Вторник, 18 Июня 2019 г.
Духовная мудрость

Свт. Игнатий о мире
Времена чем далее, тем тяжелее. Христианство, как Дух, неприметным образом для суетящейся и служащей миру толпы, очень приметным образом для внимающих себе, удаляется из среды человечества, предоставляя его (мир) падению его.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) о мiре

Вл.Агафангел о сути
Только основываясь на православном мировоззрении и миропонимании, можно дать истинную оценку процессу глобализации, посмотреть на него «сверху», выйдя из плоскости политико-экономических и товарно-денежных отношений между странами.
Митр. Агафангел Одесский о происходящем

завещание ст. Иоанна (Крестьянкина)
Русский язык, новый стиль, католики – ничего не принимать!
«Завещание» старца Иоанна (Крестьянкина)

Архиеп.Феофан о демократии
Современные демократии всех стран, являющиеся по своему существу несомненным и самым ярким выражением религии обожествления самого человека, будут в конце концов объединены под властью антихриста.
Архиеп. Феофан Полтавский

Свт.Игнатий об апостасии
К положению Церкви должно мирствовать, хотя вместе должно и понимать его. Это – попущение Свыше, которого мы понять не можем.
Свт. Игнатий об апостасии

В кулуарах

Кто духа Христова не имеет, тот и не Его: Кого можно считать воцерковленным человеком?
Про кого можно сказать, что он живет настоящей церковной жизнью? И что можно считать своего рода недовоцерковленностью и личным недохристианством? Отвечают священники...

Как мы незаметно для себя становимся богохульниками: Проблемы современного иконопочитания
Вспоминая событие, связанное с окончательной победой иконопочитателей над иконоборцами в 843-м году, поговорим сегодня о том, как мы, православные верующие, сами нарушаем положения догмата об иконопочитании, в иных случаях становясь самыми настоящими иконоборцами и осквернителями святых образов…

Как мы незаметно для себя становимся богохульниками: Проблемы современного иконопочитания
Вспоминая событие, связанное с окончательной победой иконопочитателей над иконоборцами в 843-м году, поговорим сегодня о том, как мы, православные верующие, сами нарушаем положения догмата об иконопочитании, в иных случаях становясь самыми настоящими иконоборцами и осквернителями святых образов…

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
06.10.2018
Русские подвижники последних времен: День памяти схиигумении Евпраксии Староладожской

2018-10-06.jpg

Староладожский Успенский женский монастырь, один из древнейших в Санкт-Петербургской епархии, многое пережил на протяжении своей более чем пятивековой истории. Он повидал немало горестных событий, но были в его судьбе и светлые дни; были личности, своею жизнью и делами оставившие по себе добрый след и благодарную память. Безусловно, в сонме таковых подвижников – игуменья Евпраксия, скончавшаяся 23 сентября 1823 года, о которой мы и расскажем сегодня.

Рожденная в 1734 году, в миру она называлась Евдокиею; отец ее был купцом, а мать происходила из священнического рода. Семья жила в Санкт-Петербурге, где дядя Евдокии служил придворным протоиереем, а сестра и племянницы были в замужестве за дворянами. Рано оставшись сиротою и не желая супружеской жизни, подвижница тайно удалилась из дома дяди в город Арзамас, где десять лет провела в Алексеевском женском монастыре в трудах и молитвенных упражнениях.

Нелегко давалась девице иноческая жизнь: физической крепости она не имела и скудная монастырская трапеза тяжело сказалась на ее здоровье. Евдокия заболела и, горько плача, просила у Божией Матери помощи и восстановления сил. Однажды во время праздничной всенощной больная лежала в изнеможении и вдруг услышала стройное пение и увидела, как дверь ее кельи внезапно открылась и вошли два светлых мужа, неся икону Успения Богородицы и поя тропарь этого праздника. Когда девица с молитвою устремила свой взор к иконе, лик Пречистой ожил и Богоматерь поднялась с ложа и сказала ей: «Восстань и укрепляйся, ты должна послужить Мне еще много». Евдокия тотчас стала здравою, и видение прекратилось. Когда пришедшие сестры увидели ее исцеленной, все умилились и прославили Бога.

К концу десятого года жизни в Арзамасе о пребывании там подвижницы стало известно ее дяде, который потребовал отправить племянницу в Санкт-Петербург. Это было исполнено, однако в столицу Евдокия возвратилась ненадолго. Вскоре она отправилась в Староладожский монастырь, а с провожавшим ее верным слугою передала дяде, что в миру она не останется, сколько бы ее к этому ни склоняли. Родственники смирились, и жизнь благочестивой девицы потекла наконец по единственно радостотворному для ее сердца пути.

Игуменья Староладожской Успенской обители Евфимия приняла Евдокию благосклонно и отвела ей отдельную келью, где она и жила в строгом воздержании, питаясь только хлебом и квасом, который раз в неделю приносила ей местная жительница. Особым послушанием ее в те годы было чтение Псалтири по усопшим, и, будучи тверда духом, она в одиночку ходила по покойникам. Несколько более должного полагаясь на свои силы, однажды она пренебрегала осторожностью и оставила бдительность, за что и получила вразумление. Как-то глухой осенней ночью девица читала в церкви над покойником из мирян, который, как ей показалось, вдруг поднялся и с ужасным видом кинулся на нее. Испуганная Евдокия бросилась в келью и, потеряв на пороге сознание, наутро была найдена сестрами. С тех пор она уже не дерзала искушать Господа такой самонадеянностью.

В декабре 1777 года подвижница была пострижена в монашество с именем Евпраксия, а 2 февраля 1779 года – возведена преосвященным Владыкою Санкт-Петербургским Гавриилом в лаврской Благовещенской церкви в сан игуменьи Староладожского монастыря. С этого времени в жизни матушки наступил новый, самый трудный период, в течение которого подвиг пустынножительства она чудно сумела сочетать с послушанием настоятельницы обители.

Как игуменья мать Евпраксия была удивительно мудрою. Неуклонно внимание ее обращалось на благолепие храмов и истовое, столь же благочинное совершение богослужения. В частности, она любила и всячески заботилась, чтобы во время службы храм был хорошо освещен. В ее игуменство на престольные праздники всегда приезжали архимандриты из Лавры, которых матушка встречала звоном церковных колоколов, сама всходя на колокольню; в другие торжества собиралось окрестное духовенство.

2018-10-06.1.jpgЕвпраксия много потрудилась над благоустройством и украшением церквей, ограды и колокольни, и благодатная помощь от Господа не раз являлась ей в минуты затруднения. Однажды, во время постройки колокольни, закончились средства для продолжения дела. Подвижница весьма скорбела, но ей в сонном видении явилась святая великомученица Варвара с обещанием содействия свыше. И вот, на другой же день приехала в монастырь помещица Желтухина, передала игуменье  конверт с потребною суммою, и рассказала, что великомученица Варвара во сне дала ей повеление вручить эту сумму игуменье.

В другой раз, когда везли колокол из Санкт-Петербурга и случилась буря, мать Евпраксия, отправив спутников в ближайшую деревню, в укрытие, сама осталась при колоколе, усердно молясь Богу и прося положить конец ненастью. Тогда ей предстали преподобные Сергий и Герман Валаамские и Александр Свирский и утешили. И что же? – буря утихла, колокол вскоре был доставлен на место, и сама Евпраксия, на блоках поднявшись с крестом, водрузила его над колокольнею.

Строй монастырской жизни на общежительный подвижница не изменяла, но всячески заботилась о благополучии сестер. Принимала же их с большою осторожностью и иногда строго испытывала. Так, когда пришла к ней сестра Елпидифора, впоследствии ее любимая ученица, Евпраксия сначала ее не приняла и даже строго приказала уйти, но потом, явно обнаружив свою непреклонность, она была принята с радостью. От монахинь игуменья требовала исполнения правил иноческой жизни, и в ее время духовная жизнь в обители держалась на редкой высоте. Пересудам, зависти, лености не было места. Сама матушка подавала пример воздержания и трудолюбия. Многие сестры становились истинными подвижницами, и любовь Евпраксии к ним особенно выражалась во время их болезней, когда блаженная лично ухаживала за недужными и всячески облегчала их страдания. Так, когда опасно заболела Елпидифора и ей в видении было показано исцеление после посещения часовни на Абрамовщине, игуменья, только что там побывавшая, несмотря на непогоду, вернулась, чтобы помолиться о болящей, которая, к счастью, вскоре поправилась, умывшись принесенною из колодца при той часовне водою.

Если Евпраксией овладевал дух раздражения и она не могла сдержаться, то по миновании его первая просила прощения. Так, когда враг возмущал долгое время ее против Елпидифоры, подвижница коленопреклоненно искала примирения и умоляла дать ей сил усерднее молиться. Тогда по слезной молитве дух раздражения оставил ее, и между матушками водворился благодатный мир.

Игуменью глубоко уважали Санкт-Петербургские владыки и подвижники благочестия: Феофан Новоезерский, Феодор Санаксарский, Назарий Валаамский и другие. Ее хотели поставить начальницею Смольного монастыря, но она отказалась, почитая лучшим уделом пребывание в бедной обители.

Для своего монастыря она не стяжевала средств просьбами, хождениями, намеренным поиском благодетелей, но молилась и по вере скоро обретала необходимое. Нередко рыбаки, закидывая мрежу на счастье Евпраксии, получали обильный улов; было много и других подобных случаев. Но при всем том мать Евпраксия отличалась великим смирением. Когда ее хотели отметить наперсным крестом, она отказалась от сей награды. Святая игуменья была и крайне нестяжательна, и когда умирала какая-либо из монахинь, она, раздавая сестрам небогатое имущество покойной, себе не брала ничего.

Одевалась подвижница скромно. Однажды привелось ей быть в приемной митрополита, когда там дожидались встречи две знатные настоятельницы. Они спросили важно Евпраксию, зачем она здесь, а услышав, что у нее есть дело к Владыке, сухо заметили, что из-за недомогания он примет только их. Каково же было смущение этих особ, когда секретарь объявил, что митрополит побеседует сегодня лишь с Евпраксией. Так смиренных Сам Господь превозносит, несмотря на их видимое уничижение.

Матушка Евпраксия управляла монастырем 43 года (1779–1822 гг.) и 22 июля 1822 года испросила увольнения на покой. Одновременно с крестом начальствования она, как сказано выше, несла еще подвиг пустыннический. Устроив почти в трех верстах от обители часовенку, подвижница часто утром удалялась туда на молитву. В дождь, ветер, снег, бурю, распутицу, темною ночью ходила Божия избранница на это место без малейших опасений. Истерзанная терниями, покусанная комарами и мошками, измученная зноем или холодом – она возвращалась потом в свою нетопленную келью и опять молилась. Не раз по дороге к пустыньке ей сопутствовал дивный свет, волки держались поодаль, будто ручные собачки, а галки однажды указали ей путь к месту, где она обронила свой ковчежец со святыми мощами. Дивный столп огненный как-то спас матушку и от ножа беглого солдата, который позже ее молитвами, принеся покаяние, вновь был принят на службу и восстановил свою репутацию. 

2018-10-06.2.jpg

Незадолго до смерти в Великий Четверг подвижница приняла елеопомазание и узрела над собою распростертую десницу Божию; в другой же раз она видела Спасителя на облаках, а также предсказала скорое возвращение с Отечественной войны с легким ранением одного помещика. Так еще при жизни верная труженица Христова была прославлена свыше. Сложив с себя бремя правления, Евпраксия остаток дней своих проводила в строгом затворе, не вмешиваясь в дела обители, только изредка ходатайствуя за сестер и смиренно перенося суровое обращение с ней новой игуменьи.

Почила угодница Божия 23 сентября 1823 года, приняв Святые Тайны. По смерти ее оказалось, что она была пострижена в схиму. Когда омывали тело усопшей, оное дивно само собою приняло сидячее положение. Погребли ее на пятый день по преставлении, но и тогда не было заметно следов тления, а напротив – от гроба исходило некое благоухание.

Могила Евпраксии за окном главного алтаря Успенской церкви, на ней лежит плита с надписью, иссеченною ее рукою задолго до кончины.

2018-10-06.3.jpg

Невысокого роста, худощавого телосложения, в шапочке, мантии и с жезлом в руках – старица Евпраксия, тем не менее, была величава духовно, и этот ее величественный образ всегда жив в сердцах ревнителей благочестия. Ей, глаголет дух, блаженны мертвые, умирающие в Господе: почиют от трудов своих (см.: Откр. 14, 13).

Подготовила Ксения Миронова

По книге «Жизнеописания 
отечественных подвижников 
благочестия XVIII и XIX веков. 
Сентябрь». Издание Введенской
Оптиной Пустыни, 1997.

http://www.pkrest.ru           

___________________ 
Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998


См. также:




Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Церковь выступила за права верующих: В Правовом управлении Московской Патриархии призвали к альтернативе электронно-цифровой системе учета

В Правовом управлении Русской Православной Церкви подчеркнули, что верующие граждане России должны иметь возможность пользоваться не только цифровыми системами персональной идентификации, говорится в комментарии юридической службы Московской Патриархии, опубликованном 11 июня, во вторник, на официальном...


Одолеть бесовщину!: Заявление Совета православной патриотической общественности в связи с событиями в Екатеринбурге

В нескольких городах России проведены акции против строительства храмов. Катализатором их стала кампания в Екатеринбурге, в ходе которой была варварски разгромлена законно возведенная строительная ограда, поднимались флаги «уральской республики», звучали лозунги, заимствованные у украинских майданщиков....


Древнее пророчество сбывается в России: Фашисты в Бухенвальде и Освенциме таких методов представить себе не могли

«Каждый человек будет под учетом: каждое не только дело, но и жизнь, но и слово и даже душевное движение его будет под непрестанным надзором и наказанием, так что человек отучится и думать из боязни, чтобы на лице его невольно не отразилось нечто не созвучное власти всемирного правителя, то есть антихриста....


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Фотогалерея
Полезно почитать

По всему видно, что время жатвы близко: Беседа с батюшкой из Русского Севера, отцом Борисом Прокофьевым

В нашу редакцию поступила заметка, в которой автор, священник из Коми, затронул важную дискуссионную тему подвига святого Царя Мученика Николая II. Мы решили связаться с батюшкой, и уже с первых слов общения стало очевидным наше единодушие по многим актуальным вопросам…


Сейчас важное время для судеб России и всего мира: Схиархимандрит Тит (Бородин) о произволении человека и народа

Сколько ещё есть человеков, которые желают быть верными Богу, жить по Его святой воле и заповедям, по православным традициям, “во всяком благочестии и чистоте” в Царстве Русском во главе с Царем православным? Сколько ещё тех, кто хочет сохранить в себе образ и подобие Божие?.. От этого зависят и дальнейшие...


Церковь не должна молчать о глобализме: О. Никодим (Шматько) о Воскресении Христовом и угрозах трансгуманизма (+ВИДЕО)

В наше время нередко можно встретить какого-нибудь невежду или даже священнослужителя, который критикует верующих людей, не желающих подчиняться тотальному электронному контролю. Говоря множество слов о любви, эти критики извергают неприкрытую злобу в адрес тех, кто держится святоотеческого учения по вопросам глобализации. И даже выступления Святейшего Патриарха Кирилла на эту тему...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100