Пятница, 24 Января 2020 г.
Духовная мудрость

Свт. Игнатий о гонениях
Противники антихриста сочтутся возмутителями, врагами общественного блага и порядка.
Свт. Игнатий Брянчанинов о гонениях

Томос о "боге" мухаммеда
Мусульмане под именем Бога поклоняются мысленному идолу, жалкому измышлению жалкого ума Мухаммеда.
Томос Константинопольского Собора о «едином Всевышнем» с исламистами

Свт. Феофан о духе мира
Не льстите себя ложною надеждою совместить дух Христов с духом мiра!
Святитель Феофан Затворник

свт. Григорий Богослов о худом мире
Не всяким миром надобно дорожить. Ибо есть прекрасное разногласие и самое пагубное единомыслие. Но должно любить (только) добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом. Когда же идет дело о явном нечестии, тогда должно скорее идти на огонь и меч, не смотреть на требование времени и властителей (дерзну сказать, не только мирских, но и духовных) и вообще на все, нежели приобщаться лукавого кваса и прилагаться к зараженным. Всего страшнее – бояться чего-либо более, нежели Бога, и по сей боязни служителю истины стать предателем веры и истины!
Святитель Григорий Богослов

Свт. Филарет Московский о католиках
Папство подобно плоду, чья кора (оболочка) христианской церковности, унаследованной с древности, постепенно распадается, чтобы открыть его антихристианскую сердцевину.
Свт. Филарет Московский о католиках

В кулуарах

«Скольких людей погубило искусство!»: Покаяние народной артистки России Екатерины Васильевой
С одной стороны, народ стал понемногу воцерковляться, возвращаться к вере, с другой – мы сейчас в изобилии наблюдаем появление таких лжедуховных явлений, как «православные» актеры, театры, банкиры, комики, байкеры, рокеры, рэперы и прочие. Даже если такой человек стал действительно верующим, ходит в...

Пока мы живы, будем сражаться за детей!: Тревожное письмо о состоянии системы образования и снюсах
Здравствуйте, уважаемая редакция! Спаси Христос, что поднимаете острые и важные темы современности. Меня всегда волновало положение дел в системе образования. Возможно, потому, что по первому диплому я педагог. Декан факультета, с которым у нас были доверительные отношения, как-то в беседе со мной поделился переживаниями о том, что вся система образования переживает тяжелый упадок, правильные основы воспитания утрачены…

Тайна человеческой свободы: Не вседозволенность и произвол, но – жизнь духа
Свобода неуловима для определения и является, видимо, самым загадочным свойством человека. Но без свободы человек не был бы человеком в полном смысле слова, а был бы высокоорганизованным, запрограммированным автоматом. Милосердный Господь, не желая насильственного спасения человека, создал его не только...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Интервью с сербским профессором «Христианам не свойственно смиряться с поражением» 13.04.2015
Интервью с сербским профессором «Христианам не свойственно смиряться с поражением»
Профессор Драгиша Бойович – известный исследователь сербской средневековой литературы. Он трудится в университетах Ниша и Косовской Митровицы. Работы профессора на тему влияния творений святого Ефрема Сирина на сербскую средневековую литературу, эсхатологических мотивов в ней (о мытарствах, Страшном Суде, премудрости Божией и др.) подтверждают, что произведения той эпохи нельзя изучать без предварительного основательного ознакомления со святоотеческим наследием и с духом средневековья, во многом отличавшегося от нашего времени.

Д. Бойович – также основатель и директор Центра церковных исследований, член Международного объединения по проблемам патристики, сотрудник Института национальных и религиозных вопросов в Салониках; он и редактор журнала «Церковные исследования», в котором публикуются труды выдающихся мировых экспертов в этой области. Драгиша родился на Косове, в Ибарском Колашине (этнически сербский район севера Косова, – здесь и далее примеч. ред.). Писатель Григорий Божович († 1945) говорил об этих местах как о крае, героически противостоявшем турецкой и арнаутской (албанской) тирании. Перу профессора принадлежит книга о знаменитом сербском монастыре Црна река (Черная река) – мистическом сердце Ибарского Колашина, значительно повлиявшем на духовный путь нашего собеседника. Мы задали ему несколько вопросов, касающихся прошлого и настоящего Сербии, и положения Святосаввской Сербской Церкви.

 – Господин профессор, насколько, на Ваш взгляд, сегодняшние сербы отличаются от сербов средних веков – по своему мировоззрению и восприятию жизни (в первую очередь касательно вечных, эсхатологических мотивов человеческого бытия, которые Вы исследуете в своих статьях)? Видим ли мы, современные сербы, что-нибудь дальше кончика своего носа, воспринимаем ли мир сердцем, а не чревом?

 – Сравнения, конечно, возможны, но что касается источников, мы ориентируемся главным образом на наследие интеллектуальных представителей Сербии прошлого и нынешнего времен. Средневековые сербские мыслители – например, образованные священнослужители – смотрели гораздо дальше и глубже наших современников. Конечно, как были тогда, так и сейчас есть люди, которые, как Вы сказали, не видят дальше своего носа и воспринимают этот мир только через желудок. Известный сербский средневековый писатель и духовник Хиландара (сербского монастыря на Святой Горе Афон) Феодосий обличал таковых (а они встречались не только между Царями и правителями, влиятельными и знатными особами, но и среди небрежных к добродетели монахов), говоря: «Для них бог – чрево». С другой стороны, по словам того же Феодосия, были и «те, которые с Богом и для Бога живут». Эти наблюдения актуальны и в наши дни.

Жизнь средневековых сербов – и дворян, и простолюдинов, и иноков, и священников, и архиереев – была более подвижнической, чем наша. Мы, нынешние люди, и в экзистенциальном, и духовном смысле колеблемся как листья на ветру, легко поддаваясь мирским соблазнам. Кроме того, если у современного человека появляются материальные средства и власть, он становится горделивым и тщеславным, немилосердным и чуждым всякой добродетели. Однако, слава Богу, и теперь есть живущие «с Богом и для Бога». Может быть, благодаря их молитвам спасемся и мы, недостойные.

Упомянем и другого сербского средневекового мыслителя – Дмитрия Кантакузина (XV в.), в наследии которого затрагивается эсхатологическая тематика. Будучи мирянином, но заручившись поддержкой священномонаха Исаии, он обличал недостатки церковной жизни своего времени: нарушения в чине Литургии, симонию (продажу и покупку церковный должностей, духовного сана, Таинств и священнодействий), распри между священнослужителями, их невоздержание, высокомерие, чревоугодие, пьянство и сребролюбие. О современных же ему мирянах Кантакузин говорит как о беззаконниках, завистниках, блудниках и т. п. При этом он отмечает, что и лица, облеченные саном и имеющие монашеское звание, и простые верующие – в равной мере обязаны исполнять заповеди Христовы: «Вся вселенная была бы уничтожена, а образ Христа был бы оклеветан, если бы трудно было соблюдать Его закон. Чтобы этого не случилось, следует предупредить и иноков, и священников, и мирян: все сказанное относится к жизни и деяниям и одних, и других, и третьих». Цитируемое Послание Кантакузина – пример мужественного и ответственного рассуждения, которому могут следовать и современные ревнители веры, боящиеся Бога и презирающие страх человеческий.

 – Как уроженец Косова, его северной части, всегда неподвластной чуждой тирании, что Вы можете сказать о противостоянии людей из Вашего родного края в их неравной битве с «силами неизмеримыми», как писал поэт Растко Петрович († 1949)? Т. е. что Вы думаете об этой борьбе, о которой великий Негош (Петр Петрович Негош – правитель Черногории в 1830–1851 гг. и митрополит Черногорский и Бердский, выдающийся сербский поэт) сложил строки: «Вам суждено свой крест нести – лихой борьбы с чужими и своими» (особенно в наши дни, когда, по словам Негоша, наше «племя от себя отреклось и черной мамоне служит»)? Сможет ли сербский народ на Косове выстоять?

 – Сегодня – важнейший этап в этой борьбе, в брани без оружия, но – повседневной и весьма тяжелой. Сейчас происходит то, что сокрыто от многих глаз. Всем известен глобальный смысл совершающегося, но почти никто не знаком с участниками этой локальной драмы. На севере Косова и Метохии, как и в других местах, разразилась битва на символическом, географическом и политическом уровнях – между героическим Колашином и эмоционально неуравновешенной Дреницей (территорией на Косове, лежащая западнее гор Чичавица, Голеша и Црнолева по реке Дренице, которую албанцы считают историческим центром борьбы с сербами). Первый все еще верит в этику сербского героического эпоса, а последнюю поддерживает почти весь мир. Около ста лет назад писатель Григорий Божович сказал о Колашине, что «его заслуга перед настоящим – в том, что он почти век был последним бастионом противостояния арнаутскому натиску на север». Значит, уже двести лет Колашин противится устремлениям Дреницы и арнаутов продвинутся к косовскому северу, расширить свои владения. Однако не одни албанцы, а в первую очередь Белград поддержал появление существующей только в их воображении границы (т. н. интегрированного, «внедренного», контрольно-пропускного пункта) в моем родном Колашине. А это – лишь иллюзия, инородное тело в сербском организме, которое необходимо устранить.

Но пока Колашин стоит на своем месте и верит в свою мечту о Сербии, у всех нас есть надежда. Колашин находится в самой важной и наиболее уязвимой точке нашей Родины. Он никогда не сдавался и всегда был готов защищать не только себя, но и отстоять всю Сербию. Этому городку дана особая привилегия: с его высот видны и Косово, и Метохия, и Рас (древний город, на протяжении долгого времени бывший столицей раннего средневекового государства сербов, расположенного в Старой Сербии, ныне – Стари-Рас). Для Колашина Косово – надежда, Метохия – вера, а Рас – любовь.

 – Какова роль Сербской Православной Церкви в защите Косова и Метохии? На что мы можем рассчитывать сегодня?

 – Несомненно, роль Сербской Церкви велика. И речь идет не только о церковных структурах, но прежде всего о надежде на то, что на сербских просторах живет хотя бы один праведник, ради которого Господь помилует и весь наш народ. Если же говорить о Церкви как об институте, то в последнее время она могла бы использовать свой авторитет гораздо эффективнее. На это упущение, в первую очередь, повлияло упорное желание Бориса Тадича идти по «пути европейской интеграции», и там было сделано немало ошибок (брат брата предавал на суд), многие из которых исправить уже фактически невозможно. Некоторые иностранные организации охарактеризовали Церковь как выгодного партнера, что на самом Косове и в Метохии породило серьезное недоверие к ней. Сейчас в церковной среде находятся люди, которые пытаются доказать, что направление, избранное сербским государством, ошибочно. Но, скорее всего, эти предупреждения уже запоздали и, возможно, звучат из уст самих соучастников этого движения.

 – Будучи экспертом не только в области сербской средневековой литературы, но и в богословии, как Вы оцениваете уровень нашей нынешней церковной культуры?

 – Если внимательно присмотреться к проблемам церковной культуры, то можно заметить, что какая-либо системная государственная или общественная забота о ней отсутствует. Она живет и развивается в основном благодаря личным усилиям ее хранителей.

На традиционную сербскую теологию введено своего рода эмбарго. Сербская средневековая теология, основоположниками которой были святой Савва, первый сербский архиепископ, и святой Стефан, первый сербский король, некоторым сербам частично известна, но мало кто знает, что Стефан Первовенчанный, между прочим, занимался библейской экзегезой (толкованием текста Священного Писания). Несколько лет назад я поинтересовался у одного молодого и одаренного сербского теолога, кто читал ему в университете лекции о теологии святого Саввы. Но он ничего не ответил! Это – лишь одно из многочисленных доказательств того, что определенные круги намеренно удаляют нас от исконной сербской теологии, не желая хранить настоящую, истинную веру святых Саввы и Симеона (таково монашеское имя св. короля Стефана) – ту веру, которую исповедовал и проповедовал и святой Иустин Челийский.

 – А что еще связывает святых Савву и Иустина Челийского?

 – Любовь к вере и ревность о ее сохранении. Интересно, что и для святого Саввы, и для святого Иустина, и для святого Стефана Первовенчанного арианство было метафорой папизма, латинской ереси. Стефан Первовенчанный говорил, что «это ересь, которая хулит Святаго Духа». Для аввы Иустина «папизм – ересь, как и арианство». При этом он добавляет, что «если кто-нибудь может сравниться с Иудой в преступлениях, то это – Арий». И святой Савва, отвергая латинское зловерие на церковном соборе в Жичском монастыре, заповедал: «А крещенных в латинской ереси, после того как они проклянут свою ересь и исповедуют истинную веру, и после чтения молитвы над святым миром, этим святым миром подобает помазать по частям тела, и пусть будут верными вместе с нами».

Эти три великих сербских богослова пребывают в опале у современных «теологов» из-за своей неугодной реформаторам Православия позиции.

 – Что, по Вашему мнению, является наиболее характерной чертой богословия преподобного Иустина?

 – Если владыка Николай – «сербский Златоуст», то авва Иустин – сербский «сын громов». Голос апостола и евангелиста Иоанна, «сына громова», достиг всех уголков земли, а голос аввы Иустина последовал за ним. Апостола Иоанна называют возвышеннейшим Богословом, а преподобного Иустина можно считать его сыном и учеником, ибо и его проповеди гремели. Иоанн – «сын грома» Нового Завета, авва Иустин – сербский «сын грома». Он гремел в школах, в университетах, в Отечестве и далеко за его пределами. С Челийских высот и с церковного амвона. Везде и всегда – гремел. Ибо проповедовал о Господе и Спасе нашем. О Церкви Единой и Троице Святой и Нераздельной. О вере наших Отцов, вере Православной. О любви и псевдолюбви. О еретиках и «всеереси» – экуменизме. Об Арии и новом арианстве. О святом Савве и святом Николае. О Косове и Видовдане. О славянстве и сербстве. О душе и свете. О человеке и цветке…

 – Вы всегда старались, чтобы в наступившее смутное время в Церкви был слышен голос православных мирян: сотрудничали со многими выдающимися мыслителями, в том числе и с покойным Предрагом Р. Драгичем Киюком. Можно ли услышать мнения образованных и верных чад Церкви сейчас, или их заглушили внутрицерковные распри?

 – Я был бы очень счастлив, если бы смутное время закончилось и наши голоса по этому поводу утихли. Думаю, что никто особенно не рад выражению позиции интеллектуалов из среды православных мирян, более того – это нежелательно, ибо мы не поддерживаем экуменизм. Надеюсь, что такая деятельность, принесшая мне множество неприятностей, вскоре не будет востребована в обществе. На чужих примерах тоже замечаю, что любое противодействие экуменизму оборачивается для человека теми же проблемами, что и противодействие доктрине коммунизма во времена идеологической диктатуры.

Покойный Киюк искренне боролся за правду, чего нельзя сказать обо всех его соратниках, которым явно не хватает соборности. Он был одним из редких православных философов, находившим в опыте прошлого подтверждение того факта, что история повторяется, и указывавшим на свет, который виден только на путях истины.

Не стоит питать иллюзий, что наши голоса превысят шум модернистской толпы. Можно лишь верить и надеяться, что по тому исповеданному скромному слову истины нас узнает Господь.

 

– Что Вы думаете о современном сербском богословии и какова его, условно говоря, экуменическая роль?

 

– К сожалению или, может быть, к счастью, я не очень знаком с современной сербской теологией, ибо, как вы уже знаете, исследую ранние сербские теологические источники. На эту раннюю теологию опирается мое образование и воспитание. Вероятно, поэтому я не всегда понимаю современное богословие. Через богословие святого Саввы я узнал о Святом Предании, его архиерейские слова всегда могут послужить безошибочным ориентиром во тьме. Предание, этот «свет без начала и конца», согласно святому Савве, указывает нам Путь, ведет к Истине и дарует Жизнь. В случае необходимости опираюсь лишь на современных теологов, стоящих в истине.

Я с удовольствием изучал и богословие святого Ефрема Сирина, который также определил мой путь. Результат этих исследований – преподавательская работа в университете. Кроме сербской средневековой литературы, читаю лекции о рецепции (т. е. адаптации принципов иноязычного культурологического явления к собственной культуре) библейской и святоотеческой литературы, о тематике любви в древней сербской литературе, поэтике и теологии творчества. В процессе аккредитации пребывают и новые предметы: христианская литература, рецепция христианства в сербской литературе, Православие в сербской средневековой литературе. Вдумайтесь: какая красота! Разве нам нужна «всеересь», когда мы владеем таким богатством как наше святое Православие?!

Не будем забывать завета святого Саввы: «Если в ваших руках появятся книги, то пусть они будут на нашем сладком языке». По этому слову все мы ответственны за сохранение сладости своей родной речи.

 

– Вы родились в области, где люди дорожат традициями и в любой момент готовы ко всему. Смогут ли, по-Вашему, наша Церковь и народ устоять вопреки всем трудностям, или мы уже потерпели поражение?

 

– Я постоянно размышляю о том, что могло бы в данный момент обрадовать нашу Церковь и наш народ. Думаю, это прежде всего – примирение в Церкви. Но оно невозможно без покаяния…

Христианам не свойственно смиряться с поражением. Христианам прилична непрестанная брань за правду и истину. Именно потому я считаю сербов Косова и Метохии, ведущих сегодня эту борьбу, избранными христианами.


Источник: газета «Православный Крест», №7 (127) (от 1 апреля 2015 г.)

Фото: 1 – Драгиша Бойович, 2 – баннер на въезде в Северное Косово, 3
на празднике в честь св. короля Стефана (преп. Симеона Мироточивого)

поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Да не будем посрамлены на Страшном Суде: Как относиться к нововведениям в Русской Церкви?

Как мы сообщали в предыдущем номере, на епархиальном собрании столичного духовенства 20 декабря было рекомендовано чтение Ветхого Завета (паремий) и новозаветных посланий (Апостола) на современном Русском языке. Нам удалось побеседовать с одним из участников этого епархиального собрания...


Как отозвать из системы свои персональные данные?: Противодействие принятию электронных новшеств (ЗАЯВЛЕНИЕ)

Массовое противодействие принятию электронных новшеств не дает системе работать в полную силу. Как известно, основой цифровизации являются персональные данные человека, согласие на использование которых «по умолчанию» предусматривается сегодня практически при любых операциях. В нашу редакцию поступает множество вопросов: что делать, если соответствующая подпись по неведению или вынужденно была поставлена?...


Глобальная (анти)религия: Идолопоклонство папы-иезуита Франциска возмущает даже еретиков-католиков

Как мы сообщали, недавно «апостольский нунций» (то есть посол Ватикана в РФ) Челестино Мильоре заявил о том, что целью папы Римского является организация нового «Собора» всех христиан, под чем явно имеется в виду экуменическое сборище католиков, протестантов и «православных либералов»...


<<       >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Фотогалерея
Полезно почитать

Меньше шукшинской русской радости стало. Как будто отымает Господь благодать от земли Русской. Люди по стране и по миру носятся как сквозняки. Меняют квартиры, города, страны. Болтаются как пыль в невесомости. Это и есть нормальный образ жизни космополита – жителя «открытого космоса», не имеющего Родины, родства непомнящего.


«Сохранение богослужебного языка – вопрос национальной безопасности»: Беседа с издателем и составителем книг на церковно-славянском

Купить сегодня в лавках храмов и монастырей Евангелие и Псалтирь на церковно-славянском языке еще возможно, молитвослов и Апостол – уже реже, а вот приобрести акафисты с канонами – задача практически неосуществимая. Православные москвичи знают буквально пару мест, где продаются молитвословия и богослужебные тексты на церковно-славянском языке, в особенности такие редкие, дорогие сердцу...


По единым стандартам антихриста: О дьявольской деконструкции в России и Церкви

Всё жестче, всё наглее действуют те, кто желает привести весь мир к своему шаблону, унифицировать человечество и планету в соответствии с едиными стандартами. Представителям этих сил уже и не нужно глубоко конспирироваться. Они становятся всё более открытыми, убеждая нас в том, что зло – это вполне нормально и оно имеет такое же право на существование, как добро. Что маньяк-убийца-расчленитель – такой же...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100