Слон в церковной лавке: Новый религиозный конфуз Порошенко ко Дню Крещения Руси
Полное дежавю – так можно охарактеризовать заявление Петра Порошенко по случаю Дня Крещения Руси. Как в прошлом году, так и в этом содержание месседжа не поменялось: президент по-прежнему возлагает надежды на скорейшее признание автокефалии «украинской Церкви» со стороны Константинопольского Патриархата. Впрочем, некоторые детали и новые обстоятельства все же стоит отметить.
В заявлении присутствуют несколько спорных моментов. Утверждение, что князь Владимир крестил «Русь-Украину», является экстраполяцией современных политических представлений на реалии древнего мира. Ведь равноапостольный князь крестил всю Русь, включая территории, которые позже станут основой для современных Беларуси и России. В Х-XI веке, кроме Киева, церковные епархии возникли в Ростове, Великом Новгороде, Белгороде, Турове, Полоцке и других северо-восточных городах Руси. Поэтому считать, что акт Крещения Руси относится только к тем землям, которые потом стали Украиной, нельзя.
Богословским новоделом выглядит термин «естественная автокефалия». Очевидно, здесь присутствует отображение позиции Киевского патриархата, который считает, что автокефалия должна самопровозглашаться, и только лишь потом Церковь-Мать и остальные Поместные Церкви ее «признают». Однако Православная Церковь не соглашается с такой трактовкой и считает, что самовольное присвоение себе канонического статуса является нарушением принятых в Церкви правил.
Президент в своем заявлении говорит «мы», «для нас». Однако от имени кого он выступает? От имени Церкви? Но светский глава государства не может говорить за Церковь. От имени народа? Но не существует такого понятия, как Церковь-Мать для какого-либо народа. Это понятие относится исключительно к каноническим взаимоотношениям двух Церквей. В этом контексте Порошенко не может апеллировать к народу как источнику желания получить автокефалию. Ведь канонический статус получает не народ, а конкретная церковная организация. В нашем случае это может быть исключительно УПЦ (под предстоятельством Митрополита Онуфрия), как единственная историческая преемница Киевской митрополии в Украине.
Наконец, «ожидание признания» со стороны Константинопольской Церкви абсолютно тщетно, поскольку она не может предоставить автокефалию без согласия других Поместных Церквей. Когда обсуждался вопрос о механизме предоставления автокефалии, Поместные Церкви ясно дали понять, что патриарх Варфоломей не может единолично принимать такие решения. <...>
Для чего же тогда власти делают заявления, которые идут вразрез с позицией мирового Православия?
На наш взгляд, подобные заявления рассчитаны больше на внутреннюю украинскую аудиторию и содержат элементы пропаганды. Автокефалия – это очередная морковка, которой машут перед националистически настроенным электоратом. <...>
Пытаясь создать картину поддержки украинским народом идеи создания «единой Поместной Церкви», власти прибегают к данным различных соцопросов, которые появляются в аккурат к нужной дате. Однако реальность разбивает все манипуляции с цифрами – многотысячный Крестный ход Украинской Православной Церкви четко дал понять, какую позицию занимают православные верующие.
По материалам сайта: Союз православных журналистов
http://uoj.org.ua/
___________________
См. по теме:
<-назад в раздел