Пятница, 29 Марта 2024 г.
Духовная мудрость

сщмч.Владимир о монархии
Священник не монархист не достоин стоять у Святого Престола, священник республиканец – всегда маловер. Монарх посвящается на власть Богом – президент получает власть от гордыни народной.
Сщмч. Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский

Свт. Марк Эфесский об абсолютизации Истины
Никогда, о человек, то, что относится к Церкви, не исправляется через компромиссы: нет ничего среднего между истиной и ложью.
Свт. Марк Эфесский

Свт. Игнатий о латинстве
Займитесь чтением Новаго Завета и св. Отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая «церковь» выдает за святых).
Свт. Игнатий (Брянчанинов) о латинянах

Прп. Паисий о времени
Знамения, знамения времени не видите... Надо быть, извините, бараном, чтобы не понимать, что происходит... Многие из святых отцов молились, дабы пожить в наше время, ибо оно – время исповедническое.
Преподобный Паисий Святогорец

Свт. Серафим о еретиках
Не обвинять надо Православную Церковь за то, что она не смешалась с еретиками и отделилась от них, а ублажать ее надо за мученические подвиги разделения, происходившего по причине восстания еретиков на Церковь, на ее богооткровенные и святоотеческие истины и даже на Самого Бога.
Свт. Серафим (Соболев) о Церкви и еретиках

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Православное Феодоро: «Брестская крепость» неизученной византийской истории Крыма
Православное Феодоро: «Брестская крепость» неизученной византийской истории Крыма

Не будет преувеличением сказать, что для большинства граждан России история Крыма во многом остаётся малоизвестной. Изучая историю русского полуострова в самом первом приближении, многие полагают, что христианство на его территории существовало в античные времена — с Херсонесом Таврическим и крещением князя Владимира Великого, после чего сошло с исторической сцены. И вторично укрепилось уже в XVII–XVIII веках, с Потёмкиным и Суворовым, основанием Севастополя на месте татарской деревни Ак-Яр и победами над турками.

Это, разумеется, не так. В действительности, православные традиции в Крыму существовали куда дольше, прерываясь лишь под ударами огромной силы — вроде войн с Османской империей. Но даже в этих случаях, стойкость православных анклавов существенно превосходила ожидания врагов.

Одной из особенностей возникающих в Крыму городов византийской традиции было широкое использование гор со специфическими плоскими вершинами в качестве строительных площадок. Ещё в IV–VI веках на плоских горах Крыма начали возникать поселения, защищённые самой природой. На некоторых впоследствии возникли и хорошо укреплённые крепости.

Самой крупной из них была возведённая на горе Мангуп, на высоте 500–600 метров над уровнем моря, крепость Дорос. Крепость возводилась дважды — первая была разрушена в ходе подавления антихазарского восстания архиепископа Иоанна Готского в конце VII века. В организации восстания принимал активное участие некий не названный по имени «господин Дорос», а мотивация протеста была однозначной «чтобы не владели страной их… хазары».

Крепость возродилась в X веке, после распада Хазарского каганата, и через 300 лет превратилась в столицу сильного православного княжества Феодоро, где правила вышедшая из Византии династия Гаврас.

Предводитель рода Феодор Гаврас, чьё имя получило княжество, известен в греческой церкви как Феодор Стратилат (Полководец). Он сочетал таланты военачальника и управленца — правил Трапезундским княжеством и возглавлял борьбу против турок-сельджуков — с поддержкой монастырей и отшельничеством. Стойкость Стратилата в вере проявилась и в его смерти — он был казнён за отказ принять магометанскую веру.

Несмотря на очевидный героизм Стратилата, его племянник, Константин Гаврас, попал в опалу и был в XII веке выслан из Византии в города-колонии Таврики. Именно Константин и его потомки смогли создать княжество, получившее имя в честь Стратилата.

Согласно распространенной версии, высокая концентрация храмов Феодоро — реакция на политику византийского императора Льва III Исавра, который в 730 году объявил почитание икон идолопоклонством, его последователь Константин V созвал в 754 г. собор, осудивший иконопочитание как идолопоклонство. Подоплекой этих событий было желание центральной власти ослабить экономическое могущество Церкви, лишив ее земельных наделов и богатств. Не желающие мириться с давлением верующие бежали в отдалённые районы империи — в том числе и в Таврику. Именно последнее направление рекомендовал один из лидеров монашества Стефан Новый: он рекомендовал искать убежища «на северных склонах Евксинского Понта».

Феодоро быстро стало оплотом таврического Православия. Впечатляющее и сейчас крепостное укрепление несёт явные следы византийской традиции — в том числе, сооружённая часовня, подчёркивающая связь с материнской религией.

Впрочем, храмовая архитектура на Мангупе чаще имела уникальную архитектурную специфику, связаннную с местными условиями: несколько монастырей было высечено прямо в скалах, и помещения-пещеры, с окнами, причудливой формы и изумительным видом на горные долины и плато, никого не оставят равнодушным.

Самая интересная пещерная церковь Мангупа находится над главной дорогой к восточным воротам: к ней вел потайной выход из города по расселине в скалах. Естественный грот перед храмом использовался в качестве двора, рядом находились вырубленные в скале кельи настоятеля и монахов. Сама церковь украшена карнизом, на котором сейчас можно видеть остатки арок и росписи. Типичная для византийского средневековья композиционная схема в самих изображениях несет, тем не менее, следы влияния итальянского искусства — недаром близкими соседями феодоритов были генуэзцы.

В области церковных отношений Готфийская («Готская») епархия сохраняла тесные связи с Константинополем, а возглавлявшие ее архиепископы до 1170 г. принимали постоянное активное участие в церковных соборах в метрополии.

Широко велось церковное строительство — возводится храм-часовня (базилика) в Каламите (Инкерман), восстанавливается базилика в монастыре Апостолов и Партените, построенная еще в VIII в. при Иоанне Готском.

Феодоро вело активный культурный и товарный обмен с Древней Русью — именно на Мангупе был найден массивный бронзовый позолоченный крест — энколпий киевской работы второй половины XII в. и другие артефакты.

Софью Палеолог, племянницу последнего византийского императора, отправившуюся в 1472 г. в Россию, чтобы вступить в брак с великим князем Иваном III, сопровождал не кто-нибудь, а князь Феодоро Константин Гаврас: он был удостоен этой чести так как приходился «родственником невесте». Позднее Константин принял монашество под именем Кассиана, удалился в Ферапонтов монастырь, а затем основал свой собственный монастырь на берегах реки Учмы.

В XIX в. на этом месте сохранялись две церкви: согласно сообщению исследователя исторических поселений России Бруна, в стене одной из них, у входа, находилась плита с двуглавым орлом без корон, «похожим на изображения с плит князя Алексея 1425 и 1427 гг».

Благодаря дипломатии и военной силе, Феодоро успешно сопротивлялось внешним региональным противникам. Но этого оказалось недостаточно в прямом столкновении с Османской империей.

Летом 1475 г. турки-османы высадили войска на крымском побережье. Они осадили Керчь, которая сдалась через пять дней, взяли несколько прибрежных крепостей, а затем в начале июля подошли к Мангупу. Вооруженные огнестрельным оружием и снятыми с кораблей пушками, турки пять раз ходили на приступ, однако не смогли взять город: уникальные природные условия, превосходные оборонительные сооружения, мужество защитников сыграли здесь свою роль.

Осада длилась полгода. Турки смогли добиться победы хитростью, в декабре 1475 г.: они выманили ложным отступлением защитников за стены крепости, и разгромили отряды феодорийцев. Город был предан разграблению, а почти все его жители — истреблены. Последний правящий князь Александр и другие мужчины — представители княжеской семьи погибли в заточении в Константинополе, в живых был оставлен только его маленький сын. Он был воспитан турками, сохранил почетный титул «князя Мангупа», хотя не обладал никаким реальным влиянием.

Достаточно быстро на территории Феодоро и генуэзских крепостей возник Мангупский кадылык — османский административный округ с центром в Мангупе, находившийся в непосредственном управлении Стамбула.

Развалины Дороса-Феодоро-Мангупа находятся в 20 километрах от Бахчисарая. Эта православная крепость — одно из самых ярких малоизученных сакральных мест Византии и России. Многие десятилетия истории Феодоро до сих пор неизвестны. Равно как и остатки сооружений — их продолжают находить и сейчас.

 
Источник: http://rusnext.ru/recent_opinions/1499287135

_________________
См. также:



Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100