Четверг, 28 Марта 2024 г.
Духовная мудрость

Прп. Лаврентий о зарубежниках
Берегитесь так называемой зарубежной церкви и знайте, что она не стоит в диптихе Православных Церквей. Многострадальная Церковь наша выстояла в безбожном государстве. Ей честь и слава и вечная похвала! Наша страна не зарубежная и наша Церковь не зарубежная! Наша страна постоянная! У нас нет зарубежных церквей.
Прп. Лаврентий Черниговский про РПЦЗ

Митр.Иоанн о лжемиротворчестве экуменистов
Прикрываясь «благородной» целью «устранения межрелигиозной розни» и «воссоединения верующих в единой братской семье», теоретики экуменизма забывают упомянуть о главном: о том, что в таком «воссоединении» будет утеряна величайшая драгоценность – истина Закона Божия, погребенная под грузом человеческого лжемудрствования.
Митр. Иоанн (Снычев) о «миротворчестве»

Преп. Амвросий Оптинский о мудрости
"Будите мудры яко змия" (ср. Мф. 10,16). Змея, когда нужно ей переменить старую кожу на новую, проходит чрез очень тесное узкое место, и таким об разом ей удобно бывает оставить свою прежнюю кожу. Так и человек, желая совлечь свою ветхость, должен идти узким путем исполнения евангельских заповедей. - При всяком нападении змея старается оберегать свою голову. Человек должен более всего беречь свою веру. Пока вера сохранена, можно еще все исправить.
Преп. Амвросий Оптинский

Ст.Кирилл(Павлов)
Здесь явно Дух Святый, открывший о печати (антихриста) и карточках (электронных), не делает различия в сопротивлении между печатью и карточкой, т.к. то и другое – дело сатаны.
Старец Кирилл (Павлов)

Прп. Лаврентий о "церквях"
Христос создал Одну Церковь (а не церкви), которую не одолеют и врата адовы. Одна только Церковь Православная Святая, Соборная и Апостольская. Другие, называющие себя церквами, это не церкви, а плевелы диавола среди пшеницы и скопища диавола.
Прп. Лаврентий Черниговский

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
10.12.2018
Москва – Небесный Град или окаянный Вавилон?: Историк-публицист Д. Володихин и поэтесса-экскурсовод И. Воскобойникова о Русской Столице

2018-12-09_234100.jpg

ДВЕ МОСКВЫ

Нынешняя Москва – это две Москвы, живущие друг с другом в тесном объятии, по необходимости терпящие друг друга, но разные по происхождению своему, по идеалам и устремлениям. Каждая из них воспринимает вторую как раковую опухоль в своем теле. Каждая хотела бы избавиться от второй, вырезать ее… Но где взять такие силы? Где отыскать таких врачей?..

Итак, одна душа Великого города – странная, заемная, нечистая. Последнее слово в этом ряду – самое верное. Это именно «нечистый дух», разрушитель и соблазнитель. Он ничего не производит, он к творчеству неспособен, ибо в натуре его нет иных возможностей помимо обезьянничества, удовлетворения своей корысти, прельщении и подчинении слабых душ. Именно он творит тот фантом темной и жестокосердной Москвы, который так ненавидят по всей России. Суть его – ложь, фальшь, самозванство; света он не любит, правды опасается. Возрос он из идеала личного комфорта, материального благосостояния и, в конечном итоге, всегда означает приоритет денег.

Пляски неоновых рекламных огней, хаотическая разностилица архитектуры, безконечный кубофутуризм и неоконструктивизм банков, торговых центров, корпоративных бараков… Обыкновенное тупое распутство, выведенное на сцену в немыслимо дорогих декорациях, в немыслимо дорогом техническом оформлении, безголосое и безмысленное…

Рядом с этой «душой» Москвы, внутри нее, существуя в одном пространстве,  обитает совершенно другая.

Она издревле живет в Великом городе, время от времени обновляясь. Она – Порфирородная, самим Богом призванная властвовать. По сосудам ее течет Царственный дух, как тек он по венам Рима и артериям Константинополя, как наполнял он капилляры Иерусалима. Эта душа благородна, чиста, сильна. Ее сила рождается из крепкого стояния на вере. И даже в те времена, когда Христова истина шаталась на Руси, претерпевала гонения, была унижена и опозорена, в Москве она все-таки не теряла корней, жила, выживала, поднималась на ноги после страшных болезней, после многолетнего истощения. Пусть в советское время ее не знали, не могли знать миллионные массы москвичей, но все-таки присутствие ее чувствовалось. Тепло, исходившее от храмов, эстетическое чувство, коим веяло от старинных домов, от древних улиц и переулочков, возведенных предками-христианами, сила земли прекрасных московских парков, и даже обезображенная краса Кремля, когда-то призванного оборонять эту Царственность, рождали глухое ощущение прекрасной силы, ушедшей в подвалы души, немотствующей, притаившейся, но все-таки дожидающейся своего часа.

Вот она возродилась. Сотни тысяч, быть может, миллионы пошли в храмы, поклонились не тельцу, а приходскому иерею, узнали молитвенное правило, Исповедь и Причастие. Да хотя бы и те, кто ни разу не бывал в церкви, но все-таки унаследовал от родителей, от дедов и прадедов, ум, энергию, колоссальную Русскую жизнестойкость, колоссальное Русское трудолюбие, естественную порядочность, доброту, склонность к милосердию, – что ж, и они стоят на фундаменте христианских добродетелей, до сих пор не до конца разрушенных, до сих пор управляющих судьбами Русской цивилизации.

Это другая Москва. Она трудится, не щадя себя. На двух, а если понадобится, на трех работах, честно добывая хлеб насущный. Она делает свое дело как надо. А по ночам садится за рабочий стол дома, чтобы украсть у сна время, необходимое для творчества. Она не кичится ни богатством, ни пропиской, ни столичным статусом. Она просто подставляет хребтину под вялую тушу первой, пустой Москвы, она пашет, как и вся Россия, она желает изменить положение дел к лучшему, как и вся Россия, она ищет путей развития, – таких, когда каждому даровано будет право расти в меру способностей, обезпечивать себя и свою семью в меру приложенных усилий, относиться к соотечественникам как к одной большой дружелюбной семье, – как и вся Россия…

Иногда кажется, что вторая Москва вся обращена в прошлое. Что она поживет еще немного и модернизируется до состояния питательного бульона для сверхсовременной и сверхбезсовестной первой Москвы. Что она вконец истает, ничего не останется… Ан нет, здесь любят не прошлое, а вечное.

Лучшие символы Москвы-Порфирогениты, и ее же концентрированная совесть – монастыри. Не напрасно столько усилий вложено в их восстановление. И скачущий пульс духовной жизни города сплетен с неподвижным монастырским духом, с тягою москвичей к старинным обителям. Обителями истинная Москва укореняется, обителями славится, обителями очищается, обители придают ей вес посреди безсмысленных пустот стяжательской суеты.

Москва христианская, Византийско-Русская, обещает новый рассвет. Обещает мост из прошлого в будущее, пролегающий над грязным болотом настоящего. Москва вторая – навигатор будущей России, прошедшей Второе Крещение и рехристианизирующей мир.

Дмитрий Володихин
Московский миф. М., 2014. С. 282–288.

+ + +

РУССКАЯ ДУША СТОЛИЦЫ

Грядущий 2019 год ознаменован 220-летием со дня рождения гениального выразителя духовного облика Русского народа А. С. Пушкина. «Москва... как много в этом звуке для сердца Русского слилось!» – восклицал он. Но так ли это сегодня? Можно ли преодолеть бытующее негативное отношение к нашей столице как очагу корысти, разврата, жестокости, суеты, засилья чужеродного; открыть для себя и прочувствовать ее глубинно Русскую христианскую душу? Об этом мы беседуем с православной поэтессой, литературоведом и журналисткой, членом Союза писателей Инной Воскобойниковой (Вороновой).

 2018-12-10_002302.jpg
Инна у одной из главных Русских святынь
в храме Третьяковской галереи

– Инна, расскажите, пожалуйста, как так сложилось, что Вы проводите экскурсии по Москве и Подмосковью?

– Экскурсоводом я стала неожиданно для себя – подросли дочки и нужно было искать работу. Как я шутила, «засиделась с девками». Возможности пойти в большую журналистику практически не было – командировки, встречи, интервью отняли бы уйму времени от семьи. Другое дело – эссе, очерки, интервью, написанные по зову сердца... Но это случалось не так часто... Сидячая офисная работа мне точно бы не подошла – от рождения я очень неусидчива. А тут знакомый гид предложил попробовать себя в качестве экскурсовода по Москве. Дал два маленьких мячика – мол, можно устроить эстафету по дороге: две команды деток будут передавать мячик друг другу и потом возвратят мне, кто вернет первым – выиграл... Эстафета – неплохо, но чем же можно было еще заняться? В столице я ориентировалась неважно – муж смеялся, когда мне все семь высоток первопрестольной казались одинаковыми...

Сначала я стала гидом-«довозчиком» – с микрофоном (первое время от страха голос дрожал) довозила школьников до определенного московского музея, выдавая путевую информацию, а по большей части просто играя с детьми, выкупала билеты, сопровождала группу, наслаждаясь экскурсией.

С годами пришла экскурсоводческая храбрость, жажда узнавать новое, появились друзья – заядлые путешественники, которые, побывав на моей авторской программе по Красной площади, например, просят показать им другие грани матушки-Москвы... Так постепенно родились программы и для детей, и для взрослых по Китай-городу, Замоскворечью, Александровскому саду, Поклонной горе, Старому Арбату, пушкинским местам...
 
– Ваше восприятие Москвы – какое оно? Что для Вас столица?

– Мне вспоминаются слова Лермонтова:
 
Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,
Как Русский, – сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный…
 
В древности воевали за Москву, ведь это – средоточие духовных богатств, сокровищных святынь, вечных ценностей. Москва – нетленна, Москва – незыблема, она – отражение Града Небесного. И в советские времена шли на войну с верой: умрем, но Москву не сдадим; знали – нельзя иначе. Как написал наш выдающийся современный поэт Петр Алексеевич Синявский:
 
Есть своя родная земля
У ручья и у журавля.
И у нас с тобой есть она, –
И земля родная – одна.
 
Москва – это сердце, остальные города – артерии, которые наполняют  сердце жизнью. Без сердца не может существовать ни один организм.

У Москвы очень много имен: «барыня-боярыня», «гостеприимная», «словоохотливая», «Москва златоглавая», само собой – «Город-герой», «первопрестольная», «столица»… Слова-то какие святые! Поглядите, в иностранных языках, в частности, в английском, столица – capital, на французском – la capitale. Т. е. получается, что европейские столицы сконцентрировали в себе материальные богатства. А у нас столица – не «капиталица», у нас – «первопрестольная», потому что в Успенском соборе Московского Кремля был самый главный, первый престол в государстве, на котором служили Божественную Литургию. Москва – «столица», потому что стол здесь был накрыт для Царя Небесного…

Да, говорят, что Москва – это Вавилон, в котором все понамешано, и разные религии, народности, языки... Много здесь прекрасного, но много и скверны, и нечистоты… Но как нас терпит Господь, так и Москва-матушка все это терпит и как-то очищает себя. Люди, понятно, есть разные. Но вот встречаешься и смотришь – и на москвичей, и на приезжих, которые уже просветлены Москвой – какой-то особый отпечаток она накладывает. Недаром А. С. Грибоедов сказал: «От головы до пяток на всех московских есть особый отпечаток». Это правда. Очень люблю общаться с коренными москвичами. Еще Владимир Гиляровский отмечал, что речь их нетороплива, растягивают букву «а», говорят так, будто по животу себя поглаживают… Да, сегодня люди в Москве постоянно куда-то торопятся, бегут, ведь надо выживать, платить ипотеку, кормить детей… Забот у всех немало,  переживаний, скорбей... Но вот коренные москвичи, несмотря ни на что, – какие-то неторопливые, цельные, особенные... Их Москва наполнила необычайным духовным богатством, интеллектом... Такой была Татьяна Александровна Архипова, моя преподавательница Русского языка в Литературном институте им. Горького. Царствие ей Небесное! Красивая, образная Русская речь, внутреннее достоинство и любовь, безконечная любовь к людям и своему родному городу...

Некоторых, правда, Москва переламывает, кто-то уезжает, возвращается на свою малую родину, но иным она дает своеобразное свечение. Особенно хорошо здесь людям верующим. Потому что столько святынь – аж дух захватывает! И никуда больше ехать не нужно. Заходишь в Свято-Данилов монастырь – а там и святителя Николая Чудотворца мощи, и святителя Спиридона Тримифунтского, и, конечно, святого князя Даниила Московского. Не веришь своему счастью, что вот они, святые, встречают тебя как самая близкая родня. Захотел – поехал к преподобному Сергию Радонежскому в Троице-Сергиеву лавру, потом – к святому Савве Сторожевскому в Звенигород, к преподобному Иосифу Волоцкому в Волокаламск… Москва открывается верующим как нерушимая святыня, как дар Божий.
 
русская душа2.jpg 
Инна во время экскурсий
 
– Знаю, что у Вас есть программа по пушкинской Москве. Расскажите, пожалуйста!

– Пушкинскую Москву я показываю, как правило, деткам начальных классов. Но когда со взрослыми проезжаем Немецкую слободу, где «солнце нашей литературы» увидел свет, все с удивлением узнают, что у Пушкина был добрый глаз – считалось, если он посмотрит на человека, то тот уже счастливчик. Недаром специально приводили пред очи поэта деток...

Вот с детьми и бываем на экскурсии сначала в Богоявленском Елоховском соборе, где Пушкина крестили. Случается, что попадаем во время Божественной Литургии, а службы там поистине царские, пышные, неторопливые, очень проникновенные. Тогда даже самые бойкие малыши замирают, а потом спрашивают в восторге: «А это все из золота?» Заинтересовываются судьбой святителя Алексия Московского, чудотворца, воспитателя святого князя Димитрия Донского, который не побоялся поехать в Орду, чтобы исцелить от слепоты жену хана Тайдулу. Мощи его находятся у иконостаса справа... Далее мы едем на Старый Арбат, к музею Пушкина, к двухэтажному старинному особняку, куда после Венчания в храме Большого Вознесения Александр Сергеевич привез свою красавицу-жену Наталью Гончарову. Он снимал эти хоромы, что считалось невиданной роскошью, ведь и в начале 19 столетия на Старом Арбате проживание тоже было очень дорогим. Скульптура молодой четы восторгает деток, бегут фотографироваться, щебечут...

А на днях она стала поводом для печали. Подбегает ко мне второклассница, в глазенках надежда теплится, дергает за рукав пальто и спрашивает: «Скажите, пожалуйста, а Наталья Гончарова тоже умерла, да?» Узнав правду, искренне расстроилась. Для деток не существует никаких временных рамок, они, чистые и наивные, все воспринимают буквально. 

Пушкина дети любят – конечно, многое еще зависит от родителей и учителя, но обычно на весь автобус начинают громко и с чувством читать его выученные на уроках стихи, отрывки из сказок. В такие моменты душа поет!

русская душа.jpg 
 
– Замечательно! Наверное, эта воспитательная составляющая – одна из важнейших в Вашей работе?

– Да, детские души восприимчивы. И в храме даже самый шаловливый ребенок становится смирным, слушает экскурсию внимательно, с удивлением. Им интересно, например, как устроен иконостас. Я рассказываю, что это – многостраничная церковная книга, и можно прочитать эти страницы: местный ряд, самый нижний, с изображениями наших Русских святых; праздничный ряд; третий ряд – деисусный, где Господь сидит, а Матерь Божия, святой Иоанн Креститель, Архангелы Гавриил и Михаил, апостолы Петр и Павел – вроде бы стоят на месте, но на самом деле движутся ко Господу: воздухом своим, складками одежд, поворотом стоп, взглядами – всем они показывают, что Господь – Самый Главный. Дети проникаются. Я стараюсь донести, что если мы будем с Богом – никогда не потеряемся, не оступимся, не упадем в пропасть. А еще говорю, что каждый храм – это большой компас: по нему можно узнать, где какие части света находятся…

Как-то я возила в Троице-Сергиеву лавру подростков. Большинство были крещены, но не воцерковлены, кто-то в храме лишь второй раз в жизни. И вот, заходим в Свято-Троицкий собор, небольшая очередь… И мальчишки у меня спрашивают: «А как же мы будем прикладываться к мертвому человеку?» Я объясняю, что преподобный Сергий – живой, что он объединял наших князей, а святому князю Димитрию Донскому помог победить в Куликовской битве, что из гнезда «игумена всея Руси» его ученики разлетелись по всей России, основали монастыри… Один мальчик не мог выговорить «преподобный Сергий Радонежский» и спросил: «А можно я к нему обращусь по-простому: „Отец Сергей“?» Я ответила: «Конечно, можно, – он обязательно тебя услышит». И вот, этот мальчик, приложившись к мощам, отошел в сторону и говорит своим одноклассникам: «Парни, не могу поверить, со мной такое впервые: у меня – слезы».

русская душа3.jpg 
Храм св. блгв. кн. Игоря Черниговского в Переделкине
  
Я вижу, как храмы и монастыри, святые места меняют людей. Конечно, сложно отслеживать судьбы экскурсантов. У каждого свои пути-дорожки. Но приятно бывает, когда люди, например, уже в 12-й раз собираются ко мне на экскурсию. Да, уже 12-й раз у нас будет встреча с друзьями из Люберец. Благодаря таким экскурсантам осваиваешь новые маршруты, расширяешь кругозор, и как отрадно чем-то помочь, что-то хорошее рассказать, что-то новое найти и передать! Для меня было большой честью провести пять экскурсий для сотрудников института нейрохирургии им. Николая Бурденко. Недавно ездили в Николо-Сольбинский монастырь, что в Ярославской области, – пятичасовые пробки только укрепили нашу дружбу...
 
– А у Вас есть любимые места в Москве и Подмосковье, то, что больше всего Вам самой нравится?

– Высший пилотаж для экскурсовода – авторские программы. Придумать такую программу – все равно что написать интересную книжку или нарисовать  картину, или сочинить запоминающуюся музыку. Первая моя авторская программа появилась в городке писателей Переделкине, где живу уже 15 лет. Переделкино всегда казалось мне бездонным колодцем – сколько ни черпай воды живой, она не кончается... Вот по весне на чудо-дереве в кормушке сойка вывела сойчат, вот белки плещутся в листве маньчжурского ореха, по-новому блеснула речка Сетунька... Здесь все – поэзия и тайна, здесь воздух сказкой напоен... Детям говорю по дороге, что это то самое место, где все переделываются в лучшую сторону: люди хмурые уезжают из Переделкина веселыми, ленивые – начинают трудиться, ну, а троечники на «пятерки» учатся, а отличники – на «пять с плюсом». Но это так, в шутку.

А на самом деле Переделкино – драгоценный камень в подмосковной короне. Самое главное – Патриаршее подворье, переделкинский Кремль, старинный храм в честь Преображения Господня и новый, уникальный, в честь святого благоверного князя Игоря Черниговского с фарфоровыми цветными куполами, которые сияют, переливаются на солнце, как бы парят в воздухе… Рядом – замечательное церковное кладбище, где похоронены великие батюшки, в частности, митрополит Нестор (Анисимов), просветитель Камчатки, которого благословил на его непростой подвиг святой Иоанн Кронштадтский.

Это удивительный человек, не побоявшийся страшных морозов, всем сердцем полюбивший камчадалов – народ темный, как он писал, но в то же время наивный, детский, незлобивый, не знающий скверных бранных слов. Он привозил им мази, переводил молитвы – самыми ценными для северных народов были молитвы на освящение рыбы и рыбных снастей. И такая любовь к нему была огромная, что в следующий раз, когда молодой иеромонах, тогда еще не Владыка, Нестор приехал в Камчатские земли, его местные жители несли на руках, пели «Христос Воскресе» и путь ему устилали еловыми и кедровыми «лапками». Прослышав о подвиге этого человека Божьего, и святая Царская Семья, и Великая Княгиня Елисавета Феодоровна передавали свои дары; Елисавета Феодоровна даже сама расписала складной иконостас… Трудами отца Нестора на Камчатке были открытых храмы, школы, богадельни, сестры милосердия поехали в эту вечную мерзлоту…

Еще очень люблю вести экскурсию по Замоскворечью. Это тот район Москвы, где шаг ступишь – и храм. Любимейшее место на земле – Марфо-Мариинская обитель. Вроде бы за пределами – центр города, Большая Ордынка… Но как только войдешь на ее территорию, вся суета куда-то исчезает. И глубокой осенью цветы цветут, совсем другие небеса, незримо Белая Голубица, Ангел Москвы, святая Елисавета Феодоровна идет тебе навстречу. Это детки тоже чувствуют и замирают, любуясь на собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы, на благоухающие газоны, на скульптуру Матушки работы выдающегося скульптора Вячеслава Клыкова… Еще всех удивляет, что в святой совсем не было Русской крови, но как она поступила! Как самая что ни на есть Русская: не покинула пределы страны в страшные времена, а решила разделить чашу страданий со своим народом. Святая Елисавета Феодоровна и сейчас предстательствует пред Богом, хлопочет, как раньше: она почти не спала, о ком-то постоянно заботилась, то перевязывала раны, то читала Псалтирь, то забирала детей опустившихся людей с Хитрова рынка и приводила их к вере, к Богу… А вообще из Замоскворечья небеса видны – вот они, близко, как на ладони… Это – кусочек рая на земле!

Великое счастье показывать людям сокровища нашей безсмертной святой Московии и Подмосковья, неповторимых Переделкина, Сергиева Посада, Гжели, Переславля-Залесского, Звенигорода, Коломны... Счастье большое и непростое – московские пробки, расстояния, всякие сложности: сломавшийся автобус и внезапно осипший микрофон, – чего только не было! Зато радостно необычайно! Видимо, не зря живу...
 
Беседовала Серафима Смолина

Источник: Газета «Православный Крест»*, №23 (215) от 1 декабря 2018 г.

+ + +

МОСКВА-ПОРФИРОГЕНИТА: 
Историк Д.М. Володихин о столице России как оплоте Православия, Самодержавия и Народности

2018-12-18_000133.jpg

В прошлом номере православная поэтесса и журналистка Инна Воскобойникова (Воронова), работающая экскурсоводом по Москве и Подмосковью, рассказала «ПК», как открывает для себя и своих маленьких и взрослых экскурсантов глубинно Русскую христианскую душу столицы. Затронутая тема вызвала добрые отклики, и мы решили продолжить ее в беседе с историком и писателем, доктором исторических наук, профессором МГУ Дмитрием Володихиным.

 
– Дмитрий Михайлович, что такое столица государства, Родины, какое значение она имеет и должна иметь для гражданина? В чем ее смысл, предназначение?

– Ответ зависит от того, что мы понимаем под категорией «государство».

Если мы видим в государстве общественный механизм, направленный к осуществлению «общего блага» или, что как-то ближе к истине, если говорить о современном государстве, – к осуществлению блага сравнительно небольшой страты (группы, слоя, – примеч. ред.) социума, то столица – просто концентрация административных механизмов и, если повезет, еще и мощный транспортный узел, перекачивающий грузы и пассажиров из одного конца страны в другой.

Если же видеть в государстве организм, социальное тело, тогда столица – прежде всего цитадель, где создаются главные интеллектуальные и духовные смыслы для всего государства, а в идеале – для всего государства-цивилизации.

Сейчас у нас в России Москва представляет собой нечто среднее и, дай Бог, будет дрейфовать от состояния коробки с машинами власти к состоянию сердца, перегоняющего кровь высоких смыслов по артериям и венам народа.

 
– Как и почему именно Москва стала центром Русских земель? Каковы ее особенности – исторические, духовные, культурные?

– Центром Русских земель Москва стала в XV веке, при Иване III Великом. Но ничего этого не произошло бы, не стала бы Москва великой владычицей городов и земель объединенного Русского государства, если бы до того, еще в XIV столетии, не были бы совершены первые шаги национального возрождения после тяжелой одури ордынского всевластия: если бы преподобный Сергий Радонежский не произвел реформу Русского монашества и не начало бы оно растекаться светоносными ручьями от обители на Маковце к далеким рубежам, на север и восток, рождая новые и новые обители уединенных молитвенников; если бы не творил преподобный Андрей Рублев; если бы святой Димитрий Донской не вывел рать Северной Руси на бой с Мамаем.

Москва – прежде всего вождь духовный, т. е. православный, затем – национальный, т. е. Русский, а уж потом – политика, оружие, дипломатия и тому подобные производные от главного.


– Об этом писали Русские консерваторы XIX века, представляя Москву оплотом начал «Православие, Самодержавие, Народность». Например, Константин Аксаков, противопоставляя Москву Петербургу – «заграничной столице», называет ее «Русской столицей, сердцем Русской жизни, средоточием всей Русской народности». В существовавшем тогда разделении «центра народного» (Москвы) и «центра правительственного» (Петербурга) виделась причина многих бед России. Что Вы можете сказать о переносе столицы Петром I?

– Петр I перенес столицу, желая приобрести от Европы как можно больше полезного, а именно – призвать в Россию науки, дать место новым технологиям и новым методам организации труда, усовершенствовать армию по последнему слову военной мысли, произвести на свет регулярный военно-морской флот.

Для этого понадобился Санкт-Петербург – как своего рода колоссальные ворота в Европу. Не окно, ведь окно и до Петра существовало, собственно, оно никогда особенно не закрывалось, – нет, а именно ворота, распахнутые настежь. Через эти ворота, действительно, влилось в Россию много полезного… а заодно и вредного.

Свою функцию Санкт-Петербург выполнил до конца за первые сто лет существования или немногим более того. Пришло время возвращаться в Москву, к корням, к сердцу Евразии, к оплоту народной силы и веры. Возращение это предрекали славянофилы, но оно, к несчастью, задержалось…


– Славянофилы также называли первопрестольную символом союза Царя и народа, олицетворением принципа соборности. По их мысли, Царь, Царская Самодержавная власть – необходимое условие единства и благоденствия России… Какие Царские места Вы рекомендуете православным монархистам для посещения? Чем они замечательны, что может дать соприкосновение с ними?

– Я бы посоветовал сначала посетить Кремль – все же именно он является твердыней Царской мощи, оттуда правили страной последние Рюриковичи, вплоть до Василия Шуйского, и первые Романовы, вплоть до молодого Петра I.

А потом, ощутив на себе всю эту кремлевскую мощь, лучше всего съездить и поклониться маленькой церковке святого Трифона в Напрудной слободе. Она, как никакая иная, передает дух Руси, превращающейся в Россию. В ней как будто задержалось время великого перехода: от удельной раздробленности к единству Русского Православного Царства. 

 2018-12-18_000101.jpg
Церковь святого мученика Трифона в Напрудной слободе


– Размышляя о Москве современной, ее облике и своем отношении к ней, многие отмечают некую двойственность. Например, у отца Романа (Тамберга) есть строки: «То ли православная столица, то ли окаянный Вавилон», а у писателя Владимира Крупина – заметка под названием «Москва – столица мракобесия или Небесный град?» Что Вы думаете об этом?

– А Москва действительно существует как будто в двух разных реальностях, кое-где переходящих друг в друга, но почти не смешивающихся. Москва-сверхбогачка, Москва – чугунный горб чиновного снобизма, да, действительно, нитями разноязыкой, разноликой лжи связывается в некое подобие древнего Вавилона.

Но это лишь одно из лиц нашей столицы. В большей степени, по праву рождения и по праву страданий, которые пережил православный народ наш, да и по праву древней имперской культуры, которую Россия переняла от Константинопольской державы, Москва – юная Царица с византийскими лазурными глазами. Москва – Порфирогенита, град царственный, наполненный смыслами, уходящими к Сотворению мира и к Пришествию Христа, и к гонениям сатанинской власти на Православную Церковь, – гонениям, истекшим драгоценным соком великой благодати, щедрого дара Божиего новым и новым поколениям Русских – на память и от безпамятства.


– Вы написали книгу «Московский миф», где, рассуждая о противоречиях современности и прошлого, утверждаете, что, тем не менее, именно в Москве «формулируется Русское будущее»: «Миф, который порождается истинной Москвой, принимает образ надежды. Москва христианская, Византийско-Русская, обещает новый рассвет. Обещает мост из прошлого в будущее, пролегающий над грязным болотом настоящего. В этом мифе нет ни тьмы, ни безнадежности. Напротив, он наполнен солнцем, ощущением начинающейся весны, ароматами цветущей черемухи и сирени. И пусть весна эта едва-едва выбирается из грязных, смерзшихся снегов, пусть холодными водами залиты низины, пусть дороги разбрюзгли, а все-таки она неостановимо катится к лету, к очередному расцвету Русскому. Москва вторая [истинная] – навигатор будущей России, прошедшей Второе Крещение и рехристианизирующей мир». Почему Москва – компас?

– Чего же проще? Истинно все, выросшее на православной почве, истинно все, приближающее нас к естественному состоянию, которое прежде было утеряно, а именно – к состоянию православного Царства. Мы – Империя веры Христовой, Москва – сердце ее. Пока – до половины в силе, но процессы, приближающие нас к этому состоянию, идут, пусть и медленнее, чем хотелось бы.

Беседовала Серафима Смолина 


___________________
Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998


См. по теме:








поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100