Высока вероятность раскола: 6 монастырей Афона подвергли критике документы «Всеправославного собора»
Шесть афонских монастырей (Кутлумуш, Ксиропотам, Зограф, Каракал, Филофей и Григориат) выступили с критикой документов принятых на Собрании Предстоятелей Поместных Церквей в Шамбези (21-28 января 2016 года).
Отцы-святогорцы обращают внимание на следующее:
- Регламент с организацией собора являют собой образ Собрания Предстоятелей Церквей, а не образ Всеправославного собора согласно образцу Вселенских соборов... Мы опасаемся того, что таким способом в Церковь невольно проникает «богословие примата-первенства» (восточный папизм), которое впрочем является и следствием появления «богословия персонализма» 20 столетия…
- Вдохновители и составители документа «Об отношениях Православной Церкви к остальному христианскому миру» предпринимают попытку с помощью решения «Всеправославного собора» интситуционально узаконить христинаский синкретизм-экуменизм.
- Святая Гора… составляла и составляет в защиту целостной традиции вероисповедные документы, которые пытаются несомненно наперед приостановить это (узаконивание синкретизма-экуменизма), в особенности что касается пристального внимания к совершению совместных молитв с еретиками, которые запрещены священными канонами, но, к сожалению, проводятся во время каждой встречи с инославными...».
С конца марта по конец апреля святогорцы в письменном виде направляли свои тревоги и безпокойство относительно «Всеправославного собора» Священному Киноту Святой Горы Афон. По причине особой важности вопроса, было принято решение обсудить документы предстоящего собора на Заседании Представителей и Игуменов святогорских обителей после праздника Пасхи.
Во всех опубликованных посланиях афонских монастырей критике подвергнут документ «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром».
В частности, в послании монастыря Григориат подчеркивается, что главная проблема этого документа «нечеткое использование термина “церковь”». По мнению братии Григориата, Православная Церковь содержит всю полноту истины. Необходимо внести в текст изменения, чтобы у пребывающих вне церковной ограды людей не создалось впечатления, «что нет необходимости искать пути возвращения в лоно Единой, Святой, Вселенской и Апостольской Церкви – Церкви Православной».
Текст «Таинство брака и препятствия к нему», по справедливому мнению братии Григориата, содержит положение легализующее «богословски неверное “крещальное богословие”». В вопросе «смешанных браков с инославными» насельники Григориата предлагают не предпринимать нововведений, а следовать священным канонам Православной Церкви.
Также в послании Григориата критике подвергнут документ «Миссия Православной Церкви в современном мире». Насельники Григориата полагают, что в этом вопросе необходимо провести грань между позицией Православной Церкви и инославными «церквями» и выступают с критикой некоторых обновленческих богословских теорий о человеческой личности, нашедших отражение в этом документе.
Насельники обители Филофей в своем послании сосредоточились на критике документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром». Они выразили надежду, что на соборе удастся избежать любой формы признания церковности инославных.
В послании монастыря Каракал в частности говорится: «Как следует из изучения одобренных на предсоборных совещаниях текстов, многие формулировки, касающиеся важных экклезиологических проблем, выглядят опасными и двусмысленными, они допускают трактовку, отклоняющуюся от православных догматов».
В письме обители Кутлумуш отмечается «чрезвычайная важность предстоящего собора для будущего православного мира». В связи с этим братия Кутлумуша выступает с рядом замечаний, касающихся текстов предложенных для обсуждения на «Всеправославном соборе» документов и процедуры его проведения.
Насельники этого афонского монастыря высказывают мнение, что предстоящий собор напоминает скорее «совещание Предстоятелей, а не Всеправославный Собор». Предоставление права голоса только Предстоятелям Церквей и участие ограниченного числа епископов от каждой Поместной Церкви «невольно способствует проникновению богословия примата».
Комментируя перспективы межконфессионального диалога, братия Кутлумуша называет «непоследовательным» для «Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви признавать существование других христианских церквей».
Насельники Кутлумуша выражают несогласие с 22 параграфом документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром». По мнению монахов, «если это не просто неудачное высказывание, тем самым отрицается, что верный народ является хранителем веры. История Церкви свидетельствует, что люди (духоносные отцы, преподобные, мученики и исповедники), группы, и, наконец, вся полнота народа Божиего, следуя за апостольским преданием святости, делали недействительными большие и представительные соборы прошлого».
В послании подчеркивается, что «полнота Церкви ожидает, что грядущий собор не будет игнорировать решения соборов, прошедших при участии святого Фотия и святого Григория Паламы <…> Если этого не будет сделано, тем самым будет продемонстрировано что Православная Церковь не принимает богословие после 7 Вселенского Собора».
Братия Кутлумуша заявляет о «непонимании целесообразности присутствия на Всеправославном соборе инославных наблюдателей».
В заключительной части послания сказано:
«Полнота Церкви ожидает, что Святой и Великий Собор станет подлинным выразителем Предания. В то же время, отовсюду продолжают поступать голоса, усиливающие безпокойство, что некоторые решения могут вызвать большие или меньшие проблемы и вероятно привести к расколу».
Отцы-святогорцы обращают внимание на следующее:
- Регламент с организацией собора являют собой образ Собрания Предстоятелей Церквей, а не образ Всеправославного собора согласно образцу Вселенских соборов... Мы опасаемся того, что таким способом в Церковь невольно проникает «богословие примата-первенства» (восточный папизм), которое впрочем является и следствием появления «богословия персонализма» 20 столетия…
- Вдохновители и составители документа «Об отношениях Православной Церкви к остальному христианскому миру» предпринимают попытку с помощью решения «Всеправославного собора» интситуционально узаконить христинаский синкретизм-экуменизм.
- Святая Гора… составляла и составляет в защиту целостной традиции вероисповедные документы, которые пытаются несомненно наперед приостановить это (узаконивание синкретизма-экуменизма), в особенности что касается пристального внимания к совершению совместных молитв с еретиками, которые запрещены священными канонами, но, к сожалению, проводятся во время каждой встречи с инославными...».
С конца марта по конец апреля святогорцы в письменном виде направляли свои тревоги и безпокойство относительно «Всеправославного собора» Священному Киноту Святой Горы Афон. По причине особой важности вопроса, было принято решение обсудить документы предстоящего собора на Заседании Представителей и Игуменов святогорских обителей после праздника Пасхи.
Во всех опубликованных посланиях афонских монастырей критике подвергнут документ «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром».
В частности, в послании монастыря Григориат подчеркивается, что главная проблема этого документа «нечеткое использование термина “церковь”». По мнению братии Григориата, Православная Церковь содержит всю полноту истины. Необходимо внести в текст изменения, чтобы у пребывающих вне церковной ограды людей не создалось впечатления, «что нет необходимости искать пути возвращения в лоно Единой, Святой, Вселенской и Апостольской Церкви – Церкви Православной».
Текст «Таинство брака и препятствия к нему», по справедливому мнению братии Григориата, содержит положение легализующее «богословски неверное “крещальное богословие”». В вопросе «смешанных браков с инославными» насельники Григориата предлагают не предпринимать нововведений, а следовать священным канонам Православной Церкви.
Также в послании Григориата критике подвергнут документ «Миссия Православной Церкви в современном мире». Насельники Григориата полагают, что в этом вопросе необходимо провести грань между позицией Православной Церкви и инославными «церквями» и выступают с критикой некоторых обновленческих богословских теорий о человеческой личности, нашедших отражение в этом документе.
Насельники обители Филофей в своем послании сосредоточились на критике документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром». Они выразили надежду, что на соборе удастся избежать любой формы признания церковности инославных.
В послании монастыря Каракал в частности говорится: «Как следует из изучения одобренных на предсоборных совещаниях текстов, многие формулировки, касающиеся важных экклезиологических проблем, выглядят опасными и двусмысленными, они допускают трактовку, отклоняющуюся от православных догматов».
В письме обители Кутлумуш отмечается «чрезвычайная важность предстоящего собора для будущего православного мира». В связи с этим братия Кутлумуша выступает с рядом замечаний, касающихся текстов предложенных для обсуждения на «Всеправославном соборе» документов и процедуры его проведения.
Насельники этого афонского монастыря высказывают мнение, что предстоящий собор напоминает скорее «совещание Предстоятелей, а не Всеправославный Собор». Предоставление права голоса только Предстоятелям Церквей и участие ограниченного числа епископов от каждой Поместной Церкви «невольно способствует проникновению богословия примата».
Комментируя перспективы межконфессионального диалога, братия Кутлумуша называет «непоследовательным» для «Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви признавать существование других христианских церквей».
Насельники Кутлумуша выражают несогласие с 22 параграфом документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром». По мнению монахов, «если это не просто неудачное высказывание, тем самым отрицается, что верный народ является хранителем веры. История Церкви свидетельствует, что люди (духоносные отцы, преподобные, мученики и исповедники), группы, и, наконец, вся полнота народа Божиего, следуя за апостольским преданием святости, делали недействительными большие и представительные соборы прошлого».
В послании подчеркивается, что «полнота Церкви ожидает, что грядущий собор не будет игнорировать решения соборов, прошедших при участии святого Фотия и святого Григория Паламы <…> Если этого не будет сделано, тем самым будет продемонстрировано что Православная Церковь не принимает богословие после 7 Вселенского Собора».
Братия Кутлумуша заявляет о «непонимании целесообразности присутствия на Всеправославном соборе инославных наблюдателей».
В заключительной части послания сказано:
«Полнота Церкви ожидает, что Святой и Великий Собор станет подлинным выразителем Предания. В то же время, отовсюду продолжают поступать голоса, усиливающие безпокойство, что некоторые решения могут вызвать большие или меньшие проблемы и вероятно привести к расколу».
<-назад в раздел