Вторник, 4 Августа 2020 г.
Духовная мудрость

Прп.Паисий об экуменистах
Сегодня, к несчастью, и у нас появилась европейская «корректность», и люди стремятся показать себя добрыми. Желая проявить свое «высшее благородство», они заканчивают тем, что кланяются двурогому диаволу. «Пусть будет одна религия», – говорят они и всё ставят на одну доску.
Прп. Паисий Святогорец

Свт. Игнатий о гонениях
Противники антихриста сочтутся возмутителями, врагами общественного блага и порядка.
Свт. Игнатий Брянчанинов о гонениях

Прот. Николай Гурьянов
Россия не поднимется, пока не осознает, кто был наш Русский Царь Николай... Господь не дарует России нового Царя, пока не покаемся искренно за то, что допустили иноверцам очернить и ритуально умучить Царскую Семью... Должно быть духовное осознание.
Старец Николай Гурьянов о монархии и покаянии

Сщмч. Иларион (Троицкий) о лжехристианах и лжецеркви
Я исповедую, что Церковь едина, и католики для меня не церковь, а следовательно, и не христиане, ибо Христианства нет без Церкви.
Сщмч. Иларион (Троицкий) о лжецеркви и лжехристианах

Прп.Иустин о папе
На втором Ватиканском соборе в наши дни так упорно и искусно защищалась неприкосновенность догмата <о непогрешимости папы>, ставшего эпохальным событием для Европы, особенно – ее апокалипсиса, в который она уже вступила. Этим догматом европейский гуманизм пришел к своему идеалу и идолу – человек провозглашен верховным божеством, европейский гуманистический пантеон получил своего Зевса.
Прп. Иустин (Попович)

В кулуарах

Константин Душенов о тайне беззакония и нашем маловерии
Общественный деятель, публицист, писатель, автор фильмов на православно-патриотическую тематику Константин Юрьевич Душенов в прошлом был известен как главный редактор газеты «Русь Православная», а ныне он директор Агентства аналитической информации с одноименным названием и ведущий нескольких программ на ютуб-канале «День ТВ». Наш корреспондент побеседовал с ним на ряд тем, волнующих сегодня православных христиан.

Расслабление духа: как выжить?
Расслабление – это смерть прежде смерти. Вроде человек живой, а ничего не может. Расслабление – тяжкое, тяжкое наказание. Сейчас в мире все ведется к тому, чтобы расслабить дух, чтобы расширить плоть, чтобы ввести человека в состояние духовной никчемности. И особенно болезненно то, что вот это расслабление входит и в Святое Православие. И мы, дети века сего, тоже не против избежать трудностей, как-то всегда уклоняемся от них.

Наказание за веру –  для христианина награда
Думаю, что на сегодняшний день верующих тревожат две главные мысли: как достойно перенести гонения, которые, скорее всего, нам готовит нынешнее неспокойное время, и состоится ли предсказанное старцами возрождение Триединой Руси, о котором говорили преподобный Серафим Саровский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, преподобные Оптинские старцы и их духовные преемники – протоиерей Николай (Гурьянов) и схиигумен Иероним Санаксарский.

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
06.10.2018
Русские подвижники последних времен: День памяти схиигумении Евпраксии Староладожской

2018-10-06.jpg

Староладожский Успенский женский монастырь, один из древнейших в Санкт-Петербургской епархии, многое пережил на протяжении своей более чем пятивековой истории. Он повидал немало горестных событий, но были в его судьбе и светлые дни; были личности, своею жизнью и делами оставившие по себе добрый след и благодарную память. Безусловно, в сонме таковых подвижников – игуменья Евпраксия, скончавшаяся 23 сентября 1823 года, о которой мы и расскажем сегодня.

Рожденная в 1734 году, в миру она называлась Евдокиею; отец ее был купцом, а мать происходила из священнического рода. Семья жила в Санкт-Петербурге, где дядя Евдокии служил придворным протоиереем, а сестра и племянницы были в замужестве за дворянами. Рано оставшись сиротою и не желая супружеской жизни, подвижница тайно удалилась из дома дяди в город Арзамас, где десять лет провела в Алексеевском женском монастыре в трудах и молитвенных упражнениях.

Нелегко давалась девице иноческая жизнь: физической крепости она не имела и скудная монастырская трапеза тяжело сказалась на ее здоровье. Евдокия заболела и, горько плача, просила у Божией Матери помощи и восстановления сил. Однажды во время праздничной всенощной больная лежала в изнеможении и вдруг услышала стройное пение и увидела, как дверь ее кельи внезапно открылась и вошли два светлых мужа, неся икону Успения Богородицы и поя тропарь этого праздника. Когда девица с молитвою устремила свой взор к иконе, лик Пречистой ожил и Богоматерь поднялась с ложа и сказала ей: «Восстань и укрепляйся, ты должна послужить Мне еще много». Евдокия тотчас стала здравою, и видение прекратилось. Когда пришедшие сестры увидели ее исцеленной, все умилились и прославили Бога.

К концу десятого года жизни в Арзамасе о пребывании там подвижницы стало известно ее дяде, который потребовал отправить племянницу в Санкт-Петербург. Это было исполнено, однако в столицу Евдокия возвратилась ненадолго. Вскоре она отправилась в Староладожский монастырь, а с провожавшим ее верным слугою передала дяде, что в миру она не останется, сколько бы ее к этому ни склоняли. Родственники смирились, и жизнь благочестивой девицы потекла наконец по единственно радостотворному для ее сердца пути.

Игуменья Староладожской Успенской обители Евфимия приняла Евдокию благосклонно и отвела ей отдельную келью, где она и жила в строгом воздержании, питаясь только хлебом и квасом, который раз в неделю приносила ей местная жительница. Особым послушанием ее в те годы было чтение Псалтири по усопшим, и, будучи тверда духом, она в одиночку ходила по покойникам. Несколько более должного полагаясь на свои силы, однажды она пренебрегала осторожностью и оставила бдительность, за что и получила вразумление. Как-то глухой осенней ночью девица читала в церкви над покойником из мирян, который, как ей показалось, вдруг поднялся и с ужасным видом кинулся на нее. Испуганная Евдокия бросилась в келью и, потеряв на пороге сознание, наутро была найдена сестрами. С тех пор она уже не дерзала искушать Господа такой самонадеянностью.

В декабре 1777 года подвижница была пострижена в монашество с именем Евпраксия, а 2 февраля 1779 года – возведена преосвященным Владыкою Санкт-Петербургским Гавриилом в лаврской Благовещенской церкви в сан игуменьи Староладожского монастыря. С этого времени в жизни матушки наступил новый, самый трудный период, в течение которого подвиг пустынножительства она чудно сумела сочетать с послушанием настоятельницы обители.

Как игуменья мать Евпраксия была удивительно мудрою. Неуклонно внимание ее обращалось на благолепие храмов и истовое, столь же благочинное совершение богослужения. В частности, она любила и всячески заботилась, чтобы во время службы храм был хорошо освещен. В ее игуменство на престольные праздники всегда приезжали архимандриты из Лавры, которых матушка встречала звоном церковных колоколов, сама всходя на колокольню; в другие торжества собиралось окрестное духовенство.

2018-10-06.1.jpgЕвпраксия много потрудилась над благоустройством и украшением церквей, ограды и колокольни, и благодатная помощь от Господа не раз являлась ей в минуты затруднения. Однажды, во время постройки колокольни, закончились средства для продолжения дела. Подвижница весьма скорбела, но ей в сонном видении явилась святая великомученица Варвара с обещанием содействия свыше. И вот, на другой же день приехала в монастырь помещица Желтухина, передала игуменье  конверт с потребною суммою, и рассказала, что великомученица Варвара во сне дала ей повеление вручить эту сумму игуменье.

В другой раз, когда везли колокол из Санкт-Петербурга и случилась буря, мать Евпраксия, отправив спутников в ближайшую деревню, в укрытие, сама осталась при колоколе, усердно молясь Богу и прося положить конец ненастью. Тогда ей предстали преподобные Сергий и Герман Валаамские и Александр Свирский и утешили. И что же? – буря утихла, колокол вскоре был доставлен на место, и сама Евпраксия, на блоках поднявшись с крестом, водрузила его над колокольнею.

Строй монастырской жизни на общежительный подвижница не изменяла, но всячески заботилась о благополучии сестер. Принимала же их с большою осторожностью и иногда строго испытывала. Так, когда пришла к ней сестра Елпидифора, впоследствии ее любимая ученица, Евпраксия сначала ее не приняла и даже строго приказала уйти, но потом, явно обнаружив свою непреклонность, она была принята с радостью. От монахинь игуменья требовала исполнения правил иноческой жизни, и в ее время духовная жизнь в обители держалась на редкой высоте. Пересудам, зависти, лености не было места. Сама матушка подавала пример воздержания и трудолюбия. Многие сестры становились истинными подвижницами, и любовь Евпраксии к ним особенно выражалась во время их болезней, когда блаженная лично ухаживала за недужными и всячески облегчала их страдания. Так, когда опасно заболела Елпидифора и ей в видении было показано исцеление после посещения часовни на Абрамовщине, игуменья, только что там побывавшая, несмотря на непогоду, вернулась, чтобы помолиться о болящей, которая, к счастью, вскоре поправилась, умывшись принесенною из колодца при той часовне водою.

Если Евпраксией овладевал дух раздражения и она не могла сдержаться, то по миновании его первая просила прощения. Так, когда враг возмущал долгое время ее против Елпидифоры, подвижница коленопреклоненно искала примирения и умоляла дать ей сил усерднее молиться. Тогда по слезной молитве дух раздражения оставил ее, и между матушками водворился благодатный мир.

Игуменью глубоко уважали Санкт-Петербургские владыки и подвижники благочестия: Феофан Новоезерский, Феодор Санаксарский, Назарий Валаамский и другие. Ее хотели поставить начальницею Смольного монастыря, но она отказалась, почитая лучшим уделом пребывание в бедной обители.

Для своего монастыря она не стяжевала средств просьбами, хождениями, намеренным поиском благодетелей, но молилась и по вере скоро обретала необходимое. Нередко рыбаки, закидывая мрежу на счастье Евпраксии, получали обильный улов; было много и других подобных случаев. Но при всем том мать Евпраксия отличалась великим смирением. Когда ее хотели отметить наперсным крестом, она отказалась от сей награды. Святая игуменья была и крайне нестяжательна, и когда умирала какая-либо из монахинь, она, раздавая сестрам небогатое имущество покойной, себе не брала ничего.

Одевалась подвижница скромно. Однажды привелось ей быть в приемной митрополита, когда там дожидались встречи две знатные настоятельницы. Они спросили важно Евпраксию, зачем она здесь, а услышав, что у нее есть дело к Владыке, сухо заметили, что из-за недомогания он примет только их. Каково же было смущение этих особ, когда секретарь объявил, что митрополит побеседует сегодня лишь с Евпраксией. Так смиренных Сам Господь превозносит, несмотря на их видимое уничижение.

Матушка Евпраксия управляла монастырем 43 года (1779–1822 гг.) и 22 июля 1822 года испросила увольнения на покой. Одновременно с крестом начальствования она, как сказано выше, несла еще подвиг пустыннический. Устроив почти в трех верстах от обители часовенку, подвижница часто утром удалялась туда на молитву. В дождь, ветер, снег, бурю, распутицу, темною ночью ходила Божия избранница на это место без малейших опасений. Истерзанная терниями, покусанная комарами и мошками, измученная зноем или холодом – она возвращалась потом в свою нетопленную келью и опять молилась. Не раз по дороге к пустыньке ей сопутствовал дивный свет, волки держались поодаль, будто ручные собачки, а галки однажды указали ей путь к месту, где она обронила свой ковчежец со святыми мощами. Дивный столп огненный как-то спас матушку и от ножа беглого солдата, который позже ее молитвами, принеся покаяние, вновь был принят на службу и восстановил свою репутацию. 

2018-10-06.2.jpg

Незадолго до смерти в Великий Четверг подвижница приняла елеопомазание и узрела над собою распростертую десницу Божию; в другой же раз она видела Спасителя на облаках, а также предсказала скорое возвращение с Отечественной войны с легким ранением одного помещика. Так еще при жизни верная труженица Христова была прославлена свыше. Сложив с себя бремя правления, Евпраксия остаток дней своих проводила в строгом затворе, не вмешиваясь в дела обители, только изредка ходатайствуя за сестер и смиренно перенося суровое обращение с ней новой игуменьи.

Почила угодница Божия 23 сентября 1823 года, приняв Святые Тайны. По смерти ее оказалось, что она была пострижена в схиму. Когда омывали тело усопшей, оное дивно само собою приняло сидячее положение. Погребли ее на пятый день по преставлении, но и тогда не было заметно следов тления, а напротив – от гроба исходило некое благоухание.

Могила Евпраксии за окном главного алтаря Успенской церкви, на ней лежит плита с надписью, иссеченною ее рукою задолго до кончины.

2018-10-06.3.jpg

Невысокого роста, худощавого телосложения, в шапочке, мантии и с жезлом в руках – старица Евпраксия, тем не менее, была величава духовно, и этот ее величественный образ всегда жив в сердцах ревнителей благочестия. Ей, глаголет дух, блаженны мертвые, умирающие в Господе: почиют от трудов своих (см.: Откр. 14, 13).

Подготовила Ксения Миронова

По книге «Жизнеописания 
отечественных подвижников 
благочестия XVIII и XIX веков. 
Сентябрь». Издание Введенской
Оптиной Пустыни, 1997.

http://www.pkrest.ru           

___________________ 
Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998


См. также:




Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Юридическое заключение на проект федерального закона № 986679-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

10 июля 2020 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона № 986679-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект). Согласно пояснительной записке законопроектом изменяется порядок отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок) при непосредственной угрозе его жизни или здоровью.


Анализ возможной угрозы российским национальным интересам, нарушения целостности медицинского и эпидемиологического суверенитета

При участии России в мероприятиях ВОЗ под эгидой глобального координационного механизма (gcm) ВОЗ, координируемого и финансируемого Фондом Билла и Мелинды Гейтсов... В ответ на запрос общественной организации «Общественный уполномоченный по защите семьи» Минздрав России письмом от 20.05.2020 года № 21-2/0312 подтвердил факт взаимодействия Минздрав России с Б. Гейтсом и связанной с ним организацией Всемирная организация здравоохранения (далее - ВОЗ).


АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ЗАКОНОПРОЕКТУ 744029-7 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О персональных данных" в части обработки биометрических персональных данных»

02 июля 2019 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 744029-7 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О персональных данных» в части обработки биометрических персональных данных» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/744029-7 ). Данная статья ФЗ «О персональных данных» посвящена биометрическим персональным данным, на основании которых можно установить личность человека...


<<       >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Фотогалерея
Полезно почитать

Три крещения Руси

Учёные много спорили о достоверности летописного известия о «призвании варягов». Было ли оно в действительности, сказать трудно, да и не в этом дело, ибо сам факт появления в середине IX века на Русской земле новых государственных образований не подлежит сомнению. Летопись свидетельствует, что первыми русскими князьями стали братья Рюрик, Синеус и Трувор, правившие соответственно в Новгороде, Белозере и Изборске. 862 год по Рождеству Христову принято считать годом рождения русской государственности.


Громкая читка (продолжение)

В общем, я вернулся в свою комнату, сел за стол и понял, что не напишу ни строчки. Даже не из-за Сергея. Что-то сразу не пошло у меня. Может, оттого, что встретились несколько знаменитостей. И пришлось поздороваться. Тут уже я сам вспомнил, не анекдот, а историческую быль: Павел I пригласил Державина на приём в дворцовую библиотеку и, указывая на бесчисленные шкафы с книгами, сказал: «Вот ведь Гавриил Романович, сколько уже написано, а всё пишут и пишут». Что Державин ответил, не знаю. Наверное, вроде того, что...


Алапаевские мученики: убиты и забыты

После упокоения Алапаевских мучеников в склепе при кладбищенском храме Преп. Серафима и перевозки мощей Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары в Святую Землю о них почти все забыли. "Из русских же людей, - с горечью писал митрополит Пекинский Иннокентий, - никто не посетил места упокоения Царственных мучеников и не вспомнил о них. Только однажды Шандунская группа войск прислал депутацию, которая возложила от имени группы на гробы мучеников серебряный венок и устроила торжественное поминальное богослужение..."


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100