28.08.2012
Поделиться новостью в соц сетях:О, ВЛАДЫЧИЦЕ, ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, БУДИ С НАМИ И С РОССИЕЙ, ДО СКОНЧАНИЯ ВЕКА. Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Слово на день славного Успения Пресвятой Богородицы
Предста Царица одесную Тебе (Пс. 44, 10).
Так предрек из глубины минувших веков царь пророк Давид; он видел пророческим Духом величайшее прославление от Бога чудной Царицы, избранной от всех земных родов в Матерь имевшему воплотиться от Духа Святаго без семени мужеского Сыну Божию — для искупления и спасения человеческого рода от греха, проклятия и смерти. Он видел тогда как бы настоящим событие, празднуемое ныне вселенскою Церковью, — т.-е. предстояние Матери Божией одесную Бога Сына Своего на небесах, предстояния, которого Она удостоилась по честном Своем успении, погребении, воскресении на третий день и вознесении на небо с пречистым Своим Телом. Предста Царица одесную Тебе.
Для чего предстала небесная Царица одесную Сына Своего и Бога, Творца всех тварей, Спасителя мира? Для того, чтобы вечно предстательствовать пред Ним за род христианский, непрестанно Ее умоляющий и блажащий и чтобы принять праведное воздаяние от живоначальной Десницы Сына Своего, за сверхъестественное служение воплощению и воспитанию Его, за все скорби и печали, которые Она претерпела при Его страданиях и крестной смерти.
Дивны тайны промышления Божия о роде человеческом! При самом сотворении человек — в лице первой четы — почтен был величайшею почестью: он один из всех земных, одушевленных тварей, отличен был образом и подобием Божиим, получив от Творца душу словесную, свободную, безсмертную, владычественную над всеми земными тварями и над всею землею, — с единственным условием и обязательством — свободно и охотно повиноваться Своему Творцу; при этом имелось в виду — за добровольное послушание и точное исполнение Божией заповеди даровать человекам в награду вечное наслаждение неизреченными благами царствия Божия; вместе с тем было заранее им объявлено, что за неповиновение и преслушание они умрут смертию. Награда за послушание, и наказание за ослушание вполне были достаточны для поощрения к исполнению заповеди и для ограждения от непослушания. Но чего можно было опасаться первой чете, то и вышло: вместо того, чтобы свободу обратить на добро, на послушание Богу, они обратили ее во зло; не покорившись Богу и послушав злого врага, прельстившего первую жену Еву. Произошло дерзновенное, неблагодарное нарушение союза с Богом и безумное, вольное вступление в союз с падшим ангелом и его царством — с духами злобы поднебесными: и вот вместе с первыми человеками, и все человечество, бывшее в чреслах их, отпало от Бога и поработилось врагу и унаследовало зло безконечно великое, но, так как это зло было в человеках не первоначальное, а происшедшее искусительно от первого виновника и изобретателя зла — диавола, и потому — допускавшее милосердие и сострадание от Бога к падшему человеку, — то Господь сжалился над падшим, немощным Своим созданием, имевшим способность к покаянию; и еще прежде его сотворения, предвидя его падение, положил искупить его чудесным, — одного Бога достойным, — способом: вочеловечением Сына Божия от Пречистой Девы, исполнением чрез Него всей правды Божией, поруганной человеками, научением их вере, покаянию и всякой правде, — страданиями и смертию Его — за человечество, воскресением и вознесением на небо человеческим естеством; основанием на земле Церкви или общества спасаемых, дарованием людям всемощной Ходатаицы за верующих и держащихся искренно основанной Церкви. — И человечество падшее восстановлено; на место непослушания Евы — явилась — смиренная, послушная Дева — Пресвятая Мария: та приняла в себя врага диавола и сочеталась с ним чрез непослушание Богу, а Эта — чрез смирение и послушание глаголам Божиим приняла в Себя Самого Бога и на веки сочеталась с Ним и соединила с Ним верующее и послушное Ему человечество; та была виновница греха и смерти; а Эта — Виновница правды и вечной жизни. И вот ныне Она предстоит одесную Сына Своего и Бога и ходатайствует пред Ним за христиан день и ночь.
Предста Царица одесную Тебе. Божия Матерь много скорбела и страдала неправедно от беззаконных людей, всячески преследовавших и оскорблявших Сына Ея злобными своими языками и, наконец, умертвивших Его на Кресте, много горьких слез пролила Она, когда видела Его висевшим и страдавшим на Кресте и испускающим дыхание.
За все Ее безпримерные скорби, слезы, воздыхания, терпение, как и за все Ея попечения о Сыне Ее, — Она удостоена величайшей славы — Царицы Неба и земли и Покровительницы всего христианского рода. В самой смерти Ея уже величайшая слава — в просветлении лица Ея и в блистании необычайным светом храмины, в которой почивало Пречистое Тело Ея, в чудном благоухании небесных ароматов, возблагоухавших в храмине; в явлении Самого Господа с ангелами и архангелами, — взявшего на Свои Пречистые руки пресвятую душу Матери Своей и вознесшего Ее на Небеса для соцарствия с Собою, конца не имеющего. При несении к погребению Тела Ее апостолами, принесенными чудесно на облаках из разных стран света, — некто еврей Аффоний, по зависти и ненависти к Пресвятой Деве бросился было опрокинуть гроб с Ее телом, но руки его дерзкие были внезапно отсечены невидимым мечем ангела и прилепились к гробу, и только за искреннее покаяние его он был помилован Материю Божиею и исцелен. — Воздух оглашался ангельским пресладким пением. — По погребении, на третий день Сама Матерь Божия явилась в прославленном виде апостолам в трапезном собрании и преподала им мир и обещание всегда быть с ними и со всеми искренно верующими.
И Она всегда была и есть с нами, то в личных явлениях, то в разных чудесных знамениях от святых икон во все времена, особенно в годины бедствий и народных молений. Она и ныне с нами, покрывая и заступая нас от праведного гнева Божия <…>. О, Владычице, Пресвятая Богородице, буди с нами и с Россией, до скончания века! Аминь.
Полное собрание сочинений настоятеля Кронштадтского Андреевского собора Протоиерея о. Иоанна Ильича Сергиева. Слова и поучения, произнесенные в 1900 году, с добавлением трех слов за 1901 год. — Издание первое, под редакцией автора. — СПб.: Типография В. Ерофеева, 1901. — С 54-58.
Так предрек из глубины минувших веков царь пророк Давид; он видел пророческим Духом величайшее прославление от Бога чудной Царицы, избранной от всех земных родов в Матерь имевшему воплотиться от Духа Святаго без семени мужеского Сыну Божию — для искупления и спасения человеческого рода от греха, проклятия и смерти. Он видел тогда как бы настоящим событие, празднуемое ныне вселенскою Церковью, — т.-е. предстояние Матери Божией одесную Бога Сына Своего на небесах, предстояния, которого Она удостоилась по честном Своем успении, погребении, воскресении на третий день и вознесении на небо с пречистым Своим Телом. Предста Царица одесную Тебе.
Для чего предстала небесная Царица одесную Сына Своего и Бога, Творца всех тварей, Спасителя мира? Для того, чтобы вечно предстательствовать пред Ним за род христианский, непрестанно Ее умоляющий и блажащий и чтобы принять праведное воздаяние от живоначальной Десницы Сына Своего, за сверхъестественное служение воплощению и воспитанию Его, за все скорби и печали, которые Она претерпела при Его страданиях и крестной смерти.
Дивны тайны промышления Божия о роде человеческом! При самом сотворении человек — в лице первой четы — почтен был величайшею почестью: он один из всех земных, одушевленных тварей, отличен был образом и подобием Божиим, получив от Творца душу словесную, свободную, безсмертную, владычественную над всеми земными тварями и над всею землею, — с единственным условием и обязательством — свободно и охотно повиноваться Своему Творцу; при этом имелось в виду — за добровольное послушание и точное исполнение Божией заповеди даровать человекам в награду вечное наслаждение неизреченными благами царствия Божия; вместе с тем было заранее им объявлено, что за неповиновение и преслушание они умрут смертию. Награда за послушание, и наказание за ослушание вполне были достаточны для поощрения к исполнению заповеди и для ограждения от непослушания. Но чего можно было опасаться первой чете, то и вышло: вместо того, чтобы свободу обратить на добро, на послушание Богу, они обратили ее во зло; не покорившись Богу и послушав злого врага, прельстившего первую жену Еву. Произошло дерзновенное, неблагодарное нарушение союза с Богом и безумное, вольное вступление в союз с падшим ангелом и его царством — с духами злобы поднебесными: и вот вместе с первыми человеками, и все человечество, бывшее в чреслах их, отпало от Бога и поработилось врагу и унаследовало зло безконечно великое, но, так как это зло было в человеках не первоначальное, а происшедшее искусительно от первого виновника и изобретателя зла — диавола, и потому — допускавшее милосердие и сострадание от Бога к падшему человеку, — то Господь сжалился над падшим, немощным Своим созданием, имевшим способность к покаянию; и еще прежде его сотворения, предвидя его падение, положил искупить его чудесным, — одного Бога достойным, — способом: вочеловечением Сына Божия от Пречистой Девы, исполнением чрез Него всей правды Божией, поруганной человеками, научением их вере, покаянию и всякой правде, — страданиями и смертию Его — за человечество, воскресением и вознесением на небо человеческим естеством; основанием на земле Церкви или общества спасаемых, дарованием людям всемощной Ходатаицы за верующих и держащихся искренно основанной Церкви. — И человечество падшее восстановлено; на место непослушания Евы — явилась — смиренная, послушная Дева — Пресвятая Мария: та приняла в себя врага диавола и сочеталась с ним чрез непослушание Богу, а Эта — чрез смирение и послушание глаголам Божиим приняла в Себя Самого Бога и на веки сочеталась с Ним и соединила с Ним верующее и послушное Ему человечество; та была виновница греха и смерти; а Эта — Виновница правды и вечной жизни. И вот ныне Она предстоит одесную Сына Своего и Бога и ходатайствует пред Ним за христиан день и ночь.
Предста Царица одесную Тебе. Божия Матерь много скорбела и страдала неправедно от беззаконных людей, всячески преследовавших и оскорблявших Сына Ея злобными своими языками и, наконец, умертвивших Его на Кресте, много горьких слез пролила Она, когда видела Его висевшим и страдавшим на Кресте и испускающим дыхание.
За все Ее безпримерные скорби, слезы, воздыхания, терпение, как и за все Ея попечения о Сыне Ее, — Она удостоена величайшей славы — Царицы Неба и земли и Покровительницы всего христианского рода. В самой смерти Ея уже величайшая слава — в просветлении лица Ея и в блистании необычайным светом храмины, в которой почивало Пречистое Тело Ея, в чудном благоухании небесных ароматов, возблагоухавших в храмине; в явлении Самого Господа с ангелами и архангелами, — взявшего на Свои Пречистые руки пресвятую душу Матери Своей и вознесшего Ее на Небеса для соцарствия с Собою, конца не имеющего. При несении к погребению Тела Ее апостолами, принесенными чудесно на облаках из разных стран света, — некто еврей Аффоний, по зависти и ненависти к Пресвятой Деве бросился было опрокинуть гроб с Ее телом, но руки его дерзкие были внезапно отсечены невидимым мечем ангела и прилепились к гробу, и только за искреннее покаяние его он был помилован Материю Божиею и исцелен. — Воздух оглашался ангельским пресладким пением. — По погребении, на третий день Сама Матерь Божия явилась в прославленном виде апостолам в трапезном собрании и преподала им мир и обещание всегда быть с ними и со всеми искренно верующими.
И Она всегда была и есть с нами, то в личных явлениях, то в разных чудесных знамениях от святых икон во все времена, особенно в годины бедствий и народных молений. Она и ныне с нами, покрывая и заступая нас от праведного гнева Божия <…>. О, Владычице, Пресвятая Богородице, буди с нами и с Россией, до скончания века! Аминь.
Полное собрание сочинений настоятеля Кронштадтского Андреевского собора Протоиерея о. Иоанна Ильича Сергиева. Слова и поучения, произнесенные в 1900 году, с добавлением трех слов за 1901 год. — Издание первое, под редакцией автора. — СПб.: Типография В. Ерофеева, 1901. — С 54-58.
Источник: slovo.russportal.ru
<-назад в раздел