Понедельник, 23 Апреля 2018 г.
Духовная мудрость

свт.Феофан о политике
Нужно воздвигнуть дух Православия в себе самих и объединиться в восстании против всякого образа мыслей, несогласного с ним. Только этим одним отразим мы врагов Христа, как отразили политическую коалицию врагов нашего Отечества.
Святитель Феофан Затворник

Свт. Филарет Московский о католиках
Папство подобно плоду, чья кора (оболочка) христианской церковности, унаследованной с древности, постепенно распадается, чтобы открыть его антихристианскую сердцевину.
Свт. Филарет Московский о католиках

Свт.Серафим об экуменизме
В прежние века, возбуждая в Церкви всякие ереси, дьявол хотел погубить Святую Церковь через смешение православных с еретиками. Это делает он и ныне через то же самое смешение посредством экуменизма с его неисчерпаемыми масонскими капиталами.
Свт. Серафим (Соболев) о масонском экуменизме

Преп. Анатолий Оптинский о "просвещении"
Просвещение возвышается, но мнимое; оно обманывает себя в своей надежде; юное поколение питается не млеком учения Святой нашей Православной Церкви, а каким-то иноземным мутным, ядовитым заражается духом.
Оптинский старец Анатолий-младший о последних временах

Оптинский старец Нектарий о влиянии запада
Нам надобно, оставя европейские обычаи, возлюбить Святую Русь и каяться о прошедшем увлечении во оные, быть твердым в Православной вере, молиться Богу, приносить покаяние о прошедшем.
Оптинский старец Нектарий о душепагубном влиянии запада

В кулуарах

Язык есть живой доступ к духу народа: Святые отцы, писатели, поэты, философы, политики о русской словесности
Много безценных и разнообразных сокровищ даровал Всемогущий Господь русскому народу. Одно из этих сокровищ – наш неисчерпаемый, глубокий, звучный, гибкий и емкий язык. По своей выразительности, певучести, по словарному запасу и многообразию значений и возможностей передачи самых тонких оттенков человеческой...

Третий Рим обязан победить Карфаген: Злоба и истеричность Запада к России с точки зрения духовной «войны миров»
В последнее время мы наблюдаем со стороны Великобритании невероятно злобные и наглые нападки на нашу страну. Даже в условиях развязанной против России ожесточенной информационной войны они поражают своей бешеной злобой и истеричностью, а высказывания первых лиц Англии настолько вызывающи и оскорбительны,...

Время выбора: В чем тонкость искушений сегодняшних дней
Продолжается Великий пост. Покаяние мы ставим во главу угла, но сегодня вокруг еще и множество соблазнов, о которых никогда ранее не слышали православные. Поэтому ныне еще и время особого трезвения и бодрствования. Собственно, это состояние для христианской души, ищущей спасения на распутьях мира сего,...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Праздничный статус второго дня Пасхи: В России необходимо ввести выходной в Светлый понедельник
Праздничный статус второго дня Пасхи: В России необходимо ввести выходной в Светлый понедельник

Аналитическим центром святителя Василия Великого подготовлена записка и электронная петиция о необходимости введения в России выходного дня в Светлый понедельник (понедельник после Пасхи).

В записке изложены богословско-канонические и исторические основания празднования Светлого понедельника, приводится пример дореволюционной России (в Своде законов Российской Империи официально был закреплён праздничный статус Светлого понедельника), а также современных стран мира (прежде всего, православных), где Светлый понедельник является официальным выходным днём: это Греция, Кипр, Украина и многие другие государства.

В качестве положительного примера также представлен опыт Республики Крым, которая после возвращения в состав России сохранила официальный выходной день в Светлый понедельник.

Наиболее оптимальным путём введения выходного дня в России в Светлый понедельник является принятие соответствующего федерального правового акта (например, указа Президента Российской Федерации, федерального закона о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации), для чего данная инициатива должна быть поднята на самом высоком уровне и получить одобрение президента Российской Федерации и Предстоятеля Русской Православной Церкви. Второй вариант – введение выходного в Светлый понедельник в качестве региональной инициативы в рамках регионального законодательства, по примеру Крыма.

Напомним, что согласно 66-му правилу Шестого Вселенского Собора (680-681 гг.) «от святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися, во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаяся».

Приведем полностью текст обращения аналитического центра свт. Василия к гражданам и представителям власти.

+ + +

Российская Федерация, являясь светским государством, имеет в своём составе, по разным оценкам, порядка 70-80% граждан, относящих себя к числу православных христиан. Будучи исторически православным государством, Россия после эпохи борьбы с религией постепенно возвращается к своим историческим и духовным традициям, что проявляется в том числе в государственном календаре, в котором в число официальных праздников
и выходных дней входит Рождество Христово (7 января) и фактически день Казанской иконы Божией Матери (4 ноября; официально: День народного единства).

Представляется, что, учитывая значение Православия в жизни России и конструктивный характер государственно-церковных отношений, сегодня необходимо ввести официальный праздник, связанный с главным христианским Праздником – Пасхой. Учитывая характер и время празднования Светлого Христова Воскресения, такой новой праздничной датой должен стать Светлый понедельник – первый день после Пасхи.

Совокупный период празднования Пасхи в Православной Церкви включает в себя не только воскресенье, но и всю следующую за ним неделю – Светлую Седмицу (в совокупности 8 дней).

В современной России ни один день из указанного периода не является праздничным или выходным. В этой связи важно оценить богословско-каноническое значение Светлой Седмицы, рассмотреть ретроспективный опыт государственно-церковных отношений в данной сфере, а также изучить современную практику празднования Пасхальной недели в других странах с тем, чтобы выработать наиболее объективные решения по корректировке календаря официальных праздников и выходных дней в Российской Федерации.

СВЕТЛАЯ СЕДМИЦА И СВЕТЛЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК В ЦЕРКОВНОМ ПРАВЕ

В православном богослужении за многие века его развития сложился целый комплекс воспоминаний, приуроченных к священным событиям, связанным с Господом Иисусом Христом. Самым большим из всех христианских праздников, вокруг которого сформировался весь годовой богослужебный круг, является Светлое Христово Воскресение, или Пасха. Дата её празднования варьируется и ежегодно устанавливается Юлианским календарем.

Вселенскими Соборами Православной Церкви рассматривались и утверждались нормы празднования Светлой Седмицы.  В 381 г. на Втором Вселенском Соборе в 7-м правиле свт. Епифаний Кипрский отразил различия в праздновании Светлой Седмицы между православными и четыренадесятидневниками: «Они [четыренадесятидневники] празднуют Пасху только один день, вопреки православным, празднующим целую седмицу» [1].

В 680-681 г. на Шестом Вселенском Соборе было утверждено 66-е правило, которое гласит: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися, во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание, или иное народное зрелище (Ап. 9; Трул. 24; Антиох. 2; Карф. 61)»[2].

Толкование этого правила дает архим. Иоанн (Соколов): «Правило это имеет в виду то великое значение, какое в Церкви всегда имел праздник Пасхи Господней, и возвышенность связанных с ним воспоминаний; далее имеет в виду Светлую седмицу, которая в Церкви считалась как один день Господень и праздновалась одинаковым образом, как и первый день Пасхи. (…) Праздник Пасхи есть праздник нашего духовного возрождения, почему и должен праздноваться духовно, а именно, верующие должны ежедневно, в течении всей Светлой седмицы, посещать церковь и принимать участие в церковном богослужении, и тем теснее соединиться со Христом» [3].

Святоотеческое наследие свидетельствует об удлинении празднования Пасхи с одного дня до целой седмицы в соответствии с неделей (Великая седмица) Страстей Господних. Свт. Иоанн Златоуст проповедовал ежедневно на этой седмице: «В течение 7 дней последовательно мы составляем собрания и предлагаем вам духовную трапезу»; «7 этих дней сряду пользовались все учением? на собраниях» [4]. «Во всю великую седмицу и в следующую за нею да не работают рабы, потому что та есть седмица страдания, а эта Воскресения, и нужно поучаться» [5].

Византийский св. император Феодосий Великий запретил в течение всей пасхальной седмицы судопроизводства [6], а Феодосий II Младший – театральные и цирковые представления [7]. Блж. Августин называет эти дни «8 днями неофитов» (новокрещенных) [8].

Таким образом, в церковном праве, в наследии святых отцов, в истории византийской государственности празднование Светлой Седмицы (в т. ч. Светлого понедельника) предстаёт как само собой разумеющийся, нормативный факт.

СВЕТЛАЙ ПОНЕДЕЛЬНИК В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

В Российской Империи, свято чтившей традиции Православия, Светлый понедельник являлся праздничным днём. Работодатели любого уровня были обязаны предоставлять в этот день выходной своим сотрудникам. Согласно статье 198 «Устава о промышленном труде», входившего в состав Свода законов Российской Империи, «в расписание праздников, в которые не полагаются работы (ст. 103, п. 2), обязательно включаются все воскресные и следующие праздничные дни: 1 и 6 января, 25 марта, 6 и 15 августа, 8 сентября, 25 и 26 декабря, пятница и суббота Страстной недели, понедельник и вторник Пасхальной недели, день Вознесения Господня и второй день праздника Сошествия Св. Духа» [9]...

Во многих районах Империи, преимущественно в сельской местности, существовали разнообразные народные обычаи, специальные гуляния и песни, приуроченные именно к этому дню. В малороссийских же областях это время было особым также для тех, кто готовился вступить в православный брак: жених и невеста делали друг другу подарки и участвовали в совместных праздничных мероприятиях. [10]

Сегодня представляется актуальным обращение к дореволюционной практике празднования Светлого понедельника.

СВЕТЛЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК В СТРАНАХ МИРА

В Греции Пасха – национальный государственный праздник. Выходные в этом государстве длятся 4 дня: Великая Пятница, Великая Суббота, Воскресение Христово и Светлый Понедельник. При этом у студентов и школьников каникулы длятся две недели – до и после Пасхи [11].

Обязательным выходным днём Светлый понедельник был объявлен в Греции законом 3455 «О воскресном и праздничных выходных днях», подписанном королем Греции Георгием I в 1909 году.

На Кипре первый день после Пасхи также официальный выходной. Кроме того, в этой стране установлены банковские выходные дни во вторник после Пасхи и в Страстную Пятницу.

Светлый Понедельник также является выходным днём в Черногории, Грузии, Молдове, Болгарии, Румынии, Украине.

В Грузии государственными праздниками и выходными днями являются пять дней православной Пасхалии: от четверга перед Пасхой до Светлого понедельника включительно. В Сербии помимо Светлого Понедельника выходным является Великий Пяток (пятница накануне Пасхи).

На Украине Пасха является официальным праздничным днем [12], а выходной ежегодно переносится по решению Кабинета министров на следующий день или дни после праздничного или нерабочего [13], т.е. на Светлый понедельник.

Помимо этого, статья 67 КЗоТ Украины предоставляет возможность по представлению религиозных общин других (неправославных) конфессий, зарегистрированных на Украине, руководству предприятий, учреждений, организаций предоставить лицам, которые исповедуют соответствующие религии, до трех дней отдыха в течение года для празднования их больших праздников с отработкой за эти дни [14].

К числу немногих православных стран, в которых Светлый понедельник не является официальным выходным, относятся Россия и Белоруссия.

Светлый Понедельник считается официальным выходным и в некоторых неправославных странах: Австралии, Австрии, Албании, Великобритании, Германии, Канаде, Латвии, Новой Зеландии, Италии, Португалии, Словакии, Словении, Хорватии, Финляндии, Чехии, Швейцарии, Швеции, Франции.

Таким образом, отсутствие официального выходного дня в Светлый понедельник не соответствует не только историческим традициям России, но и современной практике множества стран мира, прежде всего, государств с православным наследием.

ПРАЗДНОВАНИЕ СВЕТЛОГО ПОНЕДЕЛЬНИКА В КРЫМУ

После возвращения Республики Крым в состав России руководство республики сохранило Светлый понедельник праздничным днём на основании федерального закона Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» [15], а также регионального закона «О праздниках и памятных датах в Республике Крым» [16]. В частности, последним установлено, что «по просьбе религиозных организаций Глава Республики Крым может объявить религиозный праздник нерабочим праздничным днём на территории Республики Крым» [17].

На практике это положение было впервые реализовано уже в 2015 году, когда указом главы Республики Крым С. В. Аксёнова Светлый понедельник 13 апреля 2015 года был объявлен выходным [18].

СВЕТЛЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК КАК ПРАЗДНИК: МЕХАНИЗМЫ ВВЕДЕНИЯ В РОССИИ

Наиболее оптимальным путём введения выходного дня в России в Светлый понедельник является принятие соответствующего федерального правового акта (например, указ Президента Российской Федерации, федеральный закон о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации), для чего данная инициатива должна быть поднята на самом высоком уровне и получить одобрение президента Российской Федерации и Предстоятеля Русской Православной Церкви.

Второй вариант – введение выходного в Светлый понедельник в качестве региональной инициативы в рамках регионального законодательства, по примеру Крыма [19].

Аналогичная крымской практика установления выходного дня в Светлый понедельник отсутствует на сегодняшний день на уровне субъектов Российской Федерации. Праздничные дни, которые выпадают на субботу или воскресенье, не переносятся на следующие за этими праздниками даты. Однако сделать
тот или иной день выходным вправе органы власти на региональном уровне
.

На наш взгляд, на уровне субъектов Российской Федерации для этого необходимо инициировать соответствующие изменения в региональном законодательстве, а также обращения глав местных епархий Русской Православной Церкви к руководителям органов исполнительной власти регионов.

Подобные механизмы могут быть апробированы, прежде всего, в регионах с наибольшей долей православного населения, а также в тех субъектах Российской Федерации, руководители которых известны как воцерковлённые христиане или по крайней мере положительно относятся к Церкви.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённый анализ показал:

— исключительную духовно-нравственную важность введения выходного дня в Светлый понедельник (первый день после Пасхи) в свете святоотеческих и богословско-канонических указаний Православной Церкви;

— необходимость обеспечения культурно-исторической преемственности опыта празднования всей Светлой Седмицы и, в частности, Светлого понедельника со времён Российской Империи;

— комплементарность введения выходного праздничного дня Светлого понедельника в России практикам празднования Светлой Седмицы в большинстве православных стран мира, а также во множестве неправославных стран;

— наличие двух возможных путей введения выходного дня в Светлый понедельник в России: на федеральном уровне через принятие соответствующего правового акта или на региональном уровне через подобные инициативы в отдельных субъектах Российской Федерации (по примеру Крыма).

Полагаем, что начиная с 2018 года в Российской Федерации необходимо введение официального выходного дня в Светлый понедельник.

ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Правило 7 Второго Вселенского Собора, Константинопольского // Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского / Пер. с серб. В 2х т. Т. 1. К.: Общество любителей православной литературы, Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2008. С. 274.

[2] Правило 66 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора // Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского / Пер. с серб. В 2х т. Т. 1. К.: Общество любителей православной литературы, Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2008. С. 555.

[3] Архим. Иоанн (Соколов). Опыт курса церковного законоведения. В 2-х т. Т. 2. С. 456-458. Цит. по: Правило 66 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора // Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского / Пер. с серб. В 2х т. Т. 1. К.: Общество любителей православной литературы, Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2008. С. 555-556.

[4] Злат. Бес. о воскрес. Христ. 34. Пасхальная седмица // Толковый Типикон. Под ред. проф. Скабалланович М.Н. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaballanovich/tolkovyj-tipikon/8_19

[5] Апост. Пост. VIII, 33. Пасхальная седмица // Толковый Типикон. Под ред. проф. Скабалланович М.Н. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaballanovich/tolkovyj-tipikon/8_19

[6] Cod. Jusstiniam. III, 12, 8. Пасхальная седмица // Толковый Типикон. Под ред. проф. Скабалланович М.Н. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaballanovich/tolkovyj-tipikon/8_19

[7] Cod. Theodos. XV, 5, 5. Пасхальная седмица // Толковый Типикон. Под ред. проф. Скабалланович М.Н. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaballanovich/tolkovyj-tipikon/8_19

[8] Август. Пис. к Иан., 119, гл. 17. Пасхальная седмица // Толковый Типикон. Под ред. проф. Скабаллановича М.Н. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaballanovich/tolkovyj-tipikon/8_19

[9] Громан В. В. Устав о промышленном труде (Св. Зак. т. XI, ч. 2, изд. 1913 г., статьи 1-228 и 541-597). – Петроград, издание юридического книжного склада «Право», 1915 г. С. 150-151.

[10] Светлая седмица в дореволюционной России // Энциклопедия «Святая Русь» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.holy-russia.ru/

[11] Пасха в Греции // Grekomania [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.grekomania.ru/articles/holidays/252-easter-in-greece

[12] Статья 73 «Праздничные и нерабочие дни» Кодекса Законов о труде Украины

[13] Статья 67 «Праздничные и нерабочие дни» Кодекса Законов о труде Украины

[14] Статья 67 «Праздничные и нерабочие дни» Кодекса Законов о труде Украины

[15] Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ (действующая редакция, 2016) [Электронный ресурс]. Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

[16] Закон субъекта РФ «О праздниках и памятных датах в Республике Крым» от 29.12.2014 № 55-ЗРК/2014 (с изменениями на 5 мая 2015 года) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://crimea.gov.ru/textdoc/ru/7/act/55z.pdf

[17] Пункт 2., статья 2. // Закон субъекта РФ «О праздниках и памятных датах в Республике Крым» от 29.12.2014 № 55-ЗРК/2014 (с изменениями на 5 мая 2015 года) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://crimea.gov.ru/textdoc/ru/7/act/55z.pdf

[18] Указ Главы Республики Крым «О нерабочем праздничном дне». от 09 апреля 2015 года № 96-У Дата публикации: 09.04.2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_242800.pdf

[19] Отметим также, что в регионах России с преимущественно мусульманским населением официальными выходными днями являются мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам.


Источник: Аналитический центр святителя Василия Великого
https://stbasil.center/2017/04/15/light-monday_in_russia/


___________________
См. также по теме:
Основа здорового духовного режима жизни нации: О целесообразности перехода России на старый календарный стиль,
Кубань православная: Радоница объявлена в Краснодарском крае нерабочим днем,
Дореволюционный вместо советского: В Госдуме предложили отмечать День защитника Отечества летом.


Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Господи, сохрани от апостасийного порабощения: Краткие молитва и обращение против цифровой экономики с биометрией

К нам в редакцию пришло сразу два обращения против навязываемой обществу цифровой экономики и внедрением биометрии: молитвенное -составленное современными духовниками, и общественное - от движения «Царский Крест». Напомним, что православный народ уже начал отсылать самостоятельно обращения...


Россия, выступи против антихристовой глобализации: Проповедь-воззвание схииг. Сергия (Романова) с чином изгнания духов (+ВИДЕО)

...Дорогие братья и сестры, будьте внимательны! Добровольное согласие на обработку персональных данных и получение «карты мира» – это ваше согласие жить в электронном рабстве сатаны. Оно дает право нанести вам метку лазером на правую руку или чело (лоб) при получении любых документов. То есть...


«Чувствуется приближение и дыхание антихриста... после этих карточек уже метка будет!»: Уникальная аудиозапись о. Кирилла (Павлова)

К годовщине ухода из земной жизни всероссийского старца отца Кирилла в эфире православного радио «Радонеж» прозвучала замечательная передача, в которой мы услышали живой голос правды о внедряемой ныне системе цифровой идентификации личности. Всероссийский батюшка – архимандрит Кирилл (Павлов)...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
Фотогалерея
Полезно почитать

Почитание Царя – вопрос нашего существования: Беседа с поэтом, композитором и певцом Геннадием Пономаревым, мужем Жанны Бичевской

...Далеко не всем известно, что исключительное место в жизни и творчестве Ж. Бичевской занимает ее супруг – поэт, композитор, музыкант и певец Геннадий Пономарев. Именно связав свою судьбу с ним, Жанна Владимировна сконцентрировалась на православно-патриотической тематике. Геннадий Романович – автор...


Россия стоит на пути мировых ростовщиков: Беседа с прот. Максимом Колесником об истоках и сути глобализации

Первый глобализационный проект имел место еще в глубокой древности – это построение Вавилонской башни, когда люди объединились для реализации богоборческого плана – построить башню выше небес. Но Господь смешал языки, рассеял народы и не дал этому замыслу осуществиться. Кстати, интересно, что в современной...


Богородица при Кресте на Русской Голгофе: Беседа с настоятелем храма «Державной» иконы прот. Николаем Булгаковым

Сегодня мы решили осветить эту дату в ином ключе – в контексте явления «Державной» иконы Пресвятой Богородицы, взявшей под Свой Покров и в Свое подданство всех, кто в тот момент остался верен Ее Божественному Сыну и святой Православной вере. Об этом мы побеседовали с членом Союза писателей России, прот....


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100