Воспоминание о будущем Царе: Харьковский ополченец, журналист С.В. Моисеев о Руси Триединой
Группа вятских (г. Киров) православных единомышленников по зову сердца взялась за строительство храма в честь иконы Божией Матери Державная. В Кировскую область на воздвижение Поклонного креста, которое состоялось 12 марта 2016 г. в поселке Новые Стрижи пригласили и меня. В Москву как раз прибыл к 15-му марта, и с соратниками из Харькова мы отправились на утреннюю службу в Коломенское, в храм Казанской иконы Божией Матери. Как выяснилось, праздничная служба, посвященная Державному образу Богородицы, в связи с началом Великого поста состоялась накануне в Прощеное воскресение. А в этот день велась символическая служба (без причастия).
Я думал, как написать статью, в которой рассказать о значении Державной иконы и подвести итоги поездки. Но не мог придумать название, и вот в храме перед Державным Образом название статьи открылось – ВОСПОМИНАНИЕ О БУДУЩЕМ ЦАРЕ.
Кроме нас в тот день в Казанском храме было несколько мужчин и в основном женщины преклонного возраста. Известных московских общественников-монархистов, Михалкова и иже с ним, мы на службе не видели.
В феврале 1917 года, крестьянка Евдокия Адрианова из соседнего с Коломенским села увидела два чудесных сна. В первом она стояла на горе и услышала: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной, и пусть молятся, так как великое испытание, попускаемое Богом, идет на весь русский народ». Через несколько дней ей был второй сон: она увидела белую церковь, вошла и увидела восседавшую в ней величественную Женщину, в Которой она узнала Пресвятую Богородицу, хотя и не видела Ее лика. Сопоставив два сна и причастившись, она отправилась в Коломенское и увидела ту самую белую церковь из сна.
Это случилось в страшный для России день 2/15 марта 1917 года, когда Государя свергли с престола.
Священник Вознесенской церкви отец Николай Лихачев отправился с Евдокией на поиски образа, но нашли его только тогда, когда решили спуститься в подклети и посмотреть хранившиеся там иконы. Когда обнаружили самую большую и почерневшую от пыли икону и осторожно промыли ее, открылся необычный величественный образ Богородицы в красной порфире, восседающей на троне со скипетром и державой в руках. Державный образ Богоматери, знаменовал, что отныне власть в России перешла в руки Самой Царицы Небесной.
«Сейчас Я Сама взяла державу и скипетр в Свои руки, – открыла Владычица при явлении иконы, – а с иконой Державной посылаю Свою особую Благодать и Силу. Эта икона не спасает от испытаний, так как испытания нужны, чтобы пробудить духовную сторону в людях, но кто во время испытаний будет с верой молиться у этой иконы, тот будет, во время этих испытаний, спасаем».
Важно отметить, что именно Вознесенский храм изначально связан с идеей русского самодержавия. Он был выстроен в селе Коломенском в честь рождения первого русского царя Ивана IV Грозного в 1532-м году. Это был первый на Руси каменный шатровый храм. Исследователи пишут, что Москва осмысленно устраивалась как архитектурно-градостроительная икона Града Божия – Небесного Иерусалима – и уподоблялась во образ Святой Земли, связанной с земной жизнью Господа Иисуса Христа. В этой градостроительной модели «Третьего Рима» Великокняжескому Коломенскому отводилась особая роль – символизировать иерусалимскую Елеонскую гору, на которой совершилось Вознесение Господне. Что-то великое, чудесное, долгожданное должно было произойти под сводами этого уникального храма. История действительно уготовила этой церкви высочайшую миссию, и чудо Божие осенило Коломенское. Икона Пресвятой Богородицы Державная была обретена в храме, который символизирует тот факт, что «Государь – это исполнитель высшей, мистической миссии, которую возложил на Русь Сам Господь» (Перевезенцев С. В.).
В 1917-м году первый духовный отпор черной године русской истории был дан именно здесь, в коломенской церкви Вознесения. До правления большевиков-богоборцев оставалось несколько месяцев, известие о чудесном явлении иконы облетело Россию. Икону стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя ее в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни. Перед иконой были явлены чудеса исцеления телесных и душевных недугов, как об этом стали свидетельствовать получившие помощь.
Известно, что патриарх Тихон приезжал прославлять явление «Державной». «Патриарх после прославления иконы приказал в акафист этой иконе собрать по частице из каждого акафиста, какие написаны были для других икон Божией Матери, явленных в России, и велел назвать этот акафист «Акафист акафистов».
Размышляя о иконопочитании, русский философ князь Е. Н. Трубецкой писал: «До самого последнего времени икона была совершенно непонятной русскому образованному человеку. Он равнодушно проходил мимо нее, не удостаивая ее даже мимолетным вниманием. Он просто-напросто не отличал иконы от густо покрывавшей ее копоти старины... Оказывается, что лики святых в наших древних храмах потемнели единственно потому, что они стали нам чуждыми; копоть на них нарастала вследствие нашего невнимания и равнодушия к сохранению святыни...».
Далее, завершая статью, он пророчествует: «Возможно, что переживаемые нами дни представляют собою лишь "начало болезней"; возможно, что они – только первое проявление целого грозового периода всемирной истории, который явит миру ужасы, доселе невиданные и неслыханные. Но будем помнить: великий духовный подъем и великая творческая мысль, особенно мысль религиозная, всегда выковывается страданиями народов и великими испытаниями… Но, в таком случае, мы должны твердо помнить о той радости, в которую обратятся эти тяжкие муки духовного рождения. Среди этих мук открытие иконы явилось вовремя».
Спустя некоторое время, «Державная» икона явила чудо обновления. Профессор Андреев был свидетелем этого: «Через несколько недель мне вторично удалось побывать в селе Коломенском, и я был глубоко потрясен изменением иконы: она сама собой обновилась, стала светлой, ясной и ..."красной", так как особенно стала бросаться в глаза царская порфира, как бы пропитанная кровью».
Тем временем богоборческие власти подвергли «контрреволюционную», «монархическую» икону особому преследованию.
Особо чтил чудотворный образ известный московский священник протоиерей Владимир Николаевич Воробьев (14.7.1876-16.2.1940), настоятель храма Св. Николая в Плотниках. Известно, что он часто ходил в Коломенское служить перед ней акафист. Почитание это, несомненно, усилил случай. Будучи арестованным в декабре 1924 г. и ввергнутым в Бутырскую тюрьму, о. Владимир был освобожден 2/15 марта 1925 г. – в день празднования Державной иконы.
После революции икона чудом сохранилась в запасниках Исторического музея, и 27 июля 1990 г., в канун памяти святого равноапостольного князя Владимира, икону перевезли в родное Коломенское. Тысячи людей под проливным дождем ожидали святыню. А когда икона прибыла, засияло солнце, и в его лучах образ вернулся в храм. Вот таким знаменательным событием закончилась темная эпоха открытого богоборчества в России. Сейчас эта икона является главной святыней Казанского храма в Коломенском.
С 1995 года в Москве существует храм-часовня Державной иконы Божией Матери. Именно с него началось восстановление главного собора страны — храма Христа Спасителя, рядом с которым и стоит эта маленькая деревянная церковь.
Еще в 1917 году многие люди уверовали, что Россия не погибнет под натиском грядущей атеистической стихии, но преобразится и возродится. Ведь крестьянка, получившая откровение, не слушала радио, не пользовалась интернетом. Она не могла знать и проверить факт отречения государя от престола. Она поверила, что скипетр и держава перешли к Богородице. Поступила по вере, и чудотворный Образ был обретен!
Явление Богородицы «Державной» утешило верующих, дало силы жить и преодолевать испытания. Вдохновленный этим событием белый эмигрант и офицер Сергей Бехтеев в 1934 году писал об этом обетовании, данном русскому народу:
На сегодняшний день сбылось все из откровения Евдокии Адриановой, кроме последнего обетования о будущем Царе. Но и в том, что оно сбудется, у нас нет никаких сомнений, хотя сама мысль о возрождении Самодержавия пока никак не укладывается в современные тренды.
Вспомним, что говорил святой Иоанн Кронштадтский в 1907 году: «И чем бы мы стали, Россияне, без Царя? Враги наши скоро постарались бы уничтожить и самое имя России, так как Носитель и Хранитель России, после Бога, есть Государь России – Царь Самодержавный: без Него Россия – не Россия». Как отмечал Иван Ильин: «Народ был освобожден от присяги и предоставлен на волю своих соблазнителей».
Не поразительно ли, как буквально исполнились эти пророческие слова нашего великого праведника и прозорливца? – Не стало Царя – не стало и России! Но при этом над Россией остался покров Пресвятой Богородицы, и Она приняла на временное хранение (до вразумления Русского Народа) символы Самодержавной власти.
Критик воскликнет: а не фантазия все это? И где заканчивается наше субъективное представление и действительно начинается объективная, высшая духовная реальность?
Но сама история явления Державной иконы Божией Матери – это не только память о трагическом событии, когда русский народ нарушил соборную клятву, данную в 1613 году, но и воспоминание о будущем царе.
Продолжение следует
Я думал, как написать статью, в которой рассказать о значении Державной иконы и подвести итоги поездки. Но не мог придумать название, и вот в храме перед Державным Образом название статьи открылось – ВОСПОМИНАНИЕ О БУДУЩЕМ ЦАРЕ.
Кроме нас в тот день в Казанском храме было несколько мужчин и в основном женщины преклонного возраста. Известных московских общественников-монархистов, Михалкова и иже с ним, мы на службе не видели.
САМА ВЗЯЛА Я СКИПЕТР И ДЕРЖАВУ
Богородичные иконы не только несут в себе воспоминание о обстоятельствах чудесной помощи людям, явленной через образ, но и зачастую свидетельствуют о важных поворотных страницах русской истории. В России можно найти много храмов Донской иконы, которая в нашей памяти связанна с победой в Куликовской битве. С Владимирской вспоминается чудесное спасение Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году. Образ Смоленской иконы относит нас в эпоху русско-литовских войн, положивших начало собиранию русских земель. С образом Казанской иконы связанно освобождение Москвы от польских оккупантов в 1612 году. Феодоровской иконой в 1613-м году благословили на царство Михаила Федоровича Романова. И храмов Феодоровской иконы Божией Матери тоже немало. Но вот храмов Державной иконы Божией Матери, пожалуй, по всей Руси и десятка не наберется. А ведь Державный образ Богородицы связан с трагическим поворотом русской истории.
В феврале 1917 года, крестьянка Евдокия Адрианова из соседнего с Коломенским села увидела два чудесных сна. В первом она стояла на горе и услышала: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной, и пусть молятся, так как великое испытание, попускаемое Богом, идет на весь русский народ». Через несколько дней ей был второй сон: она увидела белую церковь, вошла и увидела восседавшую в ней величественную Женщину, в Которой она узнала Пресвятую Богородицу, хотя и не видела Ее лика. Сопоставив два сна и причастившись, она отправилась в Коломенское и увидела ту самую белую церковь из сна.
Это случилось в страшный для России день 2/15 марта 1917 года, когда Государя свергли с престола.
Священник Вознесенской церкви отец Николай Лихачев отправился с Евдокией на поиски образа, но нашли его только тогда, когда решили спуститься в подклети и посмотреть хранившиеся там иконы. Когда обнаружили самую большую и почерневшую от пыли икону и осторожно промыли ее, открылся необычный величественный образ Богородицы в красной порфире, восседающей на троне со скипетром и державой в руках. Державный образ Богоматери, знаменовал, что отныне власть в России перешла в руки Самой Царицы Небесной.
«Сейчас Я Сама взяла державу и скипетр в Свои руки, – открыла Владычица при явлении иконы, – а с иконой Державной посылаю Свою особую Благодать и Силу. Эта икона не спасает от испытаний, так как испытания нужны, чтобы пробудить духовную сторону в людях, но кто во время испытаний будет с верой молиться у этой иконы, тот будет, во время этих испытаний, спасаем».
Важно отметить, что именно Вознесенский храм изначально связан с идеей русского самодержавия. Он был выстроен в селе Коломенском в честь рождения первого русского царя Ивана IV Грозного в 1532-м году. Это был первый на Руси каменный шатровый храм. Исследователи пишут, что Москва осмысленно устраивалась как архитектурно-градостроительная икона Града Божия – Небесного Иерусалима – и уподоблялась во образ Святой Земли, связанной с земной жизнью Господа Иисуса Христа. В этой градостроительной модели «Третьего Рима» Великокняжескому Коломенскому отводилась особая роль – символизировать иерусалимскую Елеонскую гору, на которой совершилось Вознесение Господне. Что-то великое, чудесное, долгожданное должно было произойти под сводами этого уникального храма. История действительно уготовила этой церкви высочайшую миссию, и чудо Божие осенило Коломенское. Икона Пресвятой Богородицы Державная была обретена в храме, который символизирует тот факт, что «Государь – это исполнитель высшей, мистической миссии, которую возложил на Русь Сам Господь» (Перевезенцев С. В.).
В 1917-м году первый духовный отпор черной године русской истории был дан именно здесь, в коломенской церкви Вознесения. До правления большевиков-богоборцев оставалось несколько месяцев, известие о чудесном явлении иконы облетело Россию. Икону стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя ее в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни. Перед иконой были явлены чудеса исцеления телесных и душевных недугов, как об этом стали свидетельствовать получившие помощь.
Известно, что патриарх Тихон приезжал прославлять явление «Державной». «Патриарх после прославления иконы приказал в акафист этой иконе собрать по частице из каждого акафиста, какие написаны были для других икон Божией Матери, явленных в России, и велел назвать этот акафист «Акафист акафистов».
Размышляя о иконопочитании, русский философ князь Е. Н. Трубецкой писал: «До самого последнего времени икона была совершенно непонятной русскому образованному человеку. Он равнодушно проходил мимо нее, не удостаивая ее даже мимолетным вниманием. Он просто-напросто не отличал иконы от густо покрывавшей ее копоти старины... Оказывается, что лики святых в наших древних храмах потемнели единственно потому, что они стали нам чуждыми; копоть на них нарастала вследствие нашего невнимания и равнодушия к сохранению святыни...».
Далее, завершая статью, он пророчествует: «Возможно, что переживаемые нами дни представляют собою лишь "начало болезней"; возможно, что они – только первое проявление целого грозового периода всемирной истории, который явит миру ужасы, доселе невиданные и неслыханные. Но будем помнить: великий духовный подъем и великая творческая мысль, особенно мысль религиозная, всегда выковывается страданиями народов и великими испытаниями… Но, в таком случае, мы должны твердо помнить о той радости, в которую обратятся эти тяжкие муки духовного рождения. Среди этих мук открытие иконы явилось вовремя».
Спустя некоторое время, «Державная» икона явила чудо обновления. Профессор Андреев был свидетелем этого: «Через несколько недель мне вторично удалось побывать в селе Коломенском, и я был глубоко потрясен изменением иконы: она сама собой обновилась, стала светлой, ясной и ..."красной", так как особенно стала бросаться в глаза царская порфира, как бы пропитанная кровью».
Тем временем богоборческие власти подвергли «контрреволюционную», «монархическую» икону особому преследованию.
Особо чтил чудотворный образ известный московский священник протоиерей Владимир Николаевич Воробьев (14.7.1876-16.2.1940), настоятель храма Св. Николая в Плотниках. Известно, что он часто ходил в Коломенское служить перед ней акафист. Почитание это, несомненно, усилил случай. Будучи арестованным в декабре 1924 г. и ввергнутым в Бутырскую тюрьму, о. Владимир был освобожден 2/15 марта 1925 г. – в день празднования Державной иконы.
После революции икона чудом сохранилась в запасниках Исторического музея, и 27 июля 1990 г., в канун памяти святого равноапостольного князя Владимира, икону перевезли в родное Коломенское. Тысячи людей под проливным дождем ожидали святыню. А когда икона прибыла, засияло солнце, и в его лучах образ вернулся в храм. Вот таким знаменательным событием закончилась темная эпоха открытого богоборчества в России. Сейчас эта икона является главной святыней Казанского храма в Коломенском.
С 1995 года в Москве существует храм-часовня Державной иконы Божией Матери. Именно с него началось восстановление главного собора страны — храма Христа Спасителя, рядом с которым и стоит эта маленькая деревянная церковь.
Еще в 1917 году многие люди уверовали, что Россия не погибнет под натиском грядущей атеистической стихии, но преобразится и возродится. Ведь крестьянка, получившая откровение, не слушала радио, не пользовалась интернетом. Она не могла знать и проверить факт отречения государя от престола. Она поверила, что скипетр и держава перешли к Богородице. Поступила по вере, и чудотворный Образ был обретен!
Явление Богородицы «Державной» утешило верующих, дало силы жить и преодолевать испытания. Вдохновленный этим событием белый эмигрант и офицер Сергей Бехтеев в 1934 году писал об этом обетовании, данном русскому народу:
НЕБЕСНАЯ ЦАРИЦА
Икона Державной Божией Матери
Перед Твоей Державною иконой
Стою я, трепетом молитвенным объят,
И лик Твой царственный, увенчанный короной,
Влечет к себе мой умиленный взгляд.
В годину смут и трусости безславной,
Измены, лжи, неверия и зла,
Ты нам явила образ Твой Державный,
Ты к нам пришла и кротко прорекла:
«Сама взяла Я скипетр и державу,
Сама Я их вручу опять Царю,
Дам Царству Русскому величие и славу,
Всех окормлю, утешу, примирю!»...
Покайся ж, Русь, злосчастная блудница,
Омой в слезах свой оскверненный стыд,
Твоя Заступница, Небесная Царица,
Тебя и грешную жалеет и хранит.
Икона Державной Божией Матери
Перед Твоей Державною иконой
Стою я, трепетом молитвенным объят,
И лик Твой царственный, увенчанный короной,
Влечет к себе мой умиленный взгляд.
В годину смут и трусости безславной,
Измены, лжи, неверия и зла,
Ты нам явила образ Твой Державный,
Ты к нам пришла и кротко прорекла:
«Сама взяла Я скипетр и державу,
Сама Я их вручу опять Царю,
Дам Царству Русскому величие и славу,
Всех окормлю, утешу, примирю!»...
Покайся ж, Русь, злосчастная блудница,
Омой в слезах свой оскверненный стыд,
Твоя Заступница, Небесная Царица,
Тебя и грешную жалеет и хранит.
На сегодняшний день сбылось все из откровения Евдокии Адриановой, кроме последнего обетования о будущем Царе. Но и в том, что оно сбудется, у нас нет никаких сомнений, хотя сама мысль о возрождении Самодержавия пока никак не укладывается в современные тренды.
Вспомним, что говорил святой Иоанн Кронштадтский в 1907 году: «И чем бы мы стали, Россияне, без Царя? Враги наши скоро постарались бы уничтожить и самое имя России, так как Носитель и Хранитель России, после Бога, есть Государь России – Царь Самодержавный: без Него Россия – не Россия». Как отмечал Иван Ильин: «Народ был освобожден от присяги и предоставлен на волю своих соблазнителей».
Не поразительно ли, как буквально исполнились эти пророческие слова нашего великого праведника и прозорливца? – Не стало Царя – не стало и России! Но при этом над Россией остался покров Пресвятой Богородицы, и Она приняла на временное хранение (до вразумления Русского Народа) символы Самодержавной власти.
Критик воскликнет: а не фантазия все это? И где заканчивается наше субъективное представление и действительно начинается объективная, высшая духовная реальность?
Но сама история явления Державной иконы Божией Матери – это не только память о трагическом событии, когда русский народ нарушил соборную клятву, данную в 1613 году, но и воспоминание о будущем царе.
Сергей Валерьевич Моисеев
Продолжение следует
<-назад в раздел