Проповедь «облегченного Христианства»: О проблемах современной катехизации
Сегодня стала особенно очевидной острая потребность православных христиан в изучении Апостольского и Святоотеческого Предания Православной Церкви – той живой основы, благодаря которой Церковь, при содействии благодати Божией, служит главной цели своего существования – спасению народа Божьего.
Важнейшая проблема современной катехизации в том, что даже при наличии духовного образования катехизаторы иногда формально подходят к своим обязанностям. Этому есть две причины: 1) недостаток духовного, а иногда и жизненного опыта; 2) лицемерие – случай, когда катехизатор, как написано в Евангелии, учит, но не живёт в соответствии с тем, чему он учит.
Вторая причина серьёзнее первой, так как лицемерная проповедь не только не сможет зажечь сердца новоначальных христиан, но может оттолкнуть их от Церкви. Первая причина связана с дефицитом серьёзного духовнического окормления будущих катехизаторов, необходимого им для обретения духовного опыта. Этот дефицит наблюдается сейчас во многих семинариях и других духовных заведениях России (см.: Важнейший фронт противостояния верных и модернистов: О состоянии духовного образования в РПЦ).
Сегодня очень часто катехизация воспринимается лишь как интеллектуальная передача знаний, в то время как она главным образом – содействие Божественной благодати, дающей возможность человеку усвоить дух Апостольского и Святоотеческого Предания. Иными словами, катехизаторами должны становиться люди, имеющие Божию благодать и благословение на проповедь от своего духовника, а не только диплом о духовном образовании.
Для этого такой человек должен как минимум вступить на путь серьёзной борьбы со своими страстями. Тогда будут основания предполагать знакомство его с благодатью Божией, а значит и наличие у него духовного опыта. Но определять это может только опытный духовник. А их у нас также не очень много. Получается, что это отчасти замкнутый круг, который, однако, в силах разомкнуть Господь, Который, мы видим, уже и сейчас умножает количество благодатных, духовно опытных духовников в нашей Матери-Церкви.
Главный современный вызов Церкви – это проповедь расслабленного, облегченного, прозападного «варианта Христианства», которое пытаются выдать за настоящее Православие, являющееся на самом деле совсем другим (см.: Нынешнее гонение не явное – гонение на дух: О лукавой подмене ревностной, исповеднической веры «Православием-лайт»). Истина такова: по словам свт. Иоанна Златоуста ни Крещение, ни Исповедь, ни Причастие не помогут человеку, который не будет жить строго, богоугодно, чуждаясь всякого греха. Иными словами, формальное участие в Таинствах ничего не даст человеку, если он не будет бороться со своими страстями. Ибо, по словам свт. Кирилла Иерусалимского, при формальном и лицемерном подходе священник крестит, а Дух Святой не крестит. Этот же запрет на лицемерное участие относится и ко всем Таинствам, особенно к Причастию, ибо, как говорит ап. Павла, многие болеют и даже умирают, когда причащаются недостойно. Поэтому тот, кто друг неги и расслабленности, тот чужд Христа, Его Церкви и Его благодати.
Истинный ученик Христа воздержан во всём, имеет молитвенное правило, искренне и осознанно приступает к Таинствам, советуется со своим духовником, старается соблюдать Божии Заповеди и бороться со страстями, благодаря чему обретает самую главную добродетель смирения, которая привлекает в душу человека Божию благодать. Такой облагодатствованный человек является настоящим христианином и может быть хорошим проповедником. Это должен знать каждый православный человек, который пусть да не льстит себе, думая, что можно спастись, не особо напрягая свои силы. К сожалению, в таком самообольщении сейчас живёт немалое число людей. В их числе, что ещё более удручает, есть и те, кто призван спасать и учить других. Несмотря на это в последнее время налицо изменение ситуации в лучшую сторону. Заметен возросший интерес людей к чистому и неповрежденному человеческими измышлениями и ложными учениями Апостольскому и Святоотеческому Преданию, появляется все больше духовников, которые воспитывают молодое поколение христиан, христиан, чей дух родственен духу Апостолов и Святых Отцов. Духовное рождение и воспитание таких людей – главная цель существования церковной проповеди во все времена.
Источник: Аналитический центр свт. Василия Великого
https://stbasil.center/2017/02/03/sovremennaya-katehizaciya/
<-назад в раздел