Появилось сообщение, что недавно состоялась т.н. «Миссионерская экспедиция Русской Православной Церкви» во главе со схиархимандритом Илием (Ноздриным), который именуется «известным всему православному миру духовной силой, мудростью и кротостью старцем».
В сообщении, в частности, говорится, что «после службы прихожане… ждали появление духоносного батюшки, которого уже сейчас величают старцем Земли Русской, прикоснуться к нему, подойти под его благословение».
Приведем свидетельства некоторых православных верующих, которые позволяют усомниться в «старчестве» и «духовной мудрости» всеми уважаемого схиархимандрита Илия.
I
Прежде всего, я хочу сказать, что являюсь противником того, чтобы отца Илия называли старцем. В моем понимании он таковым не является. Старчество предполагает не только духовную опытность, но определенную духовную общность и преемственность, а какая у отца Илия преемственность? С кем из старцев 70–90-х у него духовная общность? Я бы сказал, что в свое время его назначили быть старцем Оптиной пустыни... Что не удивительно. Веточка эта тянется от митрополита Никодима (Ротова), который был сложной личностью, и скорее всего, работал на КГБ, плюс ко всему высказывал и исповедовал еретические взгляды, и позорный грех экуменизма, который тянется за РПЦ МП, лежит и на его совести.
Постриг отца Илия совершил митрополит Никодим (Ротов), он же затем рукоположил его во иеродиакона и иеромонаха. О Псково-Печерском пребывании отца Илии в монастырских стенах (с 1966 по 1976 год) – тишина. 10 лет – никакой информации.
Про отца Иоанна (Крестьянкина) в этом период известно намного больше (он появился в Печорах в 1967 году). И о его монашеском пути. Тогда еще были живы некоторые из старцев, которые и стали духовно окормлять отца Иоанна.
Собственно говоря, в Оптину в конце 80-х отец Илий был послан с определенным «заданием» – открытие обители и ее жизнь должны были происходить под надзором и контролем церковных властей, которые по-прежнему были тесно связаны с КГБ и КПСС. Отец Илий был «свой» человек. На должность духовника он подходил, как нельзя лучше. Но тут возникли непредвиденные препоны. Оказалось, что есть и другие, взгляды, которые идут вразрез с «линией партии». Но стало понятно, что эта «партия» не остановится ни перед чем. Впрочем, сам отец Илий был далек от выполнения «задания». Просто проявлял удивительное малодушие. А линию партии исполнял отец Мелхиседек (Артюхин)...
Вскоре после Поместного Собора 2009 года схиигумен Илий стал духовником своего сокурсника по духовной академии, вновь избранного Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, и перебрался в Переделкино, на подворье Троице-Сергиевой Лавры. Впрочем, меня это не удивляет... Клан митрополита Никодима (Ротова) одержал неожиданную победу. Надеюсь, что временную. Митрополит Иларион (Алфеев), викарий Патриарха Московского и всея Руси, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, из той же когорты. По сути тесная смычка власти и РПЦ никуда не исчезла, а в высших эшелонах церковной власти оказались те, кто был в свое время близок к власти светской. Вот она преемственность!
Ничего не могу сказать об отце Илии как о монахе и священнике. Поскольку его духовная жизнь – тайна Божия. И мне надлежит проявлять уважение к его монашескому чину. Хотя бы формальное. Но интересно, были ли еще примеры назначения старцем в истории Церкви? Когда и кому делали мощную PR-кампанию в СМИ?
Бóльшая часть преподобных и старцев эпохи СССР и даже после 1991 года в той или иной степени были гонимы, или властью, или своими же братьями, и нередко существовали в опале (впрочем, это было и в общецерковной истории). Тут удивительный пример, когда старца «раскручивают» еще и сверху. Безусловно, опала не признак святости. Но в данном случае, речь о другом...
Почитал, что пишут на некоторых православных форумах об отце Илии – стиль речи простой – религиозная экзальтация. Совершенно чуждый православному духу. Православные информационные сайты буквально «забиты» под завязку беседами, интервью и наставлениями о. Илия. Уже пишут, что это «чуть ли не последний настоящий старец» Русской Православной Церкви (см.: http://www.pravmir.ru/starik-i-vechnost/).
К счастью, отец Илий себя таковым не считает. В этом он честен пред Богом.
По сути, в настоящий момент, руководство РПЦ МП – это «духовные чада» одиозного митрополита Никодима (Ротова): http://sergeev555.li...urnal.com/74660.html
II.
Жившие в Оптиной издавна, после появления игумена Илия в этом монастыре, должны помнить скандал с фотопортретом папы римского Иоанна Павла II в келье сего «старца».
И только когда многие из братии возроптали и отказались идти на исповедь к отцу Илию, портрет висевший недалеко от икон был снят.
Это услышано мной от моего духовника, игумена Никона, одного из восстановителей Оптиной, молитвенника и верного воина Христова (см.: http://heres-rus.liv...rnal.com/39572.html).
III.
Был знаком с о. Никоном, если речь идет об игумене оптинском Никоне, который последнее время подвизался на подворье Оптиной в Москве и уже почил.
Он был в опале – это точно. Знаю и о. Илия и некоторые подробности из его жизни от схиархимандрита Серафима (Томина), который был благочинным в монастыре на Святой Горе Афон, когда о. Илий (тогда еще иеромонах Илиан) подвизался там библиотекарем. Он и там имел в келье портрет папы римского, чем смущал братию.
А однажды на Афон прибыл кардинал. Братия игнорировали его приезд, а о. Илиан вышел к кардиналу навстречу с крестом, как к архиерею. После этого братия перестала с ним общаться, и через некоторое время о. Илиан вернулся в Россию.
Он говорил, что там было тяжело ему. Потому что на Афоне только игумены в свободном режиме, а иеромонахи должны нести послушания, как и простые монахи. И он вернулся в Россию, чтобы получить здесь игуменство. Он постригся в схиму, получил игуменство и хотел вернуться на Афон, но его пригласил о. Евлогий в Оптину не старцем, а духовником братии. Из Оптиной Илий писал письмо архимандриту Софронию (Сахарову), но ответа так и не получил.
Думаю, что о. Илий как человек неплохой. Вот только его вера искаженная. Он считает, что католики не еретики, а наши братья во Христе. Об этом он говорил при мне одному монаху из Оптиной пустыни, и говорил с фанатизмом.
Тот показывал о. Илию письмо старца Амвросия, где Старец осуждает ересь латинян, а о. Илий его чихвостил по чем свет стоит, называя «сатаной» и «раскольником».
О. Илий – простец. Он и двух слов связать не может, посмотрите его видео беседы – они все противоречивы и парадоксальны.
Простота – это хорошо, но главный дар истинного старца – рассудительность. Старец никогда не будет хвалить того, кто вредит Отечеству, а о. Илий почитает Горбачева, развалившего наше государство. О. Илий даже благословил своих чад напечатать портреты Горбачева и раздавал их в храме.
Я не осуждаю Церковь и тем более не выступаю против Церкви, рассказывая тут об о. Илие. Не трудитесь меня обвинять в этом.
Просто хочу предостеречь людей от опасности, которая поджидает их при обращении к о. Илию. Думаю, что и опубликованная здесь статья имеет ту же цель.
Схиархимандрит Илий привлекает своим «смиренным» видом. Но попробуйте при нем начать разговор про католиков, назовите их еретиками, и вы увидите как его «смирение» исчезнет, как пар. Почему-то сразу же во всем станут виноваты коммунисты. Так о. Илий реагирует на любой и политический вопрос.
Еще большая беда его вероисповедания – это оригеновская ересь. Он считает, что спасутся все – независимо от веры. И думает, что это его проявление любви. «“Бог есть любовь”. Он не может сделать так чтобы кто-то страдал», – говорит о. Илий.
Не знаю, что это: прелестное заблуждение или еретическое убеждение?
Время покажет, а Господь рассудит. Простите, если кого-то смутил. Будьте бдительны. А врагам Церкви, хулящим Патриарха и священство, советую обратить внимание на свои грехи, а если вы их не видите, то сходите в храм Божий. Там предостаточно добрых пастырей, искренно ищущих спасения (см.: http://pnevmatovvasily.livejournal.com/).
IV
Как пропагандируют православный антисоветизм?
1. Берётся человек, имеющий образ «заслуженного авторитета» (в некоторых случаях этот образ раскручивается искусственно).
2. Его побуждают высказываться на камеру по вопросам, в которых он априори некомпетентен.
3. После получения необходимого результата идёт накачка информационного поля готовым материалом.
4. Православные благоговейно впитывают предложенную ушную лапшу, поскольку... «это же старец и духовник Патриарха».
5. PROFIT!
В качестве «заслуженного авторитета» в данном случае выступил духовник Святейшего Патриарха Кирилла, схиархимандрит Илий (Ноздрин).
Например, о «могильщике» великой державы (или «империи зла») СССР Б.Н. Ельцине «старец» Илий высказался так: «Была б моя власть, я бы сделал памятник ему. Он, как Георгий Победоносец, при всем синклите этом – ЦК – бросил билет партийный... Он шёл на растерзание... Его заслуга в том, что миллионы, миллиарды людей обратились к Богу, и Церковь стала нормальной».
Очевидно, что махровый антисоветизм схиархимандрита Илии использован в качестве орудия информационной войны против нашей Родины.
Источник: Благодатный Огонь
См. также: