17.08.2011
Повествуя о сходке фарисеев, вынашивавших злодейский замысел убить Господа нашего Иисуса Христа, святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов пишет:
Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. Сие же он сказал НЕ ОТ СЕБЯ, но, БУДУЧИ НА ТОТ ГОД ПЕРВОСВЯЩЕННИКОМ, ПРЕДСКАЗАЛ, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино. С этого дня положили убить Его (Ин. 11, 49-53).
Это место Евангелия весьма загадочно. Каиафа, конечно, был недостойным первосвященником. Но как святой Апостол Иоанн мог охарактеризовать его совет на убийство Господа «предсказанием»? Ведь если бы это сказал не любимый ученик Христов, то можно было бы обвинить его даже в богохульстве. Ответ на этот вопрос находим в толковании блаженного Феофилакта Болгарского:
«У иудеев, между прочим, было искажено и первосвященническое достоинство. Ибо с того времени, как начальственные должности стали покупными, первосвященники уже не всю свою жизнь священствовали, но только по году. Впрочем, и ПРИ ТАКОМ РАСТЛЕНИИ ЭТОГО ДОСТОИНСТВА, ДУХ СВЯТЫЙ ЕЩЕ ДЕЙСТВОВАЛ В ПОМАЗАННЫХ. А когда они подняли руки и на Христа, тогда благодать совершенно оставила их и перешла на апостолов. Тогда как одни в виде мнения предлагали умертвить Христа, первосвященник был так кровожаден, что прямо с обнаженной головой и дерзко произносит приговор на Христа. Даже порицает прочих, что они не разумеют должного и не заботятся усмотреть полезное. Вы, говорит, не знаете ничего, не хотите понять и не подумаете, что лучше, чтобы Один умер и спасся весь народ. Сказал он это со злобным помыслом. Ибо БЛАГОДАТЬ ДУХА УСТА ЕГО УПОТРЕБИЛА ДЛЯ ПРЕДСКАЗАНИЯ О БУДУЩЕМ, хотя и не коснулась скверного его сердца. Смотри, какая сила Духа! Она устроила так, что и из лукавого сердца произошли слова, заключающие чудное пророчество. Ибо, когда Христос умер, то все уверовавшие из народа избавились от великого и вечного наказания, и Он умер не за иудейский только народ, но чтобы собрать воедино и остальных чад Божиих, то есть язычников… Итак, нас, рассеянных (ибо сатана многообразно отлучал людей друг от друга и от Бога, настроив каждого неистовствовать против ближнего своего по любви к богатству и славе), Христос привел воедино, собрав во единую Церковь и под единое иго и сделав одним телом ближних и дальних, чтобы находящийся в Риме считал своими членами жителей Индии и исповедовал Христа единой Главой всех. "С этого дня положили убить Иисуса". Это значит, что с того дня особенно и окончательно они утвердились в этом намерении. Об убийстве замышляли они и прежде сего, но слабо, и дело было скорее вопросом, чем решением, а теперь состоялся окончательный суд и решительный приговор. И прежде искали убить Его (Ин. 5, 18), и Сам Он, обличая их, говорил: "за что ищете убить Меня?" (Ин. 7, 19). Примечай силу первосвященнического достоинства, как оно полно благодати Духа, хотя носящие оное и недостойны. И ПРОШУ ТЕБЯ, ПОЧИТАЙ ПЕРВОСВЯЩЕННИКОВ ПО ДОСТОИНСТВУ ОБИТАЮЩЕЙ В НИХ БЛАГОДАТИ, А НЕ ПО ИХ ПРОИЗВОЛУ. Не только Каиафа пророчествует, но и многие иные недостойные знали будущее, например Фараон об урожае и неурожае (Быт, 45, 17-32), Навуходоносор о царствах и Христе (Дан. 2, 28-45) и Валаам о Христе (Чис. 24, 17). Да и не всяк, кто пророчествует, может быть назван пророком, но всякий пророк пророчествует. Подобно как не всякий, делающий что-нибудь врачебное, есть уже и врач, но кто делает врачебное по врачебному званию, тот может быть врачом. Подобно, как и праведник не тот, кто делает что-нибудь справедливое, но тот, кто творит правду по сказанному: "праведно правду гони" (Втор. 16, 20). Так пророчествует и Каиафа, но не в пророческом настроении Духа, а потому и не пророк».
Удивительная глубина святоотеческого толкования и проникновения в смысл слов Священного Писания! Да, Каиафа не пророк, но поскольку был на тот год первосвященником, то Дух Святой использовал его уста, как Свое орудие для изречения пророчества.
А теперь попробуем в свете святоотеческой премудрости взглянуть на современную церковную ситуацию. «У иудеев, между прочим, было искажено и первосвященническое достоинство. Ибо с того времени, как начальственные должности стали покупными, первосвященники уже не всю свою жизнь священствовали, но только по году. Впрочем, и ПРИ ТАКОМ РАСТЛЕНИИ ЭТОГО ДОСТОИНСТВА, ДУХ СВЯТЫЙ ЕЩЕ ДЕЙСТВОВАЛ В ПОМАЗАННЫХ».
Господь Святой Дух действует и через тех наших епископов и священников, которые недостойны, используя, если не сердца их, то уста. А, следовательно, ни в коем случае нельзя говорить об отделении, непоминании, об оставлении Русской Православной Церкви благодатью Святого Духа. Тем более кроме недостойных пастырей в Русской Церкви есть множество благочестивых и твердых в вере епископов, священников, монашествующих… Есть и молитвенники, подвижники, старцы...
К этому следует добавить, что «непоминающие» упускают одну очень важную деталь. Преподобный Максим исповедник отделился от Константинопольского патриарха еретика. Но он не стал «непоминающим». Он вступил в общение с папой Римским святителем Мартином. Святитель Марк Ефесский также не был «непоминающим». Он имел общение с восточными Патриархами.
В заключение хотелось бы еще раз повторить добрый совет блаженного Феофилакта Болгарского «ПРОШУ ТЕБЯ, ПОЧИТАЙ ПЕРВОСВЯЩЕННИКОВ ПО ДОСТОИНСТВУ ОБИТАЮЩЕЙ В НИХ БЛАГОДАТИ, А НЕ ПО ИХ ПРОИЗВОЛУ».
Александр Иванушкин
поделиться новостью в соц сетях:«ПОЧИТАЙ ПЕРВОСВЯЩЕННИКОВ ПО ДОСТОИНСТВУ ОБИТАЮЩЕЙ В НИХ БЛАГОДАТИ, А НЕ ПО ИХ ПРОИЗВОЛУ»
Повествуя о сходке фарисеев, вынашивавших злодейский замысел убить Господа нашего Иисуса Христа, святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов пишет:
Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. Сие же он сказал НЕ ОТ СЕБЯ, но, БУДУЧИ НА ТОТ ГОД ПЕРВОСВЯЩЕННИКОМ, ПРЕДСКАЗАЛ, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино. С этого дня положили убить Его (Ин. 11, 49-53).
Это место Евангелия весьма загадочно. Каиафа, конечно, был недостойным первосвященником. Но как святой Апостол Иоанн мог охарактеризовать его совет на убийство Господа «предсказанием»? Ведь если бы это сказал не любимый ученик Христов, то можно было бы обвинить его даже в богохульстве. Ответ на этот вопрос находим в толковании блаженного Феофилакта Болгарского:
«У иудеев, между прочим, было искажено и первосвященническое достоинство. Ибо с того времени, как начальственные должности стали покупными, первосвященники уже не всю свою жизнь священствовали, но только по году. Впрочем, и ПРИ ТАКОМ РАСТЛЕНИИ ЭТОГО ДОСТОИНСТВА, ДУХ СВЯТЫЙ ЕЩЕ ДЕЙСТВОВАЛ В ПОМАЗАННЫХ. А когда они подняли руки и на Христа, тогда благодать совершенно оставила их и перешла на апостолов. Тогда как одни в виде мнения предлагали умертвить Христа, первосвященник был так кровожаден, что прямо с обнаженной головой и дерзко произносит приговор на Христа. Даже порицает прочих, что они не разумеют должного и не заботятся усмотреть полезное. Вы, говорит, не знаете ничего, не хотите понять и не подумаете, что лучше, чтобы Один умер и спасся весь народ. Сказал он это со злобным помыслом. Ибо БЛАГОДАТЬ ДУХА УСТА ЕГО УПОТРЕБИЛА ДЛЯ ПРЕДСКАЗАНИЯ О БУДУЩЕМ, хотя и не коснулась скверного его сердца. Смотри, какая сила Духа! Она устроила так, что и из лукавого сердца произошли слова, заключающие чудное пророчество. Ибо, когда Христос умер, то все уверовавшие из народа избавились от великого и вечного наказания, и Он умер не за иудейский только народ, но чтобы собрать воедино и остальных чад Божиих, то есть язычников… Итак, нас, рассеянных (ибо сатана многообразно отлучал людей друг от друга и от Бога, настроив каждого неистовствовать против ближнего своего по любви к богатству и славе), Христос привел воедино, собрав во единую Церковь и под единое иго и сделав одним телом ближних и дальних, чтобы находящийся в Риме считал своими членами жителей Индии и исповедовал Христа единой Главой всех. "С этого дня положили убить Иисуса". Это значит, что с того дня особенно и окончательно они утвердились в этом намерении. Об убийстве замышляли они и прежде сего, но слабо, и дело было скорее вопросом, чем решением, а теперь состоялся окончательный суд и решительный приговор. И прежде искали убить Его (Ин. 5, 18), и Сам Он, обличая их, говорил: "за что ищете убить Меня?" (Ин. 7, 19). Примечай силу первосвященнического достоинства, как оно полно благодати Духа, хотя носящие оное и недостойны. И ПРОШУ ТЕБЯ, ПОЧИТАЙ ПЕРВОСВЯЩЕННИКОВ ПО ДОСТОИНСТВУ ОБИТАЮЩЕЙ В НИХ БЛАГОДАТИ, А НЕ ПО ИХ ПРОИЗВОЛУ. Не только Каиафа пророчествует, но и многие иные недостойные знали будущее, например Фараон об урожае и неурожае (Быт, 45, 17-32), Навуходоносор о царствах и Христе (Дан. 2, 28-45) и Валаам о Христе (Чис. 24, 17). Да и не всяк, кто пророчествует, может быть назван пророком, но всякий пророк пророчествует. Подобно как не всякий, делающий что-нибудь врачебное, есть уже и врач, но кто делает врачебное по врачебному званию, тот может быть врачом. Подобно, как и праведник не тот, кто делает что-нибудь справедливое, но тот, кто творит правду по сказанному: "праведно правду гони" (Втор. 16, 20). Так пророчествует и Каиафа, но не в пророческом настроении Духа, а потому и не пророк».
Удивительная глубина святоотеческого толкования и проникновения в смысл слов Священного Писания! Да, Каиафа не пророк, но поскольку был на тот год первосвященником, то Дух Святой использовал его уста, как Свое орудие для изречения пророчества.
А теперь попробуем в свете святоотеческой премудрости взглянуть на современную церковную ситуацию. «У иудеев, между прочим, было искажено и первосвященническое достоинство. Ибо с того времени, как начальственные должности стали покупными, первосвященники уже не всю свою жизнь священствовали, но только по году. Впрочем, и ПРИ ТАКОМ РАСТЛЕНИИ ЭТОГО ДОСТОИНСТВА, ДУХ СВЯТЫЙ ЕЩЕ ДЕЙСТВОВАЛ В ПОМАЗАННЫХ».
Господь Святой Дух действует и через тех наших епископов и священников, которые недостойны, используя, если не сердца их, то уста. А, следовательно, ни в коем случае нельзя говорить об отделении, непоминании, об оставлении Русской Православной Церкви благодатью Святого Духа. Тем более кроме недостойных пастырей в Русской Церкви есть множество благочестивых и твердых в вере епископов, священников, монашествующих… Есть и молитвенники, подвижники, старцы...
К этому следует добавить, что «непоминающие» упускают одну очень важную деталь. Преподобный Максим исповедник отделился от Константинопольского патриарха еретика. Но он не стал «непоминающим». Он вступил в общение с папой Римским святителем Мартином. Святитель Марк Ефесский также не был «непоминающим». Он имел общение с восточными Патриархами.
В заключение хотелось бы еще раз повторить добрый совет блаженного Феофилакта Болгарского «ПРОШУ ТЕБЯ, ПОЧИТАЙ ПЕРВОСВЯЩЕННИКОВ ПО ДОСТОИНСТВУ ОБИТАЮЩЕЙ В НИХ БЛАГОДАТИ, А НЕ ПО ИХ ПРОИЗВОЛУ».
Александр Иванушкин
<-назад в раздел