Пятница, 22 Ноября 2019 г.
Духовная мудрость

Свт. Феофан о монархии
Когда Царская власть падет и народы всюду заведут самоуправство (республики, демократии), тогда антихристу действовать будет просторно... Некому будет сказать «вето» властное. Смиренное же заявление веры и слушать не станут.
Свт. Феофан Затворник об Удерживающем

свт. Игнатий о врагах России
Европейские народы всегда завидовали России и старались делать ей зло. Естественно, что и на будущее они будут следовать той же системе. Но Велик русский Бог! Молить нужно Великого Бога, чтобы Он сохранил духовно-нравственную силу нашего народа – Православную веру.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Прп. Паисий Величковский о католиках
Латинство откололось от Церкви и пало в бездну ересей и заблуждений, и лежит в них без всякой надежды восстания.
Прп. Паисий Величковский о католиках

митр.Иоанн о возрождении
То, что хотят «возродить» люди, отвергающие православную духовность и Церковь, не есть Россия... Лишенное религиозно-нравственных опор национальное самосознание либо рухнет под напором космополитической нечисти, либо выродится в неоправданную национальную спесь.
Митр. Иоанн (Снычев) о возрожении России

Зиновий Мних
Зрите братие, аще и много понудят вас печать или карту приятии, то аще и кровь пролияти или имения лишитеся, то с радостию притерпите, точию не мозите поклонитися многоперстной их прелести.
Сказания Зиновия Мниха

В кулуарах

Как я перестал быть эллинистом: История монаха-иконописца об увлечении греческими модернистами
Мое воцерковление происходило в 90-е годы. В нашей приходской книжной лавке продавались различные православные издания, в том числе и о греческих старцах, их поучения и наставления. Через эти книги я познакомился с житием и подвигами святителя Нектария Эгинского, преподобного Паисия Святогорца, старцев...

Женская мода: Вчера, сегодня, завтра
В отличие от наших целомудренных бабушек или прабабушек, многие современные девушки и женщины не находят необходимым, а точнее даже считают постыдным одеваться скромно и носить платок. Кому-то кажется, что ходить в длинной, хотя бы ниже колен юбке, некрасиво, кто-то не любит косу, предпочитая растрепанные...

Как живет наша деревня: Тревожное письмо в редакцию
Здравствуйте! я из Краснодарского края. Хочу поделиться болью о том, что происходит на моей Родине. Наш край – самый плодородный, самый «жирный» в плане еды. Сплошное изобилие. Все растет. Почти нет зимы. Урожай можно два раза в год собирать! Народ испокон веков был трудолюбивым земледельцем. А сейчас...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
29.07.2018
Русские подвижники последних времен: Память Глинского старца схиархимандрита Иоанна (Маслова)

Время жизни определено для искания спасения

2018-07-29.2.5.jpg

Схиархимандрит Иоанн принадлежал к тем редким необычным людям, которые соединяли в себе широкие познания, огромное трудолюбие и ясновидящую мудрость, зиждущуюся на глубокой вере. Магистр богословия, автор множества богословских работ, он являет собой образ духовника, к которому люди обращались и обращаются как к источнику спасения. Каждого из своих духовных чад он как бы крепко брал за руку и узким и тернистым путем вел ко Христу.
 
Схиархимандрит Иоанн (в миру Иван Сергеевич Маслов) родился 6-го января 1932 года в деревне Потаповке Сумской области, в крестьянской семье. Его родителей отличали глубокая религиозность и благочестие, что отражалось на всем укладе семейной жизни. Уже в детские годы Иван обладал духовной зрелостью. Друзей у него было много, однако детских игр он избегал. Зато часто посещал храм Божий, к чему детей приучила мать. Старшая сестра его рассказывала: «Иван рос добрым, тихим, спокойным. Родители никогда его не наказывали. От матери попадало всем, а ему – никогда. Всегда он был смиренный, никого не обижал».

В 1941 году мальчик остался в семье за старшего, так как отец ушел на фронт. Мать Ивана, Ольга Савельевна (впоследствии – монахиня Нина), вспоминала, что тогда он стал настоящей опорой для всех, руководителем и воспитателем братьев и сестер. С самого детства Ваня много трудился. Он умел делать все: и шить, и прясть, и ткать, и вязать, и готовить, и работать в поле. С 12-ти лет отрока взяли в колхоз; он пас коров, пахал, сеял, косил, собирал плуги, научился делать повозки. В школу ходил за шесть километров в село Сопич. Благодаря природной одаренности, Иван учился очень хорошо, учителя всегда его хвалили.

В 1951 году юношу призвали в армию. Позже он рассказывал, что и там не скрывал своей веры. Над койкой повесил икону, и никто его не ругал, не притеснял, все уважали. Находясь на срочной службе, Иван заболел, и в 1952 году был уволен из армии, вернулся домой. Чистейшая душа его стремилась к духовному совершенству, к единению со Христом. Именно в это время он сподобился Божественного откровения, о котором впоследствии говорил: «Такой свет увидишь – все забудешь».

В 1954 году Иван поступил в Глинскую Пустынь, где в то время подвизались великие преподобные старцы Андроник (Лукаш), Серафим (Амелин) и Серафим (Романцов). Именно с ними и сблизился духовно молодой подвижник, особенно – со старцем Андроником, с которым был связан дружескими узами до самой кончины преподобного.

По прошествии двух лет, 8-го октября 1957 года, Иван был пострижен в монашество с именем Иоанн в честь святого апостола. Случай для Глинской Пустыни, где постригали только после многих лет искуса, – необыкновенный. В 1961 году обитель закрыли, а отец Иоанн по благословению старца Андроника поступил в Московскую Духовную семинарию. В Великий Четверг, 4-го апреля 1962 года, в Патриаршем Богоявленском соборе он был рукоположен во иеродиакона, а 31-го марта следующего года – во иеромонаха.

После семинарии батюшка продолжил обучение в Духовной Академии, которую окончил в 1969 году со степенью кандидата богословия и оставлением в Московских Духовных школах в качестве профессорского стипендиата. Отец Иоанн преподавал столь интересно и вдохновенно, что на лекции к нему приходили студенты с разных курсов. С 1974 года в различных изданиях он опубликовал более ста работ; 11-го марта 1983 года защитил магистерскую диссертацию «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении», получив звание магистра богословия. Патриарх Пимен отметил пастырские и научные труды отца Иоанна, наградив его Патриаршим наперсным крестом.

Но важнейшим служением отца Иоанна в Московских Духовных школах стало духовничество. Помещение перед ризницей, где он трудился, никогда не пустовало. Имя батюшки, как опытнейшего наставника, передавалось из уст в уста. Все более и более расширялся круг лиц, просивших его духовного совета и руководства: монахи и монахини, священники, известные ученые, рабочие, деревенские жители, студенты, школьники, врачи, учителя… Бесед со священником искали и епископы, и министры. А у него для каждого находилось соответствующее душеполезное слово.

Отец Иоанн имел дары Духа Святаго, среди которых были непрестанная молитва Иисусова, духовное рассуждение, прозорливость, проникновение в тайники человеческих душ, исцеление болезней душевных и телесных. Но главное, старец стяжал величайший дар благодати Божией – безпредельную спасающую христианскую любовь. Всего себя, все свои силы, ум, сердце и волю он отдал Богу и людям. И как часто он избавлял пасомых от болезней, скорбей, печалей, принимая их на себя, полагая душу свою за ближних!

Батюшка говорил: «Только любовью можно постичь внутреннюю жизнь других людей и войти с ними в тесное духовное общение», «Реальная любовь – носить немощи друг друга», «Любовь сильнее смерти», «В любви сокрыт ключ и истинного боговедения, и истинной христианской жизни». Он возвращал падшим людям образ Божий, умел заставить их плакать слезами покаяния, слезами возрождения к духовной жизни.

Живой пример молитвенного церковного духа отца Иоанна научал паству ценить богослужение, прививал усердие к посещению храма, внушительнее слов увлекал на добрый спасительный путь. Знавшие старца отмечали, что он был строгим и ревностным исполнителем Устава и призывал к тому же всех священнослужителей. Подвижник наставлял: «Благоговейное, истовое и возможно полное исполнение Церковного Устава имеет громадное религиозно-воспитательное значение для паствы и для пастыря. Оно объединяет их всех, показывает всю высоту и истинность Православия и его богослужения <...>. Когда богослужение совершается истово и по Уставу, то все верующие выходят из храма молитвенно одухотворенными и исполненными глубокого назидания».

Однако далеко не все обстоятельства в жизни отца Иоанна складывались благоприятно: из Троице-Сергиевой лавры его направили духовником в Жировицкий Свято-Успенский монастырь. Сырой климат этого области Белоруссии был ему категорически противопоказан и опасен для здоровья. Однако праведнику пришлось до конца испить чашу уготованных ему скорбей.

Когда батюшка приехал в Жировицы, жили там очень бедно, выращивали лишь немного овощей. Всеохватность деятельной натуры старца тут же проявилась в благоустройстве хозяйственной жизни монастыря: наладилось садовое хозяйство, огородничество, появилась пасека. Старец научил инокинь шить церковные облачения, вышивать и делать митры. И вскоре обитель стала славиться своими искусными мастерицами. Но главное внимание подвижник уделял духовной жизни. Его вдохновенное слово перед исповедью подвигало к покаянию, сокрушению о грехах.

Но недолго пришлось батюшке трудиться на новой ниве: в июне 1990 года он приехал в отпуск в Сергиев Посад, а в августе, перед возвращением в Белоруссию, недуг приковал его к постели. Страдания то усиливались, доходя до критических состояний, то немного ослабевали. Истаивало тело верного служителя Христова, но дух его по-прежнему был бодр и деятелен. При малейшем облегчении он сразу принимался за труд: работал над докторской диссертацией о Глинской Пустыни, Глинским Патериком и статьями. Рядом с кроватью старца была прибита рейка, на которой лежали ручка и карандаш. Он брал небольшой легкий лист фанеры, ставил его ребром на грудь и, положив на него бумагу, писал.

В это трудное время особенно проявилась жертвенная любовь праведника к Богу и ближним: он не переставал принимать духовных чад даже тогда, когда после очередной беседы терял сознание. Те, кто служили отцу Иоанну в эти дни, сетовали на посетителей, пытались оградить от них старца. Но однажды он сказал: «Не препятствуйте людям приходить ко мне. Я для того родился».

27–28-го июля 1991 года отец Иоанн чувствовал себя совсем плохо. 29-го июля, в понедельник, в 9 часов утра он причастился, а в половине десятого в полном сознании мирно отошел ко Господу. Погребен подвижник на Старом кладбище Сергиева Посада.

Благодаря своим богословским трудам, отец Иоанн известен сегодня не только как старец-духовник, но и как духовный просветитель. Он и в этом качестве умножил полученные от Бога таланты. Труды схиархимандрита Иоанна называют учебниками жизни, духовного роста и прозрения. Это воистину величайшее сокровище для воспитания чад Божиих в духе церковности. На могиле подвижника всегда много цветов, горящих свечей. Часто там слышится: «Батюшка, родненький, помоги!» Величие и красоту души отца Иоанна можно передать его же словами: «Любить добро, плакать с плачущими, радоваться с радующимися, стремиться к жизни вечной – вот наша цель и духовная красота».

 

ИЗ ПОУЧЕНИЙ СТАРЦА  ИОАННА (МАСЛОВА)

2018-07-29.2.2.jpg 

Уныние бывает, когда дверь [души] открыта, т. е. впускаешь лукавые помыслы, они понемногу расхищают все, что накопилось в душе, все дары молитвы. Нужно дверь закрыть, помыслы гнать, богатство копить. Тогда в душе будет теплота, сокровища и благодать.

+ + +

Смирение – это способность видеть истину.

2018-07-29.2.4.jpg

Больше надо молчать. Много говорит пустой человек. Если будешь мало говорить, к твоему слову будут прислушиваться. Когда говорят старшие – все выслушать, не перебивать, потом вежливо, кротко ответить.

+ + +

Много скорби праведным, но нечестивым – еще больше.

2018-07-29.2.3.jpg

Всегда надо помнить цель – спасение. Это дело всей жизни. Здесь скоро ничего не добудешь. Надо по шажкам, как слепой. Потерял дорогу – стучит палкой вокруг, никак не найдет, вдруг нашел – и снова с радостью вперед. Палка для нас – молитва. А потом как молния сверкнет – озарит все, и видно, куда и как идти. Но это редко, а обычно – молись. Ничто скоро не дается. И при жизни может, и в конце не дастся, а после смерти добродетели окружат тебя и вознесут.
 

Подготовила Ксения Миронова
По книге Н.В. Маслова «Благодатный старец». М., 1998.

http://www.pkrest.ru

___________________ 
Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998


См.также:





Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Если есть соблазн: Допустимо ли печь просфоры и кушать кошерные или халяльные продукты?

К нам в редакцию обратились прихожане храма святителя Николая Нижегородской епархии с вопросом, вызвавшим у них смущение и недоумение. Они узнали, что просфоры в их храме выпекаются из кошерной муки. «Это не связано с грехом подозрительности, – объясняют наши читатели. – На упаковке от муки так и написано:...


Опасность для мирового Православия: Схиархим. Тит (Бородин) об апостасийной ситуации с Фанаром и Элладой

Святая Православная Церковь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в течение человеческой истории именуется Воинствующей. Два тысячелетия она ведет духовную брань с врагами Христа Бога, сохраняя чад своих во Истине. Враги Божии, стремящиеся властвовать над мiром, понимают, что пока на Земле есть святое Православие, они не достигнут своей цели. Поэтому они все силы мiрового зла бросили сейчас...


Несть достойно еретиком в Церковь Божию входити: Экуменический случай на Афонском подворье Москвы

Уважаемая редакция! Хотела поделиться своими переживаниями по поводу происшедшего со мною случая. Недавно я проходила около подворья Афонского монастыря в Москве и увидела группу людей, человек 20-30, приближающихся ко Святым вратам. Сначала не обратила на них внимания, а когда поравнялась с ними, встала,...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Фотогалерея
Полезно почитать

Держаться за Русскую Церковь и Государственность: Беседа о Промысле Божием в современном мировом кризисе

Отец Паисий – давний друг нашей редакции. Он много паломничает и периодически делится своими впечатлениями. Вот какие ценные мысли он сообщил нам на этот раз… – Батюшка, расскажите, что в последнее время происходит в Церкви? В каком состоянии, на Ваш взгляд, пребывает простой народ? Есть ли у людей правильное понимание ситуации?..


Молитвами Царя Бог спасет Россию: «Державная» беседа с прот. Николаем Болдыревым

В «Православном Кресте» №17 (233) от 1 сентября с. г. мы размещали объявление о помощи в сборе пожертвований на памятник Царю Мученику Николаю II. А недавно милостью Божией мы побывали в храме в честь Священномученика Михаила (Гусева) города Кулебаки Нижегородской области и пообщались...


Пресвятая Богородица еще хранит Святую Русь: Духовная беседа со схиигуменом Митрофаном (Лаврентьевым)

Cхиигумен Митрофан (Лаврентьев), настоятель храма в честь праведного отрока Артемия Веркольского в селе Мугреево-Никольское Ивановской области, известен православному читателю. Однако это интервью с отцом Митрофаном особенное – оно составлено нами по материалам разных лет и публикуется в связи...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100