Вторник, 23 Апреля 2024 г.
Духовная мудрость

сщмч. Григорий (Лебедев) об апостасии
Если вы из дела Христова выкидываете, в силу своего маловерия и рассудочности, борьбу с дьяволом и победу над ним, то вы уничтожаете силу христианства. Вы низводите тогда Христа на роль возвышенного моралиста, учившего добру и только. И если вы в свою жизнь, как христиане, не введете борьбу с дьяволом, то вы – мертвецы в христианстве. Оно вам ничего не дает, и будете вы холодные, пустые, сонные, скучные, ничего не получающие от Христа и Церкви.
Сщмч. Григорий (Лебедев) об апостасии

Свт. Серафим о страстях
Три главные греха, в которых лежит теперь все человечество: 1) блуд, 2) гордость, 3) жестокость. Эти грехи влекут человечество к погибели. Господь не выносит блуда.
Свт. Серафим (Соболев) о современных страстях

Прп. Амвросий об отпадении католиков от Православия
Истина свидетельствует, что Римская церковь отпала от Православия.
Преп. Амвросий Оптинский

Прав. Иоанн Кронштадтский о безобразиях
Потеря веры в Бога, в Евангелие, в Церковь, отвержение ее руководства – причина всяких безобразий в России.
Прав. Иоанн Кронштадтский

О.Иона о возрождении
Мы слишком рано обрадовались возрождению веры и слишком быстро забыли, что иная вера хуже безверия и что Христа распяли отнюдь не атеисты.
Старец Иона Одесский об апостасии

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Богохульная «Исповедь бывшей послушнцы»: О книге М. Кикоть, порочащей общежительное монашество
Богохульная «Исповедь бывшей послушнцы»: О книге М. Кикоть, порочащей общежительное монашество

В последнее время в Сети широко обсуждается книга Марии Кикоть «Исповедь бывшей послушнцы». В 2008–2014 годах автор несла послушание сначала в одной сибирской обители, а затем в Малоярославецком Свято-Никольском Черноостровском монастыре. Порвав с монашеством, М. Кикоть составила воспоминания, в которых сводит счеты с игуменией и описывает многие негативные факты из ее жизни. Также она ругает и других знакомых монахинь и даже священников, занимавшихся ее духовным воспитанием. Наконец, злоба бывшей послушницы изливается на все русское общежительное монашество и доходит до хулы на Святых Отцов Православной Церкви и их творения. Поскольку эта книга активно защищается «православными» модернистами, мы решили проанализировать ее содержание.

 
Сразу бросается в глаза, что название сочинения не соответствует содержанию: исповедь предполагает рассказ о себе. Например, в своей «Исповеди» святитель Августин Иппонийский описывает, в каких грехах он пребывал в юности и как благодать Божия обратила его от тьмы к свету. В настоящей же книге перед читателем раскрываются действительные или только мнимые, показанные автору врагом спасения рода человеческого грехи и ошибки других людей.

М. Кикоть повествует о том, как она пришла к Православию, о своей жизни в монастыре, а затем признается в потере обретенной веры. Воспоминания перемежаются с размышлениями, вызванными, судя по всему, ее душевным недугом. Так, бывшая послушница вспоминает: «У Пантелеимоны была целая коробка различных лекарств. Она разрешила мне взять столько, сколько мне нужно. Я набрала в пакет самых разных таблеток: корвалол, валокардин, феназепам, релаксон, афобазол, даже антидепрессанты амитриптилин и прозак. Травки и валерианка мне не помогали. Раньше я никогда не принимала таких таблеток, я вообще старалась избегать всякой химии. Когда я пыталась ничего не пить, тревога и страх становились такими сильными, что мне казалось, я схожу с ума» (С. 70–71).

Оставление Малоярославецкого монастыря также было связано с психическими проблемами и безконтольным приемом лекарств: «Я ушла к себе, села на кровать и начала думать, что же делать дальше. Нервы сдавали, меня всю трясло, даже до спазмов. Я выпила две таблетки феназепама, чтобы заснуть, но они не помогли. Я выпила еще две, заснула, но через несколько часов проснулась в ужасе. Все тело сводили нервные судороги, голова раскалывалась, сердце оглушительно стучало. Я выпила корвалол и еще две таблетки феназепама. Очнулась я в машине, меня куда-то везли. Я опять вырубилась, помню только, как обнаружила себя лежащей на спине на чем-то твердом. Кто-то хлопнул меня по щеке, потом я почувствовала, как ни с того ни с сего меня сильно ущипнули за грудь. Было больно, но я не смогла даже открыть глаза. Стало ясно, что это больница, я хотела сказать что-то, но не могла. Я слышала, как рядом Пантелеимона объясняла, что нашла у меня таблетки и что она не знает, сколько точно я выпила…» (С. 112).

Видимо, именно это болезненное состояние спровоцировало проклятия М. Кикоть в адрес книги преподобного Иоанна Синаита «Лествица». В 12-й главе она рассказывает, как купила ее в церковной лавке, цитирует наставления Святого Отца и утверждает, что именно из-за этого произведения у нее возникли мысли о монашестве. «Сейчас, после стольких лет, я думаю: почему же до сих пор эту проклятую книгу, написанную много веков назад, которая может только заморочить голову современному человеку, продают во всех лавках и магазинах? – возмущается Кикоть. – Кому выгодна эта рекламная кампания общежительного монашества сейчас, когда монастыри так разительно отличаются от тех, что описаны в этом рекламном проспекте?» (С. 50).

Но, во-первых, книга Святого Отца не проклятая, а благословенная. Многие люди с ее помощью обрели не только спасение, но и духовное совершенство. Преподобный Амвросий Оптинский по благословению своего духовного отца преподобного Макария перевел этот труд с церковнославянского на русский язык. Богомудрыми Оптинскими Старцами двигали не какие-то корыстные интересы с целью получения выгоды. Они предприняли этот труд ради Господа, своего спасения и по любви к добродетели. Также святые имели искреннюю любовь к ближним и желание, чтобы как можно больше православных христиан могли извлечь из этого произведения душевную пользу.

Но почему же М. Кикоть, напротив, повредилась от чтения сочинения Святого Отца? Она сообщает: «Меня не смущало, что книга написана в шестом веке, для монастырей соответственно того времени. Я читала этот труд человека, который сам никогда не жил в общежительном монастыре – в предисловии об этом говорится. Он жил отшельником, сам по себе, а книгу написал по просьбе своего друга игумена» (С. 50).

Здесь первый ответ – невнимательно читала! В житии преподобного Иоанна Лествичника сказано, что он пришел на Синайскую гору и предал себя в послушание искусному старцу. У подножия горы до сих пор действует общежительный мужской монастырь святой великомученицы Екатерины, где святой положил начало отречению от мира. Позже, после смерти своего старца, преподобный действительно уединился в пустынном месте и много лет отшельничал, исполнившись благодати Святаго Духа и стяжав духовное совершенство. В конце жизни святой четыре года настоятельствовал в монастыре святой Екатерины. Так что он был прекрасно осведомлен в рассматриваемых им вопросах, в отличие от М. Кикоть.

Во-вторых, Господь в Евангелии предупреждает: Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5). Святые Отцы наставляют, что читать душеполезные сочинения надо с молитвой, прося Господа и авторов о помощи в правильном понимании текста и извлечении душевной пользы.

В-третьих, «Лествица» – не рекламный проспект, как пишет М. Кикоть, а поучения о духовной жизни для общежительных монахов, уже значительно преуспевших в своем подвиге. Впрочем, Господь может умудрить ею и новоначальных. Посмотрим, например, на какие наставления Святого Отца могла бы обратить внимание сама бывшая послушница, чтобы избежать совершенных ею ошибок.

Преп. Иоанн

В Слове 1-м об отречении от жития мирского святой Иоанн пишет: «Все, усердно оставившие житейское, без сомнения, сделали это или ради будущего Царствия, или по множеству грехов своих, или из любви к Богу. Если же они не имели ни одного из сих намерений, то удаление их от мира было безрассудное. Впрочем, добрый наш Подвигоположник ожидает, каков будет конец их течения».

А какие основания для оставления мира были у М. Кикоть? – «Мне было тогда 28 лет, и жила я довольно неплохо. У меня была собственная фотостудия в центре Москвы. Работа мне нравилась: творческая, со свободным графиком и к тому же приносящая хороший доход» (С. 44). Фотографировала она девушек-моделей. Позже, с началом воцерковления, это занятие Марии уже «казалось уже чем-то греховным» (С. 50-51).

«Я много путешествовала, общалась с друзьями, делала различные творческие проекты. В личной жизни все было нормально, но как-то несерьезно, я не очень тогда стремилась к созданию семьи, больше меня интересовала карьера» (С. 44). Ниже автор говорит определеннее, описывая свою «глубокую исповедь» у лавского архимандрита Наума: «До того, как я начала ходить в храм, я не очень представляла себе, чем отличается любовь от блуда, поэтому к двадцати восьми годам своей жизни я успела порядком нагрешить» (С. 52).

Кроме того Кикоть серьезно интересовалась восточными религиями: «Несколько раз я ездила в Индию, начала увлекаться буддизмом... Один мой знакомый посоветовал мне заняться Цигун у китайского мастера. Мне понравилось, что там не было религии, только энергии и медитации. Я усиленно занималась около трех лет, ездила в Шао-Линь, прошла все четыре ступени и стала учеником мастера. Я медитировала по несколько часов в день, но, чем больше я занималась, тем больше понимала, что все это просто своего рода расслабление и приятное времяпрепровождение» (С. 44). На самом же деле такие практики – не «расслабление и приятное времяпрепровождение», а смертный грех отречения от Православной веры и Господа Иисуса Христа. Осознала ли его и покаялась ли в нем М. Кикоть – из ее книги непонятно.

Когда же девушка прочла «Лествицу», то у нее родились помыслы о монашестве. «Из-за этой книги у меня возникли мысли о монашестве... Я задавала себе вопрос: а что, если Господь избрал меня для этого высокого служения? Что, если все события в моей жизни не случайны?» Т. е. основанием к перемене образа жизни послужила гордыня! Враг спасения прельстил Марию, внушив ей мысль о ее избранности. Не было в ее случае трех законных причин для отречения от мира – «ради будущего Царствия, или по множеству грехов своих, или из любви к Богу». Поэтому и вступление ее в монашество оказалось безрассудным и принесло соответствующие недобрые плоды.

Но еще раз отметим: «Лествица» – по преимуществу чтение для преуспевших в духовной жизни монахов, а отнюдь не для новоначальных. Она благословенна и преблагословенна, но знакомство с монашеской жизнью опытные подвижники рекомендуют начинать не с нее. В русском Свято-Пантелеимонове монастыре на Афоне вновь прибывшему из мира послушнику советуют сначала ознакомиться с творениями святителя Игнатия (Брянчанинова) и «Житиями святых» святителя Димитрия Ростовского.

Писания святителя Игнатия, особенно «Приношение современному монашеству», – это азбука иноческого жития. В ней Святой Отец излагает все, что старец должен сообщить своему ученику. При нынешнем оскудении старчества это свойство делает книгу особенно ценной. Но можно сказать, что данный труд – приношение святителя не только монашеству, но и вообще современному православному христианству, ибо духовная жизнь мирянина и монаха строится по одним и тем же законам. Но об этом, если Богу будет угодно, с Его помощью мы собираемся сказать отдельно. А пока подведем итог первой части статьи.

Будучи едва знакомой с верой Христовой и имея груз тяжелейших смертных грехов, М. Кикоть прочла «Лествицу» преподобного Иоанн и поддалась искусителю, внушившему ей тщеславный помысел о том, что она избранница Божия и должна идти в монастырь. Не подвергнув его всестороннему и основательному обсуждению, не помолившись и не посоветовавшись с духовно опытными людьми, девушка безрассудно, как в омут, бросилась в монашество. Плодом этого неразумия стало для нее душевное расстройство, находясь в котором, она проклинает теперь благословенный Господом святоотеческий труд. Но виноват ли преподобный Иоанн в том, что Мария употребила его учение во вред? Разумеется, нет, также как не виновен кузнец, изготовивший нож, которым кто-то может порезать себе палец или убить человека…

Инок Михаил
Продолжение следует
Источник: http://christian-spirit.ru


Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100