15.12.2013
Поделиться новостью в соц сетях:Что может пробудить человека от греховнаго сна? Поучение в день памяти преп. Афанасия
I. Св. преподобный Афанасий, память коего совершается ныне, был затворником в Киево-Печерской лавре. Проболев довольно долгое время, он скончался. На третий день, когда игумен с братиею пришел для погребения св. Афанасия, все с ужасом увидели его сидящим и плачущим. Братия начала спрашивать его, как он ожил и что видел в загробном мире. Но он не говорил им ничего, как только одно слово: «спасайтесь». Братия начали умолять его сказать что нибудь для пользы их душ. Тогда св. Афанасий изрек: «имейте во всем послушание к игумену, не возноситесь, кайтесь ежечасно и молитесь Господу Иисусу, Пречистой Его Матери и преподобным Антонию и Феодосию, чтобы здесь скончать жизнь свою, потому что Пресвятая Богородица и преподобные отцы непрестанно молят Бога об этом месте и о живущих здесь». После сего св. Афанасий затворился в пещере и пробыл в ней безвыходно 12 лет, питаясь только хлебом и водою, которые он получал чрез оконце.
Когда же наступило время преставления его, (в 1175 г.), то, призвав братию, повторил прежние свои слова о послушании и покаянии и, сказав еще: «блажен, кто удостоится быть здесь положенным», спокойно предал свою душу Богу...
Не напрасны были знаменательные слова о покаянии отошедшего к Богу угодника Божиего... Если бы не вняли им иноки, то, может быть, не отклонено было бы страшное бедствие, угрожавшее обители печерской в 1169 г., когда во взятом князем Мстиславом и отданном им на разграбление войску Киеве не было пощады никому и ничему, и зажжена уже была и печерская обитель, но Бог чудно сохранил ее от окончательного истребления...
II. Преподобный Афанасий печерский, пробудивший от греховного сна иноков печерского монастыря своими увещаниями и дивным возвращением к жизни, побуждает и нас побеседовать с вами, братие, о том, чем можно разбудить христианина от греховного сна.
а) Прежде всего может и должно будить человека от греховного сна рассматривание бедственности греховного состояния. Грех – пагуба для всех. Эту истину уже тысячу раз оправдали многие частные люди, семейства, города, целые земли, и теперь оправдывает ее безчисленное множество людей. Всякий делающий и располагающийся делать грех носит осуждающего судию в собственном сердце. Он никогда не бывает совершенно спокоен; что-то непрестанно гложет его сердце, и он всегда в страхе, всегда боится всенародного обличения и тяжкого наказания. Притом грех обыкновенно бывает весьма неблагодарен. Вместо того, чтобы доставить своему любителю хоть что-нибудь уважительное, он часто отнимает у него все: отнимает честь, доброе имя, доверенность, здоровье, имущество, отнимает так, что состояние его бывает крайне несчастно. Это одна сторона! С другой стороны состояние грешника весьма подобно, как говорит св. Апостол, сну или состоянию сонного. Во сне у человека все высшие силы души как бы исчезают, и действует только воображение, которое доставляет спящему разного рода мечты: различные удовольствия, сокровища, почести и т.п.; но, по пробуждении, от всех его мечтаний не остается у него совершенно ничего.
То же бывает с грешником. Совесть у него засыпает, разум – тоже; действует только чувственность: потому что грех льстит только чувственной части человека, только чувственную часть его распаляет приятными видами разных удовольствий и счастия. И это действование греха бывает так сильно, что человек забывает свое высшее происхождение, свое назначение и всею душею прилепляется к земле; но земля никак не может доставить ему душевного удовольствия и счастия: льстит ему тем, льстит другим, он испытывает все, что доставляет ему земля, и во всем, что она доставляет, находит только землю – пищу несродную его душе, томление духа, недовольство и разочарование. «Суета суетствий, всяческая суета» на земле, сказал Премудрый, и – всякий проснувшийся от греха ясно видит и всею душею говорит то же.
Итак, грешник, всматривайся в бедственность своего состояния! Она может весьма сильно побуждать тебя к оставлению греховного сна – к покаянию и исправлению. Несчастие никому не приятно; тем больше должно быть всем нам неприятно несчастье истинное и вечное.
б) Далее, весьма сильно может будить грешника от греховного сна и располагать его к покаянию и исправлению частое представление себя на краю своей жизни. Тот обманывает себя часто весьма несчастно, кто думает, что будет жить долго. Наша жизнь часто оканчивается совершенно неожиданно и прерывается как слабая паутина или тухнет как свеча от сильного ветра. А на всю нашу жизнь нам должно смотреть как на длинный рабочий день, в который, при помощи Божией благодати, нам должно совершить дело нашего спасения и совершенным делом приобрести будущее блаженство.
Чаще представляйте себя на конце своей жизни! «Поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши», говорит Премудрый (Сир. 7, 39).
в) Наконец, весьма сильно будит нас от греховного сна мысль о всеблагом и правосудном Боге, Который никак не может терпеть греха. Без Бога мы ничто; Ему обязаны мы всем, что ни имеем, не исключая и нас самих. Бог весьма благ, но так-же и правосуден. Он долго щадил первый, растленный грехом (Быт. 6, 5) мир, и – наконец истребил его потопом. Он долго терпел исполненных всякой нечистоты иудеев, и – наконец отверг их. Таким образом кто не хочет покаяться и быть в Его любви и блаженстве, тот необходимо должен впасть в руки Его правосудия. Когда Он воскресит всех мертвых, тогда вместе со всеми воскреснут нераскаянные грешники, и – горе им! Их участь будет невыразимо ужасна. «И ввергнут их в пещь огненну: ту будет плач и скрежет зубом», говорит Господь.
III. Братия! Вот сильныя средства к пробуждению от греховного сна. Употребляйте их, кому нужно проснуться, чтобы получить жизнь вечную. Аминь.
(Сост. по Словам или бесед. на все воскр. и праздн. дни, Григория, архиепископа Казанского и Свияжского, т. III, стр. 19–24).
Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам Священник Григорий Дьяченко. В двух томах. – Второе пересмотренное и значительно дополненное издание. – М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897.
Когда же наступило время преставления его, (в 1175 г.), то, призвав братию, повторил прежние свои слова о послушании и покаянии и, сказав еще: «блажен, кто удостоится быть здесь положенным», спокойно предал свою душу Богу...
Не напрасны были знаменательные слова о покаянии отошедшего к Богу угодника Божиего... Если бы не вняли им иноки, то, может быть, не отклонено было бы страшное бедствие, угрожавшее обители печерской в 1169 г., когда во взятом князем Мстиславом и отданном им на разграбление войску Киеве не было пощады никому и ничему, и зажжена уже была и печерская обитель, но Бог чудно сохранил ее от окончательного истребления...
II. Преподобный Афанасий печерский, пробудивший от греховного сна иноков печерского монастыря своими увещаниями и дивным возвращением к жизни, побуждает и нас побеседовать с вами, братие, о том, чем можно разбудить христианина от греховного сна.
а) Прежде всего может и должно будить человека от греховного сна рассматривание бедственности греховного состояния. Грех – пагуба для всех. Эту истину уже тысячу раз оправдали многие частные люди, семейства, города, целые земли, и теперь оправдывает ее безчисленное множество людей. Всякий делающий и располагающийся делать грех носит осуждающего судию в собственном сердце. Он никогда не бывает совершенно спокоен; что-то непрестанно гложет его сердце, и он всегда в страхе, всегда боится всенародного обличения и тяжкого наказания. Притом грех обыкновенно бывает весьма неблагодарен. Вместо того, чтобы доставить своему любителю хоть что-нибудь уважительное, он часто отнимает у него все: отнимает честь, доброе имя, доверенность, здоровье, имущество, отнимает так, что состояние его бывает крайне несчастно. Это одна сторона! С другой стороны состояние грешника весьма подобно, как говорит св. Апостол, сну или состоянию сонного. Во сне у человека все высшие силы души как бы исчезают, и действует только воображение, которое доставляет спящему разного рода мечты: различные удовольствия, сокровища, почести и т.п.; но, по пробуждении, от всех его мечтаний не остается у него совершенно ничего.
То же бывает с грешником. Совесть у него засыпает, разум – тоже; действует только чувственность: потому что грех льстит только чувственной части человека, только чувственную часть его распаляет приятными видами разных удовольствий и счастия. И это действование греха бывает так сильно, что человек забывает свое высшее происхождение, свое назначение и всею душею прилепляется к земле; но земля никак не может доставить ему душевного удовольствия и счастия: льстит ему тем, льстит другим, он испытывает все, что доставляет ему земля, и во всем, что она доставляет, находит только землю – пищу несродную его душе, томление духа, недовольство и разочарование. «Суета суетствий, всяческая суета» на земле, сказал Премудрый, и – всякий проснувшийся от греха ясно видит и всею душею говорит то же.
Итак, грешник, всматривайся в бедственность своего состояния! Она может весьма сильно побуждать тебя к оставлению греховного сна – к покаянию и исправлению. Несчастие никому не приятно; тем больше должно быть всем нам неприятно несчастье истинное и вечное.
б) Далее, весьма сильно может будить грешника от греховного сна и располагать его к покаянию и исправлению частое представление себя на краю своей жизни. Тот обманывает себя часто весьма несчастно, кто думает, что будет жить долго. Наша жизнь часто оканчивается совершенно неожиданно и прерывается как слабая паутина или тухнет как свеча от сильного ветра. А на всю нашу жизнь нам должно смотреть как на длинный рабочий день, в который, при помощи Божией благодати, нам должно совершить дело нашего спасения и совершенным делом приобрести будущее блаженство.
Чаще представляйте себя на конце своей жизни! «Поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши», говорит Премудрый (Сир. 7, 39).
в) Наконец, весьма сильно будит нас от греховного сна мысль о всеблагом и правосудном Боге, Который никак не может терпеть греха. Без Бога мы ничто; Ему обязаны мы всем, что ни имеем, не исключая и нас самих. Бог весьма благ, но так-же и правосуден. Он долго щадил первый, растленный грехом (Быт. 6, 5) мир, и – наконец истребил его потопом. Он долго терпел исполненных всякой нечистоты иудеев, и – наконец отверг их. Таким образом кто не хочет покаяться и быть в Его любви и блаженстве, тот необходимо должен впасть в руки Его правосудия. Когда Он воскресит всех мертвых, тогда вместе со всеми воскреснут нераскаянные грешники, и – горе им! Их участь будет невыразимо ужасна. «И ввергнут их в пещь огненну: ту будет плач и скрежет зубом», говорит Господь.
III. Братия! Вот сильныя средства к пробуждению от греховного сна. Употребляйте их, кому нужно проснуться, чтобы получить жизнь вечную. Аминь.
(Сост. по Словам или бесед. на все воскр. и праздн. дни, Григория, архиепископа Казанского и Свияжского, т. III, стр. 19–24).
Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам Священник Григорий Дьяченко. В двух томах. – Второе пересмотренное и значительно дополненное издание. – М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897.
<-назад в раздел