Пятница, 19 Апреля 2024 г.
Духовная мудрость

Свт. Игнатий о «едином всевышнем» с магометанами
Вы хотите, чтоб… магометане, за то что они кажутся вам добренькими, непознавшие и неуверовавшие в Искупителя, получили спасение, доставляемое одним, одним, повторяю вам, средством, – верою в Искупителя? – Христиане! познайте Христа! – Поймите, что вы Его не знаете, что вы отрицались Его, признавая спасение возможным без Него за какие-то добрые дела! Свт. Игнатий о «едином всевышнем» с магометанами

Свт.Игнатий об узком пути
Всегда немногие, весьма немногие, шествовали по узкому пути. В последние дни мира этот путь до крайности опустеет.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Прп. Иустин о соборе
Если такой собор, не дай Бог, состоится, от него можно ожидать только одного: расколов, ересей и гибели многих душ.
Прп. Иустин (Попович) о «восьмом вселенском соборе»

Прп. Лаврентий о зарубежниках
Берегитесь так называемой зарубежной церкви и знайте, что она не стоит в диптихе Православных Церквей. Многострадальная Церковь наша выстояла в безбожном государстве. Ей честь и слава и вечная похвала! Наша страна не зарубежная и наша Церковь не зарубежная! Наша страна постоянная! У нас нет зарубежных церквей.
Прп. Лаврентий Черниговский про РПЦЗ

Свт. Феофан о духе мира
Не льстите себя ложною надеждою совместить дух Христов с духом мiра!
Святитель Феофан Затворник

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Жизнь на острове Анзер: Монахи в скитах жертвуют сложившимся распорядком, чтобы принять паломников
Жизнь на острове Анзер: Монахи в скитах жертвуют сложившимся распорядком, чтобы принять паломников

На Соловецкий архипелаг приезжает более 30 тысяч человек в год. При этом часть монахов в скитах жертвуют сложившимся распорядком, чтобы принять паломников.

Остров Анзерский Соловецкого архипелага как будто самой природой предназначен для отшельнического образа жизни и суровых испытаний, которые может преодолеть только сильный духом человек. Единственный путь туда — 22 километра безпокойным Белым морем на катере. При резкой смене погоды сообщение с большой землей прерывается на несколько часов и даже суток.

На берегу путешественники получают инструкции по поведению на острове от представителя паломнической службы Соловков. Главное требование к туристам — не нарушать покой жителей скитов, не фотографировать их и не искать контакта с ними.

Уединенная молитва и затворничество

Еще в начале XVII века остров Анзер стал местом поселения пустынножителей, решивших посвятить свою жизнь уединенной молитве. Первым отшельником на острове был Елеазар Анзерский. Он принял постриг в Соловецком монастыре в 1606 году и через несколько лет ушел на остров, принял схиму и встал на путь строгого аскетизма: принимал пищу раз в неделю, носил вериги, молился, читал и переписывал книги.

Елеазар поселился у Троицкой губы, где мореплаватели издавна искали убежища в непогоду. Он делал деревянную посуду и приносил ее на мыс. Мореплаватели забирали изделия, а взамен оставляли монаху пищу. Через них начала распространяться слава о суровом подвижнике, и к нему начали стекаться люди, ищущие уединения. Так в 1620 году образовался Свято-Троицкий скит.

Позднее, в 1712 году, на Анзере появился еще один скит — Голгофо-Распятский. Мирских поселений здесь никогда не было. В советские годы на острове размещалось отделение Соловецкого лагеря особого назначения, потом большинство объектов пришло в запустение.

Сейчас оба скита действуют. Они относятся к Соловецкому монастырю, но жизненный уклад их обитатели строят по своему усмотрению. "Для монастыря они выполняют свою функцию. Весь комплекс работ, который нужно делать, они делают. Но в хозяйственном отношении они фактически самостоятельны", — рассказал ТАСС наместник и игумен Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий.

Жители скитов занимаются сельским хозяйством или ремеслами, но главная их задача не в этом. В традициях монастырской жизни особое место занимает уединенная молитва, затворничество.

"В нашем большом монастыре бывает такая ситуация, когда человек на службу может не попасть оттого, что у него труды совершенно неотложные. У нас есть брат, который занимается информационными технологиями, либо мы ведем издательские проекты. По характеру это научная работа, которая требует от человека десятков часов времени, поэтому мы иногда даже планируем его индивидуальный режим дня, и он на службы в принципе не приходит. В скиту такое невозможно, там основное — это богослужение, молитвенная жизнь, а все остальные работы, занятия носят абсолютно служебный характер по отношению к первому", — говорит архимандрит Порфирий.

Три образа монашеской жизни


В анзерских скитах поддерживается строгий пустынножительный устав. Однако в летнее время братия жертвует сложившимся распорядком. Делается это для того, чтобы люди могли получить для себя духовную пользу от пребывания в святых местах. Для паломнических и экскурсионных групп организуется доступ в храмы и часовни. Насельники и трудники скитов поддерживают радиосвязь с паломническими и туристическими группами. Они помогают в швартовке морских катеров, переправке пассажиров с судна на берег, имеют возможность вызвать подмогу и оказать первую помощь. Убедившись, что все в порядке, жители острова стараются вернуться к уединению и не вступать в общение с приезжими.

Отшельничество считается высшим образцом монашеского совершенства после общежительного монастыря и скита. Развивать скитский и отшельнический образ жизни невозможно, например, в условиях города.

"Если посмотреть историю всех современных монастырей, то изначально это была пустыня, это был лес. Туда приходил отшельник, вокруг него собирались люди, это место постепенно превращалось в общежительный монастырь, вокруг него возникал посад", — говорит настоятель Соловецкого монастыря.

Даже на Соловках, по словам настоятеля, сам монастырь "представляет собой некое многолюдное собрание" по сравнению со скитами, расположенными на отдаленных островах, где "больше возможностей для уединения, сосредоточения". Большинство насельников обители пользуются мобильной связью, транспортом, современным оборудованием и практически не могут избежать встреч с посетителями исторического комплекса.

Однако на Соловецком архипелаге есть условия и для того, чтобы возникали скиты, и для примеров отшельничества. "То есть все образы монашеской жизни здесь должны постепенно развиться — не случайно Соловки называют северным Афоном", — говорит наместник Соловецкого монастыря.

Отшельников в строгом смысле на Соловках долговременно нет. По словам архимандрита Порфирия, "просто в отдельные периоды некоторые пробуют свои силы, а в скитах достаточно много людей — десятки".

Согласно заведенному порядку, человек, прежде чем посвятить себя отшельничеству, должен испытать себя в монастыре, затем отправиться в скит. "По большому счету, отшельничество, скит и общежительный монастырь не изолированы между собой, они взаимосвязаны. Так и происходит: человек уходит на более строгий образ жизни, потом возвращается к жизни в братстве, в котором другие добродетели, степени послушания, совместное проживание, и оно позволяет совершенствовать другие стороны личности и характера в общении с другими", — говорит архимандрит Порфирий.

Не фотографировать и не курить

Паломники и туристы временами проявляют излишний интерес к жизни братии и нарушают покой жителей скитов. Чтобы сохранить уединение, монахи стараются не выходить за пределы скита во время посещения островов группами паломников и туристов. Свои пожелания и замечания по соблюдению порядка они передают через информационные таблички и объявления, написанные простым и доступным языком: "Просим не оставлять ворота открытыми — не пускать лошадь в огород", "Сестры, не прикасайтесь к позолоте — стирается", "В связи с тем, что скит на острове Анзер является действующим, еще и еще раз просим и умоляем — не фотографировать и не снимать на видео насельников скита, приходить в приличной одежде (не полунагими), не курить, и т.д., что всегда запрещается в монастырях".

В начале ХХ века Соловецкие острова ежегодно посещали до 23 тысяч богомольцев из разных мест и сословий. В наше время на архипелаг приезжает более 30 тысяч человек в год, и местная администрация стала всерьез опасаться, выдержит ли инфраструктура такой поток посетителей.

Еще недавно обитатели скитов на Анзере пытались разводить коз, но паломники за летний период настолько приучали их к бутербродам и другой несвойственной для них пище, что потом животные отказывались от сена, и возникали трудности с их прокормом в зимний период. Теперь здесь предпочитают разводить кур и содержать лошадей.

Чтобы упорядочить вмешательство посетителей в хозяйство и природу, туристам здесь предлагают возродить добрую традицию. В XIX веке паломники привозили с собой на Анзер семена цветов, чтобы высадить их на Богородичном лугу — открытом солнечном месте на высоком холме посреди леса. Раньше на этом лугу росло множество видов садовых цветов, сейчас там сохранились только местные дикорастущие. Чтобы восстановить разнотравье, посетителям разрешают привозить и сеять семена люпинов, маргариток и других цветов.


Источник: http://tass.ru

__________________
См. по теме: 

Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100