иоанна Максимовича – будущего святителя Тобольского и всея Сибири. Он стал правой рукой архиепископа Феодосия в устройстве духовных школ. Видел в нём владыка и преемника на Черниговской кафедре. Чувствуя приближение своей кончины, святитель возвёл Иоанна Максимовича в сан архимандрита и назначил наместником Елецкого монастыря. 

Скончался архиепископ Феодосий 18 февраля 1696 года. Погребён он был в Черниговском Борисоглебском соборе. Вскоре его преемник архиепископ Иоанн Максимович построил над гробом святителя кирпичный свод с выгравированной благодарностью за своё чудесное исцеление от тяжкого недуга. Чудеса у гроба, происходившие и в дальнейшем, утверждали веру в святость почившего, но записывать их стали лишь спустя почти полтора столетия. В 1896 г. – к двухсотлетию упокоения святителя – по поручению Синода было тщательно обследовано около пятидесяти последних к тому времени случаев чудотворений. Тогда же было установлено полное нетление тела Черниговского архипастыря. Он был канонизирован, а мощи святого были торжественно перенесены Троицкий собор, который сам же владыка и освятил в 1695 году. «Воистину дивна и паче слова чудеса твоя, Феодосие отче наш, явил бо ся еси слава Церкве Российския» - так поётся в службе Федосию Черниговскому, составленной в те времена, когда и представить было невозможно, что город «святителя – земли Российстей чудной похвалы» определят неким «украинским». 

Верующие Украины, впрочем, знают, чей святой Феодосий, вознося ему хвалу на службе как «дару Божиему», что «воистину земли Российстей явился». Да и вся «страна Российская» – от Чернигова до Бреста и от Бреста до Чукотки – «светло ликует» 18 февраля, «прославляющи святую память твою, отче святителю Феодосие». 


Источник: Фонд стратегической культуры 
http://www.fondsk.ru/news/
 


Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Если есть соблазн: Допустимо ли печь просфоры и кушать кошерные или халяльные продукты?

К нам в редакцию обратились прихожане храма святителя Николая Нижегородской епархии с вопросом, вызвавшим у них смущение и недоумение. Они узнали, что просфоры в их храме выпекаются из кошерной муки. «Это не связано с грехом подозрительности, – объясняют наши читатели. – На упаковке от муки так и написано:...


Опасность для мирового Православия: Схиархим. Тит (Бородин) об апостасийной ситуации с Фанаром и Элладой

Святая Православная Церковь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в течение человеческой истории именуется Воинствующей. Два тысячелетия она ведет духовную брань с врагами Христа Бога, сохраняя чад своих во Истине. Враги Божии, стремящиеся властвовать над мiром, понимают, что пока на Земле есть святое Православие, они не достигнут своей цели. Поэтому они все силы мiрового зла бросили сейчас...


Несть достойно еретиком в Церковь Божию входити: Экуменический случай на Афонском подворье Москвы

Уважаемая редакция! Хотела поделиться своими переживаниями по поводу происшедшего со мною случая. Недавно я проходила около подворья Афонского монастыря в Москве и увидела группу людей, человек 20-30, приближающихся ко Святым вратам. Сначала не обратила на них внимания, а когда поравнялась с ними, встала,...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Фотогалерея
Полезно почитать

Держаться за Русскую Церковь и Государственность: Беседа о Промысле Божием в современном мировом кризисе

Отец Паисий – давний друг нашей редакции. Он много паломничает и периодически делится своими впечатлениями. Вот какие ценные мысли он сообщил нам на этот раз… – Батюшка, расскажите, что в последнее время происходит в Церкви? В каком состоянии, на Ваш взгляд, пребывает простой народ? Есть ли у людей правильное понимание ситуации?..


Молитвами Царя Бог спасет Россию: «Державная» беседа с прот. Николаем Болдыревым

В «Православном Кресте» №17 (233) от 1 сентября с. г. мы размещали объявление о помощи в сборе пожертвований на памятник Царю Мученику Николаю II. А недавно милостью Божией мы побывали в храме в честь Священномученика Михаила (Гусева) города Кулебаки Нижегородской области и пообщались...


Пресвятая Богородица еще хранит Святую Русь: Духовная беседа со схиигуменом Митрофаном (Лаврентьевым)

Cхиигумен Митрофан (Лаврентьев), настоятель храма в честь праведного отрока Артемия Веркольского в селе Мугреево-Никольское Ивановской области, известен православному читателю. Однако это интервью с отцом Митрофаном особенное – оно составлено нами по материалам разных лет и публикуется в связи...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100