Четверг, 19 Сентября 2019 г.
Духовная мудрость

Свт. Марк Эфесский об абсолютизации Истины
Никогда, о человек, то, что относится к Церкви, не исправляется через компромиссы: нет ничего среднего между истиной и ложью.
Свт. Марк Эфесский

Свт. Григорий Палама об Истине
Те, кто от Церкви Христовой, - суть от истины, а те, кто не от истины, - те не от Церкви Христовой.

Свт. Григорий Палама

Прп.Паисий о диктатуре +

Скоро имеющие телевизор будут его смотреть, а другие в это же время будут смотреть на них самих! Люди будут и наблюдать, и подвергаться наблюдению. Вся их жизнь, все, что они говорят, что делают - все будет контролироваться с помощью компьютера. Видишь, какую диктатуру задумал диавол?

Прп. Паисий Святогорец

Прп. Никодим Святогорец о католиках
Латиняне являются многочисленными еретиками.
Прп. Никодим Святогорец о католиках

Прп. Паисий Святогорец о гностиках +

Некоторые современные «гностики» пеленают своих духовных чад, как младенцев, якобы для того, чтобы те не волновались. «Это неважно, – говорят они, – ничего страшного, лишь бы вы имели веру внутри себя». Или же причитают: «Не говорите вы на эту тему – об удостоверениях, о печати, чтобы люди не волновались!» Тогда как, говори они людям: «Давайте постараемся жить более духовно, быть близ Христа и ничего не бояться, ведь самое большее – мы станем мучениками», они бы хоть как-то готовили их к грядущим трудностям. Узнав истину, человек задумается и отрясет с себя сон...

Прп. Паисий Святогорец

В кулуарах

Где лучше жить в наше апостасийное время?: 5 страхов, которые надо победить. Господь выведет Своих
Уважаемая редакция, хочу через Вас обратиться с вопросом к какому-нибудь авторитетному священнику. Сейчас в интернете, в связи с апостасийным возрастанием и усилением электронного контроля, много пишут о том, что лучше жить вдали от мегаполиса. Мы тоже это понимаем, но хотелось бы услышать церковную...

Апокалипсис в действии: Близ есть, при дверех (+ВИДЕО)
Очевидно, что не можем устраниться от ожидающих нас впереди событий, предваряющих Второе Пришествие Христово и предсказанных Господом в Священном Писании и пророчествах многочисленных святых, близких от нас по времени и далеких. Посмотрим, что для нас готовили и осуществили сильные мира сего в текущем...

Народ уходит от непоминающих: Два случая возвращения из раскола в лоно матери-Церкви
Тема раскола по-прежнему остается одной из актуальных в православной жизни. Уход из Русской Православной Церкви в храмы, где не поминают Патриарха, переход к «истинно-верующим» – катакомбникам, старообрядцам, зарубежникам, и прочие отступления являются кровоточащей раной на теле многострадальной России...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
05.07.2019
Русские подвижники последних времен: День памяти Белогорской подвижницы Марии Пещерокопательницы
05.07.2019

2019-07-05.2.1.jpg

На высоком берегу Дона, на вершине белых меловых гор, давших название небольшому селу Белогорью, расположен Воскресенский мужской монастырь. Начало ему было положено в XVIII веке простой женщиной, казачьей вдовой Марией Шерстюковой, которая для искупления своих грехов, совершенных в молодые годы, с благословения иеромонаха Киево-Печерской лавры взяла на себя тяжелый подвиг пещеростроительсва.

Мария Константиновна Шерстюкова родилась в 1740 году в уездном городе Бирюче Воронежской губернии, в семье казака Константина Босого. После обращения украинских казаков в казенных поселян, называвшихся войсковыми, в 60-х годах XVIII века Константин перешел на жительство в слободу Белогорье.

Ко времени поселения Марии было около 25-ти лет; она вышла замуж за войскового жителя слободы Самуила Шерстюкова, у них родилось два сына и дочь. Самуил был человеком весьма нетрезвой жизни, «довольно уже пожилым и несколько малоумным». Мария, прожив с ним около 20-ти лет, овдовевши, предалась нетрезвости и разврату, расточила все имущество мужа и вынуждена была наниматься в работницы к людям. Но и тут, по непостоянству своему и худому поведению, нигде не могла ужиться. Дети ее с малых лет находились в услужении у разных людей. Оставаясь без средств, она для пропитания своего стала заниматься шарлатанством – колдовством и ворожбою, чем вызывала против себя еще большее презрение. Так она жила до 1795 года.

И вот удручаясь крайней бедностию и терпя поношение даже от родных своих, Мария, как евангельский блудный сын, пришла в себя и решила покаяться. Она осознала ужас, но не безнадежность своего положения. В душе родилась надежда на Бога, на Его помощь и прощение.

Жажда раскрыть свое больное сердце, излить его боль в исповеди привели к твердому и трудному решению: предпринять дальний путь в святое для каждого русского человека место – Киево-Печерскую лавру, о которой Мария узнала от богомольцев. Пешком, одна, без средств дошла она до Киева, где принесла искреннее покаяние Богу, обличив себя во всех своих многочисленных грехах и пороках, осознав весь ужас своей постылой жизни. Там Мария прожила около года, питаясь подаянием от христолюбцев и ежедневно для богомолия бывая в Лавре и в других монастырях. Душа ее горячо желала подвига искупления. Исповедовалась она у лаврского иеромонаха, о имени коего не озаботилась узнать. Этот иеромонах заповедал ей на всю жизнь пост сухоядения и всегдашней трезвости, непрестанного болезнования и сокрушения о грехах своих и занятия богоугодными делами и трудами. И как он был родом из слободы Белогорья и знал о меловых горах над Доном, покрытых лесом, то советовал Марии, избрав в этой горе уединенное место, ископать пещеру для занятия богомыслием, по примеру преподобного Антония Киево-Печерского. Наставление духовника глубоко запечатлелось в ее уме и сердце, и она решилась исполнить его.

Возвратившись из Киева в Белогорье к своим родственникам, Мария, к удивлению всех, совершенно переменилась в своем поведении: сделалась воздержанною постницею, смиренною, молчаливою и богомольною; а прежде того и в церковь почти никогда не хаживала.

В 1796 году, устроив детей своих по родным, весною она уединилась в покрытую лесом гору над Доном, избрав понравившееся ей место недалеко от хутора Кирпичи, выделившегося из слободы Белогорья, и начала железною киркою копать пещеру. Через несколько дней во сне подвижница увидела своего духовника, Киево-Печерского иеромонаха, который сказал ей, что она не в определенном от Бога месте начала рыть пещеру, а надобно ей пойти еще далее по течению реки Дона – вниз саженей на двести (420 м), там найдет она прислоненную к горе теслу (кирку), лопату и лоток, чем выносить срытый мел, и назначено ей копать пещеру и спасаться. Повинуясь словам явившегося в сновидении духовника, она действительно нашла назначенное ей место и орудия для исполнения своего подвига.

 2019-07-05.2.jpg
Белогорье. Меловые горы, внутри которых 
расположен Воскресенский монастырь

Ободренная произошедшим, Мария с большим усердием приступила к копанию пещеры и сама удивлялась, откуда взялись силы и неутомимость в труде. За два года она выкопала пещеру в горе на восемь саженей (17 м) по прямой линии к западу. Для пропитания своего подвижница просила себе по временам подаяние в городе Павловске и в окрестных селениях. Узнав о ее необыкновенном предприятии и труде, люди стали приходить к ней в пещеру как из любопытства, так и для богомолия пред иконами, которые были поставлены ею по стенам пещеры, и многие трудились с нею, особенно в ночное время, помогая ей копать, выносить нарубленный мел и сбрасывать его с горы вниз к реке.

Стечение людей со временем увеличивалось, и в народе пошли разные толки и мнения о пещернице и о ее трудах. Говорят, что Мария наводила страх на окрестное население своим суровым видом: ею даже будто бы пугали детей. Бывшая разгульная женщина, ворожея-колдунья, бродившая по белогорским горам для сбора лекарственных трав, в сознании простого народа долго оставалась причиной страха. У духовенства ее недавнее увлечение колдовством, уклонение от Церкви подрывали доверие к ее подвигу, тем более что ее духовником был не приходской священник, а неизвестный Киевский иеромонах. Прием подаяний от стекавшихся в пещеры поселян только укреплял духовенство во мнении о своекорыстии подвижницы. Этим объясняются продолжительные попытки белогорского духовенства запечатать пещеры, сопровождавшиеся обвинением Марии в нечестности.

В 1800 году священнослужители обеих белогорских церквей донесли о пещернице благочинному протоиерею М. Яковлеву. Прибыв в Белогорье и призвав к себе Марию, священник уговаривал ее перестать копать пещеры и не соблазнять больше суеверных людей. Она оправдывалась повелением на свой труд свыше и тем, что делает это для своего спасения; посетителей же в пещеру не привлекает, а запретить им приходить к себе не может.

В 1806 году от Острогожского земского суда последовал приказ: вынести из пещеры святые иконы и кресты и вход в нее заложить, а пещернице Марии строго подтвердить, чтобы она впредь не дерзала рыть пещеры, и за этим иметь неослабный надзор Острогожскому земскому суду. Пещеру заложили в начале 1807 года. Дело было отдано в ведение земской полиции, и белогорское духовенство не имело никакого наблюдения за Марией и ее подвигами.

В том же году вход в пещеру опять стал открыт неизвестно кем, и по ночам продолжалась работа в горе уже не одною пещерницею, но разными сторонними людьми. Узнав об этом, земская полиция вытребовала Марию в Острогожск; там она несколько времени содержалась под стражею, но потом опять была отпущена на жительство в Белогорье. С тех пор, по недосмотру полиции, вход в пещеру всегда был открыт, и работа в ней продолжалась всякую ночь.

В 1816 году слободу Белогорье посетил Преосвященный Воронежский Епифаний для освящения Преображенского храма. Здесь он дал распоряжение пещеру упразднить и Марию за ослушание предать суду. Такое решение основывалось на том, что епархиальное начальство доносило Святейшему Синоду ежегодно с 1814 года о том, что Шерстюкова не только роет пещеры, но и якобы рассеивает семена суеверия и производит незаконную продажу свечей. Гражданское начальство о том же доносило в Министерство Внутренних дел.

Гонения на подвижницу прекратил Император Александр I, по повелению которого было проведено тщательное рассмотрение дела Шерстюковой. Его Императорское Величество, не находя тут никакого суеверия или раскола, но паче относя действие старухи Шерстюковой к подвигам набожности, высочайше повелеть соизволил: 
   «1) Вход в пещеру оставить свободным, для продолжения трудов; 
   2) согласно просьбе Шерстюковой, устроить в оной небольшую церковь по приличию; 
   3) предоставить Его Преосвященству, по сношению с Гражданским Губернатором, рассмотреть, на каком основании можно привести такое желание старухи Шерстюковой о церкви в исполнение, т.е. может ли она построить ее на свой счет, или потребуется пособие от казны, то какое именно, также в каком виде существовать сей церкви; 
   4) обо всем том представить в свое время Святейшему Синоду на дальнейшее уважение».

Для исполнения Высочайшего повеления в Белогорские пещеры снарядили комиссию, которая, прибывши на место, объявила Шерстюковой Высочайшее соизволение продолжать труды в пещере. Комиссия признала, что твердость мелового грунта, недальнее от входа местоположение пещеры, чистота и легкость воздуха делают удобным устройство здесь церкви. На вопрос комиссии, может ли она устроить церковь на свой счет, Шерстюкова ответила, что она по бедности не в состоянии строить храм Божий. Тогда волею Императора из государственной казны было выделено 2500 рублей на строительство пещерного храма, давно задуманного Марией. В благодарность Императору Мария Шерстюкова выразила желание, чтобы храм был освящен в честь святого благоверного князя Александра Невского, небесного покровителя Александра I. 30 августа 1819 года церковь была освящена, о чем уведомили Святейший Синод. В 1820 году, по прошению Марии, к пещерной церкви определили особого священника, диакона и пономаря.

Труды пещерокопательницы привлекали множество людей из простого сословия, желавших вместе с ней нести этот нелегкий подвиг во славу Божию и во спасение души. Протяженность пещер при жизни Марии составляла более 299 аршин (около 212 м).

Свыше 20-ти лет продолжался подвиг основательницы Белогорских пещер, пока силы не оставили ее. Последние несколько лет Мария только рассказывала и показывала, как правильно производить работы. Молва же народная гласила, что в пещере своей подвижница всегда слышала ангельское пение.

22 июня / 5 июля 1822 года, 82 лет от роду, Мария мирно отошла ко Господу. Похоронили ее не на общем приходском кладбище, а на горе близ пещер, которые она строила на протяжении долгих лет.

Подготовила Ксения Миронова

По материалам Летописи Белогорского Воскресенского
монастыря Воронежской губернии Острогожского уезда, 
с жизнеописанием Марии Пещерокопательницы и Безмолвника
Иакова, в пещерах подвизавшегося

Источник: сайт «Павловск на Дону» 
(http://pavlovsk.h1.ru/kraeved/pg-let/let.htm)


___________________ 
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998.


См.также:





Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Миссия России в предантихристово время: Из доклала митр. Агафангела Одесского на ВРНС

Настало время говорить об истинном положении в стране и в мире. Молчание – это содействие лжи и потворство творящим зло. Молчанием зло стремительно усиливается и умножается. Православных христиан призывают быть толерантными – терпимыми, но терпимыми ко греху и богоборчеству быть нельзя! Это – измена...


Рекорды Империи: Феномен Русской индустриализации при святом Царе Николае II

Когда мы говорим об индустриализации, в нашем уме неизбежно всплывают образы тоталитарного советского режима и рулевого этого «корабля» Сталина… Кажется, всех достижений страны совершенно и исключительно удалось добиться только в СССР. Однако в XX век Россия вошла уже индустриально развитой страной....


Сводка с антицифрового фронта: Какие ключевые законы, когда были приняты, кем пролоббированы и что делать?

В последнее время идет очень серьезная атака на все традиционные основы. Условным началом ее можно считать 1 апреля 2019 года, когда был принят 48-ФЗ, который легализовал СНИЛС как универсальный идентификатор личности – по сути как замену паспорта, имени и всего прочего для цели...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
Фотогалерея
Полезно почитать

Блюдите, како опасно ходите...: Беседа со старцем Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Лаврентием (Постниковым)

Сегодня все хотят много знать. А на самом деле во многих знаниях и нет нужды. Главное смотри, чтоб «кошка не схватила мышку» – не попадись диаволу, который ходит за нами всегда. Мир лукавый. Поэтому надо осторожничать и лишнего не говорить. Никого не осуждай, ни о ком плохо никогда не думай. Сама живи...


Мы должны остаться Христовыми: Проповедь о вере во всесильную помощь Божию в последние времена (+Рассказ)

Промыслом Божиим в один из недавних праздников мы сподобились побывать в древней обители нашей обширной Матушки-России, где услышали проповедь, которая отогнала от сердца малодушие и укрепила в вере во всесильную помощь Божию. Нам удалось записать эти слова и позже познакомиться с батюшкой, но по смирению...


Пятое Евангелие – живая природа: Состояние Христианства наших времен – солнце на закате

...Закатывающееся солнце живо представляет собою состояние Христианства наших времен. Светит то же солнце правды Христос, Он испущает те же лучи; но они уже не проливают ни того сияния, ни той теплоты, как во времена, нам предшествовавшие. Это оттого, что лучи не падают прямо на нас, но текут к нам лишь...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100