Среда, 20 Июня 2018 г.
Духовная мудрость

Преп. Амвросий Оптинский о мудрости
"Будите мудры яко змия" (ср. Мф. 10,16). Змея, когда нужно ей переменить старую кожу на новую, проходит чрез очень тесное узкое место, и таким об разом ей удобно бывает оставить свою прежнюю кожу. Так и человек, желая совлечь свою ветхость, должен идти узким путем исполнения евангельских заповедей. - При всяком нападении змея старается оберегать свою голову. Человек должен более всего беречь свою веру. Пока вера сохранена, можно еще все исправить.
Преп. Амвросий Оптинский

Прп.Паисий об экуменистах 2
Святые отцы знали, что делали. Они воспретили общение с еретиками не без причины. Но сегодня призывают к совместным молитвам не только с еретиком, но и с буддистом, огнепоклонником и сатанистом.
Прп. Паисий Святогорец

Прп. Паисий об отречениях
Тяжелые годы!.. Нас ждет встряска. Знаете, что такое встряска? Если вы не находитесь хоть немножко в духовном состоянии, то вам не устоять. Сохрани нас, Господи, но мы дойдем еще и до того, что станут отрекаться от веры. Постарайтесь братски сплотиться, начать жить духовно, соединиться со Христом,.. чтобы не бояться ни бесов, ни мучений.
Прп. Паисий Святогорец об апостасии

сщмч.Владимир о монархии
Священник не монархист не достоин стоять у Святого Престола, священник республиканец – всегда маловер. Монарх посвящается на власть Богом – президент получает власть от гордыни народной.
Сщмч. Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский

прп.Амвросий католичке
Гордость побеждается смирением, а добродетель смирения принадлежит не всем людям разных вероисповеданий, а только правоверующим.
Из письма прп. Амвросия Оптинского католичке

В кулуарах

Жизнь на ощупь: О трагедии утери традиций, православного предания в современном образе жизни
...Погруженный в окружающий хаос мировоззрений, представлений и традиций, современный христианин часто даже не представляет, каким образом выглядит человек, который воплощает в своей жизни церковные догматы и Евангельские заповеди. Кто-то пытается устроить свою жизнь по книгам, но в результате достигает...

Чем больше у людей привязанностей, привычек, тем легче бесам управлять ими: Исповедь бывшего «профессионального» и успешного мага
Когда мне было 17 лет, к нам в гости пришла женщина, экстрасенс. Лично знавшая Джуну Давиташвили и преподававшая безконтактное лечение руками. Она предложила мне совершить астральное путешествие. После 5-6минут ходьбы по комнате я и впрямь каким-то неведомым образом очутился вне тела…

Уничтожение русской души как сущность либерализма: Об эволюции русофобии в России
Либеральное сознание онтологически, глубинно, сущностно негативно относится к Православному кодексу нравственного поведения и враждебно к цивилизационной роли Русского мира. И ничто так не отделяет настоящего либерала от России, как учение Иисуса Христа с Его проповедью любви к ближнему...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
14.04.2017
Осташево Романовых: Об имении близкого по духу к Царственным мученикам Великого Князя Константина Константиновича

ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ БЫЛОЙ РУСИ
 
Этот исторический памятник открылся нам как бы случайно. Друзья, к которым мы ехали, встречали нас на машине в поселке Осташёво, на остановке рейсового автобуса из Волоколамска. Приветствия, обмен новостями и за разговорами – предложение «забежать на минутку» в расположенный тут же парк – взглянуть на здешние достопримечательности. Большой заброшенный дом в конце аллеи оказался бывшим имением Великого Князя Константина Константиновича Романова, двоюродного дяди Императора Николая II, одного из самых близких по духу к Государю-Мученику члена Царской Фамилии.

Поначалу мы планировали полюбоваться на местные красоты лишь пару минут из окна автомобиля. Но заметив невдалеке среди сосен церковь, решили все же подойти поближе. И вот, оказавшись рядом с храмом, внезапно испытали непередаваемое словами чувство... Бывают такие места, которые словно переносят в иную, невероятно отчетливую и захватывающую духовную реальность. На нас повеяло старинным Петербургом и свежестью Балтийского моря, возникло ощущение незримого присутствия последних благочестивых Романовых… А по возвращении домой мы постарались побольше узнать о сем необычном уголке России и связанных с ним людях, и сегодня хотим поведать о них и нашим дорогим читателям.
 
Лебединая песня былой Руси: Об имении близкого по духу к Царственным мученикам Великого Князя Константина Константиновича

Время возникновения в Осташёве первого крестьянского поселения неизвестно. В 17 столетии усадьбой владел Феодор Лихачев, служивший диаком Поместного приказа в ополчении освободителей России от польско-литовских захватчиков князя Димитрия Пожарского и Космы Минина. Затем ее хозяевами были князья Прозоровские и Голицыны. Усадебный архитектурный ансамбль начал складываться на рубеже XVIII–XIX веков, при генерал-майоре князе А.В. Урусове (1729–1813), построившем храм в честь святого благоверного Великого Князя Александра Невского.

Дальнейшая история усадьбы связана с именем Н.Н. Муравьёва – командира эпохи наполеоновских войн, генерал-майора, создателя и руководителя московского училища колонновожатых (1768–1840). Начало XIX века было временем сколь замечательным, столько же и трагичным. С одной стороны – победоносное завершение брани с Наполеоном, эпоха творчества Пушкина и Гоголя, справедливо названная «золотым веком» русской литературы… С другой – как это почти всегда случалось в истории России, вопреки всем взлетам и перспективам, в ее «просвещенной» среде возник некий духовный надлом, нигилизм, словно всегда сопутствующая успехам черная тень, определенная позже словами «измена, трусость и обман» (см.: Антихристовы «-измы» против Православной России: О духовно-идеологических аспектах и скрытых участниках войн и революций).

Упомянутый новый владелец Осташёва Н.Н. Муравьёв был не только генералом-майором, участником Отечественной войны 1812 года, но, как стало известно ныне, и членом ложи «вольных каменщиков» в Страсбурге (см.: Платонов О. Мастера государственной измены. М., 2014. С. 154). А старший его сын, полковник гвардии генерального штаба Александр Николаевич (1792–1843), не просто перенял от родителя эту разрушительную эстафету, но и намного превзошел его. В отцовском имении, по прямому указанию иллюминатов (так назывались различные антихристианские объединения оккультно-философского толка) он основал «Союз спасения», в который вступило до 22 человек – родственники, друзья, знакомые Муравьёвых, ученики академии генштаба. Братство ставило целью тайную борьбу с царской властью. Именно здесь возник заговор декабристов, и владелец Осташёва сочинил антимонархический проект конституции. Согласно дошедшему до нас преданию, боясь обысков, он похоронил его где-то в саду. После провала декабристского восстания А.Н. Муравьёва сослали в Сибирь.

Неисповедимыми судьбами Промысла Божия в 1903 году имение приобрел Великий Князь Константин Константинович, внук Императора Николая I, против которого строили козни противники монархии. Известно библейское выражение – «мерзость запустения, стоящая на святом месте» (см.: Мф. 24, 15). И в истории России, слава Богу, есть еще одна закономерность – в противостоянии со тьмой неисчерпаемы силы Божественные. Так произошло и с усадьбой Осташёво, которая, пребывая в духовном смысле в «мерзости запустения», чудесным образом превратилась – без всякого преувеличения – в святое место.

Великий Князь Константин Константинович (1858–1915) был глубоко верующим православным христианином. Он получил прекрасное разностороннее домашнее образование. В его обучении и воспитании принимали участие известный историк С.М. Соловьев и писатель Ф.М. Достоевский. С детства Великого Князя готовили к службе на флоте. В августе 1876 года он сдал экзамен по программе Морского училища и был произведен в чин мичмана.

Константин Константинович участвовал в Русско-турецкой войне 1877–1878 годов. 17 октября 1877 года он был награжден орденом святого Георгия 4-й степени – «в воздаяние за храбрость и распорядительность в деле с турками на Дунае у Силистрии, 2 октября 1877 года, где лично был спущен Его Высочеством брандер (корабль, нагруженный легковоспламеняющимися либо взрывчатыми веществами, используемый для поджога и уничтожения вражеских судов.– Примеч. ред.) против турецкого парохода». В сентябре 1880 года Князь стал вахтенным начальником корабля «Герцог Эдинбургский», на котором до 1882 года находился в плавании по Средиземному морю. Во время этой экпедиции, летом 1881 года, он посетил Святую Гору Афон. Не раз бывал Константин Константинович и в Оптиной Пустыни, где удостоился бесед с преподобным старцем Амвросием. Он паломничал по святым местам и вместе с семьей – совершил, например, путешествие по Золотому кольцу России.

Более полувека, до конца жизни, Великий Князь занимал должность президента Императорской Петербургской академии наук. Также он известен как автор многих стихотворений. На его слова писали романсы С. Рахманинов и П. Чайковский, он вел переписку с поэтами А. Фетом и А. Майковым…

Вот фрагмент стихотворения Константина Константиновича об имении Осташёво:

Люблю тебя, приют уединенный!
Старинный дом над тихою рекой
И белорозовый, в ней отраженный
Напротив сельский храм над крутизной.

Сад незатейливый, но благовонный,
Над цветом липы пчел гудящий рой;
И перед домом луг с двумя прудами,
И островки с густыми тополями. <…>

Домой, где ждет пленительный, любимый
За письменным столом вседневный труд!
Домой, где мир царит невозмутимый,
Где тишина, и отдых, и уют!

Лишь маятник стучит неутомимый,
Твердя, что слишком скоро дни бегут...
О, как душа полна благодаренья
Судьбе за благодать уединенья!


У Константина Константиновича и его супруги Елисаветы Маврикиевны было девять детей. Младшая дочь, Великая Княжна Вера Константиновна (1906–2001), так описывала свое детство в Осташёве: «Привольная деревенская жизнь, верховая езда, гребля на реке Рузе <...>. Имение красиво расположено на правом, крутом берегу реки. Большой одичалый парк. На левом берегу Рузы – розовая церковь с синими куполами. Утром меня будил трезвон».

Наиболее близким к Великому Князю стал пятый ребенок – сын Олег, воспринявший от отца талант поэта и глубокую веру. Олег Константинович родился 15 ноября 1892 года в Санкт-Петербурге, в Мраморном дворце. С детских лет он внимательно следил за своей духовной жизнью, особо чувствителен был к неправде. В 1908 году вместе с родственниками Олег Константинович участвовал в поездке по Волге, посетив Владимирский Успенский собор, в котором во время взятия города татаро-монгольскими войсками в 1238 году погибла семья Великого Князя Юрия Всеволодовича. Сопровождавший путешественников статский советник В.Т. Георгиевский вспоминал: «Среди полумрака древнего собора одинокая коленопреклоненная фигура Князя надолго врезалась мне в память... Я не хотел мешать его молитве... Отступив в глубь храма, я видел затем, как Олег Константинович подошел к гробнице Великого Князя Юрия Всеволодовича и еще раз склонился перед его мощами и надолго припал своей головой к рукам святого страдальца за землю Русскую, как бы прося его благословения».

Расстрелянная лира в имении Великого Князя

Во время обучения любимыми дисциплинами Олега Константиновича были русская литература, история, отечествоведение, рисование и музыка, а самым приятным чтением – книги о Пушкине. В июне 1905-го Князь Олег писал в дневнике: «Я так люблю книгу „Юношеские годы Пушкина“, что мне представляется, что я также в Лицее. Я не понимаю, как можно перестать читать эту книгу. В этой книге моя душа».

Летом 1910 года Князь во время одного из своих путешествий побывал в Константинополе. Под впечатлением посещения города он написал следующее стихотворение:

Остатки грозной Византии,
Постройки древних христиан,
Где пали гордые витии,
Где мудрый жил Юстиниан –

Вы здесь, свидетели былого,
Стоите в грозной тишине
И точно хмуритесь сурово
На дряхлой греческой стене…

Воспряньте, греки и славяне!
Святыню вырвем у врагов,
И пусть царьградские христиане,
Разбив языческих богов,

Поднимут Крест Святой Софии,
И слава древней Византии
Да устрашит еретиков!

…Возвращаясь к творчеству Константина Константиновича, отметим, что одно из лучших его произведений посвящено Великой Княгине Елисавете Феодоровне:

КнягиняЯ на тебя гляжу, любуясь ежечасно:
Ты так невыразимо хороша!
О, верно, под такой наружностью прекрасной
Такая же прекрасная душа!

Какой-то кротости и грусти сокровенной
В твоих очах таится глубина;
Как Ангел ты тиха, чиста и совершенна;
Как женщина, стыдлива и нежна.

Пусть на земле ничто средь зол и скорби многой
Твою не запятнает чистоту.
И всякий, увидав тебя, прославит Бога,
Создавшего такую красоту!


А вспоминается это стихотворение потому, что судьба трагически и славно связала троих детей Великого Князя со святой преподобномученицей Елисаветой.

Иоанн Константинович, появившийся на свет 23 июня 1886 года в Павловске, был в семье первенцем. Великий Князь написал сыну колыбельную, в которой словно предугадана его мученическая смерть:

Спи в колыбели нарядной,
Весь в кружевах и шелку,
Спи, мой сынок ненаглядный,
В теплом своем уголку!
 
В тихом безмолвии ночи
С образа, в грусти святой,
Божией Матери очи
Кротко следят за тобой.

Сколько участья во взоре
Этих печальных очей!
Словно им ведомо горе
Будущей жизни твоей…

В Мраморном дворце имения была устроена в русском стиле детская часть. Об атмосфере, в которой Иоанн и его братья и сестры росли и воспитывались, свидетельствуют воспоминания одного из сыновей Князя Константина, Гавриила: «Отец был с нами строг, и мы его боялись. „Не могу“ или „не хочу“ не должны были для нас существовать. Но отец развивал в нас и самостоятельность: мы должны были делать все сами, игрушки держать в порядке, сами их класть на место. Отец терпеть не мог, когда в русскую речь вставляли иностранные слова, он желал, чтобы первым нашим языком был русский. Поэтому и няни у нас были русские, и все у нас было по-русски».

Сызмальства детям привили Православную веру, и все воспитание их строилось в полном соответствии с нашей духовной традицией. Вечером вместе с родителями они исполняли молитвенное правило. Гавриил Константинович пишет: «Сперва мой старший брат, Иоанчик, а за ним и я становились на колени перед киотом с образами в нашей спальне и читали положенные молитвы, между прочим и молитву Ангелу-Хранителю, которую, по семейному преданию, читал ребенком Император Александр II. Отец требовал, чтобы мы знали наизусть тропари двунадесятых праздников и читали их в положенные дни <…>. Когда мы ошибались, родители <…> нас поправляли. <…> В углу гуляльни висел большой образ Владимирской Божией Матери, а на нем – полотенце, расшитое разноцветными шелками и золотом, на концах обшитое старинными кружевами. Перед образом всегда теплилась большая лампада».

«Благочестивый, любящий, вежливый, скромный, немного разиня, не обладающий даром слова, несообразительный, но вовсе не глупый и безконечно добрый», – так характеризовал сына Иоанна Константин Константинович в день его 20-летия.

В 1905 году Князь Иоанн окончил Первый кадетский корпус, а в 1907-м – Николаевское кавалерийское училище. Служил штабс-ротмистром лейб-гвардии Конного полка. С 1908 года состоял флигель-адъютантом при Царе. Характерной чертой Иоанна Константиновича была его особая религиозность. Глубоко верующий, он выделялся молитвенностью даже в кругу своей благочестивой семьи. Князь даже подумывал о монашестве, но полюбил сербскую принцессу Елену Петровну, и 2 сентября 1911 года они поженились. Когда началась Первая мировая война, Иоанн Константинович, как настоящий патриот, ушел на фронт (см.: Воспитание верности: «Помните, Чье имя носите»).

Еще один брат, Константин Константинович-младший родился в Санкт-Петербурге в 1890 году. С детства он особенно прилежал чтению. В 1910 году окончил Пажеский корпус с зачислением подпоручиком в лейб-гвардии Измайловский полк и в 1911 году был назначен флигель-адъютантом Императора Николая II. В Первую мировую войну вступил с Измайловским полком.

14 февраля 1916 года юный Князь Константин был отмечен Георгиевским оружием – «за то, что, будучи командующим Имени Его Императорского Величества ротою полка, в боях с 5 по 13 июля 1915 года, выказал выдающиеся распорядительность и храбрость, способствовал тем самым успешному достижению задач. В бою 5 июля, под гор. Красноставом, командуя ротою резерва, попавшею под сильнейший обстрел тяжелой артиллерии, своим личным влиянием быстро восстановил порядок и искусно вывел роту из сферы поражения, не выходя из указанного по задаче района действий».

Следующий брат, Игорь Константинович появился на свет 29 мая 1894 года в Стрельне. 12 июля 1914-го окончил Пажеский корпус, был произведен в корнеты с назначением в лейб-гвардии Гусарский полк. В начале Первой мировой войны ушел с полком на фронт. 27 октября 1914 года удостоился орденов святой Анны 4-й степени «За храбрость» и святого Станислава 3-й степени. В октябре 1915-го был отправлен для лечения воспаления легких в Петроград, где в связи с болезнью отчислен из строя. 27 февраля 1916 года пожалован званием флигель-адъютанта и произведен в штабс-ротмистры.

…Оказавшись в Петрограде после Октябрьской революции, Князья Иоанн, Константин и Игорь были лишены возможности свободного передвижения по стране. В это время старший брат Иоанн получил посвящение в иподиакона. 6 февраля 1918 года Великая Княжна Ольга Николаевна так сообщала из Тобольска об этих переменах в жизни родственника: «Сделался иподиаконом, кажется, и пойдет дальше. Страшно доволен, но жена его не одобряет».

По декрету большевиков от 26 марта 1918 года Иоанн Константинович и его братья были высланы из Петрограда в Вятку, затем – в Екатеринбург, а 20 мая прибыли в Алапаевск. Там в заточении в Напольной школе Князья находились два месяца. Многие факты свидетельствуют о том, что уже в заключении Иоанн Константинович был рукоположен во диакона и священника. В Вятке, в соборе святого благоверного Великого Князя Александра Невского отец Иоанн сослужил духовенству, пел на клиросе. В дальнейшем известно о посещении им Екатерининского кафедрального собора в Екатеринбурге. В Алапаевске он также в сопровождении красноармейца ходил в церковь.

18 июля 1918 года. Великая Княгиня Елисавета Феодоровна и Князья Иоанн Константинович, Константин Константинович-младший и Игорь Константинович были живыми сброшены в одну из шахт под Алапаевском. Рану Князя Иоанна, упавшего на уступ возле святой Елисаветы, она перевязала частью своего апостольника. Пальцы Князя были сложены для крестного знамения. Очевидцы расправы рассказывали, что из шахты еще какое-то время доносилось пение молитв. Останки Князей захоронили в апреле 1920 года при храме преподобного Серафима Саровского в Пекине, а мощи преподобномученицы Елисаветы, во исполнения ее завещания, были перевезены в Иерусалим.

Мученичество несомненно ожидало и Князя Олега, если бы он дожил до революции. Но 27 сентября 1914 года Князь, командовавший взводом в своем полку, близ литовской деревни Пильвишки в районе Владиславова получил тяжелое ранение. 28 сентября он был прооперирован в госпитале Вильны. В тот же день пришло известие о награждении его орденом святого Георгия IV степени «За мужество и храбрость». Узнав об этом, Князь сказал: «Я так счастлив, так счастлив. Это нужно было. Это поднимет дух. В войсках произведет хорошее впечатление, когда узнают, что пролита кровь Царского Дома». Вечером следующего дня в Вильну прибыл Константин Константинович, передавший сыну высокую награду. Орден прикололи к рубашке умиравшего Князя, который в тот же вечер скончался и затем был погребен в Осташёве. В память об Олеге Константиновиче отец и построил в имении четырехстолпный одноглавый храм-усыпальницу в стиле древних псковско-новгородских церквей, освященный во имя святого благоверного князя Олега Брянского и преподобного Серафима Саровского.

Смерть любимого чада сильно подорвала здоровье Великого Князя. Он скончался в Павловске 2 июня 1915 года, в своем кабинете в присутствии дочери Веры; был отпет в дворцовой церкви и похоронен в великокняжеской усыпальнице Петропавловской крепости.

В годы гонений имение Осташёво разграбили, и в настоящее время оно пребывает в упадке и запустении. Уцелел лишь чудный белокаменный храм святого Олега и преподобного Серафима – как памятник о благочестивой семье Константина Константиновича, воспитавшего четверых сыновей-мучеников, как его завещание и напоминание потомкам о «едином на потребу».
 
04.14 князь.jpg

…Век назад Россию лишили драгоценной евангельской жемчужины – Православия, но Господь не оставляет взыскующих Его и Сам, имиже веси судьбами, выводит их на путь спасения. Жива надежда, что наступит момент, когда мы, ныне обретшие веру предков, сможем также возвратиться и к своей истории, к Святой Руси и ее благочестивому укладу, к тому, что в начале минувшего столетия было насильно у нас отнято. Ибо невозможно сомневаться, что идеал этот все же жив в русской душе и молитвами наших небесных заступников, в том числе и упомянутых в этой статье, и покаянием, в свое время он обязательно воссияет светильником на свещнице в храмине апостасийного мира (см.: Мф. 5, 15)!


Источник: Газета «Православный Крест»* №7 (175) от 1 апреля 2017 г.

___________________
* Дорогие отцы, братья и сестры! Газета «Православный Крест» – одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Реквизиты «ПК»: ИНН 7717694098, к/с 301018101 45250000479, наименование банка «КБ РИАЛ-КРЕДИТ» (ООО) в Отделении №3 Московского ГТУ Банка России, р/с 40702810200000003926, БИК 044525479.
   Телефон редакции (отдел подписки): 89153536998


поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Информационное общество – демонтаж конституции, безправие человека: Интервью с православным юристом О.А. Яковлевой

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в феврале 2013 года, призвал государство не принуждать людей к принятию новых технологий учета и обработки персональных данных, которые могут помешать им свободно исповедовать веру Христову и следовать ей в делах личных и общественных. Это...


Мы обращаемся с просьбой кардинальных перемен: Заявление в связи с кризисом в исследовании «екатеринбургских останков»

Публичная полемика вокруг т. н. «екатеринбургских останков» сейчас (по сравнению с прошлым годом) несколько затихла, однако никакой определенности по-прежнему нет. В связи с этим православная общественность составила Заявление, которое мы рекомендуем поддержать всем нашим единомышленникам. Сделать...


Об иудейской сути и угрозах толерантности для Церкви: Метафизика секуляризации и религиозные основы «светской культуры»

Наш основной тезис: светской культуры нет и не может быть в принципе! Чтобы это стало понятней, образней – небольшое лирическое отступление. Туристов, приезжающих в Западную Европу, всегда поражает контраст между потрясающим историко-культурным фоном и снующими здесь людьми. Чувство некоей дисгармонии...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Фотогалерея
Полезно почитать

Христианину для размышления: В краткую, последнюю, страшную эпоху зверя

Грех ли или добродетель для христианина ожидание Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа? Очевидно, что добродетель. Это подтверждает и Священное Писание и опыт жизни святых отцов. Почему тогда в наши дни как посмешище и даже объект презрения выставляются те, кто замечает признаки последних времен?..


Понять и вместить подвиг Царя: Беседа с есаулом С.А. Матвеевым ко Дню рождения Государя Николая II

Известны слова святых о Царе и Монархии: «Друзья, крепко стойте за Царя, чтите, любите его, любите Святую Церковь и Отечество и помните, что Самодержавие – единственное условие благоденствия России; не будет Самодержавия – не будет России»; «Чем бы мы стали, россияне, без Царя? Враги наши скоро постарались...


Государь Павел должен быть прославлен: Беседа о почитании самого оболганного правителя России

...Этот Царь – одна из духовных, исторических и культурных доминант нашего Отечества. И тоже я никогда не понимал, почему его убили, почему его выставляют сумасшедшим. Моя совесть говорила мне, что это неправда – разве Помазанник Божий может быть психически ненормальным? Более того, оказалось, что за...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100