Среда, 30 Сентября 2020 г.
Духовная мудрость

Вл.Агафангел о сути 2
Нынешний процесс глобализации, несомненно, приведет к воцарению антихриста и кончине мира. Это мы должны свидетельствовать перед всеми как непреложную данность. Политическая, экономическая, этическая и мировоззренческая база будущего царства антихриста строится уже сейчас.
Митр. Агафангел Одесский о происходящем

Сщмч. Иларион (Троицкий) о патриотизме
Отношение к Церкви — вот пробный камень русского человека. Кто верен Церкви — тот верен России, тот — воистину русский.
Сщмч. Иларион (Троицкий) о патриотизме

Преп. Варсонофий Оптинский об общении с еретиками
Не имейте духовного общения с неверующими и еретиками; если бы они были даже ваши близкие родные и тогда оставьте их. Вы можете за них только молиться.
Преп. Варсонофий Оптинский

свт.Филарет о модернистах
Они говорят неправославно не потому, что думают еретически, но потому что думают и говорят безтолково.
Свт. Филарет Московский о модернистах

Прп.Паисий о "неведении"+

Наступают тяжелые времена, нас ждут большие испытания. Христиане перенесут великое гонение. Между тем, очевидно, что люди даже не понимают того, что мы уже переживаем знамения последних времен, что печать антихриста становится реальностью. Словно ничего не происходит. Поэтому Священное Писание говорит, что прельстятся и избранные.

Прп. Паисий Святогорец

В кулуарах

Устоять в любви и верности Христу
...положим этим начало нашего спасительного пути и будем во всем стараться укорять себя и оправдывать ближнего, потому что это и есть иго Христово, которое благо и легко. Человек, считающий себя виновным в любой ситуации, всегда имеет в душе своей мир. Он благодушен, а, следовательно, и весел, и благообразен в любое время...

Уповать на Бога всегда и не бросаться в крайности
Сегодня гость нашей газеты – известный ученый и общественный деятель, доктор экономических наук, автор многих книг и публикаций, участник различных конференций и круглых столов Валентин Юрьевич Катасонов. Он любезно согласился ответить на самые животрепещущие вопросы современности.

Константин Душенов о тайне беззакония и нашем маловерии
Общественный деятель, публицист, писатель, автор фильмов на православно-патриотическую тематику Константин Юрьевич Душенов в прошлом был известен как главный редактор газеты «Русь Православная», а ныне он директор Агентства аналитической информации с одноименным названием и ведущий нескольких программ на ютуб-канале «День ТВ». Наш корреспондент побеседовал с ним на ряд тем, волнующих сегодня православных христиан.

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Интервью с сербским профессором «Христианам не свойственно смиряться с поражением» 13.04.2015
Интервью с сербским профессором «Христианам не свойственно смиряться с поражением»
Профессор Драгиша Бойович – известный исследователь сербской средневековой литературы. Он трудится в университетах Ниша и Косовской Митровицы. Работы профессора на тему влияния творений святого Ефрема Сирина на сербскую средневековую литературу, эсхатологических мотивов в ней (о мытарствах, Страшном Суде, премудрости Божией и др.) подтверждают, что произведения той эпохи нельзя изучать без предварительного основательного ознакомления со святоотеческим наследием и с духом средневековья, во многом отличавшегося от нашего времени.

Д. Бойович – также основатель и директор Центра церковных исследований, член Международного объединения по проблемам патристики, сотрудник Института национальных и религиозных вопросов в Салониках; он и редактор журнала «Церковные исследования», в котором публикуются труды выдающихся мировых экспертов в этой области. Драгиша родился на Косове, в Ибарском Колашине (этнически сербский район севера Косова, – здесь и далее примеч. ред.). Писатель Григорий Божович († 1945) говорил об этих местах как о крае, героически противостоявшем турецкой и арнаутской (албанской) тирании. Перу профессора принадлежит книга о знаменитом сербском монастыре Црна река (Черная река) – мистическом сердце Ибарского Колашина, значительно повлиявшем на духовный путь нашего собеседника. Мы задали ему несколько вопросов, касающихся прошлого и настоящего Сербии, и положения Святосаввской Сербской Церкви.

 – Господин профессор, насколько, на Ваш взгляд, сегодняшние сербы отличаются от сербов средних веков – по своему мировоззрению и восприятию жизни (в первую очередь касательно вечных, эсхатологических мотивов человеческого бытия, которые Вы исследуете в своих статьях)? Видим ли мы, современные сербы, что-нибудь дальше кончика своего носа, воспринимаем ли мир сердцем, а не чревом?

 – Сравнения, конечно, возможны, но что касается источников, мы ориентируемся главным образом на наследие интеллектуальных представителей Сербии прошлого и нынешнего времен. Средневековые сербские мыслители – например, образованные священнослужители – смотрели гораздо дальше и глубже наших современников. Конечно, как были тогда, так и сейчас есть люди, которые, как Вы сказали, не видят дальше своего носа и воспринимают этот мир только через желудок. Известный сербский средневековый писатель и духовник Хиландара (сербского монастыря на Святой Горе Афон) Феодосий обличал таковых (а они встречались не только между Царями и правителями, влиятельными и знатными особами, но и среди небрежных к добродетели монахов), говоря: «Для них бог – чрево». С другой стороны, по словам того же Феодосия, были и «те, которые с Богом и для Бога живут». Эти наблюдения актуальны и в наши дни.

Жизнь средневековых сербов – и дворян, и простолюдинов, и иноков, и священников, и архиереев – была более подвижнической, чем наша. Мы, нынешние люди, и в экзистенциальном, и духовном смысле колеблемся как листья на ветру, легко поддаваясь мирским соблазнам. Кроме того, если у современного человека появляются материальные средства и власть, он становится горделивым и тщеславным, немилосердным и чуждым всякой добродетели. Однако, слава Богу, и теперь есть живущие «с Богом и для Бога». Может быть, благодаря их молитвам спасемся и мы, недостойные.

Упомянем и другого сербского средневекового мыслителя – Дмитрия Кантакузина (XV в.), в наследии которого затрагивается эсхатологическая тематика. Будучи мирянином, но заручившись поддержкой священномонаха Исаии, он обличал недостатки церковной жизни своего времени: нарушения в чине Литургии, симонию (продажу и покупку церковный должностей, духовного сана, Таинств и священнодействий), распри между священнослужителями, их невоздержание, высокомерие, чревоугодие, пьянство и сребролюбие. О современных же ему мирянах Кантакузин говорит как о беззаконниках, завистниках, блудниках и т. п. При этом он отмечает, что и лица, облеченные саном и имеющие монашеское звание, и простые верующие – в равной мере обязаны исполнять заповеди Христовы: «Вся вселенная была бы уничтожена, а образ Христа был бы оклеветан, если бы трудно было соблюдать Его закон. Чтобы этого не случилось, следует предупредить и иноков, и священников, и мирян: все сказанное относится к жизни и деяниям и одних, и других, и третьих». Цитируемое Послание Кантакузина – пример мужественного и ответственного рассуждения, которому могут следовать и современные ревнители веры, боящиеся Бога и презирающие страх человеческий.

 – Как уроженец Косова, его северной части, всегда неподвластной чуждой тирании, что Вы можете сказать о противостоянии людей из Вашего родного края в их неравной битве с «силами неизмеримыми», как писал поэт Растко Петрович († 1949)? Т. е. что Вы думаете об этой борьбе, о которой великий Негош (Петр Петрович Негош – правитель Черногории в 1830–1851 гг. и митрополит Черногорский и Бердский, выдающийся сербский поэт) сложил строки: «Вам суждено свой крест нести – лихой борьбы с чужими и своими» (особенно в наши дни, когда, по словам Негоша, наше «племя от себя отреклось и черной мамоне служит»)? Сможет ли сербский народ на Косове выстоять?

 – Сегодня – важнейший этап в этой борьбе, в брани без оружия, но – повседневной и весьма тяжелой. Сейчас происходит то, что сокрыто от многих глаз. Всем известен глобальный смысл совершающегося, но почти никто не знаком с участниками этой локальной драмы. На севере Косова и Метохии, как и в других местах, разразилась битва на символическом, географическом и политическом уровнях – между героическим Колашином и эмоционально неуравновешенной Дреницей (территорией на Косове, лежащая западнее гор Чичавица, Голеша и Црнолева по реке Дренице, которую албанцы считают историческим центром борьбы с сербами). Первый все еще верит в этику сербского героического эпоса, а последнюю поддерживает почти весь мир. Около ста лет назад писатель Григорий Божович сказал о Колашине, что «его заслуга перед настоящим – в том, что он почти век был последним бастионом противостояния арнаутскому натиску на север». Значит, уже двести лет Колашин противится устремлениям Дреницы и арнаутов продвинутся к косовскому северу, расширить свои владения. Однако не одни албанцы, а в первую очередь Белград поддержал появление существующей только в их воображении границы (т. н. интегрированного, «внедренного», контрольно-пропускного пункта) в моем родном Колашине. А это – лишь иллюзия, инородное тело в сербском организме, которое необходимо устранить.

Но пока Колашин стоит на своем месте и верит в свою мечту о Сербии, у всех нас есть надежда. Колашин находится в самой важной и наиболее уязвимой точке нашей Родины. Он никогда не сдавался и всегда был готов защищать не только себя, но и отстоять всю Сербию. Этому городку дана особая привилегия: с его высот видны и Косово, и Метохия, и Рас (древний город, на протяжении долгого времени бывший столицей раннего средневекового государства сербов, расположенного в Старой Сербии, ныне – Стари-Рас). Для Колашина Косово – надежда, Метохия – вера, а Рас – любовь.

 – Какова роль Сербской Православной Церкви в защите Косова и Метохии? На что мы можем рассчитывать сегодня?

 – Несомненно, роль Сербской Церкви велика. И речь идет не только о церковных структурах, но прежде всего о надежде на то, что на сербских просторах живет хотя бы один праведник, ради которого Господь помилует и весь наш народ. Если же говорить о Церкви как об институте, то в последнее время она могла бы использовать свой авторитет гораздо эффективнее. На это упущение, в первую очередь, повлияло упорное желание Бориса Тадича идти по «пути европейской интеграции», и там было сделано немало ошибок (брат брата предавал на суд), многие из которых исправить уже фактически невозможно. Некоторые иностранные организации охарактеризовали Церковь как выгодного партнера, что на самом Косове и в Метохии породило серьезное недоверие к ней. Сейчас в церковной среде находятся люди, которые пытаются доказать, что направление, избранное сербским государством, ошибочно. Но, скорее всего, эти предупреждения уже запоздали и, возможно, звучат из уст самих соучастников этого движения.

 – Будучи экспертом не только в области сербской средневековой литературы, но и в богословии, как Вы оцениваете уровень нашей нынешней церковной культуры?

 – Если внимательно присмотреться к проблемам церковной культуры, то можно заметить, что какая-либо системная государственная или общественная забота о ней отсутствует. Она живет и развивается в основном благодаря личным усилиям ее хранителей.

На традиционную сербскую теологию введено своего рода эмбарго. Сербская средневековая теология, основоположниками которой были святой Савва, первый сербский архиепископ, и святой Стефан, первый сербский король, некоторым сербам частично известна, но мало кто знает, что Стефан Первовенчанный, между прочим, занимался библейской экзегезой (толкованием текста Священного Писания). Несколько лет назад я поинтересовался у одного молодого и одаренного сербского теолога, кто читал ему в университете лекции о теологии святого Саввы. Но он ничего не ответил! Это – лишь одно из многочисленных доказательств того, что определенные круги намеренно удаляют нас от исконной сербской теологии, не желая хранить настоящую, истинную веру святых Саввы и Симеона (таково монашеское имя св. короля Стефана) – ту веру, которую исповедовал и проповедовал и святой Иустин Челийский.

 – А что еще связывает святых Савву и Иустина Челийского?

 – Любовь к вере и ревность о ее сохранении. Интересно, что и для святого Саввы, и для святого Иустина, и для святого Стефана Первовенчанного арианство было метафорой папизма, латинской ереси. Стефан Первовенчанный говорил, что «это ересь, которая хулит Святаго Духа». Для аввы Иустина «папизм – ересь, как и арианство». При этом он добавляет, что «если кто-нибудь может сравниться с Иудой в преступлениях, то это – Арий». И святой Савва, отвергая латинское зловерие на церковном соборе в Жичском монастыре, заповедал: «А крещенных в латинской ереси, после того как они проклянут свою ересь и исповедуют истинную веру, и после чтения молитвы над святым миром, этим святым миром подобает помазать по частям тела, и пусть будут верными вместе с нами».

Эти три великих сербских богослова пребывают в опале у современных «теологов» из-за своей неугодной реформаторам Православия позиции.

 – Что, по Вашему мнению, является наиболее характерной чертой богословия преподобного Иустина?

 – Если владыка Николай – «сербский Златоуст», то авва Иустин – сербский «сын громов». Голос апостола и евангелиста Иоанна, «сына громова», достиг всех уголков земли, а голос аввы Иустина последовал за ним. Апостола Иоанна называют возвышеннейшим Богословом, а преподобного Иустина можно считать его сыном и учеником, ибо и его проповеди гремели. Иоанн – «сын грома» Нового Завета, авва Иустин – сербский «сын грома». Он гремел в школах, в университетах, в Отечестве и далеко за его пределами. С Челийских высот и с церковного амвона. Везде и всегда – гремел. Ибо проповедовал о Господе и Спасе нашем. О Церкви Единой и Троице Святой и Нераздельной. О вере наших Отцов, вере Православной. О любви и псевдолюбви. О еретиках и «всеереси» – экуменизме. Об Арии и новом арианстве. О святом Савве и святом Николае. О Косове и Видовдане. О славянстве и сербстве. О душе и свете. О человеке и цветке…

 – Вы всегда старались, чтобы в наступившее смутное время в Церкви был слышен голос православных мирян: сотрудничали со многими выдающимися мыслителями, в том числе и с покойным Предрагом Р. Драгичем Киюком. Можно ли услышать мнения образованных и верных чад Церкви сейчас, или их заглушили внутрицерковные распри?

 – Я был бы очень счастлив, если бы смутное время закончилось и наши голоса по этому поводу утихли. Думаю, что никто особенно не рад выражению позиции интеллектуалов из среды православных мирян, более того – это нежелательно, ибо мы не поддерживаем экуменизм. Надеюсь, что такая деятельность, принесшая мне множество неприятностей, вскоре не будет востребована в обществе. На чужих примерах тоже замечаю, что любое противодействие экуменизму оборачивается для человека теми же проблемами, что и противодействие доктрине коммунизма во времена идеологической диктатуры.

Покойный Киюк искренне боролся за правду, чего нельзя сказать обо всех его соратниках, которым явно не хватает соборности. Он был одним из редких православных философов, находившим в опыте прошлого подтверждение того факта, что история повторяется, и указывавшим на свет, который виден только на путях истины.

Не стоит питать иллюзий, что наши голоса превысят шум модернистской толпы. Можно лишь верить и надеяться, что по тому исповеданному скромному слову истины нас узнает Господь.

 

– Что Вы думаете о современном сербском богословии и какова его, условно говоря, экуменическая роль?

 

– К сожалению или, может быть, к счастью, я не очень знаком с современной сербской теологией, ибо, как вы уже знаете, исследую ранние сербские теологические источники. На эту раннюю теологию опирается мое образование и воспитание. Вероятно, поэтому я не всегда понимаю современное богословие. Через богословие святого Саввы я узнал о Святом Предании, его архиерейские слова всегда могут послужить безошибочным ориентиром во тьме. Предание, этот «свет без начала и конца», согласно святому Савве, указывает нам Путь, ведет к Истине и дарует Жизнь. В случае необходимости опираюсь лишь на современных теологов, стоящих в истине.

Я с удовольствием изучал и богословие святого Ефрема Сирина, который также определил мой путь. Результат этих исследований – преподавательская работа в университете. Кроме сербской средневековой литературы, читаю лекции о рецепции (т. е. адаптации принципов иноязычного культурологического явления к собственной культуре) библейской и святоотеческой литературы, о тематике любви в древней сербской литературе, поэтике и теологии творчества. В процессе аккредитации пребывают и новые предметы: христианская литература, рецепция христианства в сербской литературе, Православие в сербской средневековой литературе. Вдумайтесь: какая красота! Разве нам нужна «всеересь», когда мы владеем таким богатством как наше святое Православие?!

Не будем забывать завета святого Саввы: «Если в ваших руках появятся книги, то пусть они будут на нашем сладком языке». По этому слову все мы ответственны за сохранение сладости своей родной речи.

 

– Вы родились в области, где люди дорожат традициями и в любой момент готовы ко всему. Смогут ли, по-Вашему, наша Церковь и народ устоять вопреки всем трудностям, или мы уже потерпели поражение?

 

– Я постоянно размышляю о том, что могло бы в данный момент обрадовать нашу Церковь и наш народ. Думаю, это прежде всего – примирение в Церкви. Но оно невозможно без покаяния…

Христианам не свойственно смиряться с поражением. Христианам прилична непрестанная брань за правду и истину. Именно потому я считаю сербов Косова и Метохии, ведущих сегодня эту борьбу, избранными христианами.


Источник: газета «Православный Крест», №7 (127) (от 1 апреля 2015 г.)

Фото: 1 – Драгиша Бойович, 2 – баннер на въезде в Северное Косово, 3
на празднике в честь св. короля Стефана (преп. Симеона Мироточивого)

поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Руководство школ начало лишать отказников от термометрии права на очное образование!

Инструкция по противодействию термометрии, навязываемой каждому при входе в российские школы, которую ОУЗС опубликовал накануне, оказалась очень актуальной. Мы начали получать от родителей из разных регионов тревожные сигналы: руководство школ уже готово идти на крайние дискриминационно-карательные меры и лишает права на получение образования (гарантированного Конституцией) детей тех родителей, которые ...


Правовые основания отказа от принудительной вакцинации от ковид

Детальная инструкция в конце. Внимательно дочитайте до конца! Частью 3 статьи 37 Конституции РФ гарантированы права каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.


Юридическое заключение на проект федерального закона № 986679-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

10 июля 2020 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона № 986679-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект). Согласно пояснительной записке законопроектом изменяется порядок отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок) при непосредственной угрозе его жизни или здоровью.


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Фотогалерея
Полезно почитать

Куликовская битва – подвиг Русского духа

8/21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, мы отмечаем также 640-ю годовщину битвы Русского войска с Мамаевой ордой на поле Куликовом и память преподобного Александра Пересвета – схимонаха-воина, вступившего в поединок с татарским богатырем Челубеем. Вспомним еще раз сей великий подвиг Русской силы и Русского духа.


Громкая читка (продолжение)

В один из дней она отчудила: привела перед обедом в корпус дочку свою, да ещё и ко мне, в мой карцер постучались. Мороженое принесли. Была в белой кофте-распашонке, вышитой красными узорами. Голова не покрыта, волосы распущены по плечам. Девочка лет четырёх, в платье-пелеринке, белый бант на голове, прямо ангел, сказала:


Тату для Тимура

2015 год, Крым, город Саки. Я на густонаселенном пляже арендовала лежак и молча любуюсь видом на море; время от времени названивает сын с бытовыми вопросами: «Мам, а где моя синяя футболка?» Пока я объясняю, со счета списывается стоимость трех футболок: роуминг. А когда вечереет, вижу гуляющего по пляжу мужчину, забинтованного с головы до пят.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100