Понедельник, 6 Июля 2020 г.
Духовная мудрость

Свт. Филарет о европе и России
Поспешим вполне воздать неотъемлемую славу Царю Небесному на земле, еще взирающей к вечному Востоку, еще не объятой мраком Запада, еще не примесившейся к новому смешению Вавилонскому!
Свт. Филарет Московский о России и Европе

Свт. Игнатий о ереси
Вы говорите: «Еретики – те же христиане». Откуда Вы это взяли? Если только кто-нибудь, именующий себя христианином и ничего не знающий о Христе, по крайнему невежеству своему решится признать себя таким же христианином, как и еретики, а святую веру христианскую не отличит от чада клятвы – богохульной ереси!
Свт. Игнатий (Брянчанинов) о «межхристианском» экуменизме

Прп.Паисий о позиции Церкви

Церковь должна занять правильную позицию, она должна говорить, объяснять верующим, чтобы те поняли, что принятие ими нового (электронного) удостоверения будет падением. И одновременно Церковь должна добиваться от государства того, чтобы новое удостоверение личности, по крайней мере, не было обязательным.

Прп. Паисий Святогорец

Прп.Паисий

Следует проявлять духовное безпокойство и помогать христианам, всевая в них добрую обезпокоенность (происходящим) ради того, чтобы те укрепились в вере и ощутили Божественное утешение.

Прп. Паисий о наших последних временах

Преп. Марк Подвижник об обличении ближних
Есть обличение <ближних> по злобе и чувству мести, и есть другое: по страху Божию и <любви к> истине.

Преп. Марк Подвижник

В кулуарах

Константин Душенов о тайне беззакония и нашем маловерии
Общественный деятель, публицист, писатель, автор фильмов на православно-патриотическую тематику Константин Юрьевич Душенов в прошлом был известен как главный редактор газеты «Русь Православная», а ныне он директор Агентства аналитической информации с одноименным названием и ведущий нескольких программ на ютуб-канале «День ТВ». Наш корреспондент побеседовал с ним на ряд тем, волнующих сегодня православных христиан.

Расслабление духа: как выжить?
Расслабление – это смерть прежде смерти. Вроде человек живой, а ничего не может. Расслабление – тяжкое, тяжкое наказание. Сейчас в мире все ведется к тому, чтобы расслабить дух, чтобы расширить плоть, чтобы ввести человека в состояние духовной никчемности. И особенно болезненно то, что вот это расслабление входит и в Святое Православие. И мы, дети века сего, тоже не против избежать трудностей, как-то всегда уклоняемся от них.

Наказание за веру –  для христианина награда
Думаю, что на сегодняшний день верующих тревожат две главные мысли: как достойно перенести гонения, которые, скорее всего, нам готовит нынешнее неспокойное время, и состоится ли предсказанное старцами возрождение Триединой Руси, о котором говорили преподобный Серафим Саровский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, преподобные Оптинские старцы и их духовные преемники – протоиерей Николай (Гурьянов) и схиигумен Иероним Санаксарский.

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Тайна человеческой свободы: Не вседозволенность и произвол, но – жизнь духа 02.12.2019
Тайна человеческой свободы: Не вседозволенность и произвол, но – жизнь духа

«Где Дух Господень, там свобода» 
(2 Кор.3: 17)

Свобода неуловима для определения и является, видимо, самым загадочным свойством человека. Но без свободы человек не был бы человеком в полном смысле слова, а был бы высокоорганизованным, запрограммированным автоматом. Милосердный Господь, не желая насильственного спасения человека, создал его не только разумным, но и свободным. 

Тайна человеческой свободы разрешается не в определениях, а в следовании за Христом, в Котором таинственным образом совмещаются свобода и истина. «Я есть путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6), - обращается к нам Господь, - «Познайте истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8: 32). 

Истинная свобода не есть просто потенциальная возможность выбора, а его осуществление, реализация. Истинная свобода, как дар Божий, может быть связана только с добром и следованием святой воле Божией.

<...Вот> пример из брошюры «В чем истинная свобода христианина?», изданной ещё в 1908 году Московской Синодальной типографией: 

«Под темными лучами весеннего солнышка растаяли глубокие снега. Посмотри - река ломает лед. Долгую зиму она была скована холодными ледяными цепями. Теперь река сбросила эти оковы и широким стремительным потоком разлилась по лугам и полям. Быстрые волны неудержимо несутся вперед туда, далеко, к простору неведомого синего моря.

Мы с тобой стоим на высоком берегу и любуемся свободной рекой.

Но зачем вдруг на лице твоём отразились печаль и тревога? Зачем в глазах показались слезы скорби и отчаяния?

Ты увидал, что грозные, бурные воды, выступившие из берегов реки, несут с собою обломки твоего собственного дома. Ты знаешь теперь, что волны разрушили все плотины и преграды; волны, как жадные хищники-победители, завладели твоим добром; в одно мгновение они разрушили и уничтожили всё то, над чем трудились твой отец и дед, что ты сам созидал, приумножал и возделывал тяжелым трудом твоих рук в поте лица твоего.

Еще большие бедствия грозят человеку, если из границ и пределов выходит он сам и другие люди, если никто не хочет знать удержу своим желаниям и не признает никакой узды над своим безрассудным своеволием.

Поразмысли хорошенько о том, что будет с тобою и со мной, с твоими родными и близкими, если все станут думать, что быть свободным значит делать все, что захочется? Ты протянешь руку за добром соседа, а сосед в это время загонит на свой двор твоих коров и овец, пойдет с косой на твой луг, а жену пошлет с серпом жать рожь на твоей полосе. Если вы пойдете в суд искать друг на друга расправы, то и судья может сказать вам: “Я тоже хочу быть совсем свободным, как и вы оба. Что мне правда и закон? Кого хочу, того засужу, кого мне угодно, того и помилую!”

“Хочешь ли ты такой свободы без всяких пределов и без всякого удержу?”» - обращается к нам автор брошюры.

Свобода - великий дар Творца человеку и милость Божия. Без истинной свободы не может полноценно, гармонично и всесторонне развиваться, жить и действовать человек, человеческое общество, государство. И в то же время свобода - меч обоюдоострый. Одно из условий спасения человеческой души - свобода, если же она ложно понята, или злоупотреблена, - то она - причина падения и погибели, соблазн и камень преткновения. Ведь свобода в истинном ее понимании - не вседозволенность, не разнузданность, не попрание Божиих законов, государственных и истинных нравственных постановлений, но свободное, совестное и разумное следование им.

Свободен не тот человек, который предоставлен самому себе, которому нет ни в чем препятствий, так что он может делать все, что ему придет в голову. Свободен тот, кто приобрел внутреннюю способность созидать свой дух, способность владеть собою и вести себя, быть хозяином и господином своих страстей и желаний. Недаром же Русская пословица гласит: «Превысокое владетельство собою владеет». И не зря же в Русском языке свобода еще именуется «волею», означая одновременно и вольность, и волю - свободное человеческое произволение к правильному употреблению этой вольности. 

Свобода состоит не в том, чтобы получить всё, что ты ни пожелаешь, но в том, чтобы уметь отказаться от того, что вредит тебе или окружающим.

Ложно понятая свобода может ввергнуть человека в ужасающее рабство. Не ложной ли свободой соблазнил возгордившихся ангелов отпавший от Творца Денница, говоривший: «Взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис. 14: 14).  Не мнимой ли свободой заманил в ловушку греха древний змий первых людей в Раю, пообещавший им: «и вы будете как боги» (Быт. 3: 4)?

Свобода выбора дана была человеку изначально при сотворении его. По слову святителя Григория Богослова, заповедь о древе познания добра и зла была дана человеку как упражнение в свободе. Человек, ослушавшись Господа, лишился Рая и стал смертен. Неправильно воспользовавшись своей свободой, он стал склонен ко греху и зависим от материального, земного - от своего тела, от земных вещей и предметов, от людей, от зверей, от природы и природных катаклизмов, от своих страстей и желаний, от времени, пространства и обстоятельств.

Господь, пришедший на землю в кротости и смирении и принявший зрак человека, заключив с высшим творением Своим Новый Завет, дал человеку возможность спасаться для Вечности. Он даровал всему человечеству свободу от греха, свободу от проклятия и смерти. Сохранил человеколюбивый и Милосердный Господь и свободу выбора для человека. Недаром же святой апостол Павел предупреждает христиан: «Стойте в свободе, которую даровал вам Христос и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5: 1). И этот же святой апостол говорит: «Господь есть Дух, а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3: 17).

Истинная свобода - свобода духа. Тело человека несвободно, несвободна и душа человека. Но духу человека доступна свобода. Дух имеет силу создавать формы и законы своего бытия, творить себя и способы своей жизни. Ему присуща способность внутренне освобождать себя и направлять ко благу. Освобождать себя - значит, собрать всю свою силу, чтобы быть сильнее любого влечения своего, любого желания, любого соблазна, любого греха. Освободить себя - это не значит стать независимым от других людей, от авторитета, от духовного опыта, выношенного народами на протяжении столетий, от нравственных установок, от правовых законов и государственных постановлений. Но значит стать господином своих страстей. 

Свобода - это не беззаконие и самомнение, это не право на преступление. Свобода - не есть свобода духовного растления. Вне духа и против духа свобода теряет свой смысл и свое священное значение. Обратившись против духа, она перестает быть свободой и становится произволом.

Об истинной свободе ясно учит Сам Христос-Спаситель: «Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8: 34). И только «если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8: 36).

«Итак, - пишет Иван Александрович Ильин, в своей книге "Путь духовного обновления", - свобода состоит в том, чтобы всюду (и в одиночестве, и в общении, и в общественных организациях) располагать внутренней силой и способностью - самостоятельно и ответственно стоять перед лицом Божиим и служить делу Божию на земле... Если человек превращает свободу духа в свободу от духа, то она будет у него отнята, так было в человеческой истории много раз, так будет и впредь. Если внешняя свобода развращает человека и делает его разнузданным, то самое разнуздание его вызовет к жизни такой строй и такую власть, которые урежут или погасят эту свободу... Это исторически неизбежно».

Именно так и случилось с Россией после революционных потрясений начала XX века, обещавших, как и бывает при любом мятеже против законной власти и против Бога, «свободу, равенство и братство» и поставивших народ в жёсткие рамки тоталитарного государства. Не свободу ли обещают народу любые мятежники и революционеры, посягающие на истинную государственность и на Божии постановления?

Не свободу ли сулят народам ныне строители новейшего Вавилона, «нового дивного мира», вновь пытающегося освободить людей от Божественного начала, от вечных священных истин и идеалов, обещая сделать грешного смертного человека, путем технического прогресса, распорядителем своей жизни и смерти? Времена оскудения человеческой духовности, крепнущего безбожия, безсовестности, безчестия, безответственности и цинизма предлагают человеку не свободу духа, а злоупотребление свободою, бездуховность и антидуховность.

Рамки предлагаемой ныне свободы безграничны: свободу и права роботам и детям; свободу женщинам от детей, мужа и семьи; свободу всем видам духовных и физических извращений; свободу от половой, религиозной и национальной принадлежности; свободу от веры, от совести, любви, верности, стыда, долга, дисциплины, ответственности, профессионализма, служения, любви к Родине. Мир «технического прогресса», автоматизации и виртуальности, превращающий всё в цифру, полностью лишая человека духовной, материальной, экономической, политической и физической свободы, навязывает человеку свободу во грехе, свободу от заповедей Божиих и от Самого Бога.

Но что такое мир человеческий без любви, ответственности и совести? И что такое - человек без веры, семьи и Родины? И.А. Ильин пишет: 
«Люди не представляют себе, во что превратилась бы их жизнь, если бы совесть угасла в них до конца и навеки, подобно тому, как они не воображают себе того вселенского мрака, который бы окутал нас, если бы солнце угасло навсегда... Безсовестное поколение, если оно придет когда-нибудь, погубит жизнь человечества... Суровой и мрачной стала бы судьба человечества, если бы однажды в душах людей до конца иссякли эти священные источники. Тогда жизнь превратилась бы в пустыню, деяния людей стали бы злодеяниями, а культура погибла бы в океане нового варварства».  

Не в пустыню ли царствующего греха и кощунственного поношения Божественных святынь входит сегодня человеческое общество? Не разрушением ли человеческой личности как образа и подобия Божия грозит всеобщий мировой призыв к свободе от Богоустановленного порядка человеческой жизни и учрежденных Самим Богом порядков человеческого бытия на земле? 

Радетели ложно понятой свободы предлагают освободить человека от Божественных законов уже с самых его первых шагов.

Сегодня в мире много говорят о свободе для детей, предписывая родителям не вмешиваться в дела воспитания, а детям предлагают право самим выбирать себе пол, религию, правила поведения, область знаний и самих родителей. Детей хотят уровнять в правах со взрослыми и предоставить им какую-то особую, чрезмерную самостоятельность, так, чтобы никто уж не мог бы им ни в чем перечить.

Иван Александрович Ильин в своем труде о христианском понимании свободы пишет: 
«Ведь самостоятельности надо еще научиться!.. Люди держатся на ногах сами и ходят самостоятельно; однако сначала их учат ходить... И кто захотел бы не учить своих детей ходьбе, а предоставить им свободу ползанья на четвереньках? И точно так же люди читают, считают и рассуждают свободно и самостоятельно, однако сначала их учат этому - в порядке обязательном и авторитетном... Кто бы согласился оставить своих детей малограмотными дикарями - во имя духовной автономии?.. Вот почему дети не могут быть оставлены на произвол “внешней” свободы... Духовная свобода ребенка совсем не состоит в том, чтобы он рос, как лопух у канавы или одичавший кролик в лесу, но в том, чтобы он приобрел внутреннюю способность - достойно пользоваться свободой».

«Так, семья, - пишет И.А. Ильин, - есть первая, естественная школа свободы: в ней ребенок должен в первый, но не в последний раз в жизни найти верный путь к внутренней свободе; принять из любви и уважения к родителям все их приказы и запреты во всей их кажущейся суровости, вменить себе в обязанность их соблюдение, добровольно подчиниться им и предоставить своим собственным воззрениям и убеждениям свободно и спокойно созревать в глубине души».

Ныне детям навязывают раннее сексуальное воспитание. 

«Вряд ли есть что-нибудь более вредное для жизни и для всей судьбы ребенка, как слишком раннее эротическое пробуждение его души... Вредность преждевременного эротического пробуждения состоит в том, что на юную душу возлагается непосильная задача, которую она не может ни разрешить, ни изжить, ни достойно понести или устранить... 

Большинство так называемых “дефективных” детей проходит этот страдальческий путь без всякой вины... - указывает И.А. Ильин в своем труде о семье и семейном воспитании. - Душевное восприятие такого ребенка становится пошлым или полуслепым, - он как бы не видит чистого в жизни, а видит во всем двусмысленное и грязное... Чистое осмеивается; интимное забрасывается уличной грязью; здоровый половой инстинкт начинает тянуть к извращениям; все священное в любви, в браке и в семье оказывается вывернутым, оскверненным и утраченным. 

Там, где уместно благоговейное молчание, шепот или молитва - водворяется атмосфера двусмысленных улыбок и плоского подмигивания. Душевное целомудрие гибнет; воцаряется безстыдство и безцеремонность; все священные удержи и запреты души колеблются; ребенок оказывается душевно растленным... Человек переживает целое духовное опустошение: в его “любви” отмирает все священное и поэтическое, чем живет и строится человеческая культура; начинается разложение семьи... Порнография есть одно из величайших зол в деле воспитания». 

И.А.Ильин говорит, что «чем скорее родители, воспитатели и духовники объединятся между собою для того, чтобы повести против неё решительную и неутомимую борьбу,.. тем лучше будет для всего человечества... История показала и подтвердила это с достаточной наглядностью: великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-религиозных кризисов, которые выражаются прежде всего в разложении семьи».

Детям сегодня позволяют вмешиваться даже в политику, как это происходит сегодня с феноменом печально известной экозащитницы Греты Тунберг. А вот уже и новая звезда подростков американская поп-исполнительница Билли Айлиш заявляет в интервью журналу для девушек Elle Girl: 
«Тот факт, что пожилые люди принимают решения за нас, кажется мне немного странным. Это глупо, ведь они скоро умрут и мы будем жить по законам, которые принимали они. Так что пора это менять...».

Воистину, «Мир не только строится в детской, но и разрушается из неё, - восклицает И.А. Ильин, - здесь прокладываются не только пути спасения, но и пути погибели!..»

Более жестокой несвободы, чем ложно понятая, безумная гибельная свобода, превратившаяся в произвол, вседозволенность и безотвественность, человечество не видело. Недаром же Слово Божие неоднократно предупреждает нас об этом соблазне лжесвободою: 
«Они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Петр. 2: 18-19).

Ибо, что есть свобода во грехе, позволяющая свободно, безстыдно и безпрепятственно следовать самым низменным человеческим страстям и инстинктам, как не рабство этим страстям и их насадителю – врагу спасения рода человеческого!

<...> Истинная свобода заключается не в чём ином, как в добровольном освобождении себя от гнетущего бремени и власти греха и принятия на себя благого и легкого бремени Христова (Мф. 11:29-30).

«Итак, стойте в свободе, которую даровал вам Христос и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5: 1), - учит нас Слово Божие.

Лариса Пахомьевна Кудряшова, 
Русский православный поэт и публицист

___________________
См. по теме:






поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ЗАКОНОПРОЕКТУ 744029-7 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О персональных данных" в части обработки биометрических персональных данных»

02 июля 2019 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 744029-7 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О персональных данных» в части обработки биометрических персональных данных» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/744029-7 ). Данная статья ФЗ «О персональных данных» посвящена биометрическим персональным данным, на основании которых можно установить личность человека...


Более ста российских ученых подписались под письмом президенту о недопустимости принятия закона о едином регистре учета населения (ЕФИРе)

Законопроект нарушает положения, установленные Конституцией РФ: ст. 24, согласно которой «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются»; ст. 55 - «в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», которые могут быть ограничены лишь...


Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Фотогалерея
Полезно почитать

Новостильники против апостольских установлений

Согласно постановлениям Православной Церкви, в понедельник после Недели Всех святых начинается Апостольский пост. Он называется еще Петровым постом, так как предназначен для подготовки к празднику святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. Отмечается праздник 29 июня/12 июля, когда завершается пост, а начало его зависит от даты празднования Пасхи. Поэтому каждый год он имеет разную длительность: при самой ранней Пасхе – шесть недель, при самой поздней – неделя и один день.


Миротворица и светлый ангел любви

27 июня - день рождения Великой Княжны и мученицы Марии Николаевны Романовой... Третья Дочь последнего Императора России Николая II – Великая Княжна Мария – была настоящей Русской красавицей. Об этом непременно упоминают в мемуарах все близкие и современники, кто ее знал.


Храм-победитель

Здесь, где начинало свою историю древнее, тысячелетнее Берестье, в центре воинского мемориала, на территории героической Брестской Крепости, стоит многострадальный, но гордый и величественный свидетель войн и исторических перемен – Свято-Николаевский гарнизонный собор.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100