Понедельник, 20 Мая 2019 г.
Духовная мудрость

Прп. Амвросий об экуменизме
Свет истины Христовой с тьмой еретичества никогда совмещаться не может. Католики же своей ереси остановить не хотят и упорствуют... Благосклонные к католикам должны рассуждать о сказанном в псалмах: «возненавидех церковь лукавнующих».
Оптинский старец Амвросий об экуменизме

свт.Феофан об апостасии
Некому будет сказать властное: «вето», а смиренного заявления веры и слушать не станут. Вот когда заведутся всюду такие порядки, благоприятствующие раскрытию антихристовых стремлений, тогда явится и антихрист.
Свт. Феофан об апостасии

Прп. Паисий о глобализации

За «совершенной системой кредитных карточек», за компьютерной безопасностью кроется всемирная диктатура, кроется иго антихриста.

Прп. Паисий Святогорец о глобализации

Свт.Феофан о евроинтеграции
Нас увлекает просвещенная Европа… Да, там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие; оттуда уже перешли они и переходят к нам. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня… Западом наказывал и накажет нас Господь, а нам в толк не берется…
Свт. Феофан Затворник

Свт. Феофан о монархии
Когда Царская власть падет и народы всюду заведут самоуправство (республики, демократии), тогда антихристу действовать будет просторно... Некому будет сказать «вето» властное. Смиренное же заявление веры и слушать не станут.
Свт. Феофан Затворник об Удерживающем

В кулуарах

«Розовый оптимизм» в вопросах глобализации опасен: В.П. Филимонов о преступной лояльности к мировым процессам
...До сих пор многие православные, включая представителей духовенства, не хотят видеть, что на планете Земля вступило в решающую фазу построение новой «цифровой» цивилизации, которое может иметь для человечества самые катастрофические последствия. Причём, это происходит на фоне небывалого нравственного...

О распятой России: Пророческие и целительные для Русских труды свт. Николая Сербского
«Сколько бы сатана ни выглядел умным в своих собственных глазах, он глуп во всех своих кознях против святой Небесной логики. И рука сатаны не коснется души Русского народа: Господь не попустит. И сила иудействующих в России не означает их победы, но только прелюдию к Русской победе. Как и в случае с...

Настольные Русские книги: О значении насущного золотого слова митрополита Иоанна (Снычева)
...Из уст Владыки прозвучало слово, которого заждалась православная Россия, весь народ. Слово правды и напутствия, гнева и боли, обличения и взыскующих вопросов. Слово надежды и горячей уверенности в том, что если заблудившиеся люди вернутся к Богу, Россия возродится и народ Русский не погибнет. На краю...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
26.04.2019
О распятой России: Пророческие и целительные для Русских труды свт. Николая Сербского

2019-04-24_231312.jpg

Предлагаем вниманию читателей главу «О распятой России» из книги Валентина Юрьевича Катасонова «Мир глазами святителя Николая Сербского». В. Ю. Катасонов известен не только как ученый (доктор экономических наук, профессор кафедры международных финансов МГИМО) и общественный деятель (председатель «Русского экономического общества им. С. Ф. Шарапова», автор статей в православно-патриотических СМИ), но и как православный мыслитель. В частности, в книге по трудам святителя Николая он осмысливает затронутый святым широчайший круг вопросов в свете основных вызовов XXI века.

...Господь открыл мне, что будет 
время, когда архиереи земли Русской
и прочие духовные лица уклонятся от сохранения
Православия во всей его чистоте, и за это гнев Божий 
поразит их. Три дня стоял я, просил Господа помиловать
их и просил лучше лишить меня, убогого Серафима, Царствия
Небесного, нежели наказать их. Но Господь не преклонился 
на просьбу убогого Серафима и сказал: «Не помилую их, 
ибо будут учить учениям и заповедям человеческим, 
сердца же их будут отстоять далеко от Меня!» 
Святой преподобный 
Серафим Саровский, 1832 год

Я предвижу восстановление мощной России, 
еще более сильной и могучей, на костях вот таких
мучеников, помни, как на крепком фундаменте, будет 
воздвигнута Русь новая – по старому образцу! Крепкая своей
верою во Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету 
святого князя Владимира – как единая Церковь! Перестали
понимать Русские люди, что такое Русь: она есть 
подножие Престола Господня! Русский человек
должен понять это и благодарить Бога 
за то, что он Русский.
Святой праведный 
Иоанн Кронштадтский, 1907 год

Святитель Николай Сербский очень любил Россию. По сути, он считал ее своей второй родиной. Об этом свидетельствуют многие моменты его биографии. По благословению митрополита Сербского Димитрия Николай (Велимирович) в 1910 году был направлен учиться в Россию, в Санкт-Петербургскую духовную академию. Напомню, что к тому времени он уже был иеромонахом и имел блестящее европейское образование (прошел обучение в Швейцарии, Германии, Англии). Иеромонах Николай поразил своими знаниями и искусством проповеди не только студентов академии, но также преподавателей, в том числе ректора митрополита Антония (Вадковского). Последний испросил у Императора Николая II для талантливого слушателя право на безплатное путешествие по всей России. Николай посетил многие исторические места и святыни России, и с тех пор она вошла в его сердце.

В период между двумя мировыми войнами святитель активно общался со многими Русскими, продолжая лучше узнавать Россию, а также постигая причины Русской катастрофы 1917 года. Кстати, далеко не всегда и не во всем он с российскими эмигрантами соглашался. В 1920-е годы, уже будучи епископом, он первым в мире заговорил о необходимости почитания памяти последнего Русского Императора и всей Царской Семьи. Тогда среди Русских эмигрантов в Сербии шли разговоры о «нерешительности» и «безволии» Николая II, а также о том, что главной причиной революции 1917 года был «жидомасонский заговор». Николай Сербский, однако, увидел иные черты характера Императора Николая II и иной смысл предреволюционных лет Русской истории.

   «Долг, которым Россия обязала сербский народ в 1914 году, настолько огромен, что его не могут возвратить ни века, ни поколения, – писал владыка Николай в 1932 году. – Это долг любви, которая с завязанными глазами идет на смерть, спасая ближнего своего… Русский Царь и Русский народ, неподготовленными вступая в войну за оборону Сербии, не могли не знать, что идут на смерть. Но любовь Русских к братьям своим не отступила пред опасностью и не убоялась смерти. Посмеем ли мы когда-нибудь забыть, что Русский Царь с детьми своими и с миллионами собратьев своих пошел на смерть за правду сербского народа? Посмеем ли умолчать пред Небом и землей, что наша свобода и государственность стоят России больше, чем нам? Мораль мировой войны, неясная, сомнительная и с разных сторон оспариваемая, являет себя в Русской жертве за сербов в евангельской ясности, несомненности и неоспоримости...» (Великие святые России / Сост. Елена Владимирова. М.: Litres, 2017. С. 71).

Из Русских, оказавшихся за пределами России, святитель с особой теплотой относился к Силуану Афонскому, впоследствии прославленному в чине преподобного. С ним Николай Сербский не раз общался, посещая Святую Гору. Вот слова святителя об этом афонском монахе из России: 
   «И мне отец Силуан очень много духовно помогал. Я чувствовал, что он молится за меня. Всякий раз, когда бывал я на Святой Горе, спешил повидаться с ним. В монастыре он нес трудное послушание. Он заведовал складом, и в его ведении находились ящики, сундуки, мешки и все то, чем был наполнен магазин. Говорили мы с ним о том, что Русские монахи очень возмущаются против тирании, которую учинили большевики над Церковью Божией в России. И вот что он сказал:
   „И я сам вначале возмущался этим, но после долгой молитвы пришли ко мне такие мысли: Господь всех безмерно любит. В Его ведении все времена и причины всего. Ради какого-то будущего блага Он допустил это страдание Русского народа. Я не могу этого понять и не могу остановить. Мне остается только любовь и молитва. Так я буду говорить и с возмущенной братией. Вы можете помочь России только любовью и молитвой. А возмущение и злоба на безбожников не поправят дела“» (Николай (Велимирович), еп. Человек великой любви (1938 г.) // URL: http://silouan.narod.ru/svidet11.htm).

И мы чувствуем, что под влиянием Силуана Афонского святитель Николай скорректировал свою оценку и событий 1917 года, и той политики, которую Советский Союз проводил накануне Второй мировой войны. В этом отношении интересна небольшая статья святителя, которая называется «Россия за чужой работой» (Николай Сербский. Россия за чужой работой // Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Том 3. Духовное возрождение Европы. М.: Паломник, 2006. С. 292–294). Даты написания ее я не нашел, но полагаю, что она родилась в начале 40-х годов (может быть, даже после вторжения Гитлера в нашу страну).

В ней святитель говорит о «технической революции в России». Вероятно, под ней он имеет в виду социалистическую индустриализацию: 
   «Горизонты человечества особенно омрачены технической революцией в России. Наши братья в западном полушарии, давно придавленные идолом техники, с жаждой и упованием ждали от России какого-то яркого света, какого-то спасительного наставления, какой-то более задушевной и жизненной программы – одним словом, чаяли этики, а не техники. Однако на поверхность вышло нечто совершенно противоположное всем надеждам Запада».

Святитель в приведенном выше отрывке признает, что многие народы с упованием ждали от России после 1917 года какого-то нравственного обновления, рассчитывали, что вслед за политической революцией последует революция духовная. Однако вместо духовной революции последовала революция техническая, которая возвела материализм на еще большую высоту, чем это удалось Западу: 
   «Западническо-семитские заговорщики разрушили пророческо-этическую Россию, чтобы на ее руинах поставить идола техники, гораздо более громоздкого и страшного в высоту и в ширину, чем западный. Последствия западного техницизма они довели до конечного предела между бытием и небытием. Пока двоедушный Запад колебался на полпути, они пошли до конца, остановившись лишь у самой кромки мрачной пропасти».

На место Христа советская Россия поставила идола под названием «техника»: 
   «Они отвергли Бога и Христа. Перечеркнули этику великодушия и милости. Отвергли и бытие самой души. Отреклись от всего человеческого прошлого, поправ все духовные и нравственные ценности. И с исламским фанатизмом заповедали новый символ веры, гласящий: техника – бог, и нет другого бога, кроме техники!»

2019-04-24_231635.jpg

Таким образом, Россия по части материализма переплюнула Запад и вызвала глубокое разочарование у тех, кто ждал от России революции нравственной и духовной: 
   «И вот уже 20 лет огнем и мечом воплощают они в жизнь это свое экстремальное техническое западничество, это свое кредо отрицания. Россия за чужой работой и с чужими идолами на протяжении 20 лет подтверждает древний опыт человеческого рода, что любое идолопоклонство низвергает людей в бездны разврата и преступлений. Двадцать лет на сердце сонливого Востока и преданного технике Запада начертывается глубокое разочарование Россией».

Техническую революцию в России Николай Сербский называет «чужим трудом», полагая, что она (Россия) занялась тем, чем Богом попущено заниматься Западу. Между тем святитель считает, что за этими, на первый взгляд, негативными (можно сказать, катастрофическими) изменениями в России имеется глубокий смысл. Это спасительный и для России, и для всего человечества замысел Бога, который сразу рассмотреть нельзя было: 
   «Обезкураженный Восток мог бы сказать о современной России: это триумф материализма, т. е. того, что я больше всего ненавижу; а очнувшийся Запад мог бы воскликнуть: это – я в смирительной рубашке! И все-таки следует признать, что и за чужим трудом Россия не осталась безполезной для человечества».

Так в чем же спасительный смысл этих преобразований для человечества, ставший понятным святителю лишь спустя два десятилетия после их начала? Он пишет, что Россия встряхнула другие народы и их правителей. Последние не могли уже игнорировать экономические успехи Советского Союза и вынуждены были смягчать антисоциальную политику своих государств: 
   «Страх московский стал причиной того, что положение рабочего сословия во всем мире, кроме России, улучшилось. Страх московский отсек ненужный жир у мирового капитализма. Страх московский, подобно лютому морозу, разбудил вождей и правителей наций по всей земле и заставил их исследовать и лечить язвы неправды, нанесенные малым людям в их собственных народах и государствах».

Вместе с тем духовно зрячие люди во всем мире увидели наглядно на примере России, к каким страданиям и скорбям может привести отказ общества от Христа. Многие увидели в большевистском режиме образ сатаны. Соответственно, советская Россия дала толчок оживлению и возрождению в других странах духа Христианства, который там стал остывать: 
   «С другой стороны, опять-таки страх перед московским духом отрицания и нигилизма повлиял на разумных людей и на целые народы, поощрив их еще теснее сплотиться под знаменем Христа Спасителя и с еще более неутолимой жаждой поспешить на источники Его животворных вод. Западническо-семитские насильники в России явили сатану на деле, на практике, в полной власти – яснее, чем когда, где и кто-либо в памяти человеческого рода. И люди – даже те, которые до страха московского были равнодушны ко Христу, – напуганные ужасным и отвратительным ликом сатаны, начали стремиться ко Христу и во Христе искать спасения».

Но и сама Россия стала приходить в себя, она прошла через полосу испытаний, которые ей нужны были как горькое лекарство. Святитель уверен, что Россия советская опять преобразится в Святую Русь: 
   «Эксперимент тем самым завершен, и Россия, исполнив чужую работу, волей-неволей должна возвращаться к своим делам и к собственной миссии. Двадцатилетний мороз взрыхлил и возделал Русскую землю, так что весна новой России, Христовой Руси, начинает заявлять о себе первой зеленью и цветами. Россия вступает в свою миссию. Россия, без которой нельзя существовать ни Востоку, ни Западу, постепенно выходит на свет. Происходит смена действующих лиц: Россия-зверь уступает место Агнцу Божию. Россия-грешница поднимается из грязи и крови, как покаявшаяся душа, очищенная страданиями и слезами. Россия вульгарная вытесняется Святой Русью. Россия западническая затмевается Россией Русской, святой и православной Россией, которая, подобно „красному солнышку“, согреет застывшее сердце мира милостью и добротой. 
   Непостижимая и недомыслимая вселенная в одно мгновение обращает розы и лилии в брение, а в другой раз – производит из того же брения опять-таки розы и лилии. Нива современной России не показывает пока никаких всходов, но лишь черную унавоженную почву, раскорчеванную и вспаханную лемехами эксперимента, неслыханного по своей свирепой жестокости от Ноева потопа и вплоть до сего дня. Новая Россия ознаменует собой благородное и обильное Христово сеяние и Христову жатву».

В конце своей жизни святитель написал книгу «Жатвы Господни» (1952 г.). В ней говорится о том, что главный смысл любых исторических событий следует искать в замысле Бога о построении Царства Небесного. Его он сравнивает с житницами, которые Господь пополняет пшеницей, собираемой в ходе жатв. И с высоты своего жизненного и духовного опыта святитель говорит, что и те два десятилетия «социалистического строительства» имели большой смысл. Они дали Господу великую жатву в виде такой отборной пшеницы, как новомученики и исповедники земли Российской ХХ века. На сегодняшний день их список насчитывает более 1700 имен. А кроме того – миллионы зерен пшеницы, имена которых пока еще неизвестны (а может быть, и никогда не станут известны нам, но они все, до последнего зернышка, известны Господу). Да еще миллионы зерен, которые поступили в житницу с российской нивы в годы Второй мировой войны.

Говоря о том, что нива России накануне войны представляла собой «черную унавоженную почву, раскорчеванную и вспаханную лемехами эксперимента», святитель еще не знал об обильной жатве с этой нивы во Второй мировой войне.

2019-04-24_231753.jpg

О смысле революции 1917 года, истории России первой половины ХХ века, о ее будущем святитель немало размышлял в своих письмах, вошедших в сборник «Миссионерские письма». Многие из корреспондентов святителя – Русские, оказавшиеся в эмиграции.

В письме «Русскому К. Т., о Русской трагедии» святитель останавливается на роли Русской интеллигенции в подготовке революции 1917 года. Приведу начало письма: 
   «Вам известно, что Русский народ выбрал Царство Небесное, еще когда принимал Крещение от святого князя Владимира Киевского. И выбора своего он доныне не менял. Но Русская интеллигенция поколебалась и изменила основополагающим жизненным понятиям, и то не вся интеллигенция, а некоторая ее часть. Еще во времена легковерной Царицы Екатерины Русская интеллигенция стала раскалываться на два лагеря. В одном лагере были те, кто вместе с народом хотел, чтобы Россия навсегда осталась Святой Русью, сохранила идеалы христианской святости в каждом человеке и во всем народе. В другом лагере – те, кто хотел, чтобы Россия восприняла идеал земного владычества и земной культуры...». 

Описывая двухвековую историю борьбы двух лагерей интеллигенции, Николай Сербский пишет об исходе этого противостояния:
    «Около двух веков велась борьба между двумя лагерями Русской интеллигенции – и в политике, и в литературе, и в искусстве. Наконец антинародная Русская интеллигенция с земными умом и сердцем возобладала над народной интеллигенцией с Небесными сердцем и умом…»

А вот письмо «Русскому изгнаннику, о единственно непостыдном». В нем в очень немногих словах святитель объясняет, почему Русский народ вверг себя в революцию и хаос: потому, что он перестал следовать за Христом Спасителем, а пошел за политиками, которые самозванно провозгласили себя «спасителями России». Вот первые строки письма: 
   «Вы почти в отчаянии. Отчего? Оттого, что Вам стыдно за тех людей, от которых Вы ожидали спасения России. Но отчего не прилепитесь Вы к Тому, Которым не посрамился никто в истории Русского народа? Я говорю о Том, с Кем венчалась душа Русского народа тысячу лет назад, и „всякий, верующий в Него, не постыдится“ (Рим. 9, 33)».

А завершается письмо следующими словами: «Святая Русь всегда ожидала спасения не от твари, а от Творца».

Слова утешения и ободрения приходилось святителю находить и для некоторых Русских священников, которые после 1917 года стали сомневаться в непоколебимости Церкви. Вот, например, письмо «Русскому священнику Н. С., о безпокойстве за Церковь». Приведу вторую половину письма: 
   «Святитель Григорий Двоеслов († 604, – примеч. ред.), описывая состояние Церкви своего времени, сравнивает ее со старым, разбитым бурями кораблем, в который со всех сторон заливается вода, ибо доски его прогнили и расшатались от волн, бьющихся об него каждый день. Это были времена тяжких испытаний – голод, эпидемии, смятение, отчаяние, войны, которые привели в упадок земледелие, люди не хотели создавать семьи, потому что думали, что наступает конец мира. Вот в каком состоянии находилась Церковь двенадцать веков назад. Но конец мира не наступил, положение поправилось, Церковь утвердилась. Если бы кормчим Церкви был человек, она погибла бы от бурь, но Кормчий ее и тогда, и теперь – всемогущий Дух Божий».

Есть у святителя мысли о России и в письмах, адресованных корреспондентам, которые не были Русскими, но которые очень переживали за Россию. Вот, например, письмо «Православному словенцу, о Святой Русской Церкви», в котором гонения на веру и Церковь в России Николай Сербский сравнивает с гонениями Нерона и полагает, что Нероны уйдут в небытие, а Церковь будет стоять до скончания веков:
   «Когда Вам сказали, что Христианство может погибнуть навеки, как некогда вера Древнего Египта, Вы мужественно и мудро ответили: „Когда погибает ложь, она погибает навеки, а если погибает истина, она воскресает“. Это правда. Истина жива и в могиле, свободна и в узах, в темнице светла, в грязи чиста. То, что творят сейчас гонители веры на Святой Руси, враги Христа делали и раньше. Они погибли навеки, а истина воскресает снова и снова. Все, что происходит сейчас в России, не ново для Церкви Божией, все старо, как прах египетских пирамид, и все ничтожно, как гнев Нерона...».

А вот письмо, которое называется «Неправославному священнику, на вопрос: „За что Бог наказывает православную Россию?“». В нем проводится мысль, что Бог через страдания России научает другие народы, к чему ведет отход от Христа и увлечение разными материалистическими теориями: 
   «...Мы можем увидеть в муках России знак Божий всем народам, чтобы береглись материализма и в теории, и в практике, в мыслях и в делах. Самые благородные умы прошлого столетия доказывали безумие и гибельность таких теорий…».

В конечном счете, все размышления святителя о Русской трагедии заканчиваются выражением веры в то, что, пройдя через очистительное горнило испытаний, Россия духовно возродится и вновь станет Святой Русью. У нас нет оснований не верить Николаю Сербскому. Он обладал особой прозорливостью. Вспомним, что он сразу после окончания Первой мировой войны предрекал неизбежность Второй мировой войны. Вспомним, что, несмотря на жесточайший режим Тито после Второй мировой войны святитель был уверен, что коммунизм в Югославии падет. Но при этом Ватикан опять начнет пытаться установить свой контроль над православной паствой этой балканской страны (как он это безуспешно делал в 30-е гг. прошлого века в отношении Королевства Югославии). Более того, святитель предрекал распад искусственного югославского государственного образования, войну между славянами на территории бывшей Югославии и попытку Запада в сто первый раз стереть с лица Европы Сербию.

А вот в отношении будущего России его ожидания были более обнадеживающими. Этот оптимизм присутствует во всех приведенных выше письмах. Например, в письме «Неправославному священнику...» святитель пишет: 
   «И очевидно, что и славянская, и мировая миссия России не в том, что происходит там сейчас, но в том, что грядет после революции».

А в письме «Русскому священнику Н. С., о безпокойстве за Церковь» напоминает жизнеутверждающие слова из Евангелия от Матфея (глава 16, стих 18): 
   «Капля молитвы стоит дороже, чем море безпокойства. В особенности не следует отчаиваться из-за Церкви Божией. Если чему-то на свете обезпечена окончательная победа, то это победа Церкви Христовой: „и врата ада не одолеют ее“, – сказал Господь».

Письмо «Русскому К. Т., о Русской трагедии» заканчивается на следующей оптимистической ноте: 
   «Сколько бы сатана ни выглядел умным в своих собственных глазах, он глуп во всех своих кознях против святой Небесной логики. И рука сатаны не коснется души Русского народа: Господь не попустит. И сила иудействующих в России не означает их победы, но только прелюдию к Русской победе. Как и в случае с Иовом, так и в случае с Россией – диавол покорно рабствует Всевышнему, всемогущему, непобедимому, победоносному Отцу Света».

Чтение работ святителя Николая Сербского очень полезно для любого христианина, ибо приближает читающего к Истине, к которой интуитивно стремится любой нормальный человек. Но работы святителя вдвойне целительны для Русских. Пожалуй, никто из святых последних времен не выражал столь большого оптимизма в отношении будущего России, как святитель Николай Сербский. Впрочем, слово «оптимизм» не очень уместно в данном контексте. Это не «оптимизм» как некое психическое состояние человека. Это Дух Святый, действующий через святителя и подтверждающий слова старца Филофея о Москве как Третьем Риме: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».

2019-04-24_231717.jpg

О распятой России // 
Катасонов В. Ю. Мир глазами святителя
Николая Сербского. М., 2018. C. 482–495.

(Печатается с незначительными сокращениями)

 
___________________
См. также:





поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Православные объединились для борьбы с цифрофашизмом: 20 апреля 2019 г. учрежден «Комитет защиты персональных данных» (КПД)

В субботу, 20 апреля 2019 г., в Москве около 1000 православных граждан из более чем 20 регионов России, а также представители Украины и Белоруссии собрались на Всероссийской конференции «Принудительная оцифровка личности или свобода человека». В контексте спешно принимаемых компрадорами во власти законов...


Три шестерки Апокалипсиса: Ответы на вопросы о конце мира, антихристе и его начертании

Что представляет собой православное учение о нашумевших сегодня апокалиптических вопросах? Зачем нам думать об антихристе и о «конце света»?.. Представляем богословский анализ некоторых воззрений на учение о конце мiра, антихристе и его начертании...


Ломка устава: Отзыв на проект документа «Пассия как элемент современного православного богослужения»

Представленный проект документа вызывает впечатление странной нелогичности. Он составлен с явным намерением легализовать пассию «как элемент современного православного богослужения». Эта цель прописана в самом его названии и содержится в итоговом заключении…


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Фотогалерея
Полезно почитать

Каждый должен быть готов к исповедничеству: Беседа с чадом старца Кирилла (Павлова) игуменом Силуаном (Филипповым)

«Если мы привязаны к этой жизни – мы не христиане»; «Вера – самый надежный наш спутник до гроба. Трудно жить на свете без веры, а еще труднее умирать… Вера же во мрак самого гроба проливает отрадный свет. При всяких бедствиях и невзгодах, постигающих нас, она укажет нам, где найти утешение и как отразить...


Может ли Россия сегодня возродиться в качестве Третьего Рима: Протодиакон Владимир Василик о Византийской Империи и ее Преемнице

Наш собеседник – протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии. Многим православным он известен как автор публикаций в православных...


Чтобы власти услышали голос православного народа: Митрополит Викентий об угрозах цифровизации

15 апреля 2019 года в Макариевском фонде (Фонд по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова)) прошла научная конференция «Цифровизация и молодежь». В мероприятии участвовали представители научной общественности, научных и образовательных молодежных организаций,...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100