Сегодня как никогда громко звучат призывы к взаимодействию Русской Православной Церкви со всевозможными раскольниками и еретиками. Вот, как по поводу "дружбы" предостерегает нас святитель Лука Крымский:
Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них (Рим. 16:17). Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях (1 Кор. 1:10). Умоляет вас святой апостол Павел, умоляет, – значит, то, о чем говорит, чрезвычайно важно. Если не исполните этого, то горе вам. О ком это речь?
О тех, о которых и другой Апостол говорит, что придут лжеучители, придут те, которые раздирают ризу Христову. Кто это? Это еретики древние, это также все те, кто отделяется от Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви, - это все сектанты. Слово "сектант" именно и значит "отделившийся".
Они отделились от Церкви Христовой, от той Церкви, о которой вы слышите и сами поете в Символе веры: "Верую во Единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь". Они не веруют во Единую Церковь, они не веруют в Церковь Апостольскую, Соборную, они не веруют в Церковь Святую. Разве это не страшно? Разве не страшно самовольно выбросить из Символа веры, который был составлен Святыми Отцами Первого Вселенского Собора и частично дополнен Отцами Второго, - разве не страшно что-нибудь изменить в нем?!
Первое весьма тяжкое разделение - разделение между Церквами Восточной и Западной, Греческой и Римской - последовало в 1054 году.
Мы, причащаясь, глубоко веруем, что причащаемся истинных Тела и Крови Христовых, а протестанты и сектанты в это не верют, для них Таинство Евхаристии только исполнение завета, данного Христом на Тайной вечери: Сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22:19). Они преломляют хлеб, но, вкушая его, не вкушают Тела Христова. Мне надо сказать еще более о гом, что было следствием деятельности этого первого раскольника Церкви Мартина Лютера. Он разрешил всем мирянам толковать Священное Писание, как они вздумают. Он предоставил понимать каждому Священное Писание, как заблагорассудится. И что же было следствием этого? Следствием этого было быстрое дробление "церкви" лютеранской и всех "церквей" протестантских на множество, множество сект.
В основу своего богословия поставили они не Евангелие, не Послания, не Деяния апостольские, а философию Гегеля, и это привело к тому, что постепенно стали они все больше и больше отходить от подлинных основ христианства. Но не все протестанты пошли по этому пути. Более разумная часть поняла, что это гибель, что это приведет к безбожию. Они ужасаются, что "церковь" распадается на безчисленное множество сект. Они поняли, что в дроблении их погибель, и они стремятся всеми силами к соединению с "церковью" – или римско-католической, или Православной. И уже существует бездна между этими благоразумными христианами-протестантами и пошедшими по пути философии Гегеля крайними либералами в богословии. Да пошлет им Бог помощь Свою, но думаю я, что уже поздно, ибо лютеранская и протестантская "церкви" раздроблены на огромное количество сект.
Знайте, что русский штундизм начался в Одесской губернии от проповеди лютеранских пасторов, и первыми уловленными в их сектантские сети были простые крестьяне: Михаил Ратушный и Иван Рябошапка. Они-то и стали первыми проповедниками штундизма. Они ничему не учились, ничего не знали и поверили всему, что говорили им лютеранские пасторы. И ныне баптисты не знают, что они, по существу, протестанты. Если сравнить учение веры баптистов, изложенное в очень краткой брошюрке, с лютеранством, то yвидите, что это почти лютеранская вера. Но сами баптисты обиделись бы, если бы мы называли их лютеранами, ибо этого они не понимают.
Что руководит уходящими в секты? Они сами говорят об этом так: "Мы ушли из Православной Церкви потому, что в ней много пьяниц, воров и даже убийц, и мы не хотим быть с нечистыми. Церковь должна быть святой, в ней не должно быть никаких тяжких грешников". Что, что скажем мы в ответ им? Да, вы отчасти правы. Да, действительно, к стыду нашему, есть в Церкви нашей немало грешников: есть и пьяницы, и воры, и прелюбодеи. Но что же, разве Церковь их учит этому? Разве виновата Церковь, что стали они по своей воле ворами и прелюбодеями? Церковь их этому не учила. Церковь в этом не виновна. В Церкви существует огромное количество людей чистых, далеких от воровства и блудодеяния. А если и есть недостойные, то не результат ли это их собственного расположения, непослушания Церкви? Сектанты говорят: "Зачем не гоните их, не исключаете из Церкви, зачем не следуете совету апостола Павла, чтобы выйти из среды их?" Прочтем подлинные слова апостола Павла и посмотрим, действительно ли они относятся к грешным членам Церкви, из которой надо уйти.
Вот что писал св. Павел: "Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас" (2 Кор. 6:14–17). Вот из этих слов св. Павла сектанты делают вывод, что надо уйти из Церкви, ибо она нечиста. Но разве о нас, разве о православных, разве о христианах говорит в этом тексте св. Павел?
Выступающие с такими обвинениями сектанты ничем не отличаются от тех врагов Христовых, которые обвинили апостолов святых в том, что они едят и пьют с мытарями и грешниками. Даже Самого Спасителя они называли другом мытарей и блудниц. Пусть и нас называют друзьями грешников: мы жалеем грешников, стараемся направить на путь покаяния. Мы не поступаем так, как сектанты поступают в гордости, в самосвятости своей, осуждая грешников за являя, что не желают быть в oбщении с ними. А вот апостол Павел всех христиан коринфских в начале Послания своего называет святыми, так мягко, было сердце его, так далеко от осуждения. Почему называет он их так, если были среди них грешники?
Потому что надо вам знать, что в Новом Завете слово "святые", часто применяемое к христианам, не равносильно слову "безгрешные". Святыми н называли всех очищенных от скверны духовной в бане Святого Крещения всех, кто стал близок к Богу, потому что пошел за Христом. Как бы ни погрешали они, как бы ни падали, святыми называли их, потому они стремились к святости. А баптисты, евангелисты себя только считают праведными. Их яркая отличительная черта - себя считать искупленными, спасенными, святыми.
Священномученик Игнатий Богоносец: "Не обманывайтесь, братия; кто последует производящему раскол, тот не наследует Царствия Божия". А св. Ириней, весьма древний епископ, так говорит: "Всякий, отделяющийся от Церкви, чужд для нее, он не потребен ей, он враг ее. Не имеющий матерью Церкви не может иметь Отцом своим Бога". Не страшны ли эти слова? Запомните их, запомните.
Поясню примером. В 11-й главе Евангелия от Луки повествуется, как один фарисей пригласил Господа Иисуса Христа на обед и был удивлен, что Господь не умыл рук перед обедом. А по-славянски место это читается иначе: Христос не прежде крестится прежде обеда (Лк. 11,38). И вот, невежественные сектанты указывают нам, что и Сам Христос не крестился перед обедом. Что отвечать на это? О бедные вы, бедные! Ведь вы совсем невежественны, не знаете ни славянского, ни греческого языка, не знаете, что по-гречески слово "баптизо" значит крестить, как мы крестим детей, погружая в воду, призывая имя Святой Троицы. Но они не знают, что это греческое слово имеет и другое значение – омовение. Поэтому в русском тексте читаем, что фарисей был удивлен, что Христос не умыл рук перед обедом. Подумайте, мог ли Он осенять Себя крестным знамением до Своего распятия на Кресте, который только после этого стал символом нашего спасения? Могли ли тогда и апостолы креститься? Креститься, осенять себя знамением крестным мы стали, когда Христос на Кресте искупил нас от клятвы законной. А невежественные сектанты, ссылаясь на это славянское слово, отвергают величайшую защиту нашу, защиту от всех козней диавола. А вы, христиане, как величайшую святыню, храните всегда знамение Креста Господня!
Раскол – падение гордых: Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец
История повторяется: Книга сщмч. Киприана Карфагенского «О единстве Церкви» как обличение современных расколов
Что больше угрожает – экуменизм или раскол?: Внутри Церкви действуют бесовские схемы через «движение непоминающих»
<-назад в раздел