Пресвятая и присноблаженная Матерь Бога Слова, Дева Мария, так высока по добродетелям, как лествица досязающая до неба, где сокрыто хранилище всех благ; так обильна дарами благодати, как море, из коего текут реки и источники и орошают всю землю. Праведно убо песнословится Она, и яко лествица, возводящая на небо, и яко живоносный источник. Она воистину есть живоносный, благодатный источник, не только потому, что при источнике водном многократно явлена чудная Ея помощь в болезнях телесных и душевных; но паче потому, что в Ней обитал Господь Сын Божий, сей Божественный источник света, жизни и блаженства, и, яко Сын Ея по плоти, полный благодати и истины, сокрыл в приснодевственном чреве Ее глубокий кладезь небесных даров для всех земнородных. Она и ныне, яко Чадолюбивая Матерь рода христианского, выну ходатайствует пред Богом о всех сынах и дщерях христианского мира, и, яко Матерь Всемогущего, вся благопотребная душам, и телам их подает во время благопотребно. Она и ныне чудно являет Свою силу — и в тех храмах, кои посвящены Ея имени, и чрез те изображения, на коих сохраняется любезное, светлорадостное лице Ея, и при тех источниках, при коих с верою призывается Ея ходатайство ко Господу и заступление. Воспевая славное Христа Спасителя мира восстание из мертвых, Иже есть Божественный, высочайший источник света, жизни, славы и блаженства, не должны ли мы воспоминательно воспеть и те чудныя действия, кои явлены Богоматерию всему миру, а паче Святой, Православной Церкви? Чувствуя немощи духа и тела, томясь жаждою небесной жизни, к кому обращать должны — и руце, и язык и сердце, если не к Божественному источнику, Господу Иисусу? К кому притекать можем и должны, как не к Заступнице рода христианского, сему Богодарованному сосуду благодати, из него же течет не только вода очищения, но и млеко благодатной жизни, и мед небесного учения, и вино духовного веселия? Так! тецыте, братие, к струям Живоносного Источника, тецыте и пийте туне — по благодати, пийте вси — и богатые и бедные, и без сребра и злата, вино и воду. Тецыте на воду: что это за вода, к коей призывает нас устами Пророка Святая Церковь? Кому она подается? Где Божественный, высочайший, живоносный источник сея воды? И что потребно, дабы она была животворною для душ и телес наших?
Чудная вода, которую и указует и подает нам Матерь Бога Слова, Матерь рода христианского! Она питает, напояет и веселит сердце; она и очищает скверны душевныя, и врачует недуги телесные; она так сладка, что пиющий ее вжаждется паки, и так сильна и удовлетворительна к утолению жажды безсмертного нашего духа, что пиющий ее не вжаждется во веки; она так тихо течет в живот вечный, как воды Силоамли, так неприметно падает на душу, как роса на руно Гедеоново. Что это за живая, толико чудодейственная вода? Это вода благодатных даров Духа Святаго: ибо обещано, что реки из сердца верующего истекут воды живы, а это обетование есть обетование благодати (Ин. 7, 38-39). Что это за дары благодати? Это суть: дух страха Божия, дух познания, дух силы, дух совета, дух разумения, дух мудрости, Дух Господень, или дар благочестия и вдохновения в высшей степени (Ис. 2, 1. 3).
Кому подается благодатная сия вода? — жаждущим: аще кто жаждет, да приидет ко Мне, говорит Спаситель, и пиет (Ин. 7, 37). Жажда духа означает сильное желание даров благодатных и непреодолимое к ним влечение. Чем выше благо чаемое, или искомое; тем и желание бывает пламеннее. Поелику же дары благодатные составляют высочайшее благо безсмертного нашего духа; то и желание оных должно быть пламенное, живое, чистое, и стремление к ним постоянное, непреодолимое, всецелое. Чем сильнее пламень объемлющий какое-либо здание; тем больше потребно воды для погашения пламени. Чем сильнее жажда, томящая сердца праведников; чем сильнее пламень страстей, попаляющий души грешников: тем сильнейшее потребно действие благодатной воды и для праведников и для грешников. Да притекают убо все к живоносному источнику — и праведники и грешники: праведники — дабы утолить жажду безсмертнаго духа; грешники — дабы угасить пламень страстей, их пожирающий. С желанием чистым должен быть соединен и посильный подвиг: аще кто жаждет, да приидет к источнику благодати, и да пиет. Да приидет: это подвиг духовный и телесный; да пиет: это употребление даров Божиих святое, благополезное во освящение души и здравие тела.
Где божественный, высочайший, живоносный источник, из коего лиются струи благодати? Не далек: Царствие Божие внутрь нас есть (Лк. 17, 21). Где струи сего Божественного Источника текут? Недалеко — во Святой Православной Апостольской Церкви, яко святом граде Всевышнего, яко нерукотворенной скинии, — в христианских храмах, яко видимых селениях невидимого Бога и даров Его. Недалек, но глубок студенец Божественный: это любвеобильное сердце Иисусово, это Животворящий Дух Христов. Широко устье сего студенца: это суть язвы Спасителевы, в теле Его копием на Кресте открытыя. Многочисленны протоки его: это суть молитвы Богоматери, Ее заступление и ходатайство пред Богом. Таинственны стези его: это суть священныя Таинства, чрез кои, яко чрез трубы, изливается благодать с небеси на землю. Из сего-то Божественного кладезя — из любвеобильного сердца Иисусова и Животворящего Его Духа — истекли обильно реки благодати на землю чрез язвы Его, на кресте открытые, и присно текут, по молитвенному ходатайству и заступлению Богоматери, в Православной Церкви чрез священные Таинства, совершаемые строителями таин и слугами Божиими по чину священноначалия. Сии источники воды живой, благодатной никогда не оскудевают, сколько бы ни почерпали из них притекающие, и сколько бы ни было притекающих. Они сильны наполнить небо сладостию — напоить веселием Ангелов; сильны оросить всю землю — очистить грехи всех человеков. Так многообильны реки благодатные! Но, сколько ни многообильны реки благодати: они напояют только мягкую землю — сердца, готовые к приятию благодатных впечатлений, а не горы каменистые — души твердые и упорные. Сколько ни близки они ко всем и каждому: они безполезны для тех, кои или не хотят или не умеют пользоваться дарами благодати, кои подобны праздным зрителям того, как текут реки сии, а сами из них не почерпают ни одной капли и не утоляют жажды своей. Надобно убо притекать к источникам Израилевым; надобно почерпать из них капли благодати, и — утолять жажду духа, и очищать пятна души, и врачевать язвы сердца.
Что потребно, дабы благодатные воды были благотворны для душ и телес наших? Потребны: вера живая, коею приемлется благодать Духа Святаго; любовь чистая, коею оплодотворяется семя жизни и развивается в святой деятельности; сердце нерастленное, яко сосуд, где хранится сокровище благодати; житие нескверное, яко благословенный плод благодати; наконец молитвенное ходатайство Богоматери о нас ко Господу и милостивое Ее заступление. Поелику же дары Божии надобно возгревать, или умножать куплею духовною: то надобно призвать в помощь молитву, труд, бдение, кои должны послужить и детоводителями к благодати, и хранителями оной, под молитвенною сению Богоматери.
Блаженны мы, братие! близь нас источники воды живой, благодатной: близки ли души наши к ним? имеем ли мы святую жажду — сильное желание даров благодатных? притекаем ли радостно к источникам Израилевым? Напаяем ли души чистыми струями благодати? имеем ли, чем почерпать, и — где хранить должно воду благодатную, то есть, имеем ли веру живую в Господа Иисуса? имеем ли чистое сердце, согретое любовию? знаем ли, чем привлекаются струи благодати на землю, и кем течение их направляется к человекам? Когда благоволит Господь подать некие капли, сладкайшие паче меда сотового: то море страстей, кипящее в душах и телах наших, не поглощает ли сии драгоценные капли, коими души наши должны оживляться и услаждаться?
Христе Спасителю! мы мрачны, немощны, нечисты, хладны, мертвы, по духу: к Тебе, Божественный источниче света, жизни и блаженства, притекаем с верою и любовию, и вечно притекать будем. Осеняемые благодатию Богоматери, к Тебе взываем и вечно взывать будем: силою воскресения Твоего из мертвых, изливай выну, от любвеобильного Духа Твоего, живоносные струи Твоей благодати, для утоления жажды духа нашего; сердце чисто созидай в нас и дух правой веры обновляй в нас Крестом Твоим. Да будут дары Твоей благости драгоценным залогом несомненного нашего упования, которое возлагаем на Твою всесильную помощь, и среди волнений жизни, и среди ужасов смерти! Аминь.
Архиеп. Илиодор (Чистяков) († 1861 г.)
Слова и беседы, произнесенные к Курской пастве, Илиодором, Архиепископом Курским и Белоградским. — Издание второе, с прибавлением воскресных бесед. — СПб.: В типографии Экспедиции заготовления Государственных бумаг, 1844. — С 104-111.
Источник: slovo.russportal.ru
<-назад в раздел