Мы услышим сейчас Евангелие о последнем явлении Воскресшего Христа Своим ученикам и Его благословении привести весь мир к Богу. Одиннадцать же учеников, — сказано в Евангелии, — пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус. Одиннадцать учеников! Их было только одиннадцать. Так немного — для столь великого служения. Одиннадцать, а не двенадцать, как мы привыкли говорить об апостолах с самого начала. Немощная Церковь, малое стадо, еще более умаленное предательством одного из них. Не только сегодня бывают предательства. Евангелие называет их учениками, а не апостолами. И это не случайно. Быть учениками — первое обязательное условие для тех, кто следует за Господом. Пусть каждый из нас спросит себя, ученик ли он Христов. Будем помнить, что одного из них не оказалось на встрече с Воскресшим Христом.
Они «пошли в Галилею». Место встречи назначено Самим Господом после Тайной Вечери: По воскресении же Моем предваряю вас в Галилее. Место встречи подтверждено Ангелом Господним, сошедшим с небес и сидящем на камне от двери гроба: Пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее. Там Его увидите. Этой земле с самого начала служения Христова придается символическое значение: Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет (Мф. 4, 15). Галилея — цветущая страна, окрашенная зеленым цветом жизни. Провинция с самыми разными народами, страна, презираемая «чистыми» Иерусалима, страна, открытая для всех людей. Здесь соприкосновение всех, и смешение всех верований и всех неверий. Речь идет о всей земле, о всех народах. Во всех народах должны явиться святые, все народы призваны ко спасению. Галилея — земля человеческого возрастания Христа — Иисуса из Назарета. Он сроднился с этой страной, Он был галилеянин. Из Назарета может ли быть что доброе? — говорит Нафанаил прежде своего обращения ко Христу. Галилея — это приглашение для нас не мечтать не весть о чем: если бы я родился в другой стране, если бы я учился в другом институте, если бы мои товарищи по работе были другими, если бы наш приход был более духовным! Господь назначает тебе встречу в твоей Галилее. Твое приобщение святости должно начаться здесь.
В Евангелии сказано, что ученики Христовы должны идти на гору, куда повелел им Иисус. Путь святости, к которой все мы призваны, — путь восхождения. Во всем Священном Писании гора — символическое место встречи с Богом и откровения Божия. С высоты видно далеко — дальше, чем на равнине. На высоте дышится свободнее, чем в загрязненных, особенно в наше время, городах. На высоте можно обрести уединение и слушать голос тишины, обыкновенно неразличимый среди каждодневной суеты. Господь непрестанно возводит человека на высоту. Гора Синай, где человек впервые встретил Единого Бога, гора заповедей блаженств, гора Преображения, гора молитвы. И Воскресение явлено было ученикам на горе. Восходим ли мы на эту гору, куда повелел нам Господь?
И, увидев Его, они поклонились Ему, а иные усомнились. Поклонение и сомнение — два противоположных слова стоят рядом. Да, даже для восшедших на гору есть место для этой страшной реальности — для сомнения. Поклонение — это победа над сомнением. Вера — свободный акт, совершенно отличный от принудительной очевидности, скажем, научного порядка. Евангелие смиренно раскрывает нам величайшие тайны, оно далеко от всякой экзальтации. Все повествования о явлениях Воскресшего Господа имеют одну общую черту. Воскресение Христово не очевидно для обычного восприятия. Его не сразу узнают. Путь святости проходит через искание Бога и через сомнения, потому что тайны жизни не лежат на поверхности, они сокрыты в глубине. Молитвой и жизнью по вере преодолевается всякое сомнение, пока не откроется Духом Святым очевидность вечной жизни. И мы принесем поклонение Господу, подобно первым ученикам Его. Преподобный Силуан Афонский говорит: «Душа, сподобившаяся встретить Бога, не может не узнать своего Творца, и не поклониться Ему».
И приблизившись, — сказано в Евангелии, — Господь сказал им. Мы знаем это приближение в час Преображения. Расстояние между Божественным и человеческим таково, что надо, чтобы Бог пришел к нам. Мы не имеем сами в себе способности веровать. Бог первый приближается к нам. А нам принадлежит свобода ответить поклонением на Его приближение. Господь сказал им, и мы слышим слово Воскресшего Христа. Все проповеди Господа во время Его земного служения, которыми запечатлено Евангелие, раскрывают этим последним Его словом по Воскресении.
Дана Мне всякая власть на небе и на земле, — говорит Господь. Эти слова утверждают Его равночестность с Богом Отцом. Во всем Ветхом Завете только Бог один — Господь неба и земли, «видимым же всем и невидимым». Наш Господь — Вседержитель. Ничто не может быть вне Его Божественной власти. Воскресший Христос — Господь всяческих. Когда на Тайной Вечери Он говорит, благословляя хлеб и вино: Сие есть тело Мое… и сия есть кровь Моя, Он дает знамение Своего владычества над всем сотворенным Им миром. И над каждым из нас, кто становится причастником Его Тела и Его Телом. Здесь тайна святости всех святых. «Святая святым», — слышим мы в конце Божественной литургии, и отвечаем: «Един Свят, един Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. Аминь». И апостол Павел утверждает эту тайну: «Нас, мертвых по преступлениям, Бог воскресил со Христом и посадил на небесах». Поистине, мы Тело Христово. Мы становимся святыми, приобщаясь Ему. Невозможно достигнуть святости, не причащаясь Тела и Крови Христовых. Вы помните слова преподобного Серафима: «Кто приобщается, тот спасен будет. А кто не приобщается, не думаю». Наша литургия вся устремлена к чуду будущего века. Апостол прекрасно знает, что те, к кому он обращается, еще «не восседают на небесах». Теснимые многими скорбями, они осознают себя смертными людьми. Однако их восхождение на небо совершается здесь и сейчас в вере Христовой. Это путь всей Церкви, каждого из нас.
Идите, научите все народы, — говорит Господь. С полнотой власти раскрывается полнота действий Христовых на земле через Его Тело — Церковь. Когда-то на горе искушений Господь отверг предложение сатаны принять от него «все царства с их славой». Теперь Господь грядет победить весь мир через этих одиннадцать учеников. Все народы. Всех людей. Чтобы все стали учениками Христовыми, святыми.
Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Речь идет о погружении всех народов, всего человечества в абсолютно новую жизнь Пресвятой Троицы. Чтобы все были едины в любви и истине, как Он со Отцом в Духе Святом. Крестя и уча их соблюдать все, что Он заповедал им. Вся полнота человеческих деяний должна покориться господству Воскресшего Христа. Быть учеником, быть святым — не значит только все знать о Христе. Это не есть лишь обогащение нашего ума новыми знаниями, но способ жить, охватывающий все.
Господь говорит нам, чтобы мы не страшились никаких испытаний: И се, Я с вами во все дни до скончания века. Присутствие Воскресшего Господа во всех местах земли обнимает так же полноту времен. Ангел Господень возвестил в начале Евангелия, что Ему имя будет Еммануил, что значит «с нами Бог». Вся святость всех святых заключена в этой тайне. И здесь испытание жизни каждого из нас. Если Бог с нами во все дни, во все мгновения времени, можем ли мы сказать, что и мы с Богом? Каждый день, каждая минута нашей жизни может быть освящена Его присутствием и стать путем к святости, к некончающейся встрече с Ним.
Список всех святых нашего церковного календаря вдохновляет, и в то же время опасен. Он вдохновляет, потому что мы можем видеть, как много у нас заступников на небесах. И он опасен, потому что можно подумать, что святость — это исключительное достояние апостолов, мучеников, пророков, святителей, пустынников, монахов, дев. В то время как святыми должны стать все, к кому обращено слово Христово. Это ты, обыкновенное человечество, для этой цели вызванное из небытия. И эти слова Воскресшего Господа сказаны для тебя.
Источник: Сайт Свято-Троицкого Ионинского монастыря УПЦ МП
Ионинский листок № 25 (354), 2006 г.
_________________
См. также:
Пятидесятница против Вавилона: О видах глобализации в истории человечества
В Россию пришли Святки: О церковном и народном праздновании святых дней
Между недоеденным оливье и исповедью: Еще раз о современном праздновании Нового года
Столпы Русской Империи – святые и ратоборцы: Цена войны на духовном фронте
Основа здорового духовного режима жизни нации: О целесообразности перехода России на старый календарный стиль
<-назад в раздел