Среда, 8 Июля 2020 г.
Духовная мудрость

Сщмч. Иларион (Троицкий) о патриотизме
Отношение к Церкви — вот пробный камень русского человека. Кто верен Церкви — тот верен России, тот — воистину русский.
Сщмч. Иларион (Троицкий) о патриотизме

прп.Амвросий о католицизме
Если бы католическое учение было право, то Всеблагий Господь не благоволил бы Антонию Римлянину переплыть на камне в православную сторону, в Новгород.
Прп. Амвросий Оптинский о католицизме

Свт. Игнатий о «едином всевышнем» с магометанами
Признающий возможность спасения без веры во Христа отрицается Христа и, может быть не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства.
Свт. Игнатий о «едином всевышнем» с магометанами

Сщмч. Иларион (Троицкий) о Православии
Христианская жизнь возможна только в Церкви; только Церковь живет Христовой жизнью.
Сщмч. Иларион (Троицкий) о Православии

Митр.Иоанн: экум.лжет
Как и всякая ересь, экуменизм лжет, предлагая «братски соединить» истину с ложью, лукаво делая вид, что не понимает противоестественности такого соединения, надеясь, что люди, завороженные благородством лозунгов, не заметят страшной подмены.
Митр. Иоанн (Снычев)

В кулуарах

Константин Душенов о тайне беззакония и нашем маловерии
Общественный деятель, публицист, писатель, автор фильмов на православно-патриотическую тематику Константин Юрьевич Душенов в прошлом был известен как главный редактор газеты «Русь Православная», а ныне он директор Агентства аналитической информации с одноименным названием и ведущий нескольких программ на ютуб-канале «День ТВ». Наш корреспондент побеседовал с ним на ряд тем, волнующих сегодня православных христиан.

Расслабление духа: как выжить?
Расслабление – это смерть прежде смерти. Вроде человек живой, а ничего не может. Расслабление – тяжкое, тяжкое наказание. Сейчас в мире все ведется к тому, чтобы расслабить дух, чтобы расширить плоть, чтобы ввести человека в состояние духовной никчемности. И особенно болезненно то, что вот это расслабление входит и в Святое Православие. И мы, дети века сего, тоже не против избежать трудностей, как-то всегда уклоняемся от них.

Наказание за веру –  для христианина награда
Думаю, что на сегодняшний день верующих тревожат две главные мысли: как достойно перенести гонения, которые, скорее всего, нам готовит нынешнее неспокойное время, и состоится ли предсказанное старцами возрождение Триединой Руси, о котором говорили преподобный Серафим Саровский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, преподобные Оптинские старцы и их духовные преемники – протоиерей Николай (Гурьянов) и схиигумен Иероним Санаксарский.

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
ЦЕЛЬ АПОЛОГЕТИ- ЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОБУЖДЕНИЯ К НЕЙ: окончание 19.09.2011
ЦЕЛЬ АПОЛОГЕТИ- ЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОБУЖДЕНИЯ К НЕЙ: окончание

Окончание.Начало см. здесь
.

Что же может быть истинным мотивом апологетической деятельности? Краткий, но безусловно справедливый и точный ответ на этот вопрос находим мы у св. Иоанна Златоуста: «Не столько муж должен любить свою жену, сколько мы должны любить всех людей и вести ко спасению, будут ли они язычники или кто бы то ни было». Таким образом, любовь к человеку без различия пола и возраста, звания и состояния, племени и религии, словом, любовь к человеку как таковому – вот единственное истинное побуждение для апологета стремиться к осуществлению его великой цели – к устроению спасения и блаженства человека! Да это и понятно. Так как любовь от Бога (1 Ин. 4, 7) и к нам она открылась, главным образом, в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него (Там же, 9), то само собою следует, что и наша любовь к людям должна проявляться по преимуществу в заботах о благе ближних, о спасении и блаженстве их. Возлюбленные! Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга (Там же, 11). <…>

Если каждый христианин должен всеми имеющимися в его распоряжении средствами устроять cпaceниe ближних, то тем с большей ревностью, с большим самоотвержением необходимо трудиться над этим христианскому апологету, который призван всецело к этому и только к нему. В крайнем случае, защитник христианской истины должен пожертвовать всем, даже своею жизнию, лишь бы только спасти погибающего: «Если, – говорит Златоуст, – вводящие заблуждение употребляют столько усилий к достижению своей цели, расточают имущество, прибегают к искусству красноречия, подвергаются опасностям и сами являются впереди всех, то тем более нам, отклоняющим от заблуждения, должно терпеть опасность и смерть, дабы, доставив пользу и себе и другим и оставшись непобедимыми от врагов наших, сподобиться обетованных благ».

Прекрасный пример апологетической ревности, апологетической готовности на всякие жертвы для спасения ближних дает апостол Павел. Он, который так предан был Христу, так безгранично любил Его, что мог сказать о себе всегда и везде: и уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8, 38–39), – этот пламенный последователь Христа готов был для спасения своих ближних принести в жертву все для него ценное, пожертвовать, если это необходимо, даже своим спасением и вечным блаженством: я желал бы, – говорит он, – сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти (Там же. 9, 3). Что может быть больше и выше этой жертвы, сильнее и пламеннее этой апологетической ревности?! «Он, – пишет Григорий Богослов, – подражает Христу, бывшему за нас клятвой, воспринявшему на Себя наши немощи, понесшему наши болезни, или, скажу скромнее, он первый после Христа не отрекается страдать за иудеев, и при том как нечестивый, только бы они спаслись». А у Иоанна Златоуста читаем: «Насладимся морем любви его [апостола Павла]. будем представлять в мыслях сей неизреченный пламень, о котором, что ни говори, ничего не скажешь достойного. И никакое слово не может изобразить его по достоинству. Один Павел постигал, как вполне ею обладающий».

Впрочем, будучи готов для спасения человека всегда принести в жертву все, даже жизнь свою, христианский апологет не должен подвергать себя излишней опасности, не должен искать преждевременной смерти, потому что его жизнь может в будущем принести большую пользу делу устроения спасения погибающих: влечет меня, – говорить апостол Павел, – и то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше, а оставаться во плоти нужнее для вас. И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере (Флп. 1, 23–25). Комментируя эти слова апостола, Златоуст пишет: «Павел мог отойти ко Христу и не хотел ко Христу, – ко Христу, Которого он столько любил, что для Него готов был даже в геенну, а остался еще подвизаться здесь для людей <...>, дабы тех, которых сделал рабами Христа, говорит он, еще более утвердить в добром расположении, дабы ниву, много насажденную, сделать плодоносною». А вот что говорит св. Афанасий Великий, ревностнейший защитник христианской истины, которого «учение было законом Православия»: «Святые, как сказано, предаваясь бегству, преимущественно и по особому смотрению, были сохраняемы как врачи ради имеющих в них нужду. А для прочих и для всех нас человеков такой закон: бегать от гонителей, укрываться от ищущих и не искушать дерзновенно Господа, но ожидать, как сказано выше, пока наступит определенный час смерти, или соблаговолит что о них Судия, как Сам признает cиe наилучшим, – быть готовым, чтобы по требованию времени, когда уловят гонители, подвизаться за истину даже до смерти».

Но апологетическая ревность, как бы она ни была чиста и сильна, не принесет всех добрых результатов, если апологет не будет растворять ее мудростию. Будьте мудры, как змии (Mф. 10, 15), – вот заповедь, которая дана Спасителем всем провозвестникам и защитникам христианской истины. Объясняя эти слова Господа, Василий Великий пишет: «Мудр, как змия, кто предлагает учение с осмотрительностью и с разумением, как успешнее привести слушателей к благопокорности».

Итак, чтобы иметь полный успех в своей деятельности, апологет должен быть мудрым, должен употреблять по отношению к своим слушателям все зависящие от него меры снисходительности, предусмотрительности и предосторожности «как искусный врач – при лечении телесно больного, как опытный учитель – при обучении своего ученика, как любящий отец – при воспитании своего сына» (свт. Иоанн Златоуст).

Пример апологетической деятельности, исполненной не только пламенной ревности, но и великой мудрости, можно видеть в пастырско-апологетической деятельности Василия Великого, которую Григорий Богослов описывает так: «Он [Василий] делает возражения еретикам, борется и препирается с ними, отражает их чрезмерную наглость, и тех, которые были под руками, низлагает вблизи разящим оружием уст, а тех, которые находились вдали, поражает стрелами письмен, обличает, запрещает, угрожает (см.: 2 Тим. 4, 2)... Придумывает все роды спасения, всем врачует, употребляет в дело всякое вещество и искусство, все сплетает вместе, чтобы составилось преизящество и стройность единой красоты». А вот что говорит о своей проповеднической и апологетической деятельности один из учеников Спасителя, бывший верным исполнителем всех завещаний своего великого Учителя: Я угождаю всем и во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись. <...> Будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для иудеев, для подзаконных, был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных, для чуждых закона как чуждый закона (не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу), чтобы приобрести чуждых закона. Для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых (1 Кор. 9, 19–22; 10, 23).

Указать подробнее, что должно входить в круг апологетической мудрости, в область многознаменательного апостольского «для всех быть всем», чрезвычайно трудно, потому что все это определяется, по большей части, теми наличными данными, при которых апологету приходится вести свое дело и которые, конечно, всегда быстро варьируются: «Хотя, – читаем мы у Григория Богослова, – сколько бы кто не употреблял тщания и ума, невозможно всего изобразить словом и обнять мыслию в такой подробности, чтобы вкратце был виден весь ход врачевания: однако на самом опыте и на деле делается то известным и врачебной науке, и врачу».

На основании Слова Божия и святоотеческих творений мы указали конечную цель апологетической деятельности и истинные побуждения к ней. Что может быть совершеннее и возвышеннее этой цели, чище и глубже этих побуждений? Такая великая цель и святые побуждения могут для всякого, приступающего к делу защиты христианской истины или занимающегося уже им, быть путеводной звездой и добрым гением-вдохновителем на тернистом, полном всяких трудностей и опасностей, пути обширной и плодотворной апологетической деятельности. Ясно сознавая эту цель и всецело проникаясь этими побуждениями, христианский апологет будет в состоянии достойно нести свой тяжелый крест и оправдать на себе заветный призыв Слова Божия: Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое (Тим. 4, 35).

Кандидат Духовной академии священник Вл. Покровский

«Миссионерский сборник», 1901 год, № 3

Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ЗАКОНОПРОЕКТУ 744029-7 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О персональных данных" в части обработки биометрических персональных данных»

02 июля 2019 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 744029-7 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О персональных данных» в части обработки биометрических персональных данных» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/744029-7 ). Данная статья ФЗ «О персональных данных» посвящена биометрическим персональным данным, на основании которых можно установить личность человека...


Более ста российских ученых подписались под письмом президенту о недопустимости принятия закона о едином регистре учета населения (ЕФИРе)

Законопроект нарушает положения, установленные Конституцией РФ: ст. 24, согласно которой «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются»; ст. 55 - «в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», которые могут быть ограничены лишь...


Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Фотогалерея
Полезно почитать

Как одним посланием  митрополит Петр укрепил Церковь

Море лжи и реки крови затопили в то время Землю Русскую, и немалая доля участия в том принадлежала обновленцам. Погрязнув в политических интригах, они писали доносы на архипастырей Православной Церкви, пытались натравить карательные органы новой власти на очередное «контрреволюционное гнездо», соблазняли простых верующих идеями примирения и единства Церкви. Меж тем главной целью «примирения» был захват и покорение ее своему диктату.


Новостильники против апостольских установлений

Согласно постановлениям Православной Церкви, в понедельник после Недели Всех святых начинается Апостольский пост. Он называется еще Петровым постом, так как предназначен для подготовки к празднику святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. Отмечается праздник 29 июня/12 июля, когда завершается пост, а начало его зависит от даты празднования Пасхи. Поэтому каждый год он имеет разную длительность: при самой ранней Пасхе – шесть недель, при самой поздней – неделя и один день.


Миротворица и светлый ангел любви

27 июня - день рождения Великой Княжны и мученицы Марии Николаевны Романовой... Третья Дочь последнего Императора России Николая II – Великая Княжна Мария – была настоящей Русской красавицей. Об этом непременно упоминают в мемуарах все близкие и современники, кто ее знал.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100