Религия

- это вера в Бога.

Религия

- всесовершенное учение, которое даровано людям Самим Господом.

Религия

является главной движущейся силой человеческой души к добру и любви.

Религия

- это знание с Небес. Оно не нуждается в дополнении или эволюции.
Религия
- совершенное понимание всего сущего с точки зрения не творения, но Творца.
Понедельник, 23 Октября 2017 г.
Духовная мудрость

свт. Афанасий о католиках
Умоляю с терпением пребывать в чистом житии и верных догматах. От всей души отвергайте общение с италийцами, пусть даже если его и постигнет какая-либо беда ради чести и славы Отца и Сына и Святого Духа.
Свт. Афанасий Константинопольский о католиках

Прп. Паисий Святогорец о 666
Позади «совершенной системы обслуживания», компьютерной гарантии, кроется всемирная диктатура, рабство антихриста… Недоумеваю! Почему люди не задумываются над всеми этими событиями?.. Тогда как признаки видны очень ясно.
Прп. Паисий Святогорец

Сщмч. Иларион (Троицкий) о Православии
Христианская жизнь возможна только в Церкви; только Церковь живет Христовой жизнью.
Сщмч. Иларион (Троицкий) о Православии

Преп. Марк Подвижник об обличении ближних
Есть обличение <ближних> по злобе и чувству мести, и есть другое: по страху Божию и <любви к> истине.

Преп. Марк Подвижник

Прп.Иустин о гуманизме
Все формы европейского гуманизма, появившиеся и до, и во время эпохи Возрождения, и после нее, все протестантские, философские, религиозные, социальные, научные, культурные, политические формы гуманизма постоянно, вольно или невольно, стремятся к одному: верой в человека заменить веру в Богочеловека. <И вот, у католиков> человек провозглашен верховным божеством.
Прп. Иустин (Попович)

В кулуарах

Наш народ Самим Богом закален: Мозаика русской мысли от В.Н. Крупина
...И спокойно так говорит и ничего не боится: «Я верю в Бога». – «Но это его дело». – «Нет, парни, нет. Это такой человек золотой, да вы же его знаете, приезжал. Последнее отдаст. Слова плохого от него не услышишь. Любому поможет». – «И что?» — «А то! Если такой человек верит в Бога – значит, в Бога...

Вертикаль власти для антихриста: Банки, цифровая экономика, терроризм и мировой порядок
Как они управляют нами? В чём их цель? Какой лидер является главным противником планетарной закулисы – российский, китайский или американский? Видна ли закулисная рука в событиях на Украине и мусульманском терроризме? Почему неприкосновенен Чубайс? На эти вопросы отвечают экономист Валентин Катасонов...

Как отличить веру истинную от язычества: Паранормальные способности как диагноз
Многие люди задаются вопросом, а как узнать – истинная вера Православная или нет? Может все это – обман, и настоящим путем, например, является индуизм или буддизм, или еще какой-нибудь "путь воина" или сталкер, описанный Кастанедой....

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Праздничный статус второго дня Пасхи: В России необходимо ввести выходной в Светлый понедельник 23.04.2017
Праздничный статус второго дня Пасхи: В России необходимо ввести выходной в Светлый понедельник

Аналитическим центром святителя Василия Великого подготовлена записка и электронная петиция о необходимости введения в России выходного дня в Светлый понедельник (понедельник после Пасхи).

В записке изложены богословско-канонические и исторические основания празднования Светлого понедельника, приводится пример дореволюционной России (в Своде законов Российской Империи официально был закреплён праздничный статус Светлого понедельника), а также современных стран мира (прежде всего, православных), где Светлый понедельник является официальным выходным днём: это Греция, Кипр, Украина и многие другие государства.

В качестве положительного примера также представлен опыт Республики Крым, которая после возвращения в состав России сохранила официальный выходной день в Светлый понедельник.

Наиболее оптимальным путём введения выходного дня в России в Светлый понедельник является принятие соответствующего федерального правового акта (например, указа Президента Российской Федерации, федерального закона о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации), для чего данная инициатива должна быть поднята на самом высоком уровне и получить одобрение президента Российской Федерации и Предстоятеля Русской Православной Церкви. Второй вариант – введение выходного в Светлый понедельник в качестве региональной инициативы в рамках регионального законодательства, по примеру Крыма.

Напомним, что согласно 66-му правилу Шестого Вселенского Собора (680-681 гг.) «от святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися, во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаяся».

Приведем полностью текст обращения аналитического центра свт. Василия к гражданам и представителям власти.

+ + +

Российская Федерация, являясь светским государством, имеет в своём составе, по разным оценкам, порядка 70-80% граждан, относящих себя к числу православных христиан. Будучи исторически православным государством, Россия после эпохи борьбы с религией постепенно возвращается к своим историческим и духовным традициям, что проявляется в том числе в государственном календаре, в котором в число официальных праздников
и выходных дней входит Рождество Христово (7 января) и фактически день Казанской иконы Божией Матери (4 ноября; официально: День народного единства).

Представляется, что, учитывая значение Православия в жизни России и конструктивный характер государственно-церковных отношений, сегодня необходимо ввести официальный праздник, связанный с главным христианским Праздником – Пасхой. Учитывая характер и время празднования Светлого Христова Воскресения, такой новой праздничной датой должен стать Светлый понедельник – первый день после Пасхи.

Совокупный период празднования Пасхи в Православной Церкви включает в себя не только воскресенье, но и всю следующую за ним неделю – Светлую Седмицу (в совокупности 8 дней).

В современной России ни один день из указанного периода не является праздничным или выходным. В этой связи важно оценить богословско-каноническое значение Светлой Седмицы, рассмотреть ретроспективный опыт государственно-церковных отношений в данной сфере, а также изучить современную практику празднования Пасхальной недели в других странах с тем, чтобы выработать наиболее объективные решения по корректировке календаря официальных праздников и выходных дней в Российской Федерации.

СВЕТЛАЯ СЕДМИЦА И СВЕТЛЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК В ЦЕРКОВНОМ ПРАВЕ

В православном богослужении за многие века его развития сложился целый комплекс воспоминаний, приуроченных к священным событиям, связанным с Господом Иисусом Христом. Самым большим из всех христианских праздников, вокруг которого сформировался весь годовой богослужебный круг, является Светлое Христово Воскресение, или Пасха. Дата её празднования варьируется и ежегодно устанавливается Юлианским календарем.

Вселенскими Соборами Православной Церкви рассматривались и утверждались нормы празднования Светлой Седмицы.  В 381 г. на Втором Вселенском Соборе в 7-м правиле свт. Епифаний Кипрский отразил различия в праздновании Светлой Седмицы между православными и четыренадесятидневниками: «Они [четыренадесятидневники] празднуют Пасху только один день, вопреки православным, празднующим целую седмицу» [1].

В 680-681 г. на Шестом Вселенском Соборе было утверждено 66-е правило, которое гласит: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися, во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание, или иное народное зрелище (Ап. 9; Трул. 24; Антиох. 2; Карф. 61)»[2].

Толкование этого правила дает архим. Иоанн (Соколов): «Правило это имеет в виду то великое значение, какое в Церкви всегда имел праздник Пасхи Господней, и возвышенность связанных с ним воспоминаний; далее имеет в виду Светлую седмицу, которая в Церкви считалась как один день Господень и праздновалась одинаковым образом, как и первый день Пасхи. (…) Праздник Пасхи есть праздник нашего духовного возрождения, почему и должен праздноваться духовно, а именно, верующие должны ежедневно, в течении всей Светлой седмицы, посещать церковь и принимать участие в церковном богослужении, и тем теснее соединиться со Христом» [3].

Святоотеческое наследие свидетельствует об удлинении празднования Пасхи с одного дня до целой седмицы в соответствии с неделей (Великая седмица) Страстей Господних. Свт. Иоанн Златоуст проповедовал ежедневно на этой седмице: «В течение 7 дней последовательно мы составляем собрания и предлагаем вам духовную трапезу»; «7 этих дней сряду пользовались все учением? на собраниях» [4]. «Во всю великую седмицу и в следующую за нею да не работают рабы, потому что та есть седмица страдания, а эта Воскресения, и нужно поучаться» [5].

Византийский св. император Феодосий Великий запретил в течение всей пасхальной седмицы судопроизводства [6], а Феодосий II Младший – театральные и цирковые представления [7]. Блж. Августин называет эти дни «8 днями неофитов» (новокрещенных) [8].

Таким образом, в церковном праве, в наследии святых отцов, в истории византийской государственности празднование Светлой Седмицы (в т. ч. Светлого понедельника) предстаёт как само собой разумеющийся, нормативный факт.

СВЕТЛАЙ ПОНЕДЕЛЬНИК В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

В Российской Империи, свято чтившей традиции Православия, Светлый понедельник являлся праздничным днём. Работодатели любого уровня были обязаны предоставлять в этот день выходной своим сотрудникам. Согласно статье 198 «Устава о промышленном труде», входившего в состав Свода законов Российской Империи, «в расписание праздников, в которые не полагаются работы (ст. 103, п. 2), обязательно включаются все воскресные и следующие праздничные дни: 1 и 6 января, 25 марта, 6 и 15 августа, 8 сентября, 25 и 26 декабря, пятница и суббота Страстной недели, понедельник и вторник Пасхальной недели, день Вознесения Господня и второй день праздника Сошествия Св. Духа» [9]...

Во многих районах Империи, преимущественно в сельской местности, существовали разнообразные народные обычаи, специальные гуляния и песни, приуроченные именно к этому дню. В малороссийских же областях это время было особым также для тех, кто готовился вступить в православный брак: жених и невеста делали друг другу подарки и участвовали в совместных праздничных мероприятиях. [10]

Сегодня представляется актуальным обращение к дореволюционной практике празднования Светлого понедельника.

СВЕТЛЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК В СТРАНАХ МИРА

В Греции Пасха – национальный государственный праздник. Выходные в этом государстве длятся 4 дня: Великая Пятница, Великая Суббота, Воскресение Христово и Светлый Понедельник. При этом у студентов и школьников каникулы длятся две недели – до и после Пасхи [11].

Обязательным выходным днём Светлый понедельник был объявлен в Греции законом 3455 «О воскресном и праздничных выходных днях», подписанном королем Греции Георгием I в 1909 году.

На Кипре первый день после Пасхи также официальный выходной. Кроме того, в этой стране установлены банковские выходные дни во вторник после Пасхи и в Страстную Пятницу.

Светлый Понедельник также является выходным днём в Черногории, Грузии, Молдове, Болгарии, Румынии, Украине.

В Грузии государственными праздниками и выходными днями являются пять дней православной Пасхалии: от четверга перед Пасхой до Светлого понедельника включительно. В Сербии помимо Светлого Понедельника выходным является Великий Пяток (пятница накануне Пасхи).

На Украине Пасха является официальным праздничным днем [12], а выходной ежегодно переносится по решению Кабинета министров на следующий день или дни после праздничного или нерабочего [13], т.е. на Светлый понедельник.

Помимо этого, статья 67 КЗоТ Украины предоставляет возможность по представлению религиозных общин других (неправославных) конфессий, зарегистрированных на Украине, руководству предприятий, учреждений, организаций предоставить лицам, которые исповедуют соответствующие религии, до трех дней отдыха в течение года для празднования их больших праздников с отработкой за эти дни [14].

К числу немногих православных стран, в которых Светлый понедельник не является официальным выходным, относятся Россия и Белоруссия.

Светлый Понедельник считается официальным выходным и в некоторых неправославных странах: Австралии, Австрии, Албании, Великобритании, Германии, Канаде, Латвии, Новой Зеландии, Италии, Португалии, Словакии, Словении, Хорватии, Финляндии, Чехии, Швейцарии, Швеции, Франции.

Таким образом, отсутствие официального выходного дня в Светлый понедельник не соответствует не только историческим традициям России, но и современной практике множества стран мира, прежде всего, государств с православным наследием.

ПРАЗДНОВАНИЕ СВЕТЛОГО ПОНЕДЕЛЬНИКА В КРЫМУ

После возвращения Республики Крым в состав России руководство республики сохранило Светлый понедельник праздничным днём на основании федерального закона Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» [15], а также регионального закона «О праздниках и памятных датах в Республике Крым» [16]. В частности, последним установлено, что «по просьбе религиозных организаций Глава Республики Крым может объявить религиозный праздник нерабочим праздничным днём на территории Республики Крым» [17].

На практике это положение было впервые реализовано уже в 2015 году, когда указом главы Республики Крым С. В. Аксёнова Светлый понедельник 13 апреля 2015 года был объявлен выходным [18].

СВЕТЛЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК КАК ПРАЗДНИК: МЕХАНИЗМЫ ВВЕДЕНИЯ В РОССИИ

Наиболее оптимальным путём введения выходного дня в России в Светлый понедельник является принятие соответствующего федерального правового акта (например, указ Президента Российской Федерации, федеральный закон о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации), для чего данная инициатива должна быть поднята на самом высоком уровне и получить одобрение президента Российской Федерации и Предстоятеля Русской Православной Церкви.

Второй вариант – введение выходного в Светлый понедельник в качестве региональной инициативы в рамках регионального законодательства, по примеру Крыма [19].

Аналогичная крымской практика установления выходного дня в Светлый понедельник отсутствует на сегодняшний день на уровне субъектов Российской Федерации. Праздничные дни, которые выпадают на субботу или воскресенье, не переносятся на следующие за этими праздниками даты. Однако сделать
тот или иной день выходным вправе органы власти на региональном уровне
.

На наш взгляд, на уровне субъектов Российской Федерации для этого необходимо инициировать соответствующие изменения в региональном законодательстве, а также обращения глав местных епархий Русской Православной Церкви к руководителям органов исполнительной власти регионов.

Подобные механизмы могут быть апробированы, прежде всего, в регионах с наибольшей долей православного населения, а также в тех субъектах Российской Федерации, руководители которых известны как воцерковлённые христиане или по крайней мере положительно относятся к Церкви.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённый анализ показал:

— исключительную духовно-нравственную важность введения выходного дня в Светлый понедельник (первый день после Пасхи) в свете святоотеческих и богословско-канонических указаний Православной Церкви;

— необходимость обеспечения культурно-исторической преемственности опыта празднования всей Светлой Седмицы и, в частности, Светлого понедельника со времён Российской Империи;

— комплементарность введения выходного праздничного дня Светлого понедельника в России практикам празднования Светлой Седмицы в большинстве православных стран мира, а также во множестве неправославных стран;

— наличие двух возможных путей введения выходного дня в Светлый понедельник в России: на федеральном уровне через принятие соответствующего правового акта или на региональном уровне через подобные инициативы в отдельных субъектах Российской Федерации (по примеру Крыма).

Полагаем, что начиная с 2018 года в Российской Федерации необходимо введение официального выходного дня в Светлый понедельник.

ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Правило 7 Второго Вселенского Собора, Константинопольского // Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского / Пер. с серб. В 2х т. Т. 1. К.: Общество любителей православной литературы, Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2008. С. 274.

[2] Правило 66 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора // Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского / Пер. с серб. В 2х т. Т. 1. К.: Общество любителей православной литературы, Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2008. С. 555.

[3] Архим. Иоанн (Соколов). Опыт курса церковного законоведения. В 2-х т. Т. 2. С. 456-458. Цит. по: Правило 66 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора // Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского / Пер. с серб. В 2х т. Т. 1. К.: Общество любителей православной литературы, Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2008. С. 555-556.

[4] Злат. Бес. о воскрес. Христ. 34. Пасхальная седмица // Толковый Типикон. Под ред. проф. Скабалланович М.Н. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaballanovich/tolkovyj-tipikon/8_19

[5] Апост. Пост. VIII, 33. Пасхальная седмица // Толковый Типикон. Под ред. проф. Скабалланович М.Н. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaballanovich/tolkovyj-tipikon/8_19

[6] Cod. Jusstiniam. III, 12, 8. Пасхальная седмица // Толковый Типикон. Под ред. проф. Скабалланович М.Н. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaballanovich/tolkovyj-tipikon/8_19

[7] Cod. Theodos. XV, 5, 5. Пасхальная седмица // Толковый Типикон. Под ред. проф. Скабалланович М.Н. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaballanovich/tolkovyj-tipikon/8_19

[8] Август. Пис. к Иан., 119, гл. 17. Пасхальная седмица // Толковый Типикон. Под ред. проф. Скабаллановича М.Н. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaballanovich/tolkovyj-tipikon/8_19

[9] Громан В. В. Устав о промышленном труде (Св. Зак. т. XI, ч. 2, изд. 1913 г., статьи 1-228 и 541-597). – Петроград, издание юридического книжного склада «Право», 1915 г. С. 150-151.

[10] Светлая седмица в дореволюционной России // Энциклопедия «Святая Русь» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.holy-russia.ru/

[11] Пасха в Греции // Grekomania [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.grekomania.ru/articles/holidays/252-easter-in-greece

[12] Статья 73 «Праздничные и нерабочие дни» Кодекса Законов о труде Украины

[13] Статья 67 «Праздничные и нерабочие дни» Кодекса Законов о труде Украины

[14] Статья 67 «Праздничные и нерабочие дни» Кодекса Законов о труде Украины

[15] Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ (действующая редакция, 2016) [Электронный ресурс]. Режим доступа: справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

[16] Закон субъекта РФ «О праздниках и памятных датах в Республике Крым» от 29.12.2014 № 55-ЗРК/2014 (с изменениями на 5 мая 2015 года) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://crimea.gov.ru/textdoc/ru/7/act/55z.pdf

[17] Пункт 2., статья 2. // Закон субъекта РФ «О праздниках и памятных датах в Республике Крым» от 29.12.2014 № 55-ЗРК/2014 (с изменениями на 5 мая 2015 года) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://crimea.gov.ru/textdoc/ru/7/act/55z.pdf

[18] Указ Главы Республики Крым «О нерабочем праздничном дне». от 09 апреля 2015 года № 96-У Дата публикации: 09.04.2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_242800.pdf

[19] Отметим также, что в регионах России с преимущественно мусульманским населением официальными выходными днями являются мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам.


Источник: Аналитический центр святителя Василия Великого
https://stbasil.center/2017/04/15/light-monday_in_russia/


___________________
См. также по теме:
Основа здорового духовного режима жизни нации: О целесообразности перехода России на старый календарный стиль,
Кубань православная: Радоница объявлена в Краснодарском крае нерабочим днем,
Дореволюционный вместо советского: В Госдуме предложили отмечать День защитника Отечества летом.



<-назад в раздел

Видео



Документы

Человечество ведут по пути цифровой революции: Глобалисты в «Сколково» обсуждали условия появления будущего властелина мира

...За циничными разговорами так называемых «евангелистов от цифровизации» об «удобствах», «отсутствии очередей к чиновникам» и «улучшении качества жизни граждан» скрываются коварные планы по воцарению единого властелина мира – гения из гениев, который «в храме Божием сядет.., как Бог, выдавая себя за...


Сердце Христианской веры: Архим. Серафим (Алексиев) о святоотеческом толковании догмата об Искуплении

...К сожалению, размытие догмата Искупления вообще характерно для современного богословия – известный священник из Одессы, кандидат богословия протоиерей Георгий Городенцев называет его «симптомом болезни иудейства, вирус которой пытаются привить Русскому Православию»...


Православие в нем не нуждается: Итоговый документ конференции по обсуждению проекта нового «Катехизиса РПЦ»

Как мы сообщали, 8 октября 2017 г. в Москве состоялась богословско-практическая конференция по обсуждению проекта нового «Катехизиса Русской Православной Церкви» с участием православного клира, общественных деятелей и простого народа, в результате которой был принят и отослан в распоряжение Синодальной...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Царское просвещение для возрождения: Беседа с директором православно-патриотического издательства «Царское Дело» С.И. Астаховым

...Одно из таких плодотворных начинаний, у истоков которого стоял приснопамятный владыка Иоанн (Снычев), – уникальное издательство «Царское Дело», книги которого давно стали любимым чтением многих верующих. Милостью Божией, побывав в Санкт-Петербурге, мы познакомились и побеседовали с его директором...


Вся подземная рать выходит на арену: Ситуация с «Матильдой» показывает, что мы живем в богоборческом обществе

Пророчества преподобного аввы Антония Великого, блаженного Андрея, Христа ради юродивого и преподобного Серафима Вырицкого исполняются на наших глазах. Еще в начале 30-х годов прошлого века великий вырицкий подвижник, преподобный и богоносный отец наш Серафим Вырицкий чудотворец говорил ближним и духовным...


«Русская песня – это мудрость»: Беседа с «певицей Святой Руси» Ириной Леоновой, преподавателем МГИК (+ВИДЕО песен)

...Недавно мы открыли для себя «певицу Святой Руси», творческого человека, работающего в жанре Русской народной песни. Ирина Николаевна – лауреат всероссийских и международных конкурсов и фестивалей, доцент, старший преподаватель Московского государственного института культуры. Встреча с ней подарила...



Rambler's Top100