25.01.2013
Поделиться новостью в соц сетях:О БЫТИИ АНГЕЛОВ. ПОУЧЕНИЕ В ДЕНЬ СВЯТОЙ МУЧЕНИЦЫ ТАТИАНЫ
I. Св. Татиана, память коей совершается ныне, юная дева, воспитанная высокородными благочестивыми родителями в законе христианском, предпочла выгодному супружеству девство и приняла звание диаконисы Римской Церкви, в царствование Александра Севера.
При всей доброте этого государя, и при нем христианам не было спокойного житья, даже в самом Риме: в числе придворных и тогда были такие, которые втихомолку проливали кровь христианскую, как воду.
Привлечена была к суду, как христианка, и диаконисса Татиана. Когда она отказалась от поклонения идолу в храме Аполлона, ее подвергли пыткам.
Святая нисколько не колебалась от испытываемых ею страданий; вокруг нее незримо для других стояли четыре ангела и ободряли ее, поражая в то же время мучителей. Заключили потом Святую в темницу, и здесь явились к ней светоносные ангелы для ее утешения и ободрения.
Святую опять подвергли мучениям, и опять ввергли в темницу, и опять светоносные ангелы Божий явились к ней, уврачевали ее от ран и прославляли ее страдания.
Заключили, наконец, страдалицу в храме Меркурия, остригли наперед ее волосы, воображая, что в ее волосах заключается врачующая сила волшебства, и тут светоносные ангелы явились к ней, утешая ее в страданиях и возвестили скорое отрешение от смертного тела. Святая была усечена мечем вместе со своим родным отцом, которого около того времени также судили за принятие христианской веры. Таким образом, святая душа Татианы водворилась в мире духов, с ликами светоносных ангелов.
II. Жизнь св. Татианы научает нас той отрадной истине, что существует высший мир ангелов, которые по воле Божией посылаются на служение человеку, охраняют его от зла и утешают его среди бедствий.
Удивительно, что забвение о небесных силах в некоторых из христиан простирается до того, что сомневаются даже в существовании невидимого мира.
а) Если бы не имели мы свидетельства о бытии духовного мира в книге Откровения, мы могли бы найти его в книге природы. На всем видимом написано свидетельство о невидимом. Апостол Павел говорит, что невидимое Божие, Его присносущая сила и Божество, от создания мира чрез рассматривание тварей, есть видимо (Рим. I, 20). Посмотрите на дерево или траву: то, что вы видите, может только увянуть, засохнуть и разрушиться, а то, что производит зелень, рост, цвет и плод, не есть ли невидимое? Оглянитесь на самих себя: то, что в вас чувствует, желает, мыслит, не есть ли невидимое? Приметьте подобную лествице постепенность тварей, которые столько совершеннее одна другой, сколько более открывается в них действие невидимого; начните от земли и камня, в которых невидимое совершенно погребено; взойдите по лестнице видимых тварей до человека, в котором невидимое может уже господствовать: не естественно ли над сею степенью предполагать тварей, в которых видимое совершенно поглощено, — существа чисто невидимые, духовные?
б) Правда, в нынешнем омраченном состоянии человека и мира, сквозь письмена видимых вещей тускло мелькает свет мира невидимого. Но зато в книге Откровения очищенное верою око ясно усматривает не только существование мира невидимого, но и его близость, и тесный союз его с видимым. Там херувим стережет путь древа жизни (Быт. III, 24); здесь ангел утешает отчаянную Агарь (Быт. XVI, 7—12); в другом месте ангелы вместе с Господом гостят у Авраама (Быт. XVIII); ангелы спасают Лота из погибающего Содома (Быт. XIX); Иаков, то спящий во множестве видит ангелов, по лествице восходящих на небо и нисходящих на землю (Быт. XXVIII, 12), то бдящий встречается с полками ангелов (Быт. XXXII, 1). Ангел является Моисею в горящей купине (Исх. III, 2), для приготовления его к изведению израильтян из Египта. Исаия видит серафимов окружающих престол Господень, и от одного из них приемлет огненное очищение (Ис. IV).
Откроем Новый Завет. Се восходит солнце духов, является Царь откровений, Иисус Христос. Что же? Сам Царь провозглашает: отселе узрите небо отверсто, и ангелы Божия восходяща и нисходяща к Сыну человеческому (Ин. I,51): и действительно, мы видим ангела, возвещающего неплодное зачатие Предтечи (Лк. 1 ,11) и безсеменное зачатие Спасителя (Лк. I, 26), целое воинство ангелов, воспевающих славу рождества Спасителева (Лк. II, 13), ангела разрешающего недоумение Иосифа (Мф. I, 20) и устрояющего безопасность Младенца Иисуса от ищущих души Его, ангелов служащих Иисусу по искушении Его в пустыне (Мф. IV, 11), ангела, явившегося для укрепления Его в Гефсиманском подвиге (Лк. XXII, 43), ангелов отвергающих гроб Его (Мф. XXVIII, 2), возвещающих Его воскресение (Ин. XX, 12), ангелов сопровождающих Его вознесение и возвещающих Его паки пришествие (Деян. I, 10. 11).
Христиане! I. Христос, по изречению Иоанна Богослова, есть Святый, истинный, имеяй ключ Давидов, отверзаяй, и никтоже затворит (Откр. III, 7). Итак, если Он отверз небо: кто же смеет затворить его? Или кто смеет сказать, что теперь уже не время видеть ангелов Божиих, восходящих и нисходящих по воле Сына человеческого? Не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовании спасение? Кто же и ныне может утверждать, что они уже без дела и мы без помощи?
в) Но чем несомненнее удостоверяемся мы в близости к нам св. ангелов и о их готовности на помощь нам: тем с большею заботливостию мы должны помыслить о том, отчего в наши дни так мало слышат о сей помощи, а еще менее верят слышанному о том?
Как в видимых своих явлениях св. ангелы не редко принимаемы были человеками за подобных человеков: так легко случиться может, что и невидимые их действия человек примет за собственные человеческие или обыкновенные естественные действия. Не случается ли, например, что, среди недоумения или некоего бездействия ума, вдруг, как молния, просиявает чистая чистая, святая и спасительная мысль; что в обуреваемом или холодном сердце мгновенно водворяется тишина, или возгорается небесный пламень любви к Богу? Если всякое явление по роду своему свидетельствует о присутствии действующей силы, то эти внутренние явления души нашей не свидетельствуют ли о присутствии небесных сил, по человеколюбию бросающих лучи сбои в наш ум и искры в наше сердце? Не суть ли это действия ангелов, по изречению пророка Захарии, глаголющих в нас? Как достойно сожаления, если мы не примечаем этой ангельской помощи! Ибо, не примечая, не приемлем ее, как должно, и не пользуемся ею; не пользуясь, остаемся неблагодарными и виновными, не приготовляем себя к другим подобным посещениям и таким образом даже удаляем от себя хранителей наших.
Если мы, человеки, удаляемся от человеков, которых расположения противны нашим расположениям; если наставник наконец отрекается от ученика, не внемлющего наставлениям, или воспитатель от воспитанника, отвергающего руководство его; если самый отец удаляет от себя непокорного сына: то как не удалиться наконец от нас св. ангелам, когда мы не следуем их спасительным внушениям, и оставляем безплодным для нас их служение? Как не удалиться от нас небесным силам, когда мы предаемся только земному?
Как не удалиться чистым духам, когда мы живем в нечистотах плоти?
Как не удалиться ангелам Божиим, когда мы непрестанно имеем в мыслях и желаниях не Бога и Христа Его, но мир и самих себя?
III. Чада церкви! Чада Божии! Будем ходить, яко чада послушания. Не слышим ли, как натер ежедневно просит нам у Господа и Отца нашего ангела мирна, верна, наставника, хранителя душ и телес наших? Изгоним из души нашей плотские желания и суетные помыслы, и тогда посетят ее безплотные силы, и поведут нас с собою от силы в силу, доколе наконец и Сам явится Господь Бог в Сионе духа нашего (Пс. L XXXIII, 8), и сотворите в нем Себе обитель (Ин XIV, 23). Аминь.
(Сост. по Ч. -М. и по проп. Филарета, Митр. Моск., т. II, изд. 1874 г.).
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам Священник Григорий Дьяченко. В двух томах: Том первый. Первое полугодие. (330 поучений). — Второе пересмотренное и значительно дополненное издание. — М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 39-40.
При всей доброте этого государя, и при нем христианам не было спокойного житья, даже в самом Риме: в числе придворных и тогда были такие, которые втихомолку проливали кровь христианскую, как воду.
Привлечена была к суду, как христианка, и диаконисса Татиана. Когда она отказалась от поклонения идолу в храме Аполлона, ее подвергли пыткам.
Святая нисколько не колебалась от испытываемых ею страданий; вокруг нее незримо для других стояли четыре ангела и ободряли ее, поражая в то же время мучителей. Заключили потом Святую в темницу, и здесь явились к ней светоносные ангелы для ее утешения и ободрения.
Святую опять подвергли мучениям, и опять ввергли в темницу, и опять светоносные ангелы Божий явились к ней, уврачевали ее от ран и прославляли ее страдания.
Заключили, наконец, страдалицу в храме Меркурия, остригли наперед ее волосы, воображая, что в ее волосах заключается врачующая сила волшебства, и тут светоносные ангелы явились к ней, утешая ее в страданиях и возвестили скорое отрешение от смертного тела. Святая была усечена мечем вместе со своим родным отцом, которого около того времени также судили за принятие христианской веры. Таким образом, святая душа Татианы водворилась в мире духов, с ликами светоносных ангелов.
II. Жизнь св. Татианы научает нас той отрадной истине, что существует высший мир ангелов, которые по воле Божией посылаются на служение человеку, охраняют его от зла и утешают его среди бедствий.
Удивительно, что забвение о небесных силах в некоторых из христиан простирается до того, что сомневаются даже в существовании невидимого мира.
а) Если бы не имели мы свидетельства о бытии духовного мира в книге Откровения, мы могли бы найти его в книге природы. На всем видимом написано свидетельство о невидимом. Апостол Павел говорит, что невидимое Божие, Его присносущая сила и Божество, от создания мира чрез рассматривание тварей, есть видимо (Рим. I, 20). Посмотрите на дерево или траву: то, что вы видите, может только увянуть, засохнуть и разрушиться, а то, что производит зелень, рост, цвет и плод, не есть ли невидимое? Оглянитесь на самих себя: то, что в вас чувствует, желает, мыслит, не есть ли невидимое? Приметьте подобную лествице постепенность тварей, которые столько совершеннее одна другой, сколько более открывается в них действие невидимого; начните от земли и камня, в которых невидимое совершенно погребено; взойдите по лестнице видимых тварей до человека, в котором невидимое может уже господствовать: не естественно ли над сею степенью предполагать тварей, в которых видимое совершенно поглощено, — существа чисто невидимые, духовные?
б) Правда, в нынешнем омраченном состоянии человека и мира, сквозь письмена видимых вещей тускло мелькает свет мира невидимого. Но зато в книге Откровения очищенное верою око ясно усматривает не только существование мира невидимого, но и его близость, и тесный союз его с видимым. Там херувим стережет путь древа жизни (Быт. III, 24); здесь ангел утешает отчаянную Агарь (Быт. XVI, 7—12); в другом месте ангелы вместе с Господом гостят у Авраама (Быт. XVIII); ангелы спасают Лота из погибающего Содома (Быт. XIX); Иаков, то спящий во множестве видит ангелов, по лествице восходящих на небо и нисходящих на землю (Быт. XXVIII, 12), то бдящий встречается с полками ангелов (Быт. XXXII, 1). Ангел является Моисею в горящей купине (Исх. III, 2), для приготовления его к изведению израильтян из Египта. Исаия видит серафимов окружающих престол Господень, и от одного из них приемлет огненное очищение (Ис. IV).
Откроем Новый Завет. Се восходит солнце духов, является Царь откровений, Иисус Христос. Что же? Сам Царь провозглашает: отселе узрите небо отверсто, и ангелы Божия восходяща и нисходяща к Сыну человеческому (Ин. I,51): и действительно, мы видим ангела, возвещающего неплодное зачатие Предтечи (Лк. 1 ,11) и безсеменное зачатие Спасителя (Лк. I, 26), целое воинство ангелов, воспевающих славу рождества Спасителева (Лк. II, 13), ангела разрешающего недоумение Иосифа (Мф. I, 20) и устрояющего безопасность Младенца Иисуса от ищущих души Его, ангелов служащих Иисусу по искушении Его в пустыне (Мф. IV, 11), ангела, явившегося для укрепления Его в Гефсиманском подвиге (Лк. XXII, 43), ангелов отвергающих гроб Его (Мф. XXVIII, 2), возвещающих Его воскресение (Ин. XX, 12), ангелов сопровождающих Его вознесение и возвещающих Его паки пришествие (Деян. I, 10. 11).
Христиане! I. Христос, по изречению Иоанна Богослова, есть Святый, истинный, имеяй ключ Давидов, отверзаяй, и никтоже затворит (Откр. III, 7). Итак, если Он отверз небо: кто же смеет затворить его? Или кто смеет сказать, что теперь уже не время видеть ангелов Божиих, восходящих и нисходящих по воле Сына человеческого? Не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовании спасение? Кто же и ныне может утверждать, что они уже без дела и мы без помощи?
в) Но чем несомненнее удостоверяемся мы в близости к нам св. ангелов и о их готовности на помощь нам: тем с большею заботливостию мы должны помыслить о том, отчего в наши дни так мало слышат о сей помощи, а еще менее верят слышанному о том?
Как в видимых своих явлениях св. ангелы не редко принимаемы были человеками за подобных человеков: так легко случиться может, что и невидимые их действия человек примет за собственные человеческие или обыкновенные естественные действия. Не случается ли, например, что, среди недоумения или некоего бездействия ума, вдруг, как молния, просиявает чистая чистая, святая и спасительная мысль; что в обуреваемом или холодном сердце мгновенно водворяется тишина, или возгорается небесный пламень любви к Богу? Если всякое явление по роду своему свидетельствует о присутствии действующей силы, то эти внутренние явления души нашей не свидетельствуют ли о присутствии небесных сил, по человеколюбию бросающих лучи сбои в наш ум и искры в наше сердце? Не суть ли это действия ангелов, по изречению пророка Захарии, глаголющих в нас? Как достойно сожаления, если мы не примечаем этой ангельской помощи! Ибо, не примечая, не приемлем ее, как должно, и не пользуемся ею; не пользуясь, остаемся неблагодарными и виновными, не приготовляем себя к другим подобным посещениям и таким образом даже удаляем от себя хранителей наших.
Если мы, человеки, удаляемся от человеков, которых расположения противны нашим расположениям; если наставник наконец отрекается от ученика, не внемлющего наставлениям, или воспитатель от воспитанника, отвергающего руководство его; если самый отец удаляет от себя непокорного сына: то как не удалиться наконец от нас св. ангелам, когда мы не следуем их спасительным внушениям, и оставляем безплодным для нас их служение? Как не удалиться от нас небесным силам, когда мы предаемся только земному?
Как не удалиться чистым духам, когда мы живем в нечистотах плоти?
Как не удалиться ангелам Божиим, когда мы непрестанно имеем в мыслях и желаниях не Бога и Христа Его, но мир и самих себя?
III. Чада церкви! Чада Божии! Будем ходить, яко чада послушания. Не слышим ли, как натер ежедневно просит нам у Господа и Отца нашего ангела мирна, верна, наставника, хранителя душ и телес наших? Изгоним из души нашей плотские желания и суетные помыслы, и тогда посетят ее безплотные силы, и поведут нас с собою от силы в силу, доколе наконец и Сам явится Господь Бог в Сионе духа нашего (Пс. L XXXIII, 8), и сотворите в нем Себе обитель (Ин XIV, 23). Аминь.
(Сост. по Ч. -М. и по проп. Филарета, Митр. Моск., т. II, изд. 1874 г.).
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам Священник Григорий Дьяченко. В двух томах: Том первый. Первое полугодие. (330 поучений). — Второе пересмотренное и значительно дополненное издание. — М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 39-40.
Источник: slovo.russportal.ru
<-назад в раздел