Близ двух тысяч лет назад тому, небо и земля были свидетелями чрезвычайного, единственного, чудесного, всеспасительного события: на земле явилась во плоти Сама Ипостасная Премудрость Божия, Само воплощенное Слово Божие, Имже вся быша (Ин. 1, 3), Имже и веки сотворены (Евр. 1, 2), — явился Бог во плоти (1 Тим. 3, 16), Бог и человек Христос Иисус, — чтобы просветить омраченное адскою тьмою естество человеческое, воссоздать и обновить растлевшее, очистить и освятить оскверненное всякими грехами, избавить от проклятия и смерти вечной, на которую оно обречено было вечною правдою Божией, — и обрадовать примирением и благословением Отца небесного чрез принесение в жертву примирения Себя Самого на кресте проклятия по писанному: проклят всяк, висяй на древе (Гал. 3, 13). Служителями Себе в великом деле спасения человечества Ипостасная Премудрость избрала не мудрых и не книжных людей века сего, а — простых, смиренных, неученых, бедных рыбарей, коих все достояние на земле заключалось в рыбачьих лодках и сетях, да в убогих хижинах.
В число служителей Своих Господь призвал, и притом — первым, рыбаря Андрея, брата Петрова, который потому и называется Первозванным. Святую память его Церковь ныне торжественно празднует псалмами и песнями священными по всей христианской вселенной, и в сем храме, посвященном его имени.
Вникнем в причины, почему Бог Слово избрал Себе в служители неискусных в слове, немудрых и книжных людей, а простых и неученых.
Причина во-первых та, чтобы все дело спасения человеческого было приписано, по справедливости, одному Богу, а не мудрости или искусству человеческому, или чьей-либо силе, кроме Бога. Ибо, скажите, что могли сделать сами по себе в таком деле, как просвещение и обновление человечества, — простые, неученые рыбари? — Ничего. Вся мудрость, вся сила, вся способность к столь важному делу должна была дароваться им от Бога, а чтобы удостоиться человеку получить от Него такую благодать, такую премудрость и силу, нужна была способность к воспринятию этих даров Божиих, — должна была простая, верующая, смиренная, послушная, неиспорченная лукавством и всякими житейскими страстями, цельная душа, способная быть носительницей благодати Божией, сверхъестественной премудрости и силы Божией. Таковыми именно и найдены души простых некнижных людей: и они-то удостоились быть носителями и служителями дела спасения человеческого и сотрудниками Самого Бога — Слова. Всею своею жизнию, совершенным послушанием Господу и всеми делами своими они оправдали Божественное избрание, кроме Иуды Искариотского, сына погибели (Иоан. 17, 12), который, несомненно, мог быть таким же верным служителем Господа и ловцом человеков, небесным гражданином и сопрестольником Апостолов, если бы по нерадению не дал уловить себя диаволу и не запутался в сетях сребролюбия.
С другой стороны (вторая причина): что было бы, если бы Господь обратился — говорю по-человечески, ибо Сердцеведец не сделал бы того — что было бы, если бы Господь обратился с призванием следовать за Собою к тогдашним ученым книжникам и фарисеям, к князьям иудейским и вообще к ученым людям? Пошли ли бы они за Ним? — Нет, они бы только посмеялись Ему, по своей гордости, корыстолюбию, лукавству, зависти, ненависти к Назаретскому Учителю, и с первого раза отреклись бы идти за Ним, как и случилось это с одним богатым начальником, спрашивавшим Господа, что ему делать, чтобы наследовать жизнь вечную? На совет ему Господа продать, для спасения души, имение и раздать его нищим и следовать за Ним, он тотчас ушел от Небесного Учителя со скорбию в душе, ибо имел большое имение (Лук. 18, 18-23). Тоже было бы и с фарисеями — сребролюбцами и честолюбцами: ни один из них не пошел бы за обнищавшим нас ради Господом и не имевшим где главу приклонить. Они были прямо неспособны и недостойны столь великого дела, дела спасения погибающего человечества. Они были слишком низки для столь великого дела — земны, душевны, а не духовны. Для дела Христова нужны были люди ума и сердца возвышенного, самоотверженные, чуждые житейских пристрастий. Таковы и были Апостолы, особенно по сошествии на них Святаго Духа.
Что было бы, если бы Господь — допустим так, для примера — явился ныне на земле и стал бы звать гордых ученых и богатых века сего, преданных всей душой миру — следовать за Собою? Они посмеялись бы этому зову и никто не пошел бы на дело Божие. Но Господь и ныне Тот же, пребывая с нами во век, хотя невидимо; и ныне Евангельское слово Его обращается ко всем; заповеди Его, повеления и советы возвещаются и ныне в Церкви: но кто из ученых и богатых и вообще сынов века сего слушает и исполняет заповеди эти? Мало, мало — кто; а иные глумятся над ними, считают невозможными для исполнения; иные превратно, наперекор здравому смыслу, толкуют их (как известный писатель Ясной Поляны).
Отсюда становится для всех понятным, почему Господь избрал в служители и соработники Себе людей простых, смиренных, неученых, но искренних, верных и твердых до конца жизни в великом деле своего Учителя и Господа. Учение и дела их свидетельствуют, что они вполне оправдали свое избрание: ибо они покорили Христу Богу учением и чудесами всю вселенную, сильных, великих, мудрых, царей и царства. Да, это сделала все простота проповеди; это все сделала сила Божия, действовавшая в них и чрез них, — сила истины, сила веры в Господа и Его всемогущество, сила исцелять всякия болезни, воскрешать мертвых, изгонять бесов.
Грозный, праведный глас Господа Вседержителя гремит и ныне над теми учеными, которые не хотят ведать Христа и Церкви Его: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Мы видим всегда и везде — и у нас, и заграницей, — что ученых, неверующих во Христа оставляет свет Божий — и они не знают сами, что говорят и делают, бродят во тьме и ощупью, предаются с ненасытимостию всякой страсти плотской и оправдывают себя в том требованием природы, развращаются сами и развращают других. Мирская ученость, и наша отчасти, и особенно западная вооружается против Бога и Церкви, св. Евангелие ставит на ряду с произведениями человеческого ума; установлениями церковными пренебрегает; св. Таинства считает ненужными, как и богослужение, и священнослужителей (толстовцы, пашковцы, штундисты, раскольники); истину воскресения мертвых и страшного Суда Божия отвергают.
И так погубит Господь всю мудрость мудрецов и их самих и разум разумных отвергнет — и они наследуют страшную мучительную пустоту и темноту, и вечную муку от лица Божия. Где мудрец? Где книжник? Где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
Держитесь-же, возлюбленные братия и сестры, боголюбезной простоты, смирения, незлобия, послушания, чистоты; будьте искренними учениками и ученицами Христа и св. Его Церкви, — и вы будете проводить здесь — на земле мирное и благопоспешное со здравием житие и сподобитесь отпущения грехов, а на небесах получите вечное наследие Христово — блаженную жизнь со всеми святыми. Аминь.
Полное собрание сочинений настоятеля Кронштадтского Андреевского собора Протоиерея Iоанна Ильича Сергиева. Слова и поучения, произнесенныя в 1897 году, с приложениями. — Издание первое, под редакциею автора. — СПб.: Типография В. Ерофеева, 1898. — С 75-80.
Источник: Русский Портал
<-назад в раздел