Цари-мученики и покровители братских народов: В России строится храм святых Лазаря Сербского и Николая II
Как сообщает сайт Гатчинской епархии, 26 июня состоялась закладка храма в честь святого князя Лазаря Косовского и святого царя страстотерпца Николая II в городе Кингисепп (Ленинградская область).
Освящение креста в основание и Божественную литургию на месте строительства нового храма совершил епископ Гатчинский и Лужский Митрофан в сослужении клириков Сербской Православной Церкви. За богослужением молилась большая группа сербских паломников, приехавших поклониться святыням Санкт-Петербурга и принять участие в закладке первого в России храма в честь святого Лазаря Косовского. В рамках торжественной церемонии выступили сербские и российские фольклорные коллективы.
Храм, посвященный этому сербскому святому, появится в России впервые. Согласно замыслу, в нем соединится сербско-византийская архитектура двух престолов, освященных в честь двух царей — небесных покровителей Сербии и России (см. Мы имеем вечный состав преступления: С.А. Матвеев о свержении Царя).
Закладной крест был освящен в Страстную Пятницу 2016 года на Голгофе, а затем — на мощах св. князя Лазаря Косовского и других почитаемых православными верующими святых.
Строительство храма в честь св. князя Лазаря Косовского и св. царя Николая II финансируют меценаты из Сербии и России.
Сербский князь Лазарь Хребельянович родился в 1329 году в г. Прилепец в семье местного вельможи Лазаря Прибаца Хребельяновича, логофета могущественного сербского царя Стефана Душана. Предполагается, что его семья происходила из Грбля (современное черногорское приморье). С детства он отличался добродетелями, благодаря чему был замечен королем Душаном, который поселил его во дворце в Скопье. При дворе святой Лазарь пользовался всеобщим уважением за честность, мужество и набожность.
Из жизнеописаний князя и сложенных в его честь богослужебных песнопений известно, что он был «благ, кроток, украшен незлобивостью, истиной и правдой»; князь Лазарь был «око слепым, нога хромым, опора старым».
В 1353 г. Лазарь женился на Милице (память 19 июля) — дочери великого князя Вратко. У них родились пять дочерей и три сына. Святой Лазарь получил титул князя.
После Душана Сербским королевством правил блаженный король Стефан Урош V (1355—1371), по смерти которого трон наследовал святой Лазарь. Верный традициям сербского престола, он начал осуществлять задуманный им план по воссоединению разделенных сербов для борьбы с турками. Против него составилась оппозиция, святой чудом избежал покушения. Невзирая на это, благоверный князь продолжал объединять государство.
Святой Лазарь активно занимался не только политикой, он также явил большую любовь к Церкви. Со времени восшествия на трон его главной заботой было скорейшее примирение Сербской и Константинопольской Церквей. В 1346 году, когда Стефан Душан объявил о создании Сербской Патриархии, Константинопольский патриарх не признал этот акт, и между Церквями прекратилось евхаристическое общение. В 1375 году святой Лазарь послал в византийскую столицу миссию, возглавляемую сербским монахом Исаией, которой удалось убедить святого патриарха Филофея снять анафему.
Благочестие Лазаря проявлялось также в основании множества храмов и монастырей — как в Сербии, так и за ее пределами, особенно на Святой Земле и на Афоне. После 1371 года он с радушием принял учеников святого Григория Синаита, покинувших Святую Гору из-за опасности нападения турок. Он повелел основать для них монастыри Горняк и Раваница.
Святой князь предпринял несколько военных походов против турок, но каждый раз сталкивался с внутренним разделением сербского народа. Наконец ему удалось собрать всех вельмож и командующих армиями в Крушеваце. Он убеждал их оставить распри и забыть взаимные претензии, чтобы организовать борьбу против турецкого владычества.
15 июня 1389 года на Косовом поле объединенная сербская армия встретились с армией султана Мурада, превышающей сербское войско по численности в два раза. Во время этой памятной битвы князь Лазарь погиб. Он получил 16 ранений, а потом был обезглавлен.
По церковному преданию, накануне сражения святому Лазарю явился Ангел и спросил: что он предпочитает — земную власть или Царство Небесное? Князь ответил: «Как я могу выбрать земное царство, такую незначительную вещь, тленную и недолговечную, тогда как Царство Небесное сохранится в вечности?» Согласно жизнеописанию святого, преклоняя голову под меч, князь Лазарь произнес такую молитву: «О, мой Создатель, судящий мои грехи, ведомые и неведомые! Я к Тебе взываю и прошу: прости мне, Господи, все, в чем нарушил я Твою волю, и сохрани мой народ, вернее — Твой народ» (см. Безсмертный полк поющих славян: Интервью с сербской писательницей Р. Войнович на фестивале «Оптинская весна»).
Когда новый султан Баязид узнал, с каким достоинством христианский князь принял смерть, он разрешил с честью похоронить его в храме Вознесения Господня в Приштине. Когда через год его мощи были обретены, они источали благоухание. Позднее их перенесли в Раваницкий монастырь.
Почитание св. князя Лазаря издревле распространилось не только в Сербии. На одной из колонн Архангельского собора Московского Кремля сохранилось изображение святого благоверного князя Лазаря; оно помещено рядом с фресками, изображающими святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба.
Источник: Рублев.com
Освящение креста в основание и Божественную литургию на месте строительства нового храма совершил епископ Гатчинский и Лужский Митрофан в сослужении клириков Сербской Православной Церкви. За богослужением молилась большая группа сербских паломников, приехавших поклониться святыням Санкт-Петербурга и принять участие в закладке первого в России храма в честь святого Лазаря Косовского. В рамках торжественной церемонии выступили сербские и российские фольклорные коллективы.
Храм, посвященный этому сербскому святому, появится в России впервые. Согласно замыслу, в нем соединится сербско-византийская архитектура двух престолов, освященных в честь двух царей — небесных покровителей Сербии и России (см. Мы имеем вечный состав преступления: С.А. Матвеев о свержении Царя).
Закладной крест был освящен в Страстную Пятницу 2016 года на Голгофе, а затем — на мощах св. князя Лазаря Косовского и других почитаемых православными верующими святых.
Строительство храма в честь св. князя Лазаря Косовского и св. царя Николая II финансируют меценаты из Сербии и России.
Сербский князь Лазарь Хребельянович родился в 1329 году в г. Прилепец в семье местного вельможи Лазаря Прибаца Хребельяновича, логофета могущественного сербского царя Стефана Душана. Предполагается, что его семья происходила из Грбля (современное черногорское приморье). С детства он отличался добродетелями, благодаря чему был замечен королем Душаном, который поселил его во дворце в Скопье. При дворе святой Лазарь пользовался всеобщим уважением за честность, мужество и набожность.
Из жизнеописаний князя и сложенных в его честь богослужебных песнопений известно, что он был «благ, кроток, украшен незлобивостью, истиной и правдой»; князь Лазарь был «око слепым, нога хромым, опора старым».
В 1353 г. Лазарь женился на Милице (память 19 июля) — дочери великого князя Вратко. У них родились пять дочерей и три сына. Святой Лазарь получил титул князя.
После Душана Сербским королевством правил блаженный король Стефан Урош V (1355—1371), по смерти которого трон наследовал святой Лазарь. Верный традициям сербского престола, он начал осуществлять задуманный им план по воссоединению разделенных сербов для борьбы с турками. Против него составилась оппозиция, святой чудом избежал покушения. Невзирая на это, благоверный князь продолжал объединять государство.
Святой Лазарь активно занимался не только политикой, он также явил большую любовь к Церкви. Со времени восшествия на трон его главной заботой было скорейшее примирение Сербской и Константинопольской Церквей. В 1346 году, когда Стефан Душан объявил о создании Сербской Патриархии, Константинопольский патриарх не признал этот акт, и между Церквями прекратилось евхаристическое общение. В 1375 году святой Лазарь послал в византийскую столицу миссию, возглавляемую сербским монахом Исаией, которой удалось убедить святого патриарха Филофея снять анафему.
Благочестие Лазаря проявлялось также в основании множества храмов и монастырей — как в Сербии, так и за ее пределами, особенно на Святой Земле и на Афоне. После 1371 года он с радушием принял учеников святого Григория Синаита, покинувших Святую Гору из-за опасности нападения турок. Он повелел основать для них монастыри Горняк и Раваница.
Святой князь предпринял несколько военных походов против турок, но каждый раз сталкивался с внутренним разделением сербского народа. Наконец ему удалось собрать всех вельмож и командующих армиями в Крушеваце. Он убеждал их оставить распри и забыть взаимные претензии, чтобы организовать борьбу против турецкого владычества.
15 июня 1389 года на Косовом поле объединенная сербская армия встретились с армией султана Мурада, превышающей сербское войско по численности в два раза. Во время этой памятной битвы князь Лазарь погиб. Он получил 16 ранений, а потом был обезглавлен.
По церковному преданию, накануне сражения святому Лазарю явился Ангел и спросил: что он предпочитает — земную власть или Царство Небесное? Князь ответил: «Как я могу выбрать земное царство, такую незначительную вещь, тленную и недолговечную, тогда как Царство Небесное сохранится в вечности?» Согласно жизнеописанию святого, преклоняя голову под меч, князь Лазарь произнес такую молитву: «О, мой Создатель, судящий мои грехи, ведомые и неведомые! Я к Тебе взываю и прошу: прости мне, Господи, все, в чем нарушил я Твою волю, и сохрани мой народ, вернее — Твой народ» (см. Безсмертный полк поющих славян: Интервью с сербской писательницей Р. Войнович на фестивале «Оптинская весна»).
Когда новый султан Баязид узнал, с каким достоинством христианский князь принял смерть, он разрешил с честью похоронить его в храме Вознесения Господня в Приштине. Когда через год его мощи были обретены, они источали благоухание. Позднее их перенесли в Раваницкий монастырь.
Почитание св. князя Лазаря издревле распространилось не только в Сербии. На одной из колонн Архангельского собора Московского Кремля сохранилось изображение святого благоверного князя Лазаря; оно помещено рядом с фресками, изображающими святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба.
Источник: Рублев.com
<-назад в раздел