Воскресенье, 19 Января 2020 г.
Духовная мудрость

свт.Серафим о Православии
Свято и неукоснительно храните нашу православную веру как в ее канонах, так и в ее догматах. Приспосабливайте не веру к своей жизни, а свою жизнь — к вере. От истинно православной веры черпайте все свое счастье.
Свт. Серафим (Соболев) о христианской жизни

Прп. Паисий о глобализации

За «совершенной системой кредитных карточек», за компьютерной безопасностью кроется всемирная диктатура, кроется иго антихриста.

Прп. Паисий Святогорец о глобализации

митр.Иоанн: экуменизм и нацбезопасность
Если это пагубное ослепление возобладает в России, то будет не только безнадежно повреждена чистота православной веры. Под вопросом окажется сама возможность возрождения русской государственности.
Митр. Иоанн (Снычев) о ереси экуменизма

Архиепископ Серафим (Соболев) об апостасии
На Стокгольмской экуменической конференции, бывшей в 1945 году, и Лозаннской экуменической конференции в 1927 г. 80% участников были членами масонской организации ИМКИ. Отсюда понятно, кто стоит за экуменическим движением исконные враги Православной Церкви – масоны.
Архиепископ Серафим (Соболев) об апостасии

Прп. Максим Грек об обличении ересей, иудеев, язычников
Я в своих сочинениях обличаю всякую латинскую ересь и всякую хулу иудейскую и языческую.
Прп. Максим Грек о хранении веры

В кулуарах

Совсем нет сил. Что делать?: Духовные и практические советы священника современным людям
Живу в городе и смотрю по многим знакомым, что стали вялыми, замкнутыми, раздражительными, по многим вопросам равнодушными из-за нехватки сил душевных и телесных. И по себе чувствую гнетущую усталость, хотя мне еще нет сорока и работа у меня не физическая, а больше умственная, за компьютером. Подскажите,...

«Скольких людей погубило искусство!»: Покаяние народной артистки России Екатерины Васильевой
С одной стороны, народ стал понемногу воцерковляться, возвращаться к вере, с другой – мы сейчас в изобилии наблюдаем появление таких лжедуховных явлений, как «православные» актеры, театры, банкиры, комики, байкеры, рокеры, рэперы и прочие. Даже если такой человек стал действительно верующим, ходит в...

Пока мы живы, будем сражаться за детей!: Тревожное письмо о состоянии системы образования и снюсах
Здравствуйте, уважаемая редакция! Спаси Христос, что поднимаете острые и важные темы современности. Меня всегда волновало положение дел в системе образования. Возможно, потому, что по первому диплому я педагог. Декан факультета, с которым у нас были доверительные отношения, как-то в беседе со мной поделился переживаниями о том, что вся система образования переживает тяжелый упадок, правильные основы воспитания утрачены…

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
УРОКИ ПРОСЛАВЛЕНИЯ СВЯТЫХ. Слово в день прославления преподобного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. Сщмч. Иоанн Восторгов 01.08.2012
УРОКИ ПРОСЛАВЛЕНИЯ СВЯТЫХ. Слово в день прославления преподобного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. Сщмч. Иоанн Восторгов
Праведность возвышает народ, а беззаконие — безчестие народов (Прит. 14, 34).
Отрадно нам исповедовать эту истину в день прославления праведного. Кроткий и смиренный, называвший себя при жизни не иначе, как «убогий», благоговейный старец Серафим, 70 лет тому назад на крыльях молитвы от земли переселившийся к небу и вечности, ныне всенародно признается и прославляется в лике святых, нареченный уже давно угодником Божиим общим гласом верующего народа, засвидетельствованный чудесами и знамениями.
В день, когда глас народа ныне запечатлен решением высшего церковного священноначалия и радостно-умиленным словом возлюбленного нашего Монарха, в благочестивом усердии соорудившего многоценную раку для святых мощей преподобного, — в день, когда сыны Церкви объединены в признании святости угодника Божия и в общей, впервые торжественно и всенародно возносимой во храмах молитвы к нему, постараемся поставить пред собою и крепко напечатлеть в сердцах уроки нынешнего радостного церковного торжества.
Праведность возвышает народ, а беззаконие — безчестие народов, — так говорит слово Божие. Много мы знаем и видим доказательств этой истины в священных событиях истории Ветхого и Нового Завета.
Вот к Лавану приходит гонимый и преследуемый родным братом праведный Иаков, и здесь находит себе гостеприимный кров. Не укрылось от Лавана, что с пришествием праведника видимо благословение Божие почило над всем домом его — в достатке, в благополучии и счастии, и он прямо заявляет Иакову: усмотрех, яко благослови мя Бог пришествием твоим (Быт. 30, 27 и д.).
Вот кроткий и верующий Иосиф, безжалостно проданный братьями, попадает в Египте рабом в дом вельможи; сам господин его, неверующий язычник, видит и убеждается, яко Господь Бог с Иосифом, и елика творит, Господь благоустрояет в руку его; и бысть благословение Господне Иосифа ради на всем имении его, в дому его, в селех его (Быт. 39, 3, 5). Возьмем еще пример.
Долго Господь хранил избранный народ Свой, долго призывал его к покаянию величайшими чудесами милости, голосом пророков и проповедников, долго и много раз грозил народу Своим гневом, обещая разрушить Иерусалим, отнять царство, лишить родины, наказать пленом. Упорным и нераскаянным оставался Израиль, как бы смеялся он над долготерпением Господа, и имя святое Его отдавал на позор язычникам. И приблизились дни гнева Божия, приспел час падения святого города. Но и тогда мы слышим великое слово Господне о праведниках: обыдите, и воззрите, и познайте и поищите на улицах Иерусалима; и если найдете мужа творящаго суд и ищущаго веры, Я милосерд буду к Иерусалиму! (Иер. 5, 1-2; ср. гл. 7).
Так велико в очах Божиих значение одного праведника для целого народа.
И в истории Нового Завета мы видим, как ради одного праведника, св. апостола Павла, во время морского путешествия его на корабле, спасены были от неминуемой гибели все плывшие с ним спутники; ангел при этом сказал апостолу: Бог даровал тебе всех плывущих с тобою (Деян. 27, 24).
Почему же так важно пребывание праведных среди народа? Прежде всего потому, что они являются показателями и свидетелями духовной жизни и духовного роста народа; они своим существованием показывают, что народ не умер для Бога, для святости и для духовной жизни; что среди него есть люди, достойные благоволения Господа, — и что таких людей не мало. Прославленные праведники, угодники, чудотворцы, — это как бы высочайшие горные вершины. Здесь, в области духовно-благодатной, наблюдается то же, что и в области видимой природы на земле. Горные высочайшие вершины никогда не стоят совершенно одиноко и особняком на равнине; около них всегда поднимаются меньшие, но все же возвышенные горы, целые цепи гор, целые горные пространства.
В области духовно-благодатной видим то же: около великих святых есть меньшие, но добрые и высокие души: их почитатели, ученики, подражатели, люди, напоенные единым с ними духом, единою верою, единым благочестием. Праведники не бывают совершенно одиноки; вот почему прославление праведного есть признак, что в обществе, где он жил, воцарилось не одно зло, что, напротив, в обществе этом есть живые духовные силы; вот почему, далее, прославление праведного есть радость Церкви, которая видит, что она не безплодно молилась о сынах своих, не безплодно учила их вере и благочестию и, действительно, ведет их к небу и блаженной вечности. Так, у св. Серафима была высокого благочестия мать, щедродательный брат, были же добрые люди, от которых в детстве и отрочестве он получил расположение к вере и благочестию и святым подвигам; были и в обители Саровской не один, а много-много таких людей, которые сочувствовали св. Серафиму: многие из иноков обители, и в их числе ея начальники, имена которых сохранились в житии св. старца, многие послушники, монахини соседнего женского монастыря, посетители и почитатели старца, которых также было великое множество. И то обстоятельство, что память святого старца не умерла в народе, и свято хранилась, что не заросла дорога к его могиле, что имя его из скромной обители, из лесной глуши пронеслось и призывается с верою на протяжении всего великого царства русского, — это все приносит сердцу отрадную уверенность, что родная Церковь наша, Церковь русская православная, спасает своих чад, что не оскудела она духом и святынею, что не мертва она, а жива и действенна, и что уходящие от нея уходят от источника жизни и спасения. Пусть подумают об этом наши несчастные заблуждающиеся братья, сектанты и отступники, которых, к прискорбию, так много в нашем крае и в нашем городе, и которые так упорно закрывают очи и не хотят видеть истины православия нашей святой Церкви.
Почему еще так важно пребывание праведных среди народа?
Потому, что мы в них имеем предстателей и ходатаев пред Богом. Св. апостол Павел, постигший глубины таин Божиих и таин духовной жизни человека, говорит нам, что из всех духовных дарований вековечное и не умирающее есть любовь: Любовь, — говорит он, — «никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13, 8).
Но святые Божии в земной своей жизни и водились и жили именно любовью к Богу и ближним. До какой высоты самоотречения доходила их любовь к людям, видно из молитвы Моисея о согрешившем родном народе: «О, Господи, народ сей сделал великий грех, сделал себе золотого бога; прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх. 32, 31-32).
Такова же была и молитва апостола Павла о своих соплеменниках, которые убили Христа и ничего не дали самому апостолу, кроме клеветы, преследований и кровавых гонений: «истину говорю во Христе, не лгу, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему; я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, т.е. израильтян» (Рим. 9, 3).
Вся жизнь св. Серафима также была исполнена деятельной самоотверженной любви к людям; она светилась в его взоре; она изливалась в словах его привета ко всем посетителям: «радость моя»; она проявлялась в его частых поклонах до земли своим ближним и лобзаниях; она давала ему изумительное терпение при беседах с тысячами посетителей, выслушивать их печали, сомнения, исповедь грехов, ободрять словом утешения, вразумления и прощения грехов; она одушевляла святою мудростью его наставления тем простым и верующим душам, что тысячами ежедневно приходили ко св. старцу; она пламенела в его молитвах за людей, она, наконец, мощно и благодатно действовала в том дивном даре чудесных исцелений больных, который ниспослал ему Господь в конце жизни.
Неужели эта любовь должна прекратиться после смерти старца? Неужели святые, сильные в молитве о ближних при жизни, и немы и глухи по смерти? Неужели душа их после смерти тела уже не объята любовью, и к скорбям земных братий они вдруг станут равнодушны, они, которые, живя на земле, готовы были все свое и себя самих принести в жертву ради блага ближних? Так именно рассуждают и наши сектанты, удаляющие себя от почитания святых и от молитв к ним.
Но ведь против этого вопиет и разум и сердце, против этого говорит и слово Божие, уверяющее нас, что «любовь никогда не перестает». Вот почему апостол Петр обещал христианам заботиться о них и после смерти (2 Петр. 1, 14-15); вот почему это же обещали все святые, обещал и ныне прославляемый преподобный отец наш Серафим Саровский: «Когда меня не станет», говорил преподобный, «ходите ко мне на гробик, ходите, как вам время есть, и чем чаще, тем лучше. Все что ни есть у вас на душе, все, о чем ни скорбите, что ни случилось бы с вами, все, придите, да мне на гробик, припав к земле, как живому, и расскажите. И услышу вас, и скорбь ваша пройдет. „Как с живым, со мною говорите, и всегда я для вас жив буду“».
Да, жив ты у Бога, святой, любвеобильный и благоговейный старец, жив ты в Церкви Божией, жив и славен, как праведник, в родном тебе многоплеменном православном русском царстве!
Хотите ли, братие, приобщиться к этой его жизни? хотите ли быть сродными его духу, его вере, его любви и благочестию?
Хотите ли явить доказательство, что и вы духовно слились с тою Церковью, в которой обрел спасение и святость новоявленный угодник Божий?
Тогда войдем ныне все в радость и молитвы св. Церкви, приблизимся духом к святому Серафиму, перенесемся мыслью и воображением к тем десяткам тысяч богомольцев, которые сегодня в отдаленном Сарове стоят вокруг мощей преподобного, горят к нему любовью, прославляют его, и с ними, и с Церковью Божиею воскликнем от всей души: ПРЕПОДОБНЕ ОТЧЕ СЕРАФИМЕ, МОЛИ БОГА О НАС!
Но будем помнить, братие, что бывает страшное душевное состояние и отдельных лиц и целых народов, такое состояние греха и нераскаянности, что отвращает совершенно от людей лице Господа, и делает бездейственными о них даже молитвы святых: тогда молитва их, по слову пророка, в недра их возвращается (Пс. 34, 13). Так было с нераскаянными иудеями, о которых молил пророк Иеремия; и сказал ему Господь: «Не молися ко Мне о людех сих во благо. Хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не преклонится к народу сему; отгони их от лица Моего, пусть они отойдут» (Иер. 15, 1). Так случилось, наконец, и с Иерусалимом: сам Господь плакал о нем и жалел его, но все же осудил его за конечное ожесточение и упорство его сынов.
Это для нас — устрашающие образы и примеры. Будем не устами только почитать святого угодника Божия Серафима, но и делом и всею жизнью являть с ним духовное единение: будем иметь его святую веру; будем всею душой преданы святой Церкви, к которой он принадлежал; освящаться ее таинствами, которыми он освящался; исполнять в точности и с любовью все ее уставы; будем искренно почитать его совершенства и добродетели и отображать их в своей жизни, отдав ее труду и молитве, по мудрому и меткому наставлению старца; «дело в руках, а молитва на устах»; будем служить, чем можем, с любовью нашим ближним, — одним словом, будем подражать житию угодника Божия, чтобы явиться братьями его не только по плоти, но и по духу! Ибо и апостол, заповедовав почитать праведных, поучает нас: «их же взирающе на скончание жительства, подражайте вере их» (Евр. 13, 7). Иначе и почитание их будет безполезно и лицемерно. В день прославления праведного запомним крепко и поставим у сознания и сердца слово Божие: «праведность возвышает народ, а беззаконие — безчестие народов». Аминь.
Слово в день прославления преподобного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. Сказано 19 июня в Тифлисском Сионском соборе.
Прот. И. И. Восторгов.
Полное собрание сочинений. Т. II: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравстренные темы. 1901-1905 гг. — М.: Типография «Русская Печатня», 1914. — С 270-276.
Источник: slovo.russportal.ru


Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Да не будем посрамлены на Страшном Суде: Как относиться к нововведениям в Русской Церкви?

Как мы сообщали в предыдущем номере, на епархиальном собрании столичного духовенства 20 декабря было рекомендовано чтение Ветхого Завета (паремий) и новозаветных посланий (Апостола) на современном Русском языке. Нам удалось побеседовать с одним из участников этого епархиального собрания...


Как отозвать из системы свои персональные данные?: Противодействие принятию электронных новшеств (ЗАЯВЛЕНИЕ)

Массовое противодействие принятию электронных новшеств не дает системе работать в полную силу. Как известно, основой цифровизации являются персональные данные человека, согласие на использование которых «по умолчанию» предусматривается сегодня практически при любых операциях. В нашу редакцию поступает множество вопросов: что делать, если соответствующая подпись по неведению или вынужденно была поставлена?...


Глобальная (анти)религия: Идолопоклонство папы-иезуита Франциска возмущает даже еретиков-католиков

Как мы сообщали, недавно «апостольский нунций» (то есть посол Ватикана в РФ) Челестино Мильоре заявил о том, что целью папы Римского является организация нового «Собора» всех христиан, под чем явно имеется в виду экуменическое сборище католиков, протестантов и «православных либералов»...


<<       >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Фотогалерея
Полезно почитать

«Сохранение богослужебного языка – вопрос национальной безопасности»: Беседа с издателем и составителем книг на церковно-славянском

Купить сегодня в лавках храмов и монастырей Евангелие и Псалтирь на церковно-славянском языке еще возможно, молитвослов и Апостол – уже реже, а вот приобрести акафисты с канонами – задача практически неосуществимая. Православные москвичи знают буквально пару мест, где продаются молитвословия и богослужебные...


По единым стандартам антихриста: О дьявольской деконструкции в России и Церкви

Всё жестче, всё наглее действуют те, кто желает привести весь мир к своему шаблону, унифицировать человечество и планету в соответствии с едиными стандартами. Представителям этих сил уже и не нужно глубоко конспирироваться. Они становятся всё более открытыми, убеждая нас в том, что зло – это вполне нормально и оно имеет такое же право на существование, как добро. Что маньяк-убийца-расчленитель – такой же...


На изломе апокалиптических эпох: Раскрытие последних периодов существования Вселенской Церкви на земле

Как известно, Святые Отцы и подвижники, близкие к нам по времени, советуют в домашнее молитвенное правило обязательно включать чтение Откровения апостола Иоанна Богослова – чтобы познать дух времени. В толковании ими Апокалипсиса встречается мысль о том, что послание семи Асийским Церквам раскрывает...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100