Среда, 20 Ноября 2019 г.
Духовная мудрость

митр.Иоанн: экуменизм и нацбезопасность
Если это пагубное ослепление возобладает в России, то будет не только безнадежно повреждена чистота православной веры. Под вопросом окажется сама возможность возрождения русской государственности.
Митр. Иоанн (Снычев) о ереси экуменизма

Преп. Марк Подвижник об обличении ближних
Есть обличение <ближних> по злобе и чувству мести, и есть другое: по страху Божию и <любви к> истине.

Преп. Марк Подвижник

Сщмч. Иларион (Троицкий) о лжехристианах и лжецеркви
Я исповедую, что Церковь едина, и католики для меня не церковь, а следовательно, и не христиане, ибо Христианства нет без Церкви.
Сщмч. Иларион (Троицкий) о лжецеркви и лжехристианах

Ст. Николай Гурьянов о возрождении
«Батюшка, что мешает возрождению истинного Православия в России?» – «Потеря веры внутри Церкви».
Старец Николай Гурьянов об апостасии

Прп.Паисий об апостасии
Диавол закинул сети, чтобы поймать в них всё человечество. Богатых он хочет уловить масонством, бедных коммунизмом, а верующих экуменизмом.
Прп. Паисий Святогорец об апостасии

В кулуарах

Как я перестал быть эллинистом: История монаха-иконописца об увлечении греческими модернистами
Мое воцерковление происходило в 90-е годы. В нашей приходской книжной лавке продавались различные православные издания, в том числе и о греческих старцах, их поучения и наставления. Через эти книги я познакомился с житием и подвигами святителя Нектария Эгинского, преподобного Паисия Святогорца, старцев...

Женская мода: Вчера, сегодня, завтра
В отличие от наших целомудренных бабушек или прабабушек, многие современные девушки и женщины не находят необходимым, а точнее даже считают постыдным одеваться скромно и носить платок. Кому-то кажется, что ходить в длинной, хотя бы ниже колен юбке, некрасиво, кто-то не любит косу, предпочитая растрепанные...

Как живет наша деревня: Тревожное письмо в редакцию
Здравствуйте! я из Краснодарского края. Хочу поделиться болью о том, что происходит на моей Родине. Наш край – самый плодородный, самый «жирный» в плане еды. Сплошное изобилие. Все растет. Почти нет зимы. Урожай можно два раза в год собирать! Народ испокон веков был трудолюбивым земледельцем. А сейчас...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Как учит Священное Писание о Священном Предании? 19.11.2013
Как учит Священное Писание о Священном Предании?
«Хвалю же вы, братие, яко вся моя помните, и якоже предах вам, предания держите» (1 Кор. 11; 2)

Святой апостол Павел хвалит коринфских христиан за то, что верно сохраняют предания. Какие это предания? — Сие можно усмотреть из тех его изречений, которыми он напоминает и дополняет предания. Он говорит, что «муж не должен есть покрывати главу» во время молитвы: вот дополнение предания, которое показывает, что ранее сего было предание о церковной молитве. Далее говорит он: «еда... домов не имате, во еже ясти и пиши; Или о церкви Божией нерадите?» Сие обличение случайного беспорядка и неблагочиния в церкви показывает, что сему предшествовало предание о святости церкви, по которому она совсем не то, что простой дом, и требует благоговейного внимания. С особенной же ясностью указывает Апостол на таинство Тела и Крови Христовых, когда говорит о сем:» аз... приях от Господа... и предах вам». Итак, Апостол хвалит коринфских христиан за соблюдение преданий о церковной молитве, о святости храма, о Божественной литургии.

Заслужить похвалу Апостола за верное соблюдение истинных преданий должно быть желательно всякому сыну Церкви. Итак, внимания каждого достойно учение о преданиях. В учении о преданиях самое сие понятие и самое наименование предания заимствуется из Священного Писания. Апостол Павел говорит: «Темже убо, братия, стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим» (2 Фес. 2; 15). Вот вместе — и учение, и заповедь о преданиях. «Стойте и держите предания», то есть твердо и постоянно соблюдайте: вот заповедь, выражение непременной обязанности соблюдать предания. «Предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим»: вот учение о предании. Преданиями называет Апостол все то, чему от него научились христиане, яко от Апостола, относительно веры, священноначалия, Богослужения, благочиния церковного и правил жизни. Далее он различает два вида предания: предание посредством послания, или писанное предание, и предание посредством слова, или неписанное предание. Но как предание писанное простее и обычнее именуется Священным Писанием, то наименование предания обыкновенно употребляется для означения того, чему не посредством Священного Писания, но посредством слова и примера мы научились от святых Апостолов и святых Отцов.
Достойно примечания, что Апостол нераздельно и равно заповедует держаться и преданий посредством слова, и преданий посредством послания, или иначе сказать, велит нераздельно и равно держаться и Священного Писания, и священных преданий. Предания и Богодухновенное Писание стоят у него рядом; он требует от нас неменьшего внимания и ревности к преданиям, как и к Богодухновенному Писанию. Нужно ли более сего, для удостоверения о важности преданий, и для побуждения к верному соблюдению оных?

Но Христианские предания прошли через многие страны, народы, языки, через многие века. К первоначальным преданиям апостольским присоединились предания отеческие разных времен. В некоторых преданиях оказалось разнообразие. Возникла необходимость исследовать подлинность и достоинство преданий. Посему одни обращают все внимание на то, что в преданиях есть темного и недостоверного, и отсюда заключают, что можно освободить себя от дальней заботы о преданиях, тогда как «имамы известнейшее пророческое» и апостольское слово в Богодухновенном писании, могущее «умудрити во спасение». Другие, обращая внимание только вообще на заповедь соблюдать предания, без исследования, без рассуждения, слепо держать всякие предания, не стараясь дознать их подлинность, достоинство и чистоту. Что же должно делать? — Должно остерегаться обеих крайностей, теперь указанных.

Священное Писание начато чрез Моисея. Как же до того, в продолжение столь многих веков от начала мира, сохранялась и распространялась истинная вера, и учреждалось сообразное с нею Богослужение? — По преданию. Следственно предание было точно такое же орудие Божие ко спасению человеков, как и Священное Писание.

Священное Писание Нового Завета начато чрез Евангелиста Матфея, спустя восемь лет по вознесении Господнем на небо. Где же до того было Евангелие, основание догматов, учение жизни, устав Богослужения, законы управления церковного? — В предании, Богодухновенное Писание, по свидетельству святого Евангелиста Луки, есть только продолжение предания. «Якоже предаша нам, иже исперва самовидцы и слуги бывшии Словесе, изволися и мне... поряду писати» (Лк. 1; 2-3).

Вы хотите все утверждать на незыблемом основании Священного Писания. Очень хорошо. Так и должно. Между тем откуда известно вам, какие книги суть священные, и почему та или другая из них точно принадлежит к числу священных? — Сие известно большей частью из предания. Итак, самое Священное Писание пользуется пособием предания. Если так важно истинное предание, то когда же могла бы уменьшиться его важность? Разве тогда, когда Писание сказало бы нам, что уже не нужно заботиться о предании? Но Писание говорит противное сему: «стойте и держите предания, имже научитеся или словом, или посланием».

При сем, конечно, нужно испытывать, суть ли предания истинные апостольские и святоотеческие, дабы не подвергнуться тому же осуждению, которым Господь поразил фарисеев и книжников Иудейских, державших предания старец: «всуе чтут Мя, учаще учением, заповедем человеческим. Оставльше бо заповедь Божию, держите предания человеческая» (Мк. 7; 7-8).

Как же предохранить себя от сего осуждения? Как испытать предания, и отличить несомнительное? — Надежнейшее для сего правило извлекаю из приведенного теперь изречения Господня. Испытывай предание посредством слова Божия и посредством заповедей Божиих. Если предание противоречит слову Божию, если оно ведет тебя к нарушению заповеди Божией, то знай, что это человеческое, не истинное предание, что такое предание соблюдал бы ты «всуе», между тем как нарушение заповеди Божией осудило бы тебя.

Другое правило для испытания преданий можно извлечь из следующего изречения святого апостола Павла к Тимофею: «да у веси, како подобает в дому Божий жити, яже есть Церковь Бога жива, столпе и утверждение истины» (1 Тим. 3; 15). Если Церковь есть столп и утверждение истины, то в ней должно искать истины, а ею можно поверять истину преданий, которых Церковь есть единое верное хранилище. Приемля предание от единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, «стойте» в нем, не колеблясь напрасными сомнениями, «держите» оное, с упованием благоугодить Богу. «Не оставляйте своего собрания» (Евр. 10; 23, 25), то есть собрания Вселенской Православной Церкви, «якоже есть неким обычай». Ведайте, что такие люди, оставившие Церковь, «столп и утверждение истины», конечно предложат вам предание или ложное, или поврежденное, или по крайней мере, краденое и неблагословенное; и, конечно, ложное не спасет, поврежденное не исцелит, краденое не обогатит, неблагословенное не принесет благословения.

Прославим, братия, Бога, сподобившего нас быть чадами и членами истинной и Святой Церкви, в которой истинное и святое предание и с сим вместе преподаяние благодати и освящения, сходит с неба на землю, «яко роса Аермонская... на горы Сионския», течет непрерывно и неизсякаемо, и орошает священно началие и священнодействия, «яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его» (Пс. 132; 2, 3), так что помазанные Духом Святым Апостолы помазуют тем же духовным миром святых Отцов, и сии своих преемников из века в век, святители подают освящение храмам и таинствам, а храмы и таинства подают освящение святителям, почему, прикасаясь к святыне, вы прикасаетесь к той же благодати, которая излиялась в сошествии Святого Духа на Апостолов.

Из слова святителя Филарета, митрополита Московского
Троицкий листок 233

Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Если есть соблазн: Допустимо ли печь просфоры и кушать кошерные или халяльные продукты?

К нам в редакцию обратились прихожане храма святителя Николая Нижегородской епархии с вопросом, вызвавшим у них смущение и недоумение. Они узнали, что просфоры в их храме выпекаются из кошерной муки. «Это не связано с грехом подозрительности, – объясняют наши читатели. – На упаковке от муки так и написано:...


Опасность для мирового Православия: Схиархим. Тит (Бородин) об апостасийной ситуации с Фанаром и Элладой

Святая Православная Церковь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в течение человеческой истории именуется Воинствующей. Два тысячелетия она ведет духовную брань с врагами Христа Бога, сохраняя чад своих во Истине. Враги Божии, стремящиеся властвовать над мiром, понимают, что пока на Земле есть святое Православие, они не достигнут своей цели. Поэтому они все силы мiрового зла бросили сейчас...


Несть достойно еретиком в Церковь Божию входити: Экуменический случай на Афонском подворье Москвы

Уважаемая редакция! Хотела поделиться своими переживаниями по поводу происшедшего со мною случая. Недавно я проходила около подворья Афонского монастыря в Москве и увидела группу людей, человек 20-30, приближающихся ко Святым вратам. Сначала не обратила на них внимания, а когда поравнялась с ними, встала,...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Фотогалерея
Полезно почитать

Держаться за Русскую Церковь и Государственность: Беседа о Промысле Божием в современном мировом кризисе

Отец Паисий – давний друг нашей редакции. Он много паломничает и периодически делится своими впечатлениями. Вот какие ценные мысли он сообщил нам на этот раз… – Батюшка, расскажите, что в последнее время происходит в Церкви? В каком состоянии, на Ваш взгляд, пребывает простой народ? Есть ли у людей правильное понимание ситуации?..


Молитвами Царя Бог спасет Россию: «Державная» беседа с прот. Николаем Болдыревым

В «Православном Кресте» №17 (233) от 1 сентября с. г. мы размещали объявление о помощи в сборе пожертвований на памятник Царю Мученику Николаю II. А недавно милостью Божией мы побывали в храме в честь Священномученика Михаила (Гусева) города Кулебаки Нижегородской области и пообщались...


Пресвятая Богородица еще хранит Святую Русь: Духовная беседа со схиигуменом Митрофаном (Лаврентьевым)

Cхиигумен Митрофан (Лаврентьев), настоятель храма в честь праведного отрока Артемия Веркольского в селе Мугреево-Никольское Ивановской области, известен православному читателю. Однако это интервью с отцом Митрофаном особенное – оно составлено нами по материалам разных лет и публикуется в связи...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100