10.10.2019
Поделиться новостью в соц сетях:Аще смиримся, обрящем покой: Поучения из творений Святых Отцов на все случаи жизни
10.10.2019
Православное вероучение настолько глубоко и премудро, что содержит ответы на все вопросы, которые могут возникнуть у человека, вставшего на путь спасения. В Священном Писании и творениях Святых Отцов можно почерпнуть добрые поучения на все случаи жизни и обрести опору в самых тяжких обстоятельствах. Предлагаем для размышления несколько вопросов…
КАКИЕ ВРЕМЕНА
НАЗЫВАЮТСЯ ПОСЛЕДНИМИ?
В своем первом послании любимый ученик Господа, апостол любви, евангелист Иоанн восклицал:
Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время (1 Ин. 2, 18).
С тех пор, как были написаны эти строки, прошло почти две тысячи лет, но и сегодня повсюду слышно: «пришло последнее время», «скоро грядет кончина мира», «настали последние времена». Как же понимать эти слова?
Блаженный Феофилакт Болгарский в «Толковании на деяния и послания апостолов» дает такое пояснение:
«Всякая вещь может быть разделена на три части: начало, середину и конец. Нет ничего несообразного в том, чтобы назвать концом все то, что следует далее середины. Посему, если Господь пришел в середине десяти тысячелетий (ибо Его пришествие на землю было почти в 5500 году от сотворения мира), то все следующее за сим время может быть названо последним».
КАКОЕ МЕСТО
ДЛЯ НАС СПАСИТЕЛЬНО?
Отвечая на этот вопрос в письмах к духовным чадам, преподобный Амвросий Оптинский дал такое пояснение:
«Нигде в Священном Писании не сказано, чтобы спасение наше определялось местом. Напротив, в Евангелии ясно читаем: Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф. 19, 17). Где бы кому ни пришлось жить, по сказанному в псалмах: На всяком месте владычествия Его: благослови, душе моя, Господа (Пс. 102, 22). Спасение может получить христианин на всяком месте, и в мире живя... < >
Но нигде Господь не хочет… понуждать человека, а везде предоставляет благому нашему произволению. Чрез собственное произволение люди бывают или добры, или злы. Поэтому напрасно будем обвинять, будто бы живущие с нами мешают нашему спасению или совершенству духовному. Самуил жил и воспитывался у священника Илия при развратных сыновьях его, но сохранил себя и был великим пророком.
А Иуду и трехлетняя жизнь пред лицом Самого Спасителя не сделала лучшим. Он видел столько чудес, постоянно слышал евангельскую проповедь, а сделался еще худшим, продал Учителя своего за тридцать сребреников, из которых каждый – не больше Русского полтинника.
Неудовлетворительность наша душевная происходит от нас самих, от нашего неправильно составленного мнения, с которым никак не хотим расстаться. Оно-то и наводит на нас смущение и сомнение, все это нас томит, отягощает и приводит в безотрадное состояние.
Хорошо бы понять простое святоотеческое слово:
«Аще смиримся, то на всяком месте обрящем покой, не обходя умом многие иные места, на которых может быть с нами то же, если не худшее».
ЗАЧЕМ НУЖНЫ ДЕНЬГИ?
А действительно, зачем? Одна духовная дочь преподобного Амвросия Оптинского в письме к старцу призналась: «Я так не люблю деньги, что они у меня никогда долго не держатся; потому и бываю всегда без денег, а после занимаю». Мудрый старец так отвечал ей:
«Да ведь это безтолковщина, и в этом нужно не оправдываться, а лучше укорять себя и постараться исправиться... У Святых Отцов говорится, что "краи бесовские суть", т.е. крайности происходят от подущения душевных врагов. Безрассудно быть пристрастну к деньгам и нерассудно пренебрегать ими. То и другое худо и ведет не только к смущению, но даже к вреду душевному чрез разные путаницы.
Деньги сами по себе или, вернее, по цели, назначенной от Бога, – вещь весьма полезная. Они заменяют недостаток простоты и любви между людьми. Без денег кто бы расчел людей? Были бы вечные споры, ссоры и даже драки до убийства; а малыми монетами и даже ничтожными бумажками люди от всего этого избавляются, сами не понимая того. Вред не от денег, а от безрассудной жадности или от злоупотребления, – пожалуй, скажем, и от неправильного пренебрежения. Пользуйся употреблением денег правильно – и будешь покойна. Мир тебе и Божие благословение».
ПОЧЕМУ ДОЛГИ ХУЖЕ ГРЕХОВ?
Ответ на этот вопрос также находим в поучениях преподобного Амвросия Оптинского:
«…в грехах покается человек, и Бог да простит. А за долги будут истязать не только в настоящей земной жизни, но и в будущей, от чего да избавит Господь».
ПОЧЕМУ ПЕЧАЛЬНА
СУДЬБА ГОНИТЕЛЕЙ?
«Мне отмщение, Аз воздам», говорит Господь. И действительно история свидетельствует, что почти все гонители Церкви Божией, если не раскаивались, были строго наказаны и нередко сами умирали мучительной смертью. Вот ряд примеров.
Первый гонитель христиан император Нерон был свергнут с престола и, вероятно, убит. Домициан, по жестокости, подобный ему, попал в плен к врагу и там был убит. Декий погиб на войне, и тело его было съедено хищными зверями. Валериан был взят в плен персами, и там исполнял он самую унизительную обязанность: подставлял свою спину вместо ступени персидскому царю, когда тот садился на коня. Когда же Валериан умер, с его тела содрали кожу и вывесили на позор римлянам.
Император Диоклетиан впал в жестокую болезнь, лишился разума и уморил себя голодом. Максимилиан, отказавшись от престола, отравился ядом. Главный виновник десятого, последнего гонения на христиан, Максимиан Галерий, казнивший и Дмитрия Солунского, и Георгия Победоносца, и целителя Пантелеимона, страдал неисцелимой болезнью, которая, несмотря на все усилия врачей, дошла до такой степени, что никто не мог приблизиться к больному. От его ран исходил страшный нестерпимый смрад.
Гонение Диоклетиана и Галерия справедливо признается самым жестоким. Целью его было полное истребление христианства. «Да погибнет имя христианское!» – такую задачу они ставили себе.
Но эпоха раннего христианства была не только временем страданий и мук. Она полна примерами непреклонности веры и преданности Господу. Тогда каждый христианин, тайный и явный, должен был для себя решить, как поступить, как ответить на Божий призыв. Сказать: «Вот я, Господи! Возьми мою жизнь» или – отречься.
___________________
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям.
Телефон редакции: 89153536998.
См. также:
<-назад в раздел