Катехизис антимодерниста: Чем опасны отмена и ослабление постов?
Ранее мы писали о распространяемой сегодня в Церкви сторонниками модернизма практике частого причащения без подобающей подготовки воздержанием, молитвой и Таинством покаяния. С этой обновленческой инициативой тесно связана проблема нарушения и ослабления церковных правил о посте. Предлагаем еще одно небольшое разъяснение в катехизической форме по данному вопросу.
Вопрос: Почему модернисты проповедуют необязательность строгого соблюдения установленных Церковью постов?
Ответ: Эта проповедь направлена на подрыв в людях веры. Посты были установлены Святыми Апостолами и Отцами Церкви. Говоря, будто в наши дни их соблюдение невозможно, модернисты внушают христианам мысль о непредусмотрительности церковных наставников, которые утвердили якобы неисполнимые правила. Но мы должны знать и вместе со святыми исповедовать: «Что учредил Господь чрез Апостолов, то прекрасно и непоколебимо пребывает» (Свт. Афанасий Великий).
Вопрос: Зачем сторонники модернизма подрывают авторитет Святых Апостолов и Отцов?
Ответ: Это делается ими в рамках подготовки к объединению с еретиками и иноверцами, у которых нет таких строгих правил, как в Православной Церкви. Кроме того, если допустить, что Апостолы и Отцы ошибались в каком-либо вопросе, значит, и любые другие их установления можно объявить устаревшими и заменить новыми.
Вопрос: Почему каноны Святых Апостолов и Отцов не могут устаревать?
Ответ: Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8), и потому все введенные Его учениками священные законы являются «твердыми и нерушимыми» (2-е правило Шестого Вселенского Собора), «несокрушимыми и непоколебимыми» (1-е правило Седьмого Вселенского Собора) и «непреложно свидетельствуют к уважительному соблюдению их, особенно для пастырей» (1-е правило Четвертого Вселенского Собора).
Вопрос: Как быть с тем, что сегодня многие православные действительно не соблюдают правил «Типикона» о постах?
Ответ: Неисполнение членами Церкви ее постановлений – не повод к их отмене. По немощи греховной люди часто нарушают и заповеди Божии, но это не является основанием для их упразднения: Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12, 2); «Подобает служить не времени, но Господу» (Свт. Афанасий Великий).
В случае отступления от установленных Церковью норм христианин должен не оправдывать себя, а приносить покаяние: Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1 Ин. 8–9).
Вопрос: Правда ли, что «Типикон» отражает строгую монашескую практику в области поста, не обязательную для мирян?
Ответ: Нет, это модернистское заблуждение. Высшую меру поста показал Господь Иисус Христос, в течение 40 дней не вкушавший в пустыне никакой пищи. А в «Типиконе» зафиксирована наименьшая допустимая граница воздержания.
Согласно Церковному Преданию, автором «Типикона» является преподобный Савва Освященный, который называл свой Устав несколькими словами: «образец», «предание», «закон».
«Типикон есть не что иное, как голос Матери нашей Церкви. И к этому голосу мы должны относиться не с пренебрежением, а с безусловным и неуклонным послушанием, если хотим быть верными и преданными Святой Церкви и всем ее православным нормам» (Свт. Серафим (Соболев)).
Вопрос: Чем еще опасны отмена и ослабление постов?
Ответ: Пост заповедан христианам Самим Господом как оружие на врагов спасения: Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21).
Упраздняя и ослабляя установленные Церковью посты, модернисты покушаются лишить верующих помощи Божией в борьбе с темными силами. По слову святителя Василия Великого, «пост полезен во всякое время, потому что на постящегося не смеют нападать демоны». А святитель Иоанн Златоуст называет пост «защитой души и непобедимым оружием».
Также отступление от святоотеческих правил о посте лишает верующих трезвения и духовной бдительности: «Святые Отцы нарекли пост основанием всех добродетелей, потому что постом сохраняется в должной чистоте и трезвении наш ум, в должной тонкости и духовности наше сердце. Тот, кто колеблет основание добродетелей, колеблет все здание добродетелей» (Святитель Игнатий (Брянчанинов)).
Вопрос: Как надлежит поступать христианину, если модернисты утвердят новые нормы в области поста?
Ответ: В таком случае следует соблюдать древние незыблемые правила: «„Повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян. 5, 29)“, – это Устав Православной Церкви, Устав вечный и неизменный, Устав всех уставов, а также вечная и неизменная ее позиция» (Преп. Иустин Челийский).
Катехизис антимодерниста: Почему приверженцы «православия-лайт» не любят Апокалипсис?
Вопрос: Почему модернисты не рекомендуют читать Откровение святого апостола Иоанна Богослова?
Ответ: Чтение этого богодухновенной книги вселяет в души людей страх Божий, побуждая их к духовной бдительности, соблюдению заповедей Божиих и строгому хранению уставов и устоев Церкви: Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр .2, 10).
По слову священномученика Петра Дамаскина, Священное Писание имеет свойство «просвещать ум и возбуждать его к люблению Бога и познанию величия Его, неизреченной Его премудрости и промысла – от попечения Его о Своих творениях. Дабы от этого ведения человек боялся преступать заповеди Божии и познавал свою немощь и неразумие, и через то смиренномудрствовал, любил Бога и не презирал Его заповедей, как делают не имеющие деятельного познания».
Кроме того, Книга Откровения напоминает самим модернистам о неизбежности возмездия за грехи для людей, отступивших от Бога. «[Нечестивые] не могут слышать Писаний, потому что не желают слышать о своих наказаниях. Писания, хотя не мучат злых прямо, однако всем им угрожают. Слыша таковые угрозы, нечестивые постоянно изнывают» (Свт. Иоанн Златоуст).
Вопрос: Правда ли, что Апокалипсис не читается в Церкви во время богослужений?
Ответ: Нет, это заблуждение. Согласно «Типикону», Апокалипсис читается по воскресным дням Великого Поста на великом чтении в составе всенощных бдений (между вечерней и утреней) в качестве первого уставного чтения (по 4–5 глав): «И благословение хлебов, и чтение послания соборнаго Иаковля. [Зри] от сея же недели начинаем чести на утренях недельных седмь посланий соборных, и 14 посланий святаго апостола Павла. Откровение Иоанна Богослова. Чтем же их на бдениих недельных, прежде иных чтений, до великия святыя Недели Пасхи. В 50-цу же всю Деяния Святых Апостол чтем в неделях, якоже предписася. [Зри] от сего же бдения начинаем чести толкования Иоанна Златоустаго, евангелие еже от Матфеа, от 13 слова первыя книги. Оставшая же Богослова чтем во 12 днех по Христове Рождестве. В весь же месяц сей, и вторый, совершаем обе книги толковательныя, 1-ю и 2-ю, на чтениих утренних, до исхода месяца августа: кроме егда прилучится житие некоего святаго, тогда оставляем, и чтем житие святаго» («Типикон» на Неделю Всех святых).
Уже в евергетидском «Типиконе» середины XII века была зафиксирована богослужебная практика чтения Апокалипсиса на великом чтении после отпуста вечерни (Объяснительное изложение «Типикона» с историческим введением. Вып. II. Киев, 1915. С. 190). Во всех списках Иерусалимского Устава, начиная с древнейших (Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 23, 66; Кекелидзе. Литургические грузинские памятники. С. 317–318) и вплоть до современного печатного «Типикона» Русской Православной Церкви Апокалипсис неизменно указан в составе великого чтения.
Вопрос: Как относиться к мнению модернистов, что «нынешнюю увлеченность чтением и толкованием книги Откровение нужно признать весьма нетрадиционной» (Диакон Андрей Кураев. О нашем поражении. Христианство на пределе истории. М., 2004)?
Ответ: Не верить этому, памятуя наставления Святых Отцов Церкви, которые, напротив, говорят о необходимости чтения Слова Божия и особенно Апокалипсиса для христиан последних времен:
«Тот, кто будет читать Апокалипсис перед концом мира, будет поистине блажен, ибо будет понимать то, что совершается, а, понимая, будет и готовить себя. Читая, он будет видеть в событиях, описанных в Апокалипсисе, те или иные современные ему события» (Преп. Варсонофий Оптинский);
«Нужно, крайне нужно внимание к Слову Божию, оправдываемому самыми событиями враждебного ему времени и настроения, „да не когда отпадем“! Нужно, нужно это внимание, чтоб не лишиться невозвратно спасения, еще не отъятого у человеков дивною милостью и дивным долготерпением Бога нашего, представляющего возможность спастись скудному остатку верующих в Него» (Свт. Игнатий (Брянчанинов)).
<-назад в раздел